Сьогодні 19 жовтня 2024 р.

Дрозденко: «Семена великой «Барселоны» посеял Михелс»

Вячеслав ШАРАФУДИНОВ для «Футбольного клуба» (Донецк)

Продолжение разговора с известным футболистом и тренером донецкого «Шахтера» Алексеем Митрофановичем Дрозденко. Он имеет свою точку зрения, которая многим покажется чересчур жесткой. Но он готов ее отстаивать…

– Алексей Митрофанович, перед тренерами футбольных школ и академий ставится задача подготовить футболистов для первой команды.
– Сейчас говорят, а раньше делали. Невозможно готовить игроков из набранных шестилетних мальчишек. Это только «материал» из которого возможно может получиться футболист. Но главное все-таки, чтобы из него получился достойный человек. В советское время было такое понятие – учебно-воспитательный процесс. Потом потихоньку слово «воспитательный» убрали, и процесс остался только учебно-тренировочным. Но, а далее из обихода убрали и понятие «учебный» и что осталось? Правильно – тренировочный процесс.

– А зачем были нужны такие метаморфозы?
– А так проще. Легче оправдывать отсутствие результата в работе. Как говорит молодежь: «Найти отмазку».  Но это неправильно. Нужно искать причины того, почему не получилось. Если найдем, то будет прогресс. Если нет, будем топтаться на месте. Как только, мы отбросили учебу и воспитание, а стали только тренировать, долго никто не мог понять, что тренировать можно только функции. Функции можно натренировать, а остальному нужно обучать и воспитывать. Просто все.

Сейчас постоянно говорят, что у нас другой менталитет. Неправильный какой-то. Что ж как только научимся воспитывать и обучать, у нас будет правильный менталитет. Мы будем думать, и работать по-другому, а не говорить про менталитет. Не надо на него все спихивать. Как только мы научим правильно работать с мячом, правильно двигаться, научим культуре паса и владении своим телом, сразу улучшится и психологическое состояние.

– О психологии подробнее.
– Все очень просто. Если ты чего-то не умеешь делать, то стесняешься, боишься, пытаешься это как-то завуалировать. А если тебя правильно научили, ты уже психологически устойчив. Это важно для мальчишки.

Если научить правильно бить по мячу, то сразу улучшиться такой важный аспект футбола, как реализация голевых моментов. Часто ведь слышим: «Моментов создали уйму, но реализация подвела». Вопрос возникает: «А почему?»

– И почему?
– Чтобы забить или хотя бы попасть в створ ворота, нужно правильно бить по мячу. Ведь по мячу можно бить по-разному. Делать вынос – это тоже удар по мячу. Длинная или короткая передача партнеру – тоже удар по мячу. Нужен такой удар, чтобы он имел смысловое значение.

– Это как у «Барселоны»?
– Да. Ее сейчас начинают списывать со счетов. Мол, говорят, заканчивается ее эра. Но ведь ничего вечного не бывает. А сколько лет мы наслаждались великолепной игрой этой команды. Да уйдут Хави, Иньеста, когда-то закончит и Месси, но сама идея игры останется. Появится новая плеяда игроков, которая будет исповедовать те же принципы игры. Но ведь такой футбол зародился не в «Барселоне», а давным-давно в Голландии.

– Вы имеете в виду великого Ринуса Михелса?
– Конечно, именно он в «Барселоне» и «посеял семена», которые взошли через много лет и дали такой «вкусный продукт». Но ведь, сколько было сделано работы в школе и академии, колоссальный труд. Они долго прибывали в поиске, и нашли и воплотили в жизнь идеи великого голландца. Нашли, потому что искали!

– Золотые слова.
– Я довольно любопытный человек, очень много читаю на футбольные темы, много «складирую». Еще, будучи игроком, ходил на тренировки многих специалистов, в том числе и Петра Андреевича Пономаренко.

– Это случилось в конце игровой карьеры, когда стали подумывать о тренерской деятельности?
– Нет. Намного раньше. Вдохновителем, наверное, стал Олег Александрович Ошенков, которого я считаю, великим тренером и горжусь тем, что играл под его руководством. Он был прекрасным оратором и педагогом, умел разговаривать с молодыми футболистами. Причем это был не монолог, а диалог. К чему я? Уже потом, я прочитал где-то, о чем думают  два человека, во время общения между собой, когда один все время говорит, а второй только слушает. Тот, кто слушает: «Ну, говори, говори Емеля!». А другой: «Или я такой умный, или он дурак?» Поэтому очень важен диалог. Знаешь, есть такое выражение: «В споре рождается истина». Только дискуссия должна быть аргументированной, и в ней не должно быть неприязни и злости. Тогда будет толк.

– Но ведь есть дистанция между тренером и футболистом. Это ведь фактор?
– Я уже вспоминал Олега Александровича Ошенкова. Так вот, когда я уже  тренировал дубль, был такой случай. Сижу я на базе Кирша, планирую какую-то работу, закурил. Я кстати, долгое время не был курильщиком и уже давно покончил с этим. А почему закурил? Травма у меня была очень тяжелая, снимал стресс и обезболивал. Речь шла тогда не о том, что я буду или не буду играть, а том, что до конца дней, возможно, буду ходить с палочкой. Я два месяца был прикован к постели, а сигарета позволяла «поплыть» и расслабиться. Даже врачи не возражали против такого «обезболивания». Ведь тогда медицина и фармакология были совсем другого уровня. Вот так было! Но курение, считал и считаю вредно для здоровья. И это касается не только футболистов.

Но вернемся к тому случаю. Так вот сижу, курю. Смотрю, подъезжает автомобиль. Из него выходит работник обкома КПСС, партия тогда нас курировала, и, подойдя ко мне, говорит: «Как вам не стыдно, вы – тренер, педагог и курите здесь на базе!»

– И что вы ответили?
– Знаете, я много лет был футболистом, у меня было много хороших тренеров, в том числе Олег Александрович Ошенков. Он и курил и выпивал. Ему было можно, он был не игроком, а тренером. И выпить алкоголь, не значит быть алкоголиком. Даже Иисус Христос говорил на эту тему. Почитайте!

Когда я был игроком, мне было не положено, не пить и не курить. Режим – дело святое! Мне нельзя, тренеру можно, и я очень спокойно на это реагировал. Вот такое отношение и есть воспитательная работа. К сожалению, повторюсь ее «выбросили».

– Очень зря?
– Ошенков, приступая к теоретическим занятиям, всегда хотел, чтобы на них был диалог между игроками и тренером. Для того, чтобы он понял мысль игрока. Он понимал, что если он будет что-то «вдалбливать» футболисту, а тот не понимает о чем идет речь, то это бесполезная трата времени. Например, Ошенков мог подойти ко мне и сказать: «Алексей! Вот в этой ситуации нам забили гол. Где ты был на поле в этот момент и почему на твой взгляд мы пропустили. Как ты видел эту ситуацию?». А я, честно говоря, забыл и начинаю мямлить. Он все понимает. Сыграл товарищ и забыл. А нужно ведь, если ты настоящий игрок, сначала самому проанализировать сыгранный матч. Что? Почему? Как?

Так вот Ошенков как делал. «Покажи, где располагались на поле ты и партнеры, а где должны были располагаться?» – спрашивал он у нас. Так вот понятно, что если мы обязательно разобрали эпизод, и нашли, в чем была ошибка, в следующей игре она уже не повториться.

Я все понял и старался четко разбирать какие-то эпизоды и однажды он мне сказал: «Алексей, ты все правильно разобрал. Из тебя может получиться хороший тренер!».

Тогда я учился в торговом институте, как и многие другие футболисты «Шахтера». Вот я и подумал – вряд ли из меня получиться «торгаш», и, наверное, будет лучше попробовать стать тренером.

– Ошенков вас переориентировал получается?
– Да, и я перевелся в Ворошиловградский пединститут и стал учиться на тренера. Учился на заочном, стараясь, лишний раз не отпрашиваться с тренировок, а уж тем более с игр. Это сейчас тренеры «учатся» вместе с подопечными контролируя процесс. Тогда все было по-другому…

Я стал присматриваться к тренировкам уже иначе. Меня заинтересовало, как работают с детьми. Для меня это было в диковинку. Я ведь сам в детской школе не учился, поскольку азы футбола познавал самостоятельно. Стал присматриваться к работе Пономаренко, Бикезина, других тренеров. Кстати, тогда многие футболисты ходили смотреть, как тренируются другие. Интересно было!

– Вы играли вместе с Лобановским и Базилевичем, скажите, вы чувствовали, что они будут тренерами?
– Конечно. Они все время дискуссировали, спорили с Ошенковым, а еще раньше, говорят, и с Масловым, когда играли в «Динамо». И Валера, и Олег читали очень много специальной литературы, в том числе и переводной. Они тогда много общались с Юрием Захаровым на эти темы. Короче говоря, их тренерская жилка обоих обозначилась очень рано. Они были творческими личностями. Какими они стали тренерами, напоминать не стоит.

– Сейчас говорят, что у нас в стране около 200 человек имеют право заниматься тренерской деятельностью. Но клубы часто отдают предпочтение иностранным специалистам. Дело в моде?
– Не только. Если у тебя есть диплом, то это еще не значит, что ты тренер. Хотя меня удивляют формулировки типа: «В «Таврии» работает иностранный специалист». Так он специалист или тренер?

Возникает еще один важный вопрос: «Способны ли мы, специалисты или тренеры, правильно работать с молодежью, обеспечить наш футбол качественными кадрами?».

– И что вы скажите по этому поводу?
– Если мы правильно ответим на такой вопрос, то сможем двигаться вперед. Если нет, будем топтаться на месте и покупать легионеров. Отговорка, мол, пропали таланты, уже честно говоря, надоела, а главное она очень удобна. Этим оправдывают свое бессилие, неумение работать. На мой взгляд, это происходит из-за отсутствия правильной системы подготовки футболистов.

– Ну и что делать?
– У нас очень приличная инфраструктура для подготовки футболистов. Взять Академию «Шахтера», аналогов ей в мире, наверное, не много, на мой взгляд. Я имею в виду поля, базы, материальное обеспечение (транспорт, питание, мячи, форма и т.д.). Команды различных возрастов могут ездить на турниры в Испанию, Германию, Англию и другие страны. Об этом Пономаренко и мечтать не мог. Ведь так?

Виктор Прокопенко, работая спортивным директором, как-то у меня спросил: «Как тебе условия работы в Академии?». Я честно ответил: «Идеальные! Нужно только правильно выстроить систему работы и все будет в порядке – будут игроки для первой команды».

Была такая довольно популярная передача «Слабое звено». К чему я веду. В подготовке игрока от шести до девятнадцати лет работает много людей, и не должно быть того самого пресловутого слабого звена. Нужна такая методика, которая позволит определить, где у нас тот пробел, который не дает результат на выходе. Иногда ведь есть качественный выход, может это случайность?

– И что?
– Тезис «Нужно улучшить качество работы» не работает. Помнится, где-то в средине семидесятых у нас произошла реорганизация. Группы подготовки при команде мастеров были преобразованы в ДЮСШОР. Директором назначили Михаила Васильевича Калинина, а меня завучем. Я отвечал за тренировочный процесс всех возрастных групп. По моей инициативе было принято решение, что наши тренеры едут работать в районы (до этого все работали в одном месте на стадионе «Шахтер»). Так сказать на старом месте осталось только ядро школы. Я объехал все районы города, посмотрел места, где можно проводить тренировки. Провел необходимые переговоры с хозяевами этих объектов, и, получив добро от их руководства стали работать. В этих точках работали тренеры: Юрий Ананченко, Владимир Сафонов, Вячеслав Алябьев…

– Что ни имя, то легенда!
– Да. Так вот из-за того, что дворовый футбол стал терять свои позиции, мы решили отбирать ребят не с тринадцати лет, как было раньше, а с более младшего возраста. То есть планку опустили. Почему? Время стало меняться, «диких» мальчишек стало все меньше, их стали «загонять» в какие-то рамки, в хорошем смысле. Энтузиастов, которые раньше могли тратить по несколько часов на дорогу на «Шахтер» и обратно, становилось все меньше. Да и родители, к этому стали уже относиться по-другому. Поэтому и стали мы работать, если можно так сказать, поближе к дому. Возникла другая проблема, как безболезненно заставить тренеров «изменить географию», работать в разных местах города, ведь некие неудобства для них конечно появились. Нужно было разработать новую систему работы. Мы сели и нашли решение.

– В чем оно заключалось?
– До определенного возраста ребята занимались на местах. А потом лучшие из них, переводились в так называемый центр – то есть на «Шахтер». Мы много раз просматривали каждого футболиста, обсуждали коллективно его перспективы. Со временем определились с критериями перевода в центр. То есть было создана такая вот пирамида. Потом из лучших, мы стали организовывать спецклассы.

Таким образом, мы определяли эффективность работы каждого тренера. Показатель ведь очень простой – сколько человек было переведено из района в центр, то есть фактически в сборную нашей школы. Кто-то давал одного–двух, а кто–то шесть-семь.

– А кто-то ни одного?
– Я не об этом. А о том, что тот тренер, который дал больше игроков в эту сборную того или иного возраста, тот ее и возглавлял. Просто, правда? Хорошо поработал, работаешь в центре с лучшими. Не даешь результат, продолжай трудиться в районе, работай над собой, стремись улучшить свою работу.

– И зачем поломали эту вполне эффективную и демократичную систему?
– Вот поломали. Я ее всячески отстаивал, но кроме, нареканий и выговоров  ничего не получил.   

– Странно.
– Появилась такая тенденция. Приходят в школу новые тренеры, что вполне естественно. Все знают, что раньше те же Пономаренко или Бикезин, брали ребят в тринадцать-четырнадцать лет, которые были уже как-то сформированы, с координацией, мышлением и огромным опытом дворового футбола. Они их отбирали и вели четыре года, обучая и совершенствуя их навыки и задатки.

А что теперь? По каким-то критериям нынешнему молодому тренеру понравился какой-то мальчик. Не знаю, может у него родители хорошие люди, благодарные. И он будет работать с ним много лет. Складываются какие-то определенные взаимоотношения, вот только глаз, что называется «замыливается».  

Вот смотри. Тренер «Х» работает с группой два года, а тренер «Y» будет работать с ней следующие два. По плану. Приходит время передачи от одного к другому. Но если у первого все ладилось, то есть ли смысл передавать группу другому? А у того другого в это же время не все было гладко, мягко говоря. То есть, нужно принимать решение. А оно достаточно очевидно – передача должна произойти. А зачем это нужно? Тупик! Конечно, бывают случайные успехи, впрочем, как и случайные провалы. Это тоже нельзя исключать.

Есть много нюансов. Но скажу одно, если тренер «Y» не дает результата, то передавать ему новую группу нельзя. Угробил одних, угробит и других. Ведь так?

Получается, смена происходит в любом случае, и это губит все дело. Приведу пример, не называя фамилий. Перспективная команда, выигрывает «свой возраст», есть очень хорошие футболисты. Она передается тренеру, который в это же время проиграл все и никто у него не прибавил. Он берет довольно перспективную команду и «хоронит» ее.

Фото Валерия ДУДУША

Продолжение следует.

Интервью с Алексеем Дрозденко. Часть I

29 травня 2014 20:16







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 969-го дня повномасштабної війни

 

19 жовтня 2024 21:12

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 968-го дня повномасштабної війни

 

18 жовтня 2024 19:05

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 967-го дня повномасштабної війни

 

17 жовтня 2024 09:31