Сьогодні 19 жовтня 2024 р.

«От Лобановского прятался, от охраны Пугачевой убегал»

Вячеслав ШАРАФУДИНОВ, «Футбольный клуб» (Донецк)

Во второй части эксклюзивного интервью юбиляр Валерий Дудуш рассказывает о том, как сложилась его жизнь после возвращения из ГДР, а также представляет свои лучшие работы.

Первая часть здесь.

- А куда можно или нужно было возвращаться семье прапорщика СА Дудуша?
- Было так принято. Офицеры ехали туда, «куда Родина пошлет», а прапорщики туда, где предоставят жилье. В Днепрорудный возвращаться не очень хотелось, и мы поехали в Донецк. Я рассчитывал трудоустроиться в местное военно-политическое училище. Но меня там не очень ждали. Пришлось «подсуетиться», и в итоге меня взяли на три месяца «вне штата».

- Это как?
- Без должности, правда, с оплатой. Поселили меня в общежитие училища. Жена с сыном в это время жили у моих родителей в Дзержинске. Делал все, что предлагали. И теодолитом побегал по полям, пришлось вспомнить. Потом пригодилось – я уже был знаком с компьютером, а тут еще не знали что это такое. Я уже был продвинутый в этих вопросах. Так, что командиры это оценили и нашли мне применение. Короче, перевели меня на должность преподавателя, на инженерную кафедру. А через два года мне предоставили квартиру.

- Зарплата была нормальная?
- При Союзе да, а потом…

- И ты начал искать новую работу, и пришел в ФК «Шахтер», где мы и познакомились. Помню, ты у нас переодевался в гражданскую одежду и летал на выездные игры снимать. Однажды, ты попал в трансляцию, тебя увидел начальник, и что было?
- Да все нормально, он был болельщиком, не сдал. Хотя, я всем говорил что заболел.

- А вообще, как возникла идея прийти в «Шахтер»?
- Все просто. Условия становились все хуже и хуже. Деньги не платили своевременно. Родители поумирали, накопления закончились, нужно было что-то менять. История началась с матча Кубка Интертото «Шахтер» – «Атака-Аура» (Белоруссия). Так вот к тому времени, я уже подзарабатывал фотографированием, благо из Германии привез хорошую аппаратуру. Тогда было за что купить, тем более и жена неплохо зарабатывала.

До той игры я уже снимал американский футбол, подружился с приезжавшими к нам белорусами. Посылал им потом свои фото. Они мне в свою очередь перечисляли оплату почтой. Там у них были какие-то общие связи с футболом, и меня попросили поснимать игру с «Шахтером». Я дал добро и отправился на стадион «Шахтер». Сделал работу, и после игры поехал в гостиницу, где жили футболисты «Атаки-Ауры». Они там праздновали свою сенсационную победу со счетом 2:1. Я отдал нужному человеку конверт со снимками, он рассчитался.

А на выходе из отеля встретил Юрия Колоцея, который тогда был вице-президентом «Шахтера». Я его не знал, он спросил, что это за фотографии я передал белорусам. Я показал – снимки ему понравились, и Колоцей сказал: «Давай к нам, у нас нет фотографа».

- Были у меня контакты с известным фотографом Николаем Добромысловым, но он обиделся на то, что ему мало заплатили за работу по календарю-справочнику.
- Да и со мной не все сложилось сразу. Имеется в виду оформление на работу. Я тогда много снимал, разносил фотки по всем редакциям донецким. Тогда же я познакомился с Русланом Мармазовым. Он пригласил меня в «Теленеделю» с полным оформлением, и вот только тогда я уже окончательно закончил с воинской службой и стал гражданским человеком. Случилось это в конце 1997 года.

undefined



- И вот много лет занимаешься фото, побывал в тридцати странах мира, отснял более двух тысяч спортивных мероприятий, от детских турниров до ЕВРО-2012…
- Да все так.

- За свою жизнь тебе довелось и снимать, и общаться со многими знаменитостями, и не только спорта. Кто произвел на тебя наибольшее впечатление?
- Николай Петрович Старостин. Легендарный спартаковец. Личность! В 1987-году московский «Спартак» приезжал в Дрезден на игру Кубка УЕФА с местными динамовцами. Мои военные начальники были большими поклонниками футбола и с энтузиазмом восприняли новость о приезде к нам «Спартака». Они мне сказали: «Бери машину, езжай в аэропорт, и окажи всякое им содействие». Я поехал, встретил и Старостина, и Бескова с игроками. Меня тут же взял в оборот известный сейчас Александр Бубнов. Он первым сообразил, что я буду полезен. Видно коммерческая жилка у него была весьма развита. Хитрый мужик. Говорит: «Приходи ко мне в гостиницу, только никому больше не говори».

Старости же, несмотря на солидный возраст, был в прекрасной форме, рассказал много интересного. Я был очарован им и пригласил его к нам в Дом офицеров. Он без раздумий согласился, только попросил, чтобы мероприятие было не очень долгим. «Часик для вас выкрою», сказал он. Приехал, выступил. Рассказчик он был блестящий. Мы там стол накрыли, так он и рюмочку накатил.

- А Бубнов как же?
- В день игры они сидели в гостинице, а на коммерцию был предоставлен следующий день. Им кстати выдали по 1500 тех немецких марок. Игру они проиграли 0:1, но по сумме прошли дальше. Помню, какие моменты не использовал Александр Мостовой. За «Спартак» болели два сектора советских граждан – у нас были даже простенькие незатейливые транспаранты. Короче с утра автобус от гостиницы отъехал в центр, туда, где было много магазинов. И двинули…

- Много людей пошло с тобой?
- Бубнов понятно, а также Станислав Черчесов и Валера Шмаров, совсем молоденький тогда. Скупились они хорошо, все заказы были выполнены. Брали свитера, белье, посуду… А через некоторое время я снова встретился с Бубновым. И не только с ним. На отборочный матч чемпионата Европы против команды ГДР приехала сборная СССР. Игра проходила в Берлине на небольшом стадионе имени Фридриха-Людвига Яна. Я с группой коллег направились поездом поддержать нашу сборную, которую тренировал тогда легендарный Валерий Лобановский. Я подъехал к стадиону, где проходила предматчевая тренировка и тут же «попал в лапы» Бубнова.

Затащил меня в автобус и говорит: «Сиди тихо!» И тут зашел Валерий Васильевич и автобус тронулся. Это я потом понял, чтобы было, если бы он меня заметил… Так «шпионом» я доехал до гостиницы. А тот матч закончился ничьей 1:1. Белорус Алейников сравнял счет в конце игры. Отмечу, дружелюбную обстановку и до, и во время и после игры. Немцы с удовольствием обменивались с нами сувенирами, фотографировались на память. Очень все было по-доброму.

- А что еще запомнилось за долгую футбольную жизнь?
- В 2000-м году в московских Лужниках я смотрел игру «Спартак» – «Динамо» (Москва) из комментаторской кабины канала ОРТ, куда меня пригласил комментатор Виктор Гусев, с которым мы подружились.

- Я знаю, что ты снимал много знаменитых артистов?
- Ой, всех и не вспомнишь. Еще в Германии сопровождал Эдиту Пьеху, «Песняров» с Владимиром Мулявиным, «Виртуозов Москвы» с Владимиром Спиваковым. Легенды! Еще был Геннадий Хазанов. Я его водил в знаменитую Дрезденскую галерею, и как назло в это время там было много туристов из Советского Союза. Они его узнали – и началось. Стало им не картин. Бедный Геннадий Викторович!

- Это немецкая история, а у нас кто и что запомнилось?
- Ой, кого только я не снимал, всех и не вспомнишь. Запомнилась история с Пугачевой. Она выступала в «Дружбе» в большом концерте, который организовал Игорь Крутой. Меня предупредили, что Алла Борисовна запрещает работать фотографам, а с другой стороны клуб озадачил обязательно ее снять. Вот такая ситуация. А сопровождала ее тогда охрана президента «Шахтера». Они меня знали, конечно, и предложили такой вариант: «Ты снимаешь. Мы за тобой гонимся. Но ловить и бить не будем. И все будут довольны!». Так все и случилось! А вот с Аллегровой не получилось без инцидента. Я снял только, когда ей вручали огромный букет от Ахметова, а она меня «облаяла с ног до головы» на весь зал. Неприятное воспоминание. Но такая участь фотографов!

- Недаром вас называют папарацци?
- Да. Но, я себя к ним не отношу.

- Ты видел много стран? Что впечатлило и осталось в памяти?
- Как правило, запоминается первое, потом все уже кажется знакомым и привычным. Ощущения уже не такие острые. Дрезден, Рим, Лондон, Брюгге, Венеция…

- А куда бы хотел вернуться?
- В Дрезден.

- Недавно ты с ХК «Донбасс» побывал в Руане? Чем он запомнился?
- Там постоянно проводятся выставки художников-импрессионистов. Побывал там, и конечно в музей местный зашел.

- А как тебе дался переход с футбола на хоккей?
- Легко. На хоккее работать проще. Футбол? Понимаешь, я всю сознательную жизнь болел за «Шахтер», и когда стал его снимать, для меня это было огромное счастье! Об этом, я не мог и мечтать. Многих своих кумиров мог фотографировать, общаться с ними. Ради этого стоит жить! Это не просто слова, поверь. Я помню, с чего все начиналось, и все знают, во что это превратилось. «Шахтер» – суперклуб мирового уровня.

undefined



- А ХК «Донбасс» взлетит на такие высоты?
- Думаю да, особенно когда будет возведен новый суперсовременный дворец. Я вижу болельщиков на хоккее, это практически одни и те же люди, которые сидят на одних и тех же местах. На футбол по-прежнему хожу, по мере возможности. А вообще тринадцать лет в «Шахтере» самые счастливые годы в моей жизни.

- Сейчас все знают, что на твоем месте работает сын – Андрей. Как это получилось? Я знаю, он закончил Академию управления.
- Да. Он хотел быть офисным менеджером. Поступил в известную тогда компанию «ДСС». А там вскоре произошли большие перемены, так как головной офис переезжал в Киев. Вот его и уволили. Интересно, что произошло это 31 декабря. Снимать же он начал, еще будучи студентом. Подрабатывал в газете «Железнодорожник «Донбасса». Кстати, там неплохо платили.

undefined



- А в «Шахтер» как он попал?
- После меня там работал Анатолий Черкасов, но ему работа разонравилась, и он уволился. Появилась вакансия. Мне начали намекать, мол, не хочешь ли вернуться? А Андрей уже поработавший в «Блике», где его многому научили, трудился в «Сегодня», где начались сокращение. Я набрался смелости и предложил на свое бывшее место Андрея, и его взяли. Вот и работает, по сей день.

- А как мастер он вырос?
- Безусловно. Скажу честно, он снимает уже лучше меня.

- Твоему внуку Вове уже три года. Он тоже будет фотографом?
- Не знаю (улыбается). Шустрый малый. Его бабушка спрашивает: «Вова! У тебя было две конфеты, одну ты отдал мне. Сколько осталось?». Он отвечает: «Мало!»

- Наверное, бизнесменом будет. На хоккей уже водили его?
- Он в восторге. По квартире уже носится с клюшкой и шайбой. Через год попробуем его записать в секцию – как раз с четырех лет набирают. Что получится из этого? Посмотрим. Хотя его мама не в восторге, что сын может стать хоккеистом. Мол, они беззубые, страшные… Главное, что у него есть желание и то, что ледовый дворец рядом с домом. Дальше мы не заглядываем. Жизнь покажет.

- Скажи, а какая фотография, сделанная тобой самая дорогая или памятная?
- Есть такая. 1972 год. «Шахтер» тогда играл в первой лиге. Команда, в которой играли Коньков и Старухин, приехала в Дзержинск на товарищеский матч с нашей командой. 1:0 выиграли. Гол забил Юрий Губич, и мне удалось снять, как он забивал. После углового Губич (№5 на фото ниже) перепрыгнул выше всех и головой отправил мяч в сетку. И по динамике и композиции все было отлично! Конечно, памятны фотографии нашего триумфа в Стамбуле, когда мы выиграли Кубок УЕФА. И еще одно есть фото, которое я никому не показывал, только Юрию Колоцею. Он был в восторге и признал меня фотографом. Но это тайна! Может когда-нибудь, я его заретуширую и покажу.

undefined



- Спасибо, Валерий Иванович, за интересный рассказ. С юбилеем тебя еще раз! Как говорят в Одессе, что имеете еще сказать?
- Спорт дал мне вторую жизнь, после того как пришлось снять погоны с плеч. Пригодилось все то, что долгое время было увлечением или как говорят сейчас хобби. Знаешь, знание истории футбола, не раз помогало в общении со многими знаменитыми футболистами и тренерами. Скажу честно, я счастливый человек.

undefined



Фото Валерия и Андрея Дудушей

7 лютого 2014 22:01







Матеріали на тему

Валерий Дудуш. На «ты» с Грачевым и Заммером
5 лютого 2014 10:00


Мемуары футбольного болельщика. Часть 4
31 січня 2014 16:13


Мемуары футбольного болельщика. Часть 3
27 січня 2014 12:00


Мемуары футбольного болельщика. Часть 2
20 січня 2014 13:00


Мемуары футбольного болельщика
14 січня 2014 14:51




Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 969-го дня повномасштабної війни

 

19 жовтня 2024 21:12

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 968-го дня повномасштабної війни

 

18 жовтня 2024 19:05

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 967-го дня повномасштабної війни

 

17 жовтня 2024 09:31