Ретро. О ландскнехтах, космополитах и безымянном ренегате Пушкаше
Наверняка главной сенсацией отборочного турнира к ЧМ-2022 в зоне УЕФА стало второе место чемпионов Европы – сборной Италии. Скуадра Адзурра уступила первенство швейцарцам, с которыми дважды сыграла вничью, при этом в обоих матчах не реализовав 11-метровые.
Антигероем стал Жоржиньо. В Базеле он пробил в голкипера на 53-й минуте, и на табло в итоге остались нули. В предпоследнем туре, в Риме, сюжет вышел еще более крутым: счет – 1:1, и удар выше перекладины на 90-й минуте, ставший решающим!
Теперь на повестке дня у Италии – мартовский плей-офф, где ей достался самый сложный путь, с потенциальным финалом против Португалии. Одной из этих команд не будет среди участников мундиаля в Катаре.
Промахи одного натурализованного бразильца на Апеннинах хотят исправить с помощью трех его соотечественников. Как поведал президент Федерации футбола Италии Габриэле Гравина, ассоциация намерена усилить сборную Луисом Фелипе из «Лацио», Рожером Ибанесом из «Ромы» и Жоао Педро из «Кальяри». Планируется, что уже весной они получат право надеть небесно-голубые майки.
● Этот промах новообращенного итальянца ЖОРЖИНЬО с пенальти в итоге не дал Скуадре Адзурре пробиться на ЧМ-2022 напрямую...
История эта стала поводом вернуться на 60 лет назад.
Футбольный мир жил тогда предвкушением финальных состязаний первенства планеты в Чили. Каждый из 16 финалистов искал собственные возможности и резервы для усиления, весьма пристально следя и за тем, как обстоят дела у конкурентов.
В одном из последних декабрьских выпусков советского еженедельника «Футбол», за полтора года существования набравшего неимоверную популярность и потому ставшего еще одним эффективным рупором пропаганды, вышла заметка «Ландскнехты и спагетти». Автор статьи – Геннадий Радчук – всего годом ранее перебрался на спортивную ниву с должности завсектором международной информации газеты «Лесная промышленность». И, видимо, не переставал держать под контролем «коварный зарубеж», донося до советского читателя ясную картину об «их нравах».
«Бывший игрок бразильской сборной Маццола (Альтафини) выступил недавно в печати со своим собственным мнением о составе сборной Италии на предстоящем чемпионате в Чили, – начал он свое обличение футбольных делков Запада. – Возникает вопрос, почему Маццола, который еще четыре года назад помогал бразильцам завоевать «Золотую богиню», ныне принимает столь горячее участие в судьбе Италии на чемпионате мира?
Известно, что после прошлого чемпионата мира Маццола, вступив в ряды футбольных ландскнехтов, подрядился забивать голы для итальянских клубов. Ныне он и ряд других зарубежных футбольных звезд, играющих в Италии, в соответствии с порядком, установленным ФИФА, получили право выступать не только за клуб, но и защищать цвета национальной сборной этой страны. Любопытно, что в отборочных матчах на первенство мира в составе сборной Италии уже играли бывшие аргентинцы Сивори, Анджелилло и Лойяконо, а также бразилец Маццола (Альтафини)».
● Двуликий Жозе АЛЬТАФИНИ. На левом фото – в сборной Бразилии чемпионского образца 1958 года, между ДИДИ и ПЕЛЕ. На правом – уже в сборной Италии, вместе с двумя другими «ориунди» – Антонио АНДЖЕЛИЛЛО и Омаром СИВОРИ
Практика привлечения под знамена Скуадры Адзурры заокеанских звезд была не нова. Два кряду титула чемпионов мира в 1930-х итальянцы выиграли не без помощи так называемых «ориунди» (на итальянском – уроженцы). Для переселенцев из-за границы (в основном из Южной Америки) отыскивались итальянские корни в третьем-четвертом-пятом коленах.
«Если закон позволяет им умереть за Италию, то почему они не могут сыграть за свою страну в футбол?!» – это восклицание тогдашнего наставника сборной Витторио Поццо стало своеобразным руководством к действию для ФИФА. Документы Международной федерации гласили, что футболист может сменить сборную не ранее, чем через три года со дня последнего выступления за предыдущую национальную команду. Но, например, Энрике Гуайта сыграл за Аргентину в феврале 1933-го, а спустя всего полтора года стал чемпионом мира как итальянец, сменив имя на Энрико. (Кстати, умирать-то за свою «новую родину» он не планировал, и как только Муссолини развязал военные действия в Африке, блуждающий форвард совершил еще один рывок через океан. И в составе аргентинской сборной стал победителем Кубка Америки-1937!)
Высший футбольный титул достался также его соотечественникам Раймундо Орси и Луису Монти. Последний стал единственным футболистом, участвовавшим в финальных матчах ЧМ в составах команд двух разных государств...
И если правила ФИФА насчет смены футбольного гражданства не стали категорически менее лояльными – то почему бы Италии, после Второй мировой войны на зеленых полях особых успехов не добивавшейся, не использовать «наработки» прошлого? 23-летний Жозе Жуан Альтафини (прозванный Маццолой еще на родине, а затем оставивший второе имя в честь погибшего итальянского нападающего) на тот момент исправно забивал в «Милане», старший на год Антонио Анджелилло с успехом атаковал ворота соперников «Ромы», а 26-летний чемпион Южной Америки 1957 года Омар Сивори в составе «Ювентуса» в том сезоне и вовсе стал обладателем «Золотого мяча» еженедельника France Football!
«Недавно официальный орган Английской ассоциации футбола «Ф. А. Ньюз» сообщил в передовой статье, что англичане намерены поставить этот вопрос перед ФИФА, – нашел Г.Радчук союзников в лице родоначальников футбола. – Английская ассоциация требует, чтобы «любой игрок, выступивший хотя бы раз в составе сборной, лишался права играть за сборную любой другой страны». Разумеется, как Испания, так и Италия «законно» оформляют выступления иностранцев в сборных. Ландскнехты меняют гражданство. Однако сия маскировка для людей, привыкших менять футболки и родину, носит чисто символический и отнюдь не обременительный характер.
Известный английский спортивный обозреватель Филип Шеридан заметил по этому поводу, что в Италии «каждый, кто сумеет более или менее вразумительно произнести слово «спагетти», уже становится стопроцентным кандидатом в сборную». «И если положение не изменится, – добавляет Шеридан, – то итальянцы без труда сумеют доказать, что и бывший центр нападения сборной Англии Гарри Хитченс (ныне выступающий за «Интер») имеет право играть за Италию, установив, что его родословное дерево берет свое начало от одного из римских легионеров, высадившихся на Британских островах еще во времена Цезаря».
● Ладислав (Ласло, Ладислао) КУБАЛА провел три матча за сборную Венгрии, шесть – за Чехословакию и 19 – в составе команды Испании
Любопытно, что более привычное нам в данном контексте слово «легионер» в статье упомянуто лишь однажды. Зато вовсю эксплуатируется понятие «ландскнехт»: видимо, название немецких наемников эпохи Возрождения должно было подтолкнуть начитанного советского болельщика к мысли о том, что массовые футбольные «переселения» – путь назад, в средневековье.
«Первенство мира должно быть честным поединком национальных сборных, и вряд ли это крупнейшее соревнование выиграет от привнесения нравов, усиленно насаждаемых теми, кто давно рассматривает футбол с точки зрения бизнеса», – закончил свою политинформацию Геннадий Радчук.
«Геннадий Иосифович Радчук, столп редакции, без него ее и не представишь. Вся его жизнь – редакция. Другие могли себе позволить отвлечься, что-то запамятовать, а он не отвлекался и все помнил, – так характеризовал коллегу многолетний редактор еженедельника «Футбол–Хоккей» Лев Филатов. – Более четверти века Радчук снабжает читателей футбольной «иностранщиной», и очень многое, что мы знаем, сообщено, внушено и растолковано им».
Радчук – автор нескольких книг о спорте. Именно он работал спецкорром от «Футбола–Хоккея» и «Советского Спорта» на финальном поединке Кубка обладателей кубков 1975 года, описывая для читателей победу киевского «Динамо». После ухода Л.Филатова на пенсию в течение года был «и.о.» главного редактора еженедельника.
А в мир иной ушел 61-летним, через несколько дней после того, как единственный в истории президент СССР Михаил Горбачев в прямом эфире отрекся от власти. Не довелось ему творить в новых реалиях, где и бизнес, и натурализация в футболе стали вещами повседневными. Где в сборной России будут играть бразильцы и немцы. Где ФИФА таки ужесточит правила смены футбольного гражданства, но где по-прежнему находится место ландскнехтам, окончательно переименованным в легионеров. Достаточно привести примеры Тьяго Мотты (Бразилия – Италия), Диего Косты (Бразилия – Испания), Валона Бериши (Норвегия – Косово) или Павла Пашаева (Украина – Азербайджан).
● Павел ПАШАЕВ дважды выходил на поле в матчах национальной сборной Украины, но с 2015 года защищает цвета футбольного Азербайджана
К слову, согласно самой свежей редакции правил ФИФА, футболист может сменить спортивное гражданство только при одновременном соблюдении следующих критериев:
– он вышел на поле в официальном матче за сборную «А» по любой разновидности футбола;
– в момент своего дебютного матча за сборную «А» он уже имел гражданство той ассоциации, за которую теперь хочет выступать;
– на момент последнего матча за прошлую ассоциацию ему было меньше 21 года;
– общее количество матчей за сборную «А» как официальных, так и товарищеских, не превысило трех;
– с момента последнего матча за сборную «А» прошлой ассоциации прошло не менее трех лет;
– он никогда не играл за сборную «А» в финальных турнирах ЧМ или континентального первенства.
Тяжело было бы нынче отыскать лазейки для Альтафини с Сивори, не говоря уже о таких персонах, как Ладислао Кубала или Альфредо ди Стефано, сыгравших за национальные команды трех стран!
Знаменитый форвард «Реала», кстати, в статье Г.Радчука также упоминается.
«Подобная практика все шире распространяется в Испании. Так, в отборочных матчах с Марокко в составе испанской сборной выступали три ландскнехта – аргентинец ди Стефано, уругваец Сантамария и ренегат Пушкаш».
Этот абзац я специально вынес из текста, строки выводят на новую обширную тему, ради которой (читайте между строк!), возможно, и был опубликован весь материал. В рубрике «Ретро» я уже однажды вспоминал о том, как в советских СМИ того времени относились к мадридскому клубу – футбольной гордости франкистской Испании. Сегодня уместно слегка «персонифицировать» тот опус.
Ренегат – лицо, перешедшее из одного вероисповедания в другое; в переносном смысле – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников, отступник, изменник. Ференц Пушкаш стал таковым, найдя в «Реале» политическое убежище после событий в Будапеште 1956 года.
В тему! Как Пражская весна оставила киевское «Динамо» без Кубка чемпионов
Королевский клуб, ассоциировавшийся с фашизмом, стал для «советов» еще более ненавистным. Но, как назло, именно он безоговорочно доминировал на футбольных полях Европы, выиграв пять Кубков чемпионов из пяти! С этим нужно было что-то делать.
«Пять побед «Реала» – факт огорчительный, ибо он знаменует дальнейшее проникновение в европейский футбол торгашеского духа, ничего общего со спортом не имеющего, – можно прочесть в материале еженедельника «Футбол» за июнь 1960 года, эрзац-обзоре очередного розыгрыша Кубка чемпионов. – Половина триумфаторской испанской команды состоит из привозных «звёзд». Пятикратное владение одной космополитической командой Кубком убивает интерес к этому соревнованию. Бельгийские журналисты горько шутят: «Оставим этот большой кусок серебра навсегда сеньору Бернабеу, и пусть он нам не мешает проводить розыгрыш Кубка»...
Нам интересно узнать, чьими ногами загребает жар господин Бернабеу.
Хребет команды – центрфорвард ди Стефано, центральный защитник Сантамария и вратарь Домингес – составляют южноамериканские «сверхзвёзды». На правом краю нападения играет купленный только в прошлом году бразилец Канарио, а на другом крыле на месте инсайда стоит пользующийся дурной славой венгерский ренегат Пушкаш.
Пять из одиннадцати. Может ли эта команда называться мадридской? И причём тут Кубок европейских чемпионов?»
● Президент «Реала» Сантьяго БЕРНАБЕУ и главная звезда его команды начала 1960-х – Альфредо ДИ СТЕФАНО
Автор агитки – Беник Бекназар-Юзбашев, будущий главный редактор Агентства печати «Новости» (АПН), одного из основных рупоров советской пропаганды. Припечатал зажравшихся фашистов со всей революционной прямотой, задав тон и даже подкинув последователям несколько обязательных к ретрансляции клише. Про «ренегата», скажем.
На фамилию «Пушкаш» в советской прессе был наложен запрет. Именно венгерский форвард забил четыре из семи мячей «Реала» в финале Кубка чемпионов-1960 против немецкого «Айнтрахта» (7:3). Но на страницах «Советского Спорта» этот «покер» остался... безымянным.
«Испанские футболисты полностью доминируют, но успеха добиваются лишь за несколько секунд до свистка на перерыв», – так описан первый гол Пушкаша. Второй: «Против точно пробитого одиннадцатиметрового Лои бессилен». Третий: «Точный навес на ворота, и «Эйнтрахт» в пятый раз начинает игру с центра поля». И – последний результативный удар: «Несколько точных передач, и счет – 6:1».
Любопытно, что ди Стефано, в той же встрече оформивший хет-трик, персонально упомянут в каждом из своих голевых эпизодов!
В тему! Как советская пресса террористов поощряла
Аналогичным образом был преподан и отчет о финале 1962 года, когда Пушкаш трижды отличился в дуэли с «Бенфикой». Даже трудно себе представить, как бы выкручивались «Футбол» и «Советский Спорт», если бы венгр все-таки получил в один из звездных сезонов вполне заслуженный им «Золотой мяч» от France Football. Возможно, написали бы, что самая престижная индивидуальная награда стала добычей толстосумов. И – объявили бы продажному референдуму бойкот.
Вдвойне любопытно, что было бы, если бы признание гения Пушкаша состоялось накануне лауреатства Льва Яшина.
● Год 1963-й. Матч, приуроченный к 100-летию футбола. Против команды Англии сыграла эта сборная мира. В желтом свитере – Лев ЯШИН. Крайний слева – Ференц ПУШКАШ. Сидит с вымпелом Альфредо ДИ СТЕФАНО
Советскому вратарю пришлось сыграть в одной команде с «ренегатом» в том самом 1963-м, когда Лев стал лауреатом «Золотого мяча», в том самом поединке, который столь магически подействовал на участников референдума – приуроченном к столетию футбола матче-спектакле между сборными Англии и ФИФА.
Бомбардир «Реала» вышел на поле «Уэмбли» сразу после перерыва, заменив португальца Эусебиу, наряду с голкипером Шошкичем (заменил Яшина), защитником Эйсагирре и полузащитником Бакстером. «Советский Спорт» и «Футбол–Хоккей» в отчетах участие Пушкаша проигнорировали. По инструкциям действовал и телекомментатор Николай Озеров, ведя репортаж из Лондона: в его «интерпретации» Пушкаш был просто «десятый номер сборной мира»...
25 грудня 2021 17:00