Коньков. Сам себе президент
В Федерации футбола Украины изобретают новый эпистолярный стиль. Вот как начинается вторничное поздравление президента ФФУ Анатолия Конькова его заместителю Анатолию Попову: «Шановний Анатолію Володимировичу! Від імені Федерації футболу України та від себе особисто прийміть сердечні вітання з нагоди Вашого Дня народження...» ВІД СЕБЕ ОСОБИСТО. Иными словами, поздравьте себя сами.
Филологические находки – не единственный и далеко не самый значимый успех главного футбольного ведомства нашей страны. Здесь переворачивают представления о финансовой и кадровой политике, об открытости и прозрачности, о бухгалтерии и деловодстве. И действительно, почему вице-президент не может поприветствовать себя, любимого, с именинами, если его босс не гнушается визировать служебные записки, адресованные ему... самим собой.
Кто не помнит, копия такого чудо-документа в свое время стала достоянием общественности. Кстати, именно с подачи Анатолия Попова, вскрывшего факты коррупции президента ФФУ и его ближайшего окружения. В цивилизованном обществе подобные обвинения моментально стали бы поводом для отставки. Однако Анатолий Коньков, уподобляясь известному дважды не судимому деятелю, настаивает на том, что не только вполне жив, но и легитимен. И, очевидно, готов продолжать свою, как он считает, бурную деятельность на благо украинского футбола.
Другой на его месте, может, и ушел бы. Только люди, приведшие Анатолия Дмитриевича на высокий общественный пост, не поймут такой «не пацанской» слабости. Это ведь официально Коньков возглавил ФФУ по итогам голосования Конгресса федерации в сентябре 2012-го. А неофициальные итоги безальтернативных «выборов», говорят, были известны заранее и «спущены» с тогдашних высоких этажей власти. Самых, говорят, высоких.
Два года назад исполнилась мечта тех, кто изнывал от «засилья и произвола подмявших под себя все братьев», кто раздувал «конфликт интересов», подключая все подконтрольные СМИ, действовавшие в духе сегодняшних рашистских рупоров. Футбол оказался не менее действенным рычагом влияния на умы и сердца «электората», нежели экономика, политика и дипломатия. И, понятное дело, нужно было вложить этот рычаг в надежные и послушные, пусть иногда и слегка дрожащие, руки.
Кандидатура Конькова подошла для этой цели как нельзя лучше. Формально – для плебса – его пристрастия делились между Киевом и Донецком ровно наполовину. Коренной донбассовец, начинавший путь в большой футбол в «Шахтере», своих наивысших достижений в качестве игрока он добился в столичном «Динамо». Опытом футбольного функционера Анатолий Дмитриевич также обладал. Вовсе не обязательно, правда, было уточнять, что опыт этот, скажем так, не совсем положительный – когда-то Конькова выдворили со всех должностей в ФФУ за подрывную деятельность и саботаж.
Зато опыт сей на нынешнем этапе позволял новоизбранному хозяину украинского футбольного дома навести свой порядок – в рамках «генеральной линии», с учетом интересов тех, кто «заказывал музыку» и «дергал за ниточки». А царившие «наверху» нравы и ступень в семейной иерархии подразумевали соответствующее «обеспечение». Недополучившему заслуженных в течение игроцкой карьеры бонусов Конькову выпал еще один шанс почувствовать себя если не королем, то – кумом королю.
Вспоминается анекдот о только что получившем оружие новичке-милиционере, которого инструктирует начальник: «Аванс у нас – пятого числа, зарплата – 25-го». «Тю, – отвечает новоиспеченный страж порядка, – та разве ж я с пистолетом себе на жизнь не заработаю?!» Это я совсем не к тому, что самую яркую часть карьеры будущий глава ФФУ провел в «милицейском» клубе. И не к тому, что в начале 1970-х тогдашний защитник «Шахтера» в одном из донецких ресторанов стал фигурантом пьяного дебоша со стрельбой, схлопотав дисквалификацию от Федерации футбола СССР. Речь о другом.
В предыдущий период пребывания Анатолия Конькова в ФФУ развитие информационных технологий и отсутствие соцсетей еще позволяло скрывать многие любопытные нюансы деятельности футбольных чиновников. Сегодня делать это намного труднее. Не совсем понятно, почему у президента федерации вызвала такую обиду публикация некоторых документов из финансовой отчетности, ведь это вполне соответствовало задекларированному им при вступлении в должность стремлению к гласности и плюрализму. Насколько знаю, общественность с интересом изучала отчеты о командировках и другие бумаги, из которых следовало, что глава национальной ассоциации живет уже практически при коммунизме – отдавая по способности, но получая по потребности.
И – не только по своей потребности, но и с учетом запросов всех тех, кого он «приручил», то бишь привел на работу во вверенную ему организацию. Кадровые перемены, раздувшие футбольный аппарат вместо объявленного Коньковым сокращения штатов, никоим образом не способствовали улучшению работы федерации. И это – очень мягко говоря. Без причины увольнялись квалифицированные специалисты, их места отдавались мало понимающим в футболе, зато лояльным сотрудникам, а то и просто родственникам или близким «босса» и его окружения.
Медленно, но верно ФФУ из авторитетной ассоциации европейского значения превращалась в «пирамиду», сходную с теми, что при прежней власти выросли и в остальных сферах. Настолько сходную, что со временем это вполне может стать интересным материалом для компетентных органов. При Конькове даже появился «смотрящий». Официально став «помощником президента», он занимал место рядом с Анатолием Дмитриевичем практически на всех важных мероприятиях, включая, например, даже такие, как жеребьевка отборочного турнира Евро-2016 в Ницце. И без того немалые представительские траты из казны ФФУ в этой связи пришлось как минимум удвоить...
На многое из выше перечисленного, по большому счету, можно было бы закрыть глаза, если бы не страдало ДЕЛО. Но, по сути, ни одно из предвыборных обещаний Анатолия Дмитриевича выполнено так и не было, ФФУ погрязла в склоках и скандалах. Ее имидж внутри страны и на международной арене упал ниже плинтуса. А некоторые действия (или бездействия) Конькова попросту вынуждали задаться вопросом о его адекватности.
Кстати, вот вам и еще один штрих к раздвоению личности президента. Отвечая полгода назад на обвинения Анатолия Попова, он заявил: «С первого дня я говорил о Попове, что это человек, который никогда не работал на созидание и футбол...» В сегодняшнем же поздравлении, с которого я начал эти полемические заметки, можно прочесть следующее: «Найщиріші слова людині, що залишила свій слід в історії українського футболу. Ви завжди і в усьому були прикладом для своїх колег. Нехай Ваша віддана любов до Гри мільйонів і в подальшому служить надійною основою для зміцнення солідарності всієї футбольної сім’ї».
При желании, конечно, можно найти между «самых искренних слов» и второй, и даже третий смысл. Скажем, по-разному можно трактовать словосочетание «игра миллионов»…
К слову, о миллионах. С 15 сентября, если не ошибаюсь, в ФФУ действует давно ожидавшаяся там группа аудиторов. С результатами ее работы было бы чрезвычайно интересно ознакомиться. Помнится, в сентябре 2012-го с трибуны отчетно-выборного Конгресса было официально заявлено, что на момент передачи власти команде Анатолия Конькова на счетах федерации наличествует более 37 000 000 долларов.
Продолжаем с интересом следить за новостями на официальном сайте ФФУ...
Читайте также Страна меняется, а ФФУ?
16 жовтня 2014 09:32