Сьогодні 19 жовтня 2024 р.

Дрозденко: «Эксперт – это Венгер. А кто такой Леоненко?»

Вячеслав Шарафудинов для «Футбольного клуба» (Донецк)

Заключительная часть беседы с ветераном «Шахтера» – в этот раз об экспертах, комментаторах и эффективном воспитании молодых игроков.

Третья часть (первая и вторая части)

- Алексей Митрофанович, в прошлом сезоне команда «Шахтер» (U-19), под руководством Валерия Кривенцова дебютировала в Юношеской Лиге УЕФА. Вышла она из группы, но потом уступила «Арсеналу». Что скажите о ней?
- Команда неплохая, она мне нравится, но в ней нет ярких личностей.

- То есть, если говорить о детско-юношеском футболе, в первую очередь нужны личности?
- Еще раз повторю, нужна система, чтобы в ней были правильно расставлены приоритеты. Но ее нет. Приведу один простой пример. Когда-то давно я возглавлял школу «Шахтера», и на что мы были ориентированы? На подготовку футболистов-личностей. Мне и моим коллегам было не принципиально, какие места занимали наши команды в украинских или всесоюзных турнирах. Главное было подготовить игрока, который в перспективе будет играть в первой команде.

- И вы это делали?
- Да. Не имея нынешних космических условий. Как вспомню: и мячей не хватало и формы и много чего другого. Но, тогда у нас работали серьезные тренерские кадры. Ты их знаешь: Пономаренко, Захаров, Головко, Алябьев, Старухин, Сафонов, Ванкевич, Ананченко, Бобошко. Дай Бог, чтобы кого-то не пропустил. Это были люди, с которыми было очень трудно работать. Все известные люди – Имена!

- И как это давалось?
- Ой, непросто. На наших совещаниях или педсоветах постоянно кипели страсти. Равнодушных не было. Но, как мы уже говорили, в спорах и дискуссиях рождалась истина. И был результат. Мы постоянно проводили теоретические занятия, разбирали содержание тренировочных занятий. Вносили постоянно коррективы в работу. Была настоящая творческая обстановка.

- А кто стоял над вами?
- Председатель облспорткомитета Анатолий Андреевич Кучеров, дай Бог ему здоровья. Кстати, мы с ним дружим и сейчас. Во время встреч, с удовольствием вспоминаем прошлое. Ох, сколько он мне влепил выговоров. Правда, потом говорил: «Алексей, выговор дается для того, чтобы потом его снять». Ведь тогда реакция у людей на такие вещи, была очень серьезная. Помню, даже такой заслуженный человек как Петр Андреевич Пономаренко даже плакал.

- А вы, как завуч, тоже тренировали?
- Да. Дозволялось иметь полставки. У меня помню, играли такие ребята, как Олег Сердюк, Володя Федоров, вратарь Андрей Кузь. А вообще тогда у нас были подготовлены очень сильные футболисты.

- А давайте перечислим.
- С удовольствием. Сергей Попов, Валерий Кривенцов, Дмитрий Шутков, Андрей Кураев, Саша Коваль, Сережа Ковалев, Сергей Ателькин… Помню, был такой случай, когда в сборной Украины одновременно играли девять наших футболистов. Это ведь показатель! И смотри, почти все были родом из Донецка. А сейчас?

- А говорят у вас в любимцах, в начале тренерской карьеры был Виктор Чанов-младший?
- Было дело. Он меня просто загонял: «Бейте, еще бейте». Можно сказать, что он меня «научил» бить по мячу. Вот это был трудяга!

- Алексей Митрофанович, а может вам нужно продолжить работу?
- Я умею работать и знаю, как добиться нужного результата. Завучем был недолго, потому что когда Калинин ушел в первую команду, я занял пост директора школы. Это я говорю о работе в детско-юношеском футболе, то есть моя деятельность в главной команде, это другая история. Когда, я стал не нужен «Шахтеру», то по предложению Игоря Петрова перебрался в «Олимпик». Сначала я был консультантом, а потом пошел на повышение.

- Сейчас об этом клубе много говорят.
- Да. Так вот, когда я там работал, мы дважды выиграли серебряные медали. Неплохо, да? Но, этому факту я не придавал, большего внимания. Главное – это подготовить стоящего перспективного игрока. У нас тогда играл Игорь Левченко, который стал чемпионом Европы среди юношей. Сейчас в первой команде «Олимпика», который выиграл первую лигу, ворота защищает Заур Махарадзе. Наши ребята, сейчас играют в дублях и «Шахтера» и «Днепра» и многих других командах, я уже не говорю о первой лиге. Значит, мы неплохо работали.

- Скажу честно, от Левченко ожидал большего.
- Это немножко другая проблема. Отсутствие воспитательного процесса, о котором я говорил, сказалось на этом парне. Есть такое понятие, как переход от юношеского футбола во взрослый. Поверь мне, он очень талантливый вратарь, и дело не в его способностях. С этим у него все в порядке. У него проблема, как сейчас модно говорить, с менталитетом. Но и нужно сказать, что вратари это особая профессия в футболе, или каста как говорили раньше. У «Левы» есть проблемы с психологической устойчивостью. Его ставили в основной состав «Зари» и он дрогнул, а не воспользовался таким шансом.

- А Никита Шевченко не дрогнул? Как его хвалил Юрий Вернидуб! А ведь Никита откровенно говорил, что не сомкнул глаз в ночь перед игрой..
- Конечно, доверие окрыляет, особенно вратарей. Но Левченко, мне кажется просто «надул» губы. Уверен, что если он возьмется за себя, он будет играть на высшем уровне. О Хомченовском я уже говорил. И еще одном воспитаннике «Олимпика» просто напомню – Дима Гречишкин. Тут, наверное, комментарии излишни…

- О легионерах, хотел спросить. Не многовато ли их? Я имею в виду не тех, кто играет в наших больших клубах, а тех, кто выступает за середняков и аутсайдеров вроде «Говерлы».
- Что бы оценивать этот клуб, нужно знать его стратегию. Может там действуют по своему плану и все у них замечательно. Что касается общей тенденции по приглашению игроков из заграницы, то если бы мы правильно работали в плане воспитания своих футболистов, то такого засилья легионеров не было бы. Они нужны, но это были бы только действительно сильные футболисты. Я скажу тебе еще об одной, очень серьезной проблеме нашего футбола, которая тормозит его развитие.

- Это о какой, интересно?
- Слишком много у нас развелось селекционеров, экспертов, агентов, комментаторов, ты уж меня извини. Есть и такие, которые совмещают по несколько из названных видов деятельности. Они, эти «специалисты» разбираются во всем. В судействе, в тактике, в тренировочном процессе – короче все они знают. Я, например, не понимаю, откуда взялось понятие «эксперт». Полистал энциклопедии, словари.

- И что там нашли?
- Эксперт – это специалист, который всесторонне знает то или иное дело. Правильно? Он имеет право давать оценку и делать выводы. А кто такой критик? Тот, который знает теорию того или иного вида деятельности или дела, в данном случае футбола. Он может им даже занимался на каком-то уровне. Я считаю, что нужно правильно называть имеющихся так называемых экспертов, критиками. Это должно выглядеть так: Нагорняк – критик, Леоненко – критик и т.д. Какое они имеют право анализировать работу тренера, скажем Луческу или Рамоса. Вы работали тренерами? Нет. Вы были футболистами и можете быть критиками, но не экспертами. Названные тренеры, много лет тренируют, они имеют достижения, они специалисты.

Впрочем, дело не только в достижениях. Эксперт должен давать и оценки и советы. Так? Вот когда в роли эксперта выступает Арсен Венгер, я понимаю – это эксперт. Когда какие-то заключения делают Моуриньо или Гвардиола, я это внимательно изучаю. Они специалисты и могут быть экспертами. Извини, я не могу часами слушать оценки тех, кто ни одного дня не работал тренером. Еще раз повторю эксперт и критик, это разные понятия. Думаю, что если бы они посидели на тренерской скамейке, то многое воспринимали бы по-другому.

- Как говорил Виктор Евгеньевич Прокопенко: «Такое ощущение, что к скамейке подключено 380 Вольт». Мне довелось быть рядом со скамейкой во время матча Лиги чемпионов «Лацио» – «Шахтер», когда горняки проиграли 1:5, забив первыми. Никогда не забуду!
- А еще нужно сказать о заангажированности наших «экспертов». Это очень раздражает. О какой объективности оценок можно говорить? Я нашим «экспертам» просто не доверяю.

- Вы и комментаторов вспомнили «незлим тихим словом»?
- Меня раздражают некоторые слова, которые часто слышу в эфире. Например: «шкіряна куля» или «ядро». Откуда вы их берете? Всегда было ясно и понятно – «мяч». Разнообразить игру должны не комментаторы, а футболисты. На месте болельщиков, я бы, наверное, просто выключал звук. Но, без шума трибун, футбол смотреть нельзя. Это будет не футбол. Часто используют уже показ матчей без комментария, только интершум. Это мне нравится. Составы нашел в интернете и наслаждайся футболом. Меня очень раздражает такое используемое часто понятие «вертикальный пас». Это что? По смыслу – полный бред.

Вы представляете шестилетнего ребенка, которому тренер будет рассказывать, что нужно выполнить вертикальный пас? В таком возрасте, и даже более старшем, это называется «запудрить мозги». Ведь ребенок, понимает, и правильно понимает, что вертикально – это вверх, потому что вниз просто не бывает. Так? А еще мальчишке говорят: «Бей щечкой!». А ему мама с папой объясняли, где она находится на теле человека. Это уже взрослый парень поймет, но не ребенок. Или еще часто слышишь: «Точнее!» Что это значит? На метр в сторону или на два? Бедные детки!

- Хотел бы вас спросить о «конспектах Лобановского». Многие тренеры, говорят о том, что они используют методику знаменитого тренера?
- Используют. Но не понимают одного – все, что он писал, было ориентировано тогда на то время и для конкретных игроков, которые были у него в составе. Время идет, футболисты другие, сама игра изменилась.

- А чем принципиально отличались времена вашей молодости от нынешнего?
- Есть одно очень важное отличие – информация. Сколько раз мы могли увидеть игру знаменитых игроков – Пеле, Эйсебио… Да раз в четыре года! А теперь можно увидеть практически все игры нынешних звезд – Месси, Роналду и т.д. Футбола стало столько, что можно сойти с ума, в хорошем смысле. А ведь теперь есть еще возможности, не только смотреть классный футбол по телевизору, можно поехать куда угодно и посмотреть вживую на стадионе. Об этом тогда можно было только мечтать. Даже ведущие тренеры страны очень редко имели такую возможность.

- Скажите, как вы объясните, что на многие наши матчи ходят очень мало зрителей.
- Вот возьмем наш донецкий «Металлург». Команда интересная, достойно выступает, есть хорошие футболисты, а зритель не идет. Мол, говорят, что есть «Шахтер» в городе. Отчасти согласен, но только отчасти. Да согласен, что там, на «Донбасс-Арене» более комфортно, развлекают, пива можно выпить. Это все так. Но всегда ходят на личностей. В свое время ходили на Старухина, Дегтерева, Соколовского. Вот, я недавно смотрел игру «Барселона» – «Осасуна». Лидер против аутсайдера, а стадион полон! Люди пришли не на соперника, а на своих личностей посмотреть – Месси, Иньесту и других…

Зритель стал другой и у него другие интересы. «Металлургу» нужно работать над этим вопросом, и не только ему. Вообще к современному болельщику можно предъявить претензии в плане воспитания. Раньше, после игр говорили о сыгранном матче, о голах или о каком-то игроке. А сейчас? Во-первых, режет уши мат, несмотря что рядом и девушки и дети. Во-вторых, они говорят о чем угодно, только не о футболе. О пиве, о женском поле, но только не о футболе. Перестали воспитывать футболистов, перестали воспитывать болельщиков. Как там по-украински: «Маємо те, що маємо!». Это очень серьезная проблема, и ею надо заниматься. Я не только о футболе в данном случае.

- Давайте, лучше вернемся к основной теме – детскому футболу.
- С удовольствием! У нас в Донецке три футбольных Академии: «Шахтера», «Металлурга» и «Олимпика». Есть, кстати еще футбольные школы. Но крупных – три. Вот они все объявляют набор. В элитную Академию, то есть «Шахтера» приходят, скажем, 120 человек. В «Металлург» где-то 60, ну и в «Олимпик» – 20 ребят. Возникает вопрос. Кому легче отобрать? Говорят «Олимпику». Ведь берут, допустим, 18, то есть отсеять нужно только двоих.

- Получается, берут практически всех?
- Да. Но каков критерий отбора? Вопрос! А сколько времени дается на этот самый отбор? Два часа. Сколько уделяется внимания каждому претенденту. Немного – особенно в «Шахтере». Получается на каждого 1 минута. Очень ведь простая арифметика: 120 человек разделить на 120 минут. Вот вам и отбор!

- Говорят, что в свое время «не просмотрели» Ваню Ордеца, и только Петр Андреевич Пономаренко его решил его оставить.
- Скажу честно, я не видел в нем задатков футболиста. Он был какой-то нескладный. Мне показалось, что он зажат, игрового интеллекта соответствующего его возрасту я не заметил. Так что в нем я ошибся, но Петр Андреевич меня уговорил. Что-то он в нем увидел. Но говорить, что Ваня выдающийся игрок еще очень рано. Посмотрим.

- Но и Михаил Иванович Фоменко, судя по всему, что-то увидел в нем?
- Безусловно! Он исходит из того, что из всех остальных молодых защитников, Иван лучший. Конечно, желаю ему только роста и удачи! Все в его руках или ногах! А всегда вспоминаю свой собственный пример. Почему тогда предпочли меня, а не кого-то другого. Ведь конкурентов хватало, и у Ошенкова было из кого выбирать. По-моему нас было человек 60.

- И какой находите ответ?
- Сначала скажу, что когда я услышал предложение Олега Александровича, потерял дар речи. Мне тогда казалось, что многие ребята были сильнее меня. Схожая в чем-то ситуация. Я ведь просматривая Ивана, думая о том, будет ли он играть в «Шахтере». Говорить какого эта команда уровня, наверное, не стоит. Вот тебе и критерий отбора! Самый важный фактор при отборе – здоровье. Понятно, что современный спорт вообще и футбол в частности, здоровья не прибавляет, а наоборот забирает. Кстати, я, всегда говорил родителям ребят, об этом важном факторе. Так, что всех 120 претендентов, о которых мы говорили, при условии, что они абсолютно здоровы, нужно оставлять.

- Много. И что дальше?
- Даем всем время, скажем с апреля по сентябрь. Они приходят и тренируются, а мы тренерский совет за ними внимательно следим. Это будет настоящий, если хочешь естественный отбор. Кто-то уйдет сам, кто-то найдет другие причины, кого-то родители отговорят или наоборот мальчик убедит их. Ведь многие папы и мамы не понимают, куда и на что они определяют своих чад. Модный бренд «Шахтера», всякие материальные перспективы, они ведь иногда отрицательно влияют на решение родителей. Порой они не понимают, сколько нужно положить на алтарь здоровья и сил, сколько нужно пролить пота, чтобы стать игроком этого клуба. Ведь в футбол, ради удовольствия можно играть где угодно!

Так вот все это время и должен идти процесс отбора, и на выходе мы получим результат. Вот это будет отбор. А так в один день отбираются, точнее, бросаются в глаза только те ребята, которые имеют большую игровую практику. Они посмелее, если хочешь понаглее. Домашним же детям, сложнее сразу проявить себя. А таких ведь большинство. Ведь как часто бывает – тот мальчик, который выглядел неплохо в первый день, таким и остался, а другой, который сразу был зажатым, преобразился и резко прибавил. И так бывает очень часто.

Ну и дальше, отобрав ребят, нужно все время работать над ними. Смотреть, записывать, анализировать, вести творческий поиск. Необходимо смотреть не только на то, как сыграл сегодня тот иной игрок, а как он будет играть завтра или послезавтра. Не нужно их «засовывать» в какие-то тактические схемы, типа голландских 4-3-3. Кстати почему, только, эта система приветствуется, ведь есть и другие?

Ну и нужно не забывать, что если из них таки не получаться футболисты (а таких было есть и будет очень много) нужно чтобы из них выросли настоящие люди – Человеки. Это очень важно тоже. Из недалекого ребенка, кстати, трудно «сделать» хорошего футболиста. Ведь в футбол играют не только ногами и головой, но и с головой… Нужна кропотливая каждодневная работа. А то, сейчас слышишь очень часто: «Нужно привести игроков команду к общему знаменателю». Даже в плане физической готовности, это нереально. Не говоря уже об остальном…

Фото Валерия Дудуша: Алексей Дрозденко (справа) на тренерской скамье «Шахтера» вместе с Юрием Дегтеревым и Валерием Яремченко

5 червня 2014 13:02







Матеріали на тему

Дрозденко: «Семена великой «Барселоны» посеял Михелс»
29 травня 2014 20:16


Дрозденко: «Мемуарам больше не доверяю»
22 травня 2014 15:45


Игорь Петров: «Ругать меня запретил Дегтерев»
3 березня 2014 14:43




Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 968-го дня повномасштабної війни

 

18 жовтня 2024 19:05

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 967-го дня повномасштабної війни

 

17 жовтня 2024 09:31

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 965-го дня повномасштабної війни

 

15 жовтня 2024 20:04