Ретро. Блаттер и новые ворота
Президент Международной федерации футбола Йозеф Блаттер снискал себе славу реформатора. Пожалуй, ни при одном из его предшественников самый популярный вид спорта не претерпевал стольких изменений – как стратегических, так и «тактических».
А ведь еще каких-то четверть века назад швейцарец, занимавший тогда пост генерального секретаря ФИФА при президенте Жоао Авеланже, выступал как приверженец консерватизма. Свидетельство тому – его статья из журнала FIFA News, перевод которой был опубликован в еженедельнике «Футбол – Хоккей» в конце 1988 года. Материал назывался «Больше футбола вместо больших ворот». В преамбуле сказано, что ФИФА получает массу предложений по реформе правил игры, и некоторые реформаторы добиваются увеличения размеров футбольных ворот, чтобы повысить результативность игры, и, как следствие, ее зрелищность. Мол, сторонники новшеств подкрепляют свои аргументы официальными данными мировой статистики об «акселерации»: средний рост и вес людей во всех странах заметно возрос с начала столетия. Вратари возмужали, а правила футбола, размер поля и ворот остались неизменными с конца прошлого века...
В последнее время футбол часто критикуют за то, что в профессиональных чемпионатах и соревнованиях забивается недостаточно голов. Вопрос о том, действительно ли в былые времена мячей забивалось больше, требует внимательного, опытного анализа в каждой стране, во всех соревнованиях. Вопрос, что более интересно для зрителя – результат 5:0 либо ничья со счетом 1:1, также выглядит со стороны законным. И в то же время каждый из нас знает, что матчи, завершившиеся нулевым исходом, очень часто предлагают зрителям захватывающее зрелище. Все эти аргументы необходимо учитывать, когда мы рассматриваем требования увеличить размеры футбольных ворот и даже изменить либо отменить правило офсайда с тем, чтобы позволить командам забивать больше мячей. Когда раздается реплика, что размеры футбольных ворот более не соответствуют пропорционально возросшим физическим данным голкиперов (человек постоянно становится все более крепким физически, более рослым), необходимо помнить, что и качество футбольных полей, качество инвентаря все время претерпевают изменения в пользу улучшения. Теоретически лучшее снаряжение (бутсы и футбольные мячи) и возросшая сила удара более крепких физически форвардов нивелируют атлетические преимущества современного голкипера по сравнению с вратарями времен зарождения футбола. И такой вывод нельзя с легкостью отбросить.
Те, кто настоятельно требует введения новых правил, способных обеспечить увеличение числа забитых мячей, как-то забывают, что футбол в своей сути зависит не только от правил, но и от философии самой игры. Есть перспектива опасаться, что, увеличив размеры ворот вдвое, наш вид спорта также в два раза увеличит разрушительную волю тех, кто видит свою задачу сегодня в игре лишь в том, чтобы помешать сопернику забить мяч. Игрок, действия которого мотивируются вместо радости забить гол прежде всего боязнью проиграть, не потеряет, не утратит этого страха, когда ему придется играть против ворот большого размера. В конце концов при итоговом анализе мы должны считаться, что те же самые игроки, те же самые тренеры, те же самые руководители, при которых играют в футбол сегодня, останутся действующими лицами при новых «исправленных» правилах.
Сегодня футбол нуждается не в увеличении размеров футбольных ворот. Он нуждается в более смелых, конструктивных тренерах, более созидательных игроках, более храбрых арбитрах и в более квалифицированных журналистах, которые будут оценивать итог матча не в зависимости от результата и того, кто победил, а в зависимости от качества игры и игроков.
Пройдет десять лет, и, сменив Авеланжа на посту президента ФИФА, герр Блаттер возьмет реформаторскую ноту. Среди первых его предложений как раз и будет изменение размеров... футбольных ворот! Зепп выступил с идеей увеличить «рамку» на размер мяча с каждой стороны, то есть сделать ее на 50 см шире и на 25 см выше. Идея оказалась мертворожденной, как и еще несколько президентских новшеств, так и оставшихся в эскизных набросках.
Европарламент зарубил правило «6+5», согласно которому, с 2012 года число иностранцев в клубах ограничивалось бы пятью. Не удалось Блаттеру убедить окружение в том, что серию пенальти нужно пробивать после 90 минут, без овертаймов. Два 45-минутных тайма с его подачи не превратились в четыре четверти, а цикличность проведения мировых чемпионатов не сменилась с четырех лет на каждые два года. Не прошли предложения удвоить количество лайнсменов, отказаться от исполнения гимнов перед матчами сборных, переодеть женщин-футболисток в более сексуальные наряды, перевести весь футбольный мир на часы «весна – осень» и отменить правило «вне игры»...
Демонстрация конструктивного созидательного футбола сборными Голландии, СССР и даже Италии этим летом на европейском чемпионате была встречена с большой радостью всеми. Эти команды демонстрировали не только атакующий футбол, но и исключительно честный, спортивный, не стремясь любыми средствами помешать сопернику использовать его собственные шансы. Точное, принципиальное применение правил, ведущих к пенальти, квалифицированным арбитром одно в состоянии само по себе повысит результативность. Тогда тренер будет сам убеждать и призывать игроков избегать в обороне в борьбе с соперником любых нарушений, шлифовать свое умение и мастерство при атаках.
Футбол всегда был и остается простой игрой. Сам по себе тот факт, что слово «гол» в оригинале при переводе с английского языка означает «цель», отражает то, что должно быть основополагающим в подходе к игре в нашем виде спорта. После 1970 года Бразилия ни разу не повторила своего успеха в мировых чемпионатах, но не предала, не отказалась от своего атакующего стиля. Результат: ни одна команда так не популярна в футболе, как бразильская. И слово «Бразилия» по-прежнему остается синонимом волшебства в игре. У южноамериканцев есть аналог и в Европе – Голландия. Небольшая страна с великими игроками. Последние успехи голландцев связаны с национальной сборной и клубами («Эйндховен» и «Аякс»), демонстрирующими атакующий футбол в исполнении созидательных игроков, которые не изменяют себе на поле. Объятые страхом проиграть, предающие футбольную технику из опаски потерпеть поражение презираются в этой стране.
Бразильцы и голландцы подняли уровень футбола до уровня искусства. Они сделали это, не увеличивая размера ворот, а смело принимая риск на себя. Нет никаких сомнений: Бразилия и Голландия имеют великолепных футболистов. Они не стремятся на поле помешать футболу, они играют в него.
И все же кое-что Зеппу Блаттеру удалось изменить в мировом футболе. Он расширил границы проведения первенств планеты до Азии и Африки, внедрив принцип чередования континентов при выборе страны-хозяйки ЧМ. С его подачи чемпион мира лишен права участвовать в следующем турнире без отбора. При нынешнем президенте ФИФА получила распространение программа развития футбола Goal. Рамки борьбы со злостными нарушителями правил выкристаллизовались в автоматическую дисквалификацию удаленных игроков и предупреждения тем футболистам, которые снимают майки во время игры. Блаттер благословил новые правила натурализации игроков, запрет матчей на высокогорье и эксперимент с судьями за воротами, а также отмену правила «золотого гола».
Очевидно, уже в ближайшем будущем следует ожидать появления «умных» мячей и внедрения систем определения взятия ворот. Времена меняются, и президент ФИФА меняется вместе с ними...
БОНУС! Провал Зеппа Блаттера (Конгресс ФИФА 1998 года, на котором Блаттер был избран президентом)
31 грудня 2013 16:10