Как-то один известный польский тренер подумывал над тем, чтобы дать шанс молодому игроку. Его помощник к такой идее отнесся скептически, мол, парень еще зеленый, не справится с давлением. Наставник посмотрел на него укоризненным взглядом и отрезал: «Если бы я боялся рисковать, быть может, твое появление во взрослом футболе состоялось гораздо позже».
Этот эпизод имел место в краковской «Висле» в сезоне-2000/01. Известный тренер – это Орест Леншик, его помощник – Вальдемар Форналик, чей профессиональный дебют состоялся в «Рухе» из Хожува в 1983 году под руководством Леншика, поучиться у которого было чему.
Вообще, семья Форналика не может похвастаться большими футбольными традициями. Вальдемар в ней стал первым, кто проложил путь в большую игру. Его отец Людвик выступал в аматорских коллективах.
Вальдек дебютировал на профессиональном уровне в качестве опорного полузащитника в выездном матче против «Стали» из Мелеца. Задание у него, на первый взгляд, было довольно банальным – опекать Владзимежа Циолека. Но учитывая, что футболист из Валбжиха слыл одним из лучших дриблеров Польши, никто особо не возлагал больших надежд на новичка. И зря! Форналик, празднующий два дня спустя свое 20-летие, проделал огромный объем работы и выиграл дуэль у своего соперника. Именно эта трудоспособность и стала его визитной карточкой на протяжении всей последующей карьеры. Кстати, в том матче «Рух» праздновал победу 1:0 и в итоге финишировал на третьем месте. А местная пресса назвала это самой большой сенсацией в чемпионате.
Доверие Леншыка стало для Форналика одним из определяющих уроков. Но самое главное, что он почерпнул от своего эксцентричного наставника, – это профессиональный подход к работе. Вот что-что, а филонить Вальдемар никогда не позволял ни себе, ни своим подопечным во времена работы в «Гурнике», «Амике», «Одре», «Полонии», «Видзеве» и «Рухе». А то, что в национальной команде его требования к себе и игрокам возросли, это даже и не обговаривается.
Самое главное в работе тренера – упорный труд. Если специалист забьет голову другими вещами, такими как финансовые проблемы, организационные вопросы клуба, то перестанет уделять должное внимание тому, что является наиболее важным для нас – тренировочному процессу, благодаря которому команда выходит на пик формы.
Мы должны быть только тренерами и концентрироваться лишь на своих обязанностях. Я думаю, что это самое важное. Потому что, если в человеке просыпается меркантильный интерес, желание куда-то выгодно пристроить игрока, то в определенный момент теряется смысл ремесла. Твой труд – это твоя реклама.
Когда я встал у руля «Гурника», клуб испытывал финансовые проблемы, из него уходили футболисты. Я был начинающим тренером, и меня, признаться, мало интересовало, большая у меня зарплата или маленькая. Главную роль играло то, что у меня появилась возможность реализовать свой потенциал.
У клубов должна быть развитая инфраструктура. С устаревшими стадионами они обречены на посредственное существование. Мы живем в эпоху, в которой радовать поклонников самой игрой не достаточно. Болельщики хотят наблюдать за перипетиями на поле с комфортом. Они хотят сидеть на сухом сидении, быть защищенными от капризов погоды.
Передо мной поставлена непростая задача, на меня возложена большая ответственность. Я знаю, что польские болельщики многого ждут от сборной. Конечно, руководить национальной командой – великая честь для меня.
Я знал, когда Польский футбольный союз будет принимать решение [выборы тренера сборной], но на мой распорядок дня это никак не повлияло. Когда они обсуждали и голосовали, я косил траву у себя в саду! Что касается сборной, то двери в нее открыты для всех игроков без исключения.
Я не желаю вдаваться в подробности и объяснять каждый раз, почему вызвал тех или иных игроков. У меня одинаковые критерии ко всем. И если кто-то не попадает в заявку, на то имеются основания.
Я хочу, чтобы на атаку работала вся команда. Таким образом, мы бы смогли плавно переходить от обороны к нападению, и тогда бы не образовывался разрыв между Робертом Левандовски или иным нападающим и другими линиями. Бывает, что у нас впереди только двое футболистов, в то время как остальные все еще находятся в обороне. Идея в том, чтобы был баланс. Это для меня самое важное.
На ЕВРО-2012 соперники старались заблокировать наш правый фоанг, потому что там орудовал дуэт дортмундской «Боруссии». В настоящее время мы работаем над тем, чтобы у нас максимально заработал и левый фланг.
Я нераздражительный человек. Меня не выводят из себя даже глупые вопросы. Невежество – вот это больше задевает. В течение нескольких месяцев я привык к различным вопросам, и обескуражить меня чем-то очень сложно.
Раньше меня называли немедийным. Сейчас к этой теме уже не возвращаются.
Мы с тренерским штабом сборной стараемся всегда очень быстро и качественно поставить диагноз игре команды.
Каждый успех требует жертв. Возможно, мы свою уже принесли, растеряв немало очков, и теперь не наступим на старые грабли. Я убежден, что сборная будет прогрессировать.
Збигнев Бонек сказал, что команда сделала шаг назад. Его слова воспринимаю нормально. Иногда нужно сделать шаг назад, чтобы затем продвинуться на два вперед. Такой у нас народ, иногда нуждаемся во встрясках.
Наблюдая за игроками, я заметил, как они бьются и в товарищеских поединках. Ничего не имею против спаррингов, но вполне естественно, что официальные встречи мобилизуют больше сил.
Многие дают мне советы по тактике, рекомендуют вызывать или не вызывать того или иного игрока, но я должен быть осторожным. СМИ легко давать указания, в то время как я в ответе за каждое сказанное слово.
Журналистам и экспертам легко – им не приходится принимать решение. Они любят делать далеко идущие выводы, но последствий же от них нет.
Каждый солдат важен, если он верен своей армии и в состоянии ей помочь.
Игра в Харькове для нас – как последний шанс. Все поляки помнят неудачный матч в Варшаве с Украиной. Тогда она была на нашем месте, но победила. Вот и мы сейчас должны взять реванш. Три очка – самое важное для нас.