Олег Кузнецов: «Летим военным Ан-26... Как парашютисты, ждем выброски...»
Он стал единственным советским футболистом, сыгравшим на четырех последних крупных международных турнирах для сборных перед распадом Союза. На чемпионате мира 1990 года в Италии представлял еще киевское «Динамо», а на Евро-1992 в Швецию летел уже как игрок шотландского «Рейнджерс», вместе с одноклубником Алексеем Михайличенко.
Возглавляемая Анатолием Бышовцом сборная Содружества Независимых Государств выступала на турнире под белым флагом и с отрывком из 9-й симфонии Бетховена вместо гимна. В последнем поединке группового этапа ей противостояли шотландцы, уже потерявшие все шансы на продолжение борьбы. «Подготовку» к завершающей игре они провели в... пабе, что в итоге не помешало «тартановой армии» разгромить команду экс-СССР – 3:0. С воспоминания об этом казусе начинается заключительная часть нашей беседы с Олегом Кузнецовым, в пятницу отметившим 50-летие.
«И В ЮБКЕ Я ТОЖЕ ЩЕГОЛЯЛ»
Вместо досье. Он перебрался в Глазго, доиграв за «Динамо» чемпионский сезон-1990. В первом же официальном матче за новую команду был признан лучшим игроком. А в следующем – получил нелепую травму колена. Операцию делал в Лос-Анджелесе. Пока восстанавливался – подтянул английский, обжился, дождался приезда из Генуи Алексея Михайличенко. «Рассчитавшись» на Евро-1992 с советским футболом, они вдвоем стали первыми легионерами сборной Независимой Украины.
– Партнеры по «Рейнджерс» не подначивали вас воспоминаниями про матч СНГ – Шотландия?
– Нет, эта тема в общении с одноклубниками исчерпалась несколькими фразами у центрального круга во время разминки перед той игрой в Норчепинге. Мы с Лешей в шутку – мол, подсобите. Они: вы нас и так «сделаете», кому, мол, больше нужно выиграть?..
– Отбывая из Киева в «Рейнджерс», как представляли себе Шотландию?
– Стереотипно: промозглая погода, постоянные дожди. И первое впечатление таким же было. Глазго на тот момент был – провинция провинцией, это сейчас уже там инфраструктура современная: рестораны, бутики, отели... Шотландский чемпионат мне казался скучным по сравнению даже с первенством Союза, не говоря уже о ведущих футбольных странах Европы, где мной, вроде бы, интересовались. «Бавария» имела на меня виды, несколько английских клубов. Да я и сам о более сильном чемпионате мечтал. И о море – поиграть где-нибудь в Испании. Но Лобановский убедил насчет «Рейнджерс», где предлагали контракт сразу на пять лет. Впоследствии я не пожалел о том, что оказался в Шотландии, и при случае Васильича благодарил. Первый год, правда, тяжеловато было. Трудности адаптации, незнание языка, а тут еще и травма подстерегла. Но потом все постепенно утряслось. Да и Леша Михайличенко перебрался из Италии – вдвоем уже значительно веселее было.
– Если не считать травмы и операции, выбивших вас из строя на несколько месяцев, в остальном и вы, и Михайличенко въехали в шотландский футбол на белых конях.
– «Рейнджерс» тогда был бесспорным лидером! Руководство и менеджер Грэм Сунесс укрепили ряды коллектива зарубежными звездами, собрали лучших в Шотландии, стали приглашать даже игроков английской сборной. А раньше движение было только в обратном направлении – все стремились в Англию... В общем, мы довольно легко выиграли несколько титулов кряду. Откровенно проходных игр не было, но многие матчи шли, что называется до первого забитого нами гола, потом соперник складывал оружие. Имея к зиме 15-20 очков отрыва, мы уже преспокойно могли открывать чемпионское шампанское. Однако отбывать номер в оставшихся матчах не позволяли ни конкуренция за место в составе, ни зрители, которых под 50 тысяч набивалось. Сейчас, кстати, такая же аудитория собирается, несмотря на то, что клуб из-за банкротства перевели в четвертый дивизион. Уверен – вскоре «Рейнджерс» снова доберется до элиты.
– Как думаете, помнят вас шотландцы, прозвавшие Олега Кузнецова МакСмитом – Сыном Кузнеца?
– На прошлой неделе звонили из пресс-службы клуба, готовили материал к моему юбилею в программку к очередному матчу «Рейнджерс». Так что, как видите, не забывают. Приятно...
– В юбке удалось щегольнуть?
– А как же! На одну из традиционных рождественских вечеринок я надел именно традиционный шотландский костюм с килтом. Для футболистов «Рейнджерс» это один из самых веселых вечеров в году. Все наряжаются в карнавальные костюмы, гримируются. Затем – выезд в народ: на автобусе с открытым верхом команда отправляется в район стадиона, где ее приветствуют болельщики. И как завершающий аккорд – ужин в ресторане с семьями.
– Как-то вы рассказывали, что невольно помогли сторонникам суверенитета Шотландии, приняв участие в их акции. Было это как раз в тот период, когда Украина только-только осваивалась в статусе независимого государства. Из британского тумана вам каково было смотреть на эти процессы?
– Многие исторические, как потом оказалось, события, просто остались вне нашего с Лешей поля зрения – путч 1991 года, ГКЧП, танки на московских улицах, Беловежское соглашение. Узнавали постфактум, от родных, которых тут, в Киеве, все это реально «цепляло». Хороших новостей было, мягко говоря, немного. Чего стоила одна информация о том, что «сгорели» все сбербанковские накопления... Чуть позже, приезжая на матчи сборной Украины, мы уже могли наблюдать все перемены воочию.
– Вас тогда наши болельщики встречали как истинных патриотов.
– Тогда и команда на одном патриотизме, по-моему, держалась. Но, хотя некоторые вещи в организации процесса после сборной СССР могли показаться диковатыми, мы с пониманием относились к «трудностям роста». Нет у федерации средств оплатить нам перелет бизнес-классом (а футболисты «Рейнджерс» могли летать только так – имидж клуба!), не проблема. Формы не хватает – ну, что ж, бывает. Тренеры меняются на каждый матч – окей, рабочие вопросы. Все с чего-то начинают.
«МОЕЙ ПОПУЛЯРНОСТИ С НЫНЕШНЕЙ ДОЧКИНОЙ НЕ СРАВНИТЬСЯ»
Вместо досье. Став с «Рейнджерс» трехкратным чемпионом страны, Кузнецов ненадолго перебрался в Израиль – в «Маккаби» из Хайфы, где украинская «диаспора» на тот момент была весьма представительной. Однако выполнить главную задачу – пробиться в Лигу чемпионов – клуб не выполнил, и Олег вернулся домой, усилив ЦСКА-«Борисфен» и снова встретившись с Михаилом Фоменко. Там вскоре и завершил карьеру игрока, чтобы через три сезона вернуться в армейский коллектив тренером. В 2002-2004 годах работал в киевском «Динамо», параллельно помогал Леониду Буряку в национальной сборной Украины. Остался и в штабе своего тезки Блохина. Недолго пробыв с первым Олегом Владимировичем в ФК «Москва», приступил к работе с юношами.
– Чемпионат Украины того периода для трехкратного чемпиона СССР и Шотландии, судя по всему, вряд ли мог предложить приятные сюрпризы.
– Знаете, я особо избалован не был. Конечно, после британских газонов играть на наших «огородах» – это нужно было перестраивать сознание. Как и для того, чтобы адекватно воспринимать гостиницу где-нибудь в Чугуеве, чтобы летать на матчи военно-транспортным Ан-26 – без туалета, зато с болтанкой на полную. Сидим друг против друга, как парашютисты, и сигнала к выброске ждем...
– Первое время после возвращения, пока еще не приняли приглашение в «Борисфен», вы тренировались с родным киевским «Динамо», где тогда уже готовился во весь голос заявить о себе юный Андрюша Шевченко...
– Быстрый был, как молния! Особенно на моем фоне. (Улыбается.) Я ведь и в возрасте уже, и с болячками хроническими. А пацану – 17. И глаза – горят желанием!.. Талант – талантом, но без желания и каторжного труда на тренировках настоящей звездой не стать.
– Как вам дался переход на тренерскую работу?
– Достаточно просто и безболезненно. Как-то по-особенному «ломать» себя не пришлось. После окончания карьеры принял предложение друзей поработать в банке. Занимался, можно сказать, связями с общественностью и заодно тренировал тамошнюю футбольную команду. Уже потом Вова Бессонов и Гена Литовченко позвали в тренерский штаб киевского ЦСКА, где я остался и с возвращением Михаила Фоменко. В тренировках участвовал с удовольствием – и подсказать мог, и показать.
– Что вам, как тренеру, больше по душе – клуб или сборная?
– Везде по-своему интересно... В клубе, естественно, больше устаешь, все-таки процесс практически беспрерывный. Зато в сборной – ответственность выше.
– Сегодня вашим подопечным по 15-16 лет. Себя в этом возрасте вспоминаете, открывая перед ними футбольные премудрости?
– Это совсем другое поколение! С одной стороны, вроде, дети еще совсем, в рот заглядывают, каждое слово ловят. С другой же – для них сборная страны, увы, не является тем, чем была для нас. С клубом все понятно – там им платят. А вот про престиж уже приходится объяснять. Понимают далеко не все. Вообще сейчас с интеллектом у молодежи – просто беда. И с образованием, и с житейской грамотностью. В школах учатся плохо, книг не читают, все свободное время проводят, в IPad уткнувшись. А если человек не способен воспринимать то, что ему говорят, как научить его элементарным вещам?
– И как вы с ними общаетесь?
– Пытаюсь достучаться. Какие-то наглядные случаи из своей биографии вспоминаю. Привожу пример тех ребят, которым удается удержаться на виду, преодолевая очередной возрастной ценз: некоторые из моих бывших подопечных сейчас уже на первых ролях в «молодежке». Говорю пацанам, что сборная – это самая заметная «витрина», что все скауты в первую очередь посещают именно турниры национальных команд, и здесь действительно есть шанс «засветиться»... Возможно, проблема в том, что сегодня футбол больше нужен не самим пацанам, а их родителям, усматривающим в нем ниву для хорошего заработка. Живут мячом – единицы. Потому-то и падает у нас уровень детско-юношеского футбола, мы все больше отстаем, и, к сожалению, уже не только от ведущих держав. Вы думаете, одна первая сборная жалуется на нехватку кадров? Мы, вот, с ассистентами прошерстили всю Украину в поисках нападающего. Нет форвардов, хоть плачь! Те же проблемы – и в других возрастах...
– В банке вы работали в том числе и с прессой. Как оцениваете ситуацию с освещением футбола в нашей стране?
– Воспитанный на «бумажной» прессе, я до сих пор не могу читать газеты в Интернете. В основном штудирую «Спорт-Экспресс», это и оперативность, и профессионализм, и широкая палитра событий и мнений. В телевизионных программах порой удивляюсь уровню дискуссии и тематике, а оценки некоторых экспертов, складывается впечатление, берутся просто «от фонаря». Но труднее всего мне понять, как можно разбирать футбольные матчи, не показывая самого главного – голов, опасных или спорных моментов. А ведь, увы, и такой «аналитики» у нас сегодня хватает.
– Кого сейчас быстрее узнают на улице – бывшего футболиста и нынешнего тренера Олега Кузнецова или актрису Екатерину Кузнецову, вашу дочь?
– В среде молодежи и домохозяек, поклонниц телесериалов, мне с Катей, конечно же, не сравниться. Правда, она больше популярна в России, куда уехала работать. Последний год у нее получился очень удачным в творческом плане. Надеюсь, и дальше все пойдет по восходящей.
– Вы не подсчитывали, в скольких странах побывали?
– Нам, спортсменам, наверное, правильнее считать не те страны, где был, а те, которые успел рассмотреть. Только сейчас какие-то туристические центры для себя и открываю. В Риме с женой побывали – наняли экскурсовода, весь центр Вечного Города пешком исходили. С Парижем так же знакомились. Словом, наверстываю упущенное. Культурно обогащаюсь. В таком режиме куда познавательнее, чем из окна автобуса или с балкона гостиницы, как это было в поездках на матчи игроком или тренером...
Олег Кузнецов: «Военную форму мне выдавал Лобановский»
Олег Кузнецов: «От «друзей» из соцстран мы всегда ждали подлянки»
24 березня 2013 08:00