Первопроходцы. Валерий Поркуян
История мирового футбола знает примеры, когда на крупнейших турнирах, тех же чемпионатах планеты, «выстреливали» мало кому знакомые «джокеры».
Например, сам «король футбола» Пеле на мундиаль-1958 ехал запасным форвардом, выйдя на поле лишь в третьем, последнем матче группового раунда.
А перед домашним чемпионатом планеты в 1990 году тренер сборной Италии Адзельо Вичини, имея мощную обойму форвардов в лице Роберто Баджо, Джанлуки Виалли, Роберто Манчини и Альдо Серены (на минуточку, с 22 голами голеадор №1 первенства страны в предыдущем сезоне), вовсе не видел основным игроком нападения Сальваторе Скилаччи. А Тото взял и удивил всех – забил 6 мячей и стал лучшим бомбардиром того мирового первенства.
Советский и постсоветский футбол в этом плане имеет своего Пеле и Скиллачи «в одном флаконе» – его зовут Валерий Поркуян. Впрочем, здесь возникает весьма любопытный психологический вопрос. Какой? Об этом в конце статьи
ПОРКУЯН – ФУТБОЛИСТ
Несколько лет тому назад в Кропивницком (тогда еще Кировограде) местные журналисты с гордостью поведали о своем городе – это, мол, украинские Афины. Они имели в виду, что профессиональный театр страны родился там, и его отцы-основатели – выходцы из этого благодатного края. Не поспоришь, надо лишь вспомнить имена Марка Кропивницкого, всю семью Тобилевичей, а это братья Иван (псевдоним Карпенко-Карый), Панас (Саксаганский), Николай (Садовский), их сестра Мария Садовская-Барилотти. В том же первом профессиональном театре, что заработал в уютном городе на берегу Ингула в конце ХIХ века, начинали свой славный путь Михайло Старицкий и Мария Заньковецкая.
В ответ на эти напоминания я заметил: «Вы можете гордиться не только историей своего театра, но и футбола. У вас начинали звезды 70-х – 80-х годов Владимир Веремеев, Вадим Евтушенко, Михаил Михайлов. Позднее – Андрей Канчельскис, Андрей Русол, Сергей Назаренко, Андрей Пятов, Евгений Коноплянка. Но пионер этого почетного списка – Валерий Поркуян».
ПЕРВЫЕ ШАГИ. Валерий Семенович Поркуян (в годы его футбольного становления журналисты в отчетах о матчах писали фамилию Паркуян, через «А»), родился в Кировограде 4 октября 1944 года. Мальчишкой выделялся среди ровесников тем, что быстрее всех бегал и дальше всех прыгал. Пацана звали в детские легкоатлетические секции, но ему там было неинтересно, его манил футбольный мяч.
Поначалу Валерка «корифеил» в детском диком футболе – на выгонах, на загородных лугах. При этом, не поверите, предпочитал играть босиком, да на саму «поляну» добираться не общественным транспортом, не на велосипеде, а только бегОм. Вот так и делались первые в жизни кроссы: к «поляне» 5 км, обратно столько же. И при этом прибегать к условной финишной ленточке только первым.
Валерий ПОРКУЯН в действии
Когда открылась ДСШ местной «Звезды», начал заниматься в ней. Хотя даже в ту пору – в конце 50-х – его приход считался поздноватым – в 14 лет. Однако хлопец одолел этот первый серьезный в жизни вызов, оценка тому – приглашение во взрослую команду родного города в 18-летнем возрасте.
А вскоре на него положил глаз тогдашний наставник винницкого «Локомотива» Матвей Черкасский. О нем надо сказать отдельно.
Этот человек – легенда футбола, только не винницкого, а одесского. Матвей Леонтьевич – фронтовик, в бою был тяжело ранен. Хирурги намеревались ампутировать ногу, но он настоял, чтобы этого не делали. Черкасский перенес на ноге 10 операций, та даже стала короче другой. И при этом вчерашний солдат продолжал играть в футбол за команды родной Одессы. Левый край «Пищевика» (так после войны назывался «Черноморец») забил в первом своем сезоне 14 мячей (всего же – больше 30). Многие десятилетия входил в тренерский штаб «Черноморца», теперь – его нью-йоркской «дочки». Как селекционер, Черкасский открыл много талантов. Поркуян – в первом ряду.
Так вот, Матвей Леонтьевич запомнил молодого форварда «Звезды». Когда он вернулся из Винницы в Одессу вторым тренером «Черноморца» («моряки» как раз повысились в классе – заиграли в элите), то одним из первых, кого он позвал команду, и был Валерий Поркуян. Там парень быстро освоился, стал постоянным игроком основного состава. На форварда обратил внимание наставник олимпийской сборной СССР Гавриил Качалин и призвал в свою дружину на контрольные матчи. В одной из игр олимпийцев Валерий забил красивый и решивший судьбу встречи мяч.
НЕ ДРЕЙФЬ, ОДЕССА! Первые успехи Поркуяна в «Черноморце» не остались не замеченными скаутами ведущих клубов Союза. Так, в «Спартак» его рекомендовал один из лучших в прошлом форвардов красно-белых Сергей Сергеевич Сальников; ЦСКА готов был идти по своему проторенному пути – армейская повестка в зубы и шагом марш выполнять «почетный долг», как было записано в законах державы. Но поначалу были «мягкие» разговоры-соблазны. Их вел не кто-нибудь, а сам Всеволод Михайлович Бобров. У киевских же динамовцев тогда был свой «волшебник», которого звали Владимир Васильевич Щербицкий.
Надо заметить, что в «Черноморце» Поркуян сдружился с игравшим в то время за одесский клуб Валерием Лобановским. Видимо, старший по возрасту, к тому же рассудительный новый приятель посоветовал ему не спешить – кто знает, быть может, в этих именитых командах его ждет судьба вечного резервиста. Да и сам Валерий не рвался покидать «жемчужину у моря». Не рвался и по спортивным резонам (лучше быть первым в Одессе, чем вторым в Киеве либо Москве). И по личным причинам – «любовь нечаянно нагрянет», как некогда пел другой знаменитый одессит.
Но любовь любовью – а звонок из ЦК Компартии Украины в Одесский обком такие «мелочи» не учитывает.
В Киеве Поркуян честно признался в своих сомнениях главному тренеру «Динамо» Виктору Маслову. Реакция Деда была простой: «Не дрейфь, Одесса!».
«ФАРТОВЫЙ ПОРКУША». Это прозвище приклеилось к Валерию в 1966 году. Сборная СССР готовилась к чемпионату мира в Англии. В ту пору, в отличие от сегодняшних времен, национальные первенства не прерывались даже по столь важным поводам.
Тогдашний главный тренер сборной СССР Николай Петрович Морозов на разные тренировочные сборы и контрольные матчи перед мундиалем привлекал до десятка киевских динамовцев. В частности – Виктора Банникова, Йожефа Сабо, Виктора Серебряникова, Виталия Хмельницкого, Василия Турянчика, Вадима Соснихина, Леонида Островского, даже совсем юных Анатолия Бышовца с Владимиром Мунтяном.
30 октября 1968 г. Нулевая ничья с тбилисскими одноклубниками позволила киевлянам в третий раз кряду выиграть чемпионат СССР. Для Валерия ПОРКУЯНА (стоит вторым слева) это союзное «золото» стало последним. Уже в 1970-м он снова будет защищать цвета «Черноморца»
Итак, подготовка к чемпионату мира – само собой, а первенство СССР – по расписанию. 4 апреля в стартовом туре в домашнем матче против «Зенита» Поркуян открыл счет, и этот гол стал его первым в составе «Динамо». А уже чуть меньше чем через месяц, по итогам 6 туров этот дебютант бело-синих, забив 5 мячей (по одному – «Зениту», «Крыльям Советов», ростовскому СКА и сразу два – минским одноклубникам), вместе с Бышовцем вышел в лучшие бомбардиры союзной «вышки».
Видимо, подобная статистика впечатлила члена тренерского совета Федерации Союза Гавриила Качалина, который настоятельно призвал Морозова включить Поркуяна в главную дружину на ее завершающий перед мировым первенством сбор. А кто откажет такому авторитету как Гавриил Дмитриевич – ведь это он привел сборную Союза к золотым медалям на Олимпиаде в Мельбурне в 1956-м и к завоеванию первого Кубка Европы в 1960-м.
В контрольных матчах в составе сборной Валерий отметился еще четырьмя голами и вместе с одноклубниками Банниковым, Сабо, Серебряниковым и Островским попал в окончательную заявку на ЧМ-1966.
«БРОНЗОВАЯ БУТСА». В групповом турнире соперниками сборной Союза были не требующие дополнительной рекламы итальянцы. Далее – никому не известные, но натворившие в тот сезон грандиозный «шорох» футболисты КНДР. Третьи – полуфиналисты минувшего чемпионата мира чилийцы.
Нападение красно-белой сборной было «упаковано» лучшими на тот период форвардами: Славой Метревели, Игорем Численко, Галимзяном Хусаиновым на флангах, а в центре Анатолием Банишевским и Эдуардом Малофеевым. Поркуян точно виделся тренерам лишь в запасной обойме.
В первых двух турах группового раунда – с корейцами (3:0) и итальянцами (1:0) – советские футболисты набрали максимум очков, и Морозов решился на третью встречу с чилийцами выставить вчерашних дублеров, в т.ч. Поркуяна. Тот и отличился, забив южноамериканцам два мяча. Общий счет игры – 2:1, сборная СССР пробилась в четвертьфинал, не потеряв в группе ни одного очка.
В Сандерленде в этом раунде наших ждал не рядовой соперник – сборная Венгрии. Конечно, это была уже не та самая знаменитая сборная страны начала и середины 50-х годов – «золотая команда» Пушкаша, Кочиша, Цибора, Хидегкути. Но все равно – одна из сильнейших национальных дружин континента. В середине 60-х ее цвета защищали игроки международного уровня Флориан Альберт, Ференц Бене, Кальман Месей, Янош Фаркаш, Дьюла Ракоши.
23 июля 1966 г. Менее чем через час Валерий ПОРКУЯН (сидит в центре) отправит победный мяч в ворота венгерской команды, выведя сборную СССР в полуфинал чемпионата мира
Морозов, как и большинство тренеров, не сажал на банку игроков, которые принесли победу в предыдущей игре. Поэтому Поркуян вновь был заявлен в стартовом составе. Уже на 5-й минуте он своим ударом «проверил» вратаря венгров Геллеи – тот мяч зафиксировать не сумел, и оказавшийся рядом Численко открыл счет. Сразу после перерыва на 46-й минуте Валерий после подачи Хусаинова со штрафного забил второй мяч. Хотя мадьяры отчаянно пытались отыграться, и во второй половине встречи территориальное преимущество было на их стороне, добились они лишь гола престижа в исполнении Бене.
Полуфинал в Ливерпуле со сборной ФРГ. Комментарии излишни, в составе немцев – именитые Уве Зеелер, Гельмут Халлер, Карл-Хайнц Шнеллингер и молодые дарования, кому еще предстоит прославиться в будущем, Франц Беккенбауэр с Зеппом Майером. Матч трагический: с тяжелой травмой Сабо уже на 18-й минуте (тогда замены не допускались), с удалением Численко на 47-й минуте. Проигрыш – 1:2. На голы Халлера и «Кайзера Франца» советская команда ответила лишь одним – на 88-й минуте. Забил его как раз Поркуян. Перед самым финальным свистком Валерий мог стать спасителем сборной Союза – выиграл воздух у защитника немцев, но послал мяч чуть выше перекладины.
По итогам ЧМ-66 лучшим бомбардиром стал великий португалец Эусебиу («Черная пантера», «Черная жемчужина») – с 9 голами. Он завоевал «золотую бутсу». «Серебряную» с 6 точными ударами – немец Халлер, а наш Поркуян за 4 гола вместе с Беккенбауэром, венгром Бене и героем финала Джеффом Херстом, который отметился хет-триком в решающей игре на «Уэмбли», – был награжден «бронзовой бутсой».
Герои ЧМ-1966 – Валерий ПОРКУЯН, Йожеф САБО, Виктор СЕРЕБРЯНИКОВ – вскоре после возвращения домой
Вот и получается, что в Англии Валерий повторил судьбу Пеле – из запасных в герои. Позднее его аналогичный подвиг совершит Скиллачи, о чем вы уже читали. Но главная интрига статьи пусть по-прежнему остается таковой и до финала.
ПОСЛЕ ТУМАННОГО АЛЬБИОНА. Вернувшись с английского ЧМ, Поркуян, как ни странно, не смог продолжить свою триумфальную голеадорскую поступь в «Динамо». И это в лучшие годы масловской команды! Впрочем, судите сами:
Форварды «Динамо» в чемпионской трехлетке
В чем причина «торможения» бомбардирской статистики Валерия? Серьезные специалисты не могут прийти к единому мнению. Одни считают, что во всем виноват он сам. Другие видят первооснову в некоем недоверии тренерского штаба, даже руководства. Третьи – чуть ли не в интригах внутри коллектива.
Совсем не собираюсь обсуждать последнюю версию, охотников порыться в грязном белье нынче хватает. Замечу лишь, что Виктор Александрович Маслов, сам покинувший «Динамо» вовсе не по собственной воле, и в начале 70-х годов вновь возглавивший родное ему «Торпедо», уговаривал Поркуяна последовать за ним.
Однако Валерий свой выбор сделал – он вернулся в ставшую ему близкой Одессу. В 26 матчах в сезоне-1970 забил 10 мячей, что привлекло к нему новое внимание тренеров сборной СССР. Ее в который раз возглавил «добрый ангел» Поркуяна Качалин. Правда, хотя Валерий и поехал на мундиаль в Мексику, все три матча в группе он просидел на банке.
Объективно Качалин был прав: в тот момент недавние партнеры Поркуяна по нападению киевского «Динамо» – Бышовец, Пузач и Хмельницкий – смотрелись предпочтительнее, как и их одноклубники – москвич Геннадий Еврюжихин и тбилисец Гиви Нодия.
Поркуян вошел в историю ЧМ-70 совсем по другому поводу. В группе А хозяева мирового первенства мексиканцы и сборная Союза набрали одинаковое количество очков – по 5 при одинаковой разнице забитых и пропущенных мячей (по «+5»). По тогдашнему регламенту решение, кто какое место должен был занять, принимал жребий.
По традиции тянуть его должен был капитан команды – Альберт Шестернев. Но тот совсем недавно, на ЧЕ-1968, «прославился» своей нефартовостью. Тогда в споре с итальянцами тоже все решал жребий, и Альберт, долго выбирая между «орлом» и «решкой», в итоге «промазал». Еще раз вложить судьбу команды в руки Шестернева не решились. Вместо этого вспомнили «фартового Поркушу» – его и отправили на жеребьевку.
Выбор соперников по 1/4 финала был: либо Италия, либо Уругвай. Апеннинцы объективно были сильнее южноамериканцев, да и тот жребий 1968 года еще был свеж в памяти. Поркуян вытащил того соперника, о котором мечтало большинство советских специалистов и болельщиков – Уругвай. Валерия готовы были носить на руках…
Исход четвертьфинального матча памятен до сих пор: основное время – 0:0, хотя сборная СССР владела преимуществом. Мог отличиться Хмельницкий уже на первых минутах матча. В дополнительное время Бышовец забил гол в ворота уругвайцев. Голландский судья ван Раверс мяч не засчитал, ошибочно углядев положение «вне игры».
Дополнительное время, 116-я минута. Борьба армейца Афонина и уругвайца Кубильи за мяч. Тот вышел за пределы поля – в этом не сомневались футболисты сборной СССР. И, ожидая свисток арбитра, остановились. А Кубилья «выцарапал» мяч, скинул на голову Эсперраго, который и поразил неприкрытый угол. Ошибся судья или нет, но советские футболисты должны были бороться до конца.
Впрочем, судите сами:
Потом знаменитый статистик футбола Константин Сергеевич Есенин (сын поэта) напишет: «Горький урок в том, что, привыкнув во внутренних соревнованиях к многочисленным апелляциям и дискуссиям, наши футболисты самовольно прекратили игру, когда мяч на мгновение оказался за их линией ворот. Было нарушение или нет – прерогатива судей и только судей». Чем эта давняя фраза Есенина не актуальна сегодня?
А знаете, кого обвиняли? Правильно, Поркуяна. Не тех, мол, вытащил. «Те» – это итальянцы, в составе которых тогда звездили Альбертози, Факкетти, Бургнич, Доменгини, Рива, де Систи, Ривера, Маццола. Итальянцы, которые в другом четвертьфинале вынесли мексиканцев (хозяев!), затем немцев, и только в финале уступили бразильцам во главе с Пеле.
Но как бы там ни было, Валерий является участником финальных турниров двух чемпионатов мира. Достижение, в Украине покорившееся единицам.
ПОСЛЕ МЕКСИКИ. Сезон 1970 года для «Черноморца» не был удачным. Отстав от «Зенита» буквально на одно очко, одесситы покинули высший дивизион. Поркуяна к себе в «Днепр» звал давний товарищ Лобановский. Валерий не мог отказать тезке, но и не мог покинуть любимый клуб сразу после понижения в классе. Он заиграл у тренера Лобановского в «Днепре» уже в 1972 году. И играл там до 1975 года, проведя за новый клуб 103 матча и забив 18 голов.
Подведем итоги игроцкой карьеры Поркуяна: в чемпионатах СССР – 208 матчей, 43 гола. Обладатель золотых медалей сезонов-1966, 67, 68. Обладатель Кубка Союза-1966. В списках «33 лучших» – 1 раз. В сборной СССР – 8 матчей, 4 гола. Как футболиста его отличали высокая стартовая скорость, выносливость, хорошая игра головой и сильные удары с обеих ног.
ПОРКУЯН – ТРЕНЕР
Начал работать на этом поприще Валерий Семенович в штабе одного из тренеров, под чьим началом выступал еще игроком в Одессе (после Киева), – в штабе Сергея Иосифовича Шапошникова. Только не в «Черноморце», а в «Таврии». Правда, в силу формальных причин, заявить Поркуяна туда не удалось, и Шапошников посоветовал начать самостоятельную работу в керченском «Авангарде».
Ну а затем профессиональная жизнь Валерия Семеновича вновь оказалась связана с «Черноморцем», на благо которого он трудится и по сей день. Селекционером в одесский клуб его пригласил Виктор Евгеньевич Прокопенко. Поркуян проявил себя неплохим «отборщиком талантов» – именно он открыл в Днепропетровске Владимира Поконина, а в Черновцах Виктора Пасулько.
Целых 10 лет (с 1983 по 1993 год) Валерий Семенович посвятил сельскому аматорскому футболу – возглавлял команду «Благо» Одесской области. Он не стеснялся идти в ассистенты либо в селекционеры к более молодым Леониду Буряку и Семену Альтману, работать в «Черноморце-2». Его имя по праву увековечено на Аллее футбольной славы одесского клуба.
Свою звезду на одесской Аллее футбольной славы Валерий ПОРКУЯН получил в 2014 году
СОБСТВЕННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Лично с Валерием Семеновичем я не был знаком до 2004 года. Готовя большой специальный репортаж о первом розыгрыше Суперкубка Украины между «Динамо» и «Шахтером», а он проходил в Одессе, я не захотел упустить возможность пообщаться с Поркуяном перед телекамерой. Он положительно откликнулся на мое предложение, и, получив «добро» от тогдашнего главного тренера «Черноморца» Семена Иосифовича Альтмана, мы с оператором отправились на базу «моряков».
Сложилось весьма интересное интервью. Валерий Семенович без утайки рассказывал и о своих годах футболиста, и тренерском опыте. О людях, которых он вспоминал, Поркуян отзывался доброжелательно и корректно. При этом в его словах и в его выражении глаз чувствовалась не дежурная вежливость, а вполне читаемая искренность.
Т.к. интервью записывалось в столовой тренировочной базы, помещение один за другим заполняли футболисты. В глазах одних проскакивало искреннее удивление: ого, в родных пенатах они узнали размещенные на камере и микрофоне логотипы авторитетной телекомпании и футбольной программы. В глазах других игроков читалось непонимание. Почему интервью снимается не с ними, а с тренером почтенного возраста? Особо активные из таких начали ухмыляться, греметь посудой, даже отпускать колкости.
Наш молодой оператор, недовольный посторонними шумами, попадающими на звуковую дорожку видеозаписи, начал раздражаться и буркнул, пусть, мол, заслужат еще право на интервью. Валерий Семенович добродушно улыбнулся, лишь заметив: «Не обращайте внимание. Горячие, потому и «подскакивают». Дай Бог, чтобы этим ворчанием не ограничилось их честолюбие».
Вот такой Валерий Поркуян – талантливый футболист, возможно, не до конца реализовавший свой потенциал. Порядочный, позитивный человек.
А теперь главный вопрос, который поставлен в самом начале статьи: к кому из запасных, проявивших себя на чемпионатах мира наилучшим образом, ближе наш герой? К «королю» Пеле, или «факиру на час» Скиллачи? Ответ пусть каждый даст себе сам.
В любом случае, Валерий Поркуян уже занял свое достойное место в истории украинского, советского и международного футбола.
28 травня 2017 19:29