Конспект Шарана. Как закалялся пластилин
Главный тренер «Александрии» Владимир Шаран не ищет внимания прессы и не играет на публику. Зато играет его команда, недавно поочередно одолевшая двух призеров минувшего чемпионата и уже превратившаяся в одного из фаворитов Премьер-лиги.
В бытность игроком заставший еще союзное первенство, с «Динамо» противостоявший знаменитой «Барсе» Йохана Кройффа, забивавший за «Днепр» в Кубке УЕФА и бравший национальную «бронзу» с «Карпатами», Шаран по окончании активной карьеры сходу переквалифицировался в тренеры. Набивал шишки в Кривом Роге, Кировограде, Львове, а свою команду нашел в Александрии. Принимал ее дважды и оба раза выводил из первой лиги в УПЛ. На сегодня клуб из районного центра – двукратный участник квалификации Лиги Европы и претендент на украинский пьедестал.
В «Александрии» нет звезд, и именно тренер – самое сильное ее звено. В чем же его феномен? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в высказываниях Владимира Шарана – о своей команде, собственном опыте, уроках коллег и неотложных футбольных истинах.
О целях на сезон. Главной задачей для нас было попасть в первую шестерку. Это было озвучено при подписании моего нового контракта. Ребята прибавили, собрались, пришло понимание того, что от них требуют. Но мы не могли предположить, что после четырех туров будем идти первыми, да еще без пропущенных голов. В раздевалке они смеются – веселит тот факт, что сейчас клуб занимает вторую позицию и пребывает в зоне Лиги чемпионов. Я же на это внимания не обращаю.
О мотивации. Когда футболисты противостоят «Шахтеру», «Динамо» или «Заре», я вижу особый настрой, хотя мы делаем все возможное, чтобы максимальным он был всегда. Да, игроки каждый раз сражаются на поле и действуют самоотверженно, но все равно лучше себя проявляют с теми командами, которые на голову сильнее нас.
О победе над «Динамо». Спасибо ребятам за их усилия и дисциплину. Президенту – за то, что поверил в меня и футболистов. Работникам клуба, которые подготовили поле, – ведь погода могла сказаться на игре... Для нас это важный и исторический успех. После таких побед, как эта или как прошлогодняя – над «Шахтером», желание работать только возрастает.
О знаковых фигурах «Александрии». Их просто нет. Делаем упор на коллектив. Никто слишком не выделяется, все пахари, хорошо готовы физически. На поле бьются, а техникой особо не удивляют. Для меня главное, чтобы в команде был характер. Если характера нет, это – не команда.
О кадровых приоритетах. Слаженная игра и дружная атмосфера в коллективе – основополагающие факторы, связанные друг с другом. Подбирая футболистов, первым делом обращаем внимание на их человеческие качества, а уже потом оцениваем уровень мастерства. А наши возрастные исполнители – капитан Андрей Запорожан, вице-капитан Василий Грицук, Юрий Панькив и Алексей Довгий – являются тем костяком, который задает тон не только на поле, но и за его пределами.
О болельщиках. В прошлом сезоне мы долго не могли выиграть, потеряли шансы попасть в первую шестерку, и я был очень удивлен отношением к команде болельщиков. Александрия – городок маленький, здесь часто узнают на улице. Даже когда ходили слухи о моей отставке, люди нас всячески поддерживали. Словами не передать, насколько это было приятно. И вот теперь в городе хотят «бронзу».
О первых шагах в футболе. Я доволен своей карьерой, тем более что до тринадцати лет я футболом толком не занимался и не знал, что такое тренировки. Лишь потом, после седьмого класса, оказался в львовском спортинтернате. Поначалу приходилось очень сложно, не хватало «физухи». Однако вытерпел.
О переходе на взрослый уровень. Мне только-только исполнилось 18, когда я впервые сыграл в стартовом составе «Карпат». Прекрасно помню дебют в официальном матче – на следующий день после своего дня рождения. Борис Андреевич Рассихин доверил мне место в «основе». Мы выиграли у таллиннского «Спорта» – 1:0.
О трансфере в «Динамо». Я попал в Киев, по сути, имея за плечами лишь успехи на юношеском уровне, – выиграл «золото» чемпионата Европы, «бронзу» чемпионата мира. Очень хотел играть в «Динамо». После я провел хорошие зрелые годы в «Днепре» и «Карпатах», но киевский клуб всегда оставался для меня чем-то особенным.
О киевской зарплате. Мы получали по тысяче долларов. Для того времени – хорошие деньги. Это сейчас такая цифра кажется смешной. А когда клуб возглавил Григорий Суркис, финансовое положение еще больше стабилизировалось. Футболисты стали получать нормальные деньги, у «Динамо» появилась инфраструктура, начала строиться база.
О победе над «Барселоной» в 1993-м. Это был особенный матч. После перерыва я заменил Шматоваленко, играл на позиции левого защитника. Тогда уже счет был 3:1 – Шкапенко с Леоном сделали игру. Конечно, не обошлось и без везения, но заслуга тренера Фоменко в той победе очень велика. Тактика была выбрана грамотно – испанцам не помогло даже удаление Мизина в первом тайме. Спустя годы не верится, что мы одолели саму «Барселону».
О Гвардиоле (в ноябре 2008-го). Я с ним пересекался на поле несколько раз. Величайший игрок. Вроде незаметный, а такой объем работы выполнял! Всегда играл в одно-два касания. Не сомневаюсь, что он станет отличным тренером. Он начал в «Барселоне» с поражения от «Нумансии», и многие прочили ему скорую отставку – дескать, слишком молод для такой команды. Нет, ему по силам справиться со звездным составом. Он грамотен, и с выдержкой у него все в порядке.
О несостоявшемся отъезде в Германию. Немецкий тренер Бернд Штанге после ухода из «Днепра» трудоустроил за границу Скрипника, Полунина, Паляницу. Я же мог оказаться в «Санкт-Паули». Они планировали подписать меня или Николая Писарева, и остановились на Коле, поскольку тот первым прибыл в распоряжение клуба. Был еще вариант – то ли с «Айнтрахтом», то ли с «Нюрнбергом». Но теперь уже я отказался. Я так и сказал Штанге: за границей играть не смогу. Украина для меня – родная страна, и только в ней я чувствую себя как рыба в воде.
О переходе на тренерскую работу. Я не представлял себя вне футбола, понимал, что обязательно останусь в нем, потому все произошло само собой. Я живу, чтобы работать, а не работаю, чтобы жить – так меня учили многие мои тренеры. В первую очередь, Геннадий Костылев, готовивший юношескую сборную СССР. Кроме того, всегда с теплотой вспоминаю Анатолия Пузача, Льва Броварского, Михаила Фоменко, Йожефа Сабо. У каждого что-то почерпнул. Но тренировочный процесс, обучение тактическим схемам, психологическая подготовка – это у каждого свое, и я не могу сказать, что наследую кого-то из своих учителей.
О первом тренерском опыте. В «Кривбассе-2» я делал лишь первые шаги в качестве наставника, одновременно получая «А-диплом». Во второй лиге было интересно, команда состояла исключительно из ребят двадцати лет и младше, шла шестой. Но потом в процессе внутриклубной реорганизации была ликвидирована.
О недолгой работе в «Закарпатье». Если руководителям клуба нет дела до команды, дать результат невозможно. Будь на моем месте Луческу, он бы тоже не помог. Уже после моего увольнения руководство «Закарпатья» предлагало вернуться в Ужгород, но я не захотел.
Об увольнении из «Карпат». Еще до подписания контракта передо мной была поставлена определенная задача, и президент у меня тогда спросил: «Ты сможешь это сделать?» Я ответил: «Легко». И не смог. Ни к кому никаких претензий – сам виноват. В «Карпатах» у меня не горели глаза так, как это происходит в «Александрии». Не было уверенности. Я был попросту не готов – постоянно переживал, боялся что-то сказать, колебался, определяя состав. Мне и Петр Дыминский сказал, что не слишком-то хотел видеть меня у руля. Это была инициатива других людей… Когда он говорил: «Ты – пластилиновый тренер», то был прав. Поначалу обижался, но со временем многое понял, переосмыслил. Проведенные в «Карпатах» месяцы пошли на пользу. Можно сказать, Дыминский меня закалил.
О расставании с «Александрией» в 2011-м. Президент Николай Лавренко меня поддерживал – так же, как и тогда, когда мы выходили в Премьер-лигу. В летнее межсезонье я надеялся, что клуб приобретет одного-двух игроков. Сказали потерпеть до зимы. Вот я и дотерпел… В «Александрии» хотели, чтобы я остался работать... в должности спортивного директора (смеется). Я, разумеется, отказался.
О финансах. Все знают, что зарплаты у нас – не самые высокие. Однако, не обещая заоблачных сумм, наш президент Сергей Кузьменко честно выполняет свои обязательства. Поддерживает команду словом и делом. Стабильно, день в день, без отсрочек. Стремясь к победе в каждом матче и добиваясь положительного результата, футболисты исправно получают премиальные. В 2015-м мы дали бой «Шахтеру», забили, играя вдесятером, и хотя минимально уступили, команда не осталась без бонусов. Президент сказал, что своей самоотдачей она их заслужила. Видя такое отношение к себе, ребята и к своим обязанностям относятся соответственно.
О легионерах. Я не против приглашения иностранцев, просматриваю их. Однако если уж брать, то тех, которые будут выделяться. Игроки по-настоящему высокого уровня в Александрию не поедут. Дело не только в финансовых запросах. Город у нас специфический, небольшой. Даже не все украинцы могут привыкнуть. Конечно, это не какое-то убитое место – все нормально, аккуратно. Однако соблазнов и развлечений, как в том же Киеве, нет.
О судействе. Не думал, что снова придется вспоминать инцидент с удалением Артема Ситало, но сегодня я узнал, что ему дали бан еще на одну игру. В матче «Динамо» – «Лацио» был похожий эпизод: итальянец наступил Беседину на ногу, но не получил даже желтой карточки. Остается только смириться, но я уяснил, что справедливости в украинском футболе мало. Может, это я ничего не понимаю? Может, это какая-то карма? Не знаю, кто работает в КДК, но там все решает один человек, а другие обязаны его поддерживать. Существует такая поговорка: «Ворон ворону глаз не выклюет».
О жесткости и грубости. Доволен тем, как мы действовали против «Шахтера», как встречали его футболистов. Возможно, это было неожиданностью для соперника. У таких команд тяжело отбирать мяч, и мы работали жестко. Однако прыжков сзади не было, я запретил. Перед матчем напомнил, что людям еще в Лиге чемпионов играть.
Об уходе из «Александрии» Коломойца. Юрий не захотел продлевать контракт, решив искать лучшие варианты продолжения карьеры. Что ж, обратной дороги нет. Пока я в команде, его в ней не будет. Если человек не хочет играть в «Александрии» – это его право. Но и у меня есть свои тренерские принципы.
О выборе состава. Я убежден, что хотя бы за день до матча состав команды нужно знать, наигрывать выбранную основу под соперника и соответственно строить тренировку тактического плана. Определять состав в день матча – неправильно. Конечно, могут быть субъективные причины – человек, в конце концов, может заболеть. Но это – исключения.
О персональной похвале. Я могу говорить о том, что доволен действиями команды, но выделять кого-то не привык. Я знаю своих ребят: стоит кого-то похвалить – в следующем матче его на поле не будет.
О «своей» команде. Мне кажется, каждый тренер, работающий в команде восемь лет, пусть и с паузой в полтора сезона, может назвать ее своей. Я пробовал себя в «Карпатах», однако расстался с ними уже через три месяца, ненадолго задержался в «Закарпатье». Как видите, сравнивать особо не с чем. Но если люди в Александрии удовлетворены моей работой, значит, можно смело говорить, что это – моя команда.
О работе в России. Футболист должен ценить каждое предложение. Я и сам согласился бы, если бы позвали в другую страну, и если бы это позволило качественно обеспечивать мою семью. Но понятно, в Россию бы я не поехал. Куда-нибудь, но не туда. А футболисты… Пусть каждый выбирает сам.
О посте. Я верю в Бога и знаю, что воздерживаться от пищи важно, но в то же время работа тренера отнимает столько сил, что если бы я постился, то полностью потерял бы здоровье. И так засыпаю только под утро, давление высокое…
Об удовлетворении. Для меня, как для тренера, самое главное – испытывать удовлетворение после матча. Чтобы болельщики – и на стадионе, и возле телеэкранов – были довольны игрой и результатом. Живу мгновениями радости, которые присутствуют у нас после финального свистка в раздевалке, а в последующие дни сохраняют хорошее настроение.
По материалам СМИ
***
Владимир ШАРАН
Родился 8 сентября 1971 года в г. Марьямполь Ивано-Франковской области.
Воспитанник ДЮСШ г. Бурштын (первый тренер – М.С. Сит) и Львовского спортинтерната.
Игровое амплуа – полузащитник.
Игровая карьера: «Карпаты» (1989-91, 98-01), «Динамо» (1991-94), «Днепр» (1994-97), «Львов» (1999), «Полиграфтехника» (2001-03).
Провел 1 матч за национальную сборную Украины (1995).
Чемпион Европы U-18 (1990), бронзовый призер чемпионата мира U-20 (1991).
Чемпион (1993, 94, 95) и обладатель Кубка Украины (1993).
Тренерская карьера: «Кривбасс-2», «Кривбасс» (мол.) (2003-04), «Зирка» (2005), «Закарпатье» (2007-08), «Александрия» (2010-11, с 2013-го), «Карпаты» (2012).
6 грудня 2018 13:40