Конспект Шевченко. Не снижая оборотов
Для Андрея Шевченко, уже покорившего множество футбольных высот, четвертьфинал чемпионата Европы является не только новым достижением, но и очередным вызовом.
У руля сборной Украины Шевченко – без малого пять лет. За это время он задействовал более 30 новичков, кардинальным образом изменил лицо команды и добился с ней ощутимого прогресса – как в игре, так и в результатах. Чего только стоила одержанная осенью 2019-го победа над действующими чемпионами континента в матче, который «сине-желтые» провели с позиции силы.
Историческое попадание Украины в восьмерку лучших команд ЕВРО-2020 – еще один важнейший рубикон, который дает лишний повод отдать должное молодому тренеру и его непреложным принципам.
О концентрации. Я с рождения – спокойный и уравновешенный, сосредотачиваюсь на работе, а не на том, что ее окружает. Важно то, что мне предстоит сделать, и то, как это сделать наиболее качественно. В юности я, наверное, не пропустил ни одной тренировки «Динамо». Футбол был и остается моей жизнью.
Об уроках Лобановского. Валерий Васильевич научил меня требовательно и ответственно относиться к своей работе, научил, если хотите, культуре самоотверженного, старательного и продуктивного отношения к делу. Годы работы под его руководством открыли мне глаза на многие нюансы футбольной тактики и фактически сделали из меня настоящего футболиста. Благодаря ему коренным образом изменилось мое понимание и восприятие игры. Лобановский полностью изменил и меня самого, подтолкнув к самосовершенствованию. Помог уяснить, какое большое значение имеют образование, эрудиция, опыт и простое умение поддержать любой разговор.
О нагрузках Лобановского. Он требовал от нас максимума. Чем больше ты уставал, тем больше становились нагрузки. Он придумал множество упражнений. Например, так называемый смертельный подъем – рывки по наклонной поверхности (уклон – 15%/8,5 градусов). Блевали почти все, я – никогда. Кто не блевал – выходил в основе. Если блевали все, то в основе выходили те, кто блевал меньше. Я никогда не думал о том, чтобы сдаться. Мне нравилось работать. Мне это было необходимо.
О школе Анчелотти. Я очень много говорил о тактике с Карло Анчелотти. Когда я оказывался с мячом у ворот соперника, тут же просчитывал в голове минимум четыре – пять вариантов, как и куда мне нужно отправить мяч, чтобы он оказался в сетке. Мы разбирали каждую ситуацию, отрабатывали свои действия до автоматизма. В тактике «Милана» тех времен практически не было места для импровизации.
Об искусстве побеждать. Я что-то почерпнул у каждого из своих тренеров. У Лобановского, Анчелотти, Моуринью… У каждого из них было нечто свое специфическое и неповторимое. Но главное, что все они мне привили, – это искусство побеждать. Ты можешь быть отличным тренером или менеджером, но без побед ты будешь никто.
О политическом опыте. Попробовать себя в политике я решил сам. Пытался заниматься этим в течение пяти месяцев, но быстро понял, что это не мое. И тут же сказал: баста! Чтобы стать политиком, я должен был изменить своим принципам, а это не для меня. И дело здесь не в украинской политике, а исключительно во мне. В какой-то момент стало понятно, что лучше всего я смогу служить Украине, занимаясь тем, что хорошо знаю и умею – футболом.
О переходе от футболиста к тренеру. Сложнее всего было в начале. Когда становишься тренером сразу после окончания карьеры, трудно смириться с тем, что ты уже не играешь. Но я взял паузу, и потому мне не было полегче. Получил диплом, начал работу ассистентом. Все прошло достаточно гладко. Я уже не могу представить себя игроком. Я – тренер. И думаю как тренер.
О тренерских университетах. Я проходил стажировку в «Челси», «Милане» и даже в «Ювентусе». Затем была стажировка в Ньоне, в штаб-квартире УЕФА. Это был своего рода экзамен. Нас разделили на группы по семь человек, и к каждой из них прикрепили менеджера, который рассказывал нам о всех нюансах и секретах тренерской работы.
О работе с Фоменко. Я пришел в сборную как помощник главного тренера. Отвечал за определенный участок работы. Думаю, Михаил Иванович мне доверял. Мне тоже хотелось принести команде пользу. Общий язык с Фоменко мы находили. Я очень уважаю этого тренера. Все прочее никогда не буду обсуждать, потому что это будет неправильно с точки зрения тренерской этики. Решения Фоменко и ту работу, которую он проводил, критиковать не буду никогда.
О мечте. Я мечтал стать тренером сборной давно. Мне было очень тяжело отказаться от первого предложения возглавить команду в 2012-м, но я понимал, что пока не готов к такому шагу. Я работал над собой, накапливал знания, учился, анализировал. И когда предоставился новый шанс, я не раздумывал.
О давлении. Поначалу было довольно сложно к нему привыкнуть, но в итоге я приобрел иммунитет. Я научился находить баланс в собственных эмоциях. Если матч проигран, всегда нужно понять, почему это произошло. Работа над ошибками – лучшее лекарство от бессонных ночей.
Об игре и результате. Я не смотрю на результат. Для меня главное – это качество игры, ее составляющая. Выполнили ли футболисты поставленные задачи или нет? Могли ли они сыграть лучше?
О созидании. Рано или поздно мы обязаны были начать прививать нашей сборной созидательный стиль, в противном случае у нас не было бы будущего. Это даже не мое решение. Это решение современного футбола. Чтобы добиваться результата, команда обязана контролировать мяч. На контратаках можно достичь какого-то результата, но он не позволит двигаться вперед. Действуя только от обороны, выбивая мяч куда подальше в ожидании своего шанса, ты никогда не сможешь развить индивидуальные качества исполнителей. Мы должны дать им такую возможность, а уже потом обсуждать, готовы ли они к выполнению той или иной задачи.
О системе игры. По ходу матча мы можем менять схемы, но не систему игры. Это – главное. Мы можем проводить ротацию в полузащите и атаке. Мои игроки могут с легкостью менять позиции по ходу матча. Мы растем как команда, потому что лучше понимаем друг друга.
О требованиях к современному тренеру. Как и раньше, в основе успеха лежат результаты. Но сейчас мало просто побеждать. Нужно это делать ярко. Мало уметь, например, контратаковать. Нужно прессинговать, находить баланс, быстро переключаться между фазами игры, контролировать мяч. Болельщикам нужен красивый футбол.
О футбольной эволюции. Футбол сейчас требует от игроков куда больше, чем раньше. Современные футболисты редко закрывают одну позицию. Он универсальны, умны, сильны в тактике. Они должны читать игру, понимать, когда надо атаковать, а когда обороняться или контролировать мяч, когда обвести, а когда отдать. Чем отличается мастер от игрока среднего уровня? Он может быть намного слабее своих конкурентов физически, но его умение принять правильное решение перекрывает все. Футбол сейчас – это высококлассная партия в шахматы, особенно на больших турнирах вроде Лиги чемпионов или чемпионата мира.
Об игре защитников. У нас существуют определенные требования к игрокам обороны. В той конструкции, которую мы строим в атаке, защитники играют огромную роль. Именно они начинают наше наступление, отдают первые, важные передачи. Так что нас интересует не только умение игрока обороняться. Мы выделяем ошибки, которые допускаются в самой структуре защиты, в перемещениях, в понимании игры. Не забывайте, что наши требования – располагаться высоко. Мы не садимся в свою штрафную площадь, но постоянно акцентируем внимание на компактности.
Об ошибках на поле. Мне легко анализировать игру. У меня четкая картина сформирована уже по ходу матча. Просто необходимо немного времени, чтобы на 100% подчеркнуть некоторые детали, связать их в единое целое и точечно разобрать те или иные эпизоды. Нужно понимать, что на футбольном поле есть индивидуальные ошибки, а есть коллективные или тактические. И надо смотреть, в какой момент ошиблась та или иная линия. Когда люди начинают оценивать игру команды, ее тактический рисунок по каким-то индивидуальным промахам, это неправильно.
О резерве сборной Украины. Наш резерв – в отдельных эпизодах, которые мы не всегда доигрываем. В поиске индивидуально сильных нападающих, которые могут из ничего сделать гол или заработать пенальти. У нас есть хорошие исполнители на флангах атаки, но в любом случае мы должны быть сильны командной игрой, и в этом направлении работает наш штаб. Длинные забросы вперед в расчете на мастерство отдельных футболистов – для нас это неприемлемо. Это дело случая, а мы – за системность в игре.
О победе над Испанией осенью 2020-го. Я считаю, это не чудо, а достойно выполненная работа. Отличная реализация выбранного плана на игру. Это заслуженная победа. Мы даже не боролись – мы дрались! За каждый участок поля. Желание играть сыграло большую роль – иначе футболисты просто не сумели бы выполнить такой огромный объем работы! Чтобы достигать результата, надо с таким настроем выходить на каждый матч. И ребята об этом знают.
О лидерах и конкуренции. Любая команда зависима от своих сильных игроков и лидеров. Это нормально. Мы пытаемся проводить ротацию, даем другим футболистам возможность проявить себя, чтобы была конкуренция, и наши лидеры не чувствовали себя слишком уверенно. Если не будет конкуренции, то не будет и роста.
О кнуте и прянике. Как тренер я должен понимать, как работать с каждым из подопечных. Особенно это касается молодых ребят. Кто-то из них время от времени нуждается во встряске, а кому-то нужно просто помочь поверить в самого себя. Соответственно я должен уметь применять и кнут, и пряник.
О дистанции и панибратстве. Привык ли к Андрею Николаевичу? Это наша культура и наши традиции. В Украине к старшим обращаются по отчеству. В команде ребята в рабочем процессе называют меня Николаевичем, а в дружеской атмосфере те, с кем я еще выходил на поле, – просто Андреем. Общаемся нормально, на «ты». Никаких проблем. Хотя панибратства не допущу никогда. Понимание, что это тренер, а это игрок, должно быть у всех. А вне тренировочного процесса мы в равных правах. Тогда я прост и открыт для всех.
О дисциплине. Она для нас – ключевое организационное правило. Мы требуем порядка и собранности, опрятности и пунктуальности. Так играл я, так должны играть и ребята. За нарушениями последуют наказания. У меня нет неприкосновенных.
О микроклимате. Совсем не обязательно, чтобы все игроки дружили между собой. Они должны уважать друг друга, поддерживать дисциплину и быть заряженными на результат. Даже если и есть какие-то внутренние конфликты, они все должны решаться внутри. Это нормально, такие процессы должны быть.
Об индивидуальных беседах. Я много разговариваю с футболистами. Но в кабинет вызываю редко – только когда в этом действительно есть необходимость. Тренеру нужно донести свои идеи до ребят, дабы они с надлежащей отдачей воплощали их на поле. Футболисты всегда должны чувствовать поддержку со стороны наставника, а я стараюсь вселять в них уверенность и не показывать какую-то нервозность, даже если она есть. Диалог необходим – и не только по футбольным, но и по жизненным вопросам.
О натурализации футболистов. Натурализацией занимается государство, а не мы. Натурализация – зона ответственности игроков, их зона риска. Мы же работаем с украинскими футболистами – лучшими на данный момент. Никто никому не дает никаких гарантий.
О новом поколении. Нынешнее поколение совершенно другое, и тренер должен принять это. Тот же Дидье Дешам на конференции ФИФА в Лондоне уделил этому вопросу много внимания. Он говорил о том, что не запрещает игрокам и никогда не сможет запретить вести Твиттер, Фейсбук. У нынешнего поколения свои потребности, своя жизнь. Это нормальный процесс.
О клубных симпатиях. Мои симпатии не должны влиять на работу. Я начинал и заканчивал карьеру в «Динамо» – и не скрываю, что являюсь преданным болельщиком этой команды. Но к выбору игроков для сборной подхожу предельно прагматично: мне нужны футболисты, способные решать стоящие перед командой турнирные задачи.
Об ответственности перед болельщиками. Как бы ни закончился матч – вы всегда должны уходить с поля с чувством добросовестно выполненной работы, и тогда болельщики вас поймут и снова придут на стадион поддержать команду.
Об уважении к своей работе. Недопустимо, чтобы в национальной сборной у кого-то возникали проблемы с желанием выкладываться на полную. Я уже говорил: увижу такого футболиста – ноги его в команде не будет. Увижу даже не в игре, а на тренировке. Ребята об этом знают, когда-то мы с ними обсуждали данную тему после спарринга с Мальтой. Но те проблемы уже в прошлом. У меня в команде никогда не будут играть люди, которые не уважают свою работу.
О прорыве на ЕВРО-2020. Эти годы пролетели быстро, но на их протяжении ребята влюбились в ту идею, которую мы им предложили. И я очень доволен, как мы прошли этот отборочный цикл. Доволен футболом и отдачей, которые продемонстрировали игроки. Они сумели поднять планку очень высоко. Я свое обещание выполнил.
О работе над собой. В футболе ты постоянно должен что-то доказывать. Здесь не бывает отпусков, проходных игр, проходных сезонов. Если ты снизил свой уровень, то из ведущего игрока сразу же превращаешься в посредственность. Это все должны понимать и знать. Если ты хочешь быть хорошим игроком, если хочешь высоких результатов и достижений, если хочешь сделать свою карьеру успешной, ты должен каждый день себя заставлять.
О предстоящей игре с Англией. Всегда нужно иметь веру в свои силы. Веру и стойкость. Сборная Англии – мощная команда с классными исполнителями и отличной скамейкой запасных. Прекрасно понимаем, сколь тяжелый матч нас ждет. Но нам также известны наши сильные стороны. Мы уже показали на турнире характер и наши принципы игры, от которых не собираемся отходить. Это – наш фундамент.
О главном. Мой жизненный принцип заключается в том, чтобы, оглядываясь назад, можно было честно себе сказать: «Я сделал все, что было в моих силах». Вот это для меня главное.
По материалам СМИ
3 липня 2021 15:30