Дрозденко: «Мемуарам больше не доверяю»
Его имя хорошо известно в футбольных кругах Украины. Он много лет верой и правдой служил родному «Шахтеру» и в качестве игрока (был капитаном команды) и в качестве тренера, занимая самые разные посты. Не найдя общий язык с голландским руководителем Академии донецкого клуба Хенком ван Стее, Алексей Митрофанович Дрозденко перешел на работу в другой донецкий клуб «Олимпик», где плодотворно отработал пять лет, возглавляя детско-юношескую школу этого клуба.
Сейчас он на заслуженном отдыхе, но, несмотря на солидный возраст (28 февраля отметил свой 73-й год рождения) Алексей Митрофанович внимательно следит за всеми футбольными событиями, его можно увидеть на стадионах Донецка во время матчей местных команд, он с удовольствием делится своим колоссальным опытом, читая лекции молодым коллегам, занимающимся детско-юношеским футболом.
А еще Алексей Дрозденко отличный собеседник и рассказчик. Нам не хватило и четырех часов, чтобы обсудить все темы. Кстати, он имеет свои собственные взгляды на воспитание юных футболистов, которые готов отстаивать с любым собеседником. И имеет на то право… l
Историческая справка.
Родился 28 февраля 1941 года в городе Чистяково (ныне Торез) в Сталинской (ныне Донецкой) области. Первый тренер А.В. Кириченко. Первая команда – КФ шахты «Волынская». В 1961 году по приглашению знаменитого тренера О.А.Ошенкова был зачислен в команду «Шахтер» (Донецк), за которую выступал 11 лет, проведя 165 официальных матчей.
Дебют в основном составе состоялся 8 сентября 1962 года. В домашней игре с «Жальгирисом» заменил капитана команды Владимира Салькова. Горняки тогда выиграли 6:0.
Игровое амплуа – защитник.
После окончания карьеры активно занимался тренерской деятельностью. Входил в тренерские штабы Виктора Носова, Валерия Яремченко, Анатолия Бышовца, Виктора Прокопенко. Короткий период времени был исполняющим обязанности главного тренера «Шахтера». Много лет готовил резерв для «Шахтера», занимая самые разные посты (директор школы, завуч). С 2008-го по 2013-й работал в ФК «Олимпик».
Мастер спорта СССР, заслуженный тренер Украины.
Часть первая. Жесткий разговор о прессе и не только
– К мемуарам я сейчас отношусь совсем по-другому, хотя в свое время очень много их читал. Как-то довелось прочитать воспоминания одного известного человека, с которым довелось играть вместе, и которого уже нет в живых. Так вот он описывал события, свидетелем которых был и я. И я увидел, что все не так было на самом деле. Он говорил о тех вещах, которые ему были известны со слов других людей, хотя сам он не был участником того, о чем шла речь. И тогда я подумал о том, что может все мемуары, так пишутся…
Любой человек может что-то забыть или что-то приукрасить. А журналист может добавить что-то просто от себя. Поэтому я стараюсь быть очень аккуратным в своих интервью. Всегда задаю себе вопрос, а зачем это нужно? Что оно дает? Хотел кто-то чему-то научиться или использовать это в своей профессиональной деятельности?
– Недаром говорят, что лучше учиться на чужих ошибках... И почему не познакомиться с опытом того, кто имеет огромный опыт в той иной сфере деятельности. В данном случае в футболе?
– Задавать вопросы нужно для того, чтобы получать на них ответы. Правильные ответы. А то, как в анекдоте: «Ну, ты и сказал! А в ответ: «Ну, ты и спросил?». Знаешь, я порой задумываюсь о том, что некоторые воспоминания приносят не пользу, а вред, особенно молодому поколению.
Взять недавнее интервью, которое было широко растиражировано в прессе очень уважаемого мной, блестящего в прошлом футболиста Вити Серебряникова. Скажу честно, мне было противно это читать. У меня есть очень серьезные претензии к тому журналисту, который все это написал…
Ведь надо понимать и почтенный возраст, и состояние человека, с которым беседуешь. Мне кажется то, что было опубликовано, было сказано под градусом. Это мерзкая провокация! Так были оскорблены футболисты и тренеры, которые прославляли советский и украинский футбол в шестидесятые и семидесятые годы. Поверь, я хорошо знал всех тех, о ком шла речь в той статье. Вранье полнейшее! И сам себя Виктор Петрович унизил благодаря вот такому, язык не поворачивается сказать, «интервью».
– Вы знаете, Алексей Митрофанович, я его фирменные штрафные до сих пор помню. Сейчас так забивают Месси и Роналду, которых по праву считают лучшими футболистами мира.
– В начале своей тренерской работы всегда ставил Витю Серебряникова в пример. Говорил: «Ребята, смотрите! Как он натренировал свои знаменитые удары». Словно рукой забрасывал мячи в «девятки». Я не видел, как он это тренировал, но абсолютно уверен, что такое возможно только при кропотливой каждодневной работе. Причем все это делалось, после окончания основных тренировок.
Я внушал ребятам: «Работайте, трудитесь, и вы будете делать то, что делает Серебряников». Думаю, что если они сейчас прочитали то пресловутое интервью, то подумали: «Как же нас дурачил Дрозденко, рассказывая о его трудолюбии, ведь оказывается Серебрянников был пьяницей. А нам его в пример ставили». Получается, что в футбол тогда играли алкаши, которые только и делали, что бухали и продавали друг другу игры!
– Увы, подобные материалы часто можно прочитать.
– Читаю интервью Йожефа Сабо, где он говорит об «алкоголиках» Валерии Воронине и Льве Яшине. Это ведь величайшие футболисты, которых знал весь футбольный мир и сам Сабо в том числе. Оказывается, что они пьяницы!
Как же после этого можно учить молодых пацанов, если говорят и пишут, что Яшин с утра до вечера выпивал и пачками курил папиросы. А еще одного великого как размазали – я имею в виду Стрельцова. Насильник, пьяница… И Великого Козьмича – Валентина Иванова – тоже прилично «поливают» современные мемуаристы. Зачем? Кому это нужно?
Бесит появление такой «замечательной» рубрики «Футбол и алкоголь». С ума сойти! Оказывается, величайшие Виктор Маслов и Валерий Лобановский тоже любители «зеленого змия». И сколько еще имен называют эти «знатоки» футбольной истории.
Чтобы наш футбол двигался вперед, нужно говорить о его проблемах и недостатках, о путях их преодоления. Ведь то обгаженное поколение, на всякий случай в 1966-м году стало призером чемпионата мира, а еще трижды играло в финальных матчах чемпионатов Европы. О таком нынешним футболистам и мечтать не приходится. Второй раз подряд мы пролетаем мимо чемпионатов мира, а в финальном турнире Европы сыграли один раз, но не благодаря тому, что прошли отбор, а за счет завоевания нашей страной право провести финальный турнир. Да и то из группы не вышли…
– Жаль, конечно. Давайте все-таки больше о самом футболе.
– Для начала о подготовке резерва в нашем футболе. Вот сейчас создано много Академий, а проблема воспитания отечественных игроков стоит остро. Легионеров много, но отнюдь не все они высококлассные игроки. Вот пишут, что раньше все было плохо. Так ли?
Как было тогда? Были группы подготовки при командах мастеров и тренеры, которые там работали, в том числе и в «Шахтере». Воспитывали хороших футболистов: Дегтерева, Звягинцева, Чановых, Дудинского… Кстати, сколько ребят пришло из областных команд.
– Дрозденко например?
– Было дело. А еще Петров, Горбунов, Ребров, Варнавский, Соколовский. Тут перечислять можно очень долго. А сейчас этого нет. Почему? Давай проанализируем.
Начну с личного примера. Я гонял мяч во дворе в родном Чистяково. Потом играл в шахтной команде, куда пробился со второй попытки. Туда, кстати затащил друг, который был на пару лет старше. Что ценного в этой информации? То, что я всегда вспоминаю первого тренера, который, правда, не сразу разглядел во мне задатки футболиста. Это Кириченко Александр Васильевич. Я не скажу, что он был выдающимся тренером, но он меня многому научил, и главное, что я до сих пор это помню. Это плюс. А обиды на него у меня не было, когда он меня отсеял. Ведь было где играть. Например, за горный техникум, куда я поступил. Да и других команд хватало. Это важно.
– А что, он вам сказал, когда все-таки принял в команду?
– Просто сказал, что сразу не оценил, не увидел, мол, такое бывает. К чему я об этом вспомнил. Это отличный пример для нынешнего поколения тренеров работающих с юношами. Приходит, скажем, на отбор 100 человек, отбирают 18, а остальных бракуют. Значит, они неперспективны. Но из тех 18 не факт, что будет толк. И за такое решение, на мой взгляд, поспешное, нужно отвечать. Ведь наверняка среди непринятых, были талантливые мальчишки, которые в силу каких-то обстоятельств, не смогли сразу проявить себя. А их забраковали…
Мне говорят, тогда было другое время. Да время другое, но меня отбирали в семнадцать лет, а сейчас отбор идет уже с шести лет.
– И что дальше делают забракованные?
– А дальше забракованный «Шахтером» Дима Хомченовский приходит в «Олимпик» и потом становится игроком национальной сборной.
Я не имею права обвинять никого. Просто скажу, что в шесть лет невозможно оценивать перспективы мальчишки. По каким критериям вы их определяете эти перспективы? Насколько они эффективны?
– И что делать?
– Пересмотреть все критерии отбора. Объясните мне, почему он происходит в шестилетнем возрасте? Почему забытые Пономаренко, Бикезин, опыт которых бесценен (хотя почему-то забыт), отбирали в тринадцать-четырнадцать лет и давали результат. Знаешь, я считаю, Петра Андреевича Пономаренко лучшим детским тренером. Таких результатов как он добивались не многие во всем нашем огромном советском футболе. А у него никто не учился, никто не интересовался его системой работы. Почему так происходит?
– Скажу, что я горжусь тем, что был знаком с этим великим тренером и очень скромным человеком. И знаю, что огромная армия его воспитанников вспоминает Пономаренко с огромной благодарностью. И не только те, кто стал большими игроками.
– Знаешь, когда я говорю о Пономаренко, нынешние тренеры, мне отвечают: «Что вы сравниваете? Тогда было другое время!».
– А вы в ответ?
– Учу математике. Пономаренко отбирал с тринадцати, а вы с шести. Посчитайте разницу. Вы сделайте за семь лет из мальчишки такого, какой приходил к Петру Андреевичу в тринадцать. Говорил и говорю всем, в том числе и генеральному директору и директору Академии, что в шесть лет невозможно определить задатки будущего футболиста. Рано! Но меня не слушают.
Когда в Академию взяли первым руководителем уже упомянутого голландского специалиста, я откровенно сказал господину Палкину: «Сергей Анатольевич! Вы ошиблись с выбором. Он шарлатан, который мало разбирается в футболе. Будет идти время, а Академия будет топтаться на месте в своем развитии».
– Почему?
– Нет правильной стратегии работы. У нас очень густонаселенный район, большая область. У нас огромные традиции в воспитании классных футболистов. Поэтому, в первую очередь нужно организовать процесс и «накормить» своих мальчишек, а не выискивать таланты по всей стране, сделав на этом акцент. Но мне ответили, что дело в том, что нет талантов на донецкой земле. Исчезли!
– Неужели так?
– Я ставлю вопрос. Что такое талант? Мы все запутались в том, что это значит. Вы журналисты, кстати, тоже злоупотребляете этим понятием. И тут и там слышу о том, что тот или иной футболист – очень талантливый, очень способный. Так что нужно понимать под талантом?
– И что?
– Талант – это способность человека делать такие вещи, которым его не учили. Это от природы. Он этим наделен. Таких мало, очень мало, единицы.
Еще любят говорить – способный. Что это значит? Умение обучаться, правильно? Научиться, совершенствоваться, добавляя что-то свое. А кто этому научит? Конечно тренер. А он способен это делать? Вопрос.
Алексей Дрозденко (справа) на тренерской скамье «Шахтера» вместе с Юрием Дегтеревым и Валерием Яремченко
– Недаром говорят, что если ты умеешь что-то хорошо делать, совсем не значит, что ты сможешь научить этому других. То есть если футболист был классным игроком, многого добился, совсем не факт, что он научит делать тоже самое или нечто похожее мальчишку, который хочет стать хорошим футболистом.
– Да. Вот мы и разобрались, что такой талант и способность. В общих чертах, так сказать. Идем дальше. Способность в человеке может определить только тот, кто с ним работал. Я помню, когда говорил с Палкиным на эти темы, он мне сказал: «Алексей Митрофанович, я пригласил к себе наших тренеров из Академии, и они мне заявили, что они в восторге от Хенка. Такого руководителя у них никогда не было, они в восторге. А вы говорите, что он плохой. Кроме вас, так никто не считает».
– И что вы ответили?
– Я сказал, причем, наверное, даже грубо, но зато откровенно, уж пусть не обижаются: «А где вы, видите тренеров?»
– Жестковато, Алексей Митрофанович!
– Как есть. Ведь тренер это не тот, кто только получил лицензию и не тот, который играл когда-то в футбол (пусть даже на приличном уровне). Тренер это человек творческий, который живет и работает не сегодняшним днем, не по тем «конспектам», по которым его учили в свое время. А тренер это тот, который свои знания совершенствует и движется вперед. Он должен уметь предвидеть перспективу, предвидеть то, каким будет этот мальчишка, скажем, через семь лет или через четырнадцать, когда ему будет уже двадцать. А еще настоящий тренер должен чувствовать и предвидеть, куда движется футбол, каким он будет через десять, двадцать лет. Без этого нельзя.
– А Пономаренко был именно таким?
– Конечно. Он славился тем, что, будучи взрослым мужиком, умел разговаривать на понятном мальчишкам языке, мог найти подход к каждому из них. Ведь главное у него было не показать, как нужно сделать то, или иное футбольное действие, что ставится сейчас во главу угла. А рассказать, ведь слово всегда было первым, как это или то нужно выполнить. Вот наглядный пример, правда, из взрослого футбола. Олег Блохин. Умел на поле все. Как и сколько он забивал голов, я думаю, помнят очень многие. Но вот объяснить словом, как это нужно делать, своим подопечным он не сумел. Это речь о взрослых игроках, а ведь с детьми все еще сложнее.
Смотри, вот такая узнаваемая картина. Тренер, который хорошо технически оснащен, раз за разом показывает мальчишке, как нужно остановить мяч и сделать короткую или длинную передачу, или ударить по воротам. Показывает раз, показывает два, а результата нужного нет. Он начинает нервничать, зачастую злится на «нерадивого пацана». Обрати внимание, он не рассказывает, а показывает, говорит все время: «Смотри как нужно!». В чем проблема? А все просто. Не получилось раз, не получилось два, ребенок чувствует раздраженность тренера, а она бывает самой разной эта раздраженность…
– Словом и жестом можно убить всякое желание. Ведь появляется страх у мальчишки.
– Вот именно. А Пономаренко в таких случаях, подходил, успокаивал добрым словом и очень простым языком объяснял еще и еще раз. Он никогда не позволял себе негативной реакции. Ребенок, чувствуя такую поддержку, быстро добивался нужного результата.
– Вы знаете, я видел, как он разговаривал со своими подопечными, и часто бывая на тренировках многих известных и неизвестных тренеров, такого не видел ни у кого. Он просто обожал своих мальчишек. Нечто похожее было в родной Макеевке, где в семидесятые годы работал тренер-общественник, как говорили тогда, Виктор Иванович Петров, у которого начинали очень известные футболисты, которые потом играли и за «Шахтер».
– Петр Андреевич мог очень простыми и доступными словами объяснить, например, механику удара по мячу. Если такое тебе под силу, тогда ты Тренер. Если нет, то, увы…
И еще нужно быть очень терпеливым и сказать мальчишке: «Не переживай, не получилось сегодня – получится завтра. Обязательно получится!».
Возвращаясь к вопросу о способностях. Если ребенок воспринимает все это, он обязательно научиться, и значит, он расположен к обучению, значит, он действительно способный футболист, и с ним нужно работать дальше.
Продолжение следует…
Фото Валерия ДУДУША
22 травня 2014 15:45