Ретро. Суперкубок УЕФА 1986: сбой на Лазурном берегу
Тридцать один год назад киевское «Динамо» пребывало в шаге от завоевания своего второго Суперкубка УЕФА. Преградой на пути к трофею 24 февраля 1987 года стала румынская «Стяуа».
МЕСТО В ИСТОРИИ
То противостояние «бело-синих» с посланцами Бухареста вошло в историю сразу по нескольким причинам. Именно в 1987 году соискатели трофея впервые заранее договорились о проведении единственного матча на нейтральном поле. В прежние времена соперники традиционно планировали две встречи на полях каждой из команд.
Всего же до того, как в 1998-м УЕФА официально изменил формат турнира, обладатель приза трижды определялся в одной игре. Подытоживая сезон-1983/84, «Ювентус» и «Ливерпуль» не успели договориться о повторном рандеву, посему титул достался «Старой Синьоре», дома отпраздновавшей успех – 2:0. В 1991 году завершить «разборки» «Манчестер Юнайтед» и «Црвены Звезды» помешало обострение военно-политической обстановки в Югославии, в результате чего на коне оказались англичане, одержавшие на «Олд Траффорд» победу со счетом 1:0.
Разыграв Суперкубок на красавце «Луи II», для возведения которого в 1985-м строителям пришлось отвоевывать территорию у Средиземного моря, представители украино-румынской пары и не подозревали, что именно Монте-Карло через 11 лет станет традиционным местом встречи обладателей Кубка чемпионов и Кубка УЕФА (в 2000 году принявшего эстафету у упраздненного Кубка кубков).
Еще одна любопытная деталь. «Стяуа» завоевала Суперкубок УЕФА спустя 11 лет после того, как ранее вручавшуюся обладателю титула громадную 36-килограммовую чашу, отспоренную в дуэли с «Баварией», присвоил себе бельгийский «Андерлехт». Исполин по сей день радует своим видом посетителей музея брюссельского клуба на стадионе «Констант ванден Шток», а современных триумфаторов организаторы одаривают скромненькой «вазочкой» высотой 42,5 сантиметра и весом всего-то 5 килограммов...
ТО В ЖАР, ТО В ХОЛОД
Нетерпение, с которым я дожидался второй в динамовской истории битвы за европейскую вершину, свежо в памяти до сих пор. Зимняя пауза, пришедшая на смену фантастическому сезону-1986, под завязку набитому эпохальными играми, казалась вечной. И когда команда Валерия Лобановского наконец вышла из отпуска, любая весточка из ее лагеря была для болельщиков сродни глотку свежего воздуха.
Да, надо было смотреть вперед, но триумф в Кубке кубков, феерическая игра на мексиканском первенстве мира, выездная победа над сборной Франции и завоеванное «на зубах» чемпионство все еще стояли перед глазами. Тем более, что незадолго до того, как 2 января «бело-синие» открыли новый подготовительный цикл традиционным кроссом по заснеженным аллеям Мариинского парка, волны восторга еще трижды накрывали украинскую столицу.
Во-первых, во Дворце спорта состоялось чествование триумфаторов, достать пригласительный билет на которое считалось огромнейшей удачей: немудрено, что праздник прошел при аншлаге. Во-вторых, в предпоследний день декабря France Football огласил результаты своего очередного референдума, по итогам которого «Золотой мяч» достался Игорю Беланову. В-третьих, сразу после Нового года московский «Футбол-Хоккей» провозгласил Александра Заварова лучшим футболистом СССР.
К воротам «Стяуа» рвется новоиспеченный обладатель Золотого мяча Игорь БЕЛАНОВ
Впрочем, Лобановский, как никто другой, умел свести на нет эйфорию, которая могла охватить его подопечных. Зимний график подготовки так уплотнился, что ребятам было попросту не до воспоминаний. Уже 3-го числа транзитом через Москву команда отправилась в Мюнхен, где ей предстояло принять участие в представительном международном турнире по мини-футболу. Помимо местных «Баварии» и «Мюнхена-1860», на него заявились также «Аякс», «Штутгарт», «Ноттингем Форест», «Тироль» и «Галатасарай». Любопытно, что Беланову, приглашенному на съемку центральным телевидением, пришлось на сутки задержаться в Первопрестольной и даже провести одно занятие с московскими армейцами.
Задача выиграть главный приз перед чемпионом СССР, понятно, не стояла. Как рассказывал один из тренеров киевлян Анатолий Пузач, в ФРГ у игроков появилась отличная возможность продемонстрировать индивидуальные качества: обводку, отбор мяча, умение вести силовую борьбу, удары из любого положения, скорость оценки ситуации и т.д. Как бы там ни было, итоговую победу праздновали именно динамовцы, в финале одолевшие «Баварию» – 5:3 благодаря двум мячам, забитым под занавес матча Александром Заваровым и Павлом Яковенко.
Турнир, на матчи которого, несмотря на отнюдь не дешевые билеты (45 марок), приходило по 10-11 тысяч болельщиков, по-настоящему удался 23-летнему Алексею Михайличенко, с пятью голами ставшему лучшим бомбардиром в составе победителей. К слову, он, а также новичок «Динамо» Олег Морозов сразу после мюнхенского сбора отправились в расположение вылетавшей в Индию олимпийской сборной Анатолия Бышовца – той самой, которой через полтора года суждено было завоевать в Сеуле «золото» Игр-1988.
Ну а киевская команда продолжала работать по тщательно составленному Лобановским сценарию. Она уже привычно бросила якорь под Штутгартом – в Руйте, где были созданы прекрасные условия для подготовки. На подобный сервис и комфорт в Союзе в период январских холодов рассчитывать было нечего. Да что там в Союзе, даже в Мюнхене динамовцам пришлось столкнуться с экстримом: например, контрольный матч с той же «Баварией», проигранный со счетом 1:3, состоялся при 15 градусах мороза.
А вот мини-футбольный турнир, прошедший в швейцарском Люцерне, наши земляки завершили на третьем месте, в полуфинале уступив «Гамбургу» –1:3. Некоторые советские СМИ, видимо все еще пребывавшие под впечатлением многочисленных успехов «бело-синих», даже посчитали необходимым углубиться в дебри и предать анализу причину этой «неудачи»...
ОТ ЛОБАНОВСКОГО – ЭРИКССОНУ
Местом следующего сбора футболистов «Динамо», составлявшего костяк сборной СССР, стал Рим, где свою новенькую базу национальной команде ненадолго предоставила «Рома». Шедших на четвертом месте в Серии А «Волков» возглавлял тогда 38-летний Свен-Йоран Эрикссон, не скрывавший восхищения игрой подопечных Лобановского, а вместе с тем и желания провести спарринг с его командой.
– Думаю, советские футболисты продемонстрировали новую модель игры, которая требует тщательного изучения, – говорил швед в беседе с итальянскими журналистами. – Сборная и «Динамо», ведомые Лобановским, олицетворяют собой футбол 2000 года. Вот два основных фактора, позволяющих это утверждать: постоянное движение и полная взаимозаменяемость игроков. Формально команда располагается на поле по схеме 4–5–1, однако во время матча мы можем наблюдать, как левый защитник становится правым крайним форвардом, а центральный атакующий хавбек превращается в свободного защитника. Исполнители, готовые к таким маневрам, отлично подкованы тактически и физически. Потому их футбол эффектен и эффективен одновременно. Не скрою, в «Роме» мы также пытаемся найти применение идеям Лобановского.
Васильич Эрикссона не разочаровал. Гости, доминировавшие большую часть матча, выиграли контрольную встречу благодаря единственному голу Вадима Евтушенко.
Сказать, что динамовцы-сборники готовились в жестком режиме к сезону, который из-за суперкубковой дуэли со «Стяуа» начинался для них как никогда рано, – не сказать ничего. Впрочем, судите сами. 24 января футболисты вернулись из Германии в Москву, где в тот же вечер провели полуторачасовую тренировку в армейском манеже. На следующее утро – вылет из Шереметьево в Рим, после чего – полноценное занятие во владениях «Ромы». 26-го числа – две тренировки, 27-го – одна плюс матч на «Стадио Олимипико». На следующий день – еще одна, уже непосредственно перед вылетом домой. В Москве команда мчится на вокзал, прибывает в Киев и с ходу загружается в автобус, который доставляет ребят прямиком на «Динамо». Далее – кросс и вечернее занятие в Конче-Заспе. Запаришься тут...
ПРОГРЕССИРУЮТ ЗНАЧИТ, ОПАСНЫ
Очередным этапом подготовки стал сбор на Черноморском побережье – в Гантиади, где подопечные Лобановского несколько раз опробовали свои козыри на соотечественниках. Сам Валерий Васильевич в этот период много разъезжал, успев посмотреть в деле как будущего соперника по четвертьфиналу Кубка чемпионов – «Бешикташ», так и «Стяуа», которая проводила спарринг со все той же «Ромой».
Кроме того, еще в середине декабря 1986 года наставник киевлян наведался в Токио, где в битве за Межконтинентальный кубок румыны проиграли аргентинскому «Ривер Плейт» – 0:1, оставив о себе очень хорошее впечатление.
– Футболисты «Стяуа» мощны, быстры и техничны, – делился впечатлениями Лобановский. – В Японии им просто не повезло: южноамериканцы забили курьезный гол и отбивались большую часть матча. Нужно помнить, что прогрессирующий противник очень опасен, а значит, в феврале «Динамо» ожидает очень непростое испытание.
«Стяуа», которая вылетела из Кубка чемпионов еще в 1/8 финала, нарвавшись на «Андерлехт» (0:3, 1:0), целенаправленно готовилась к противостоянию с «Динамо». Румыны сыграли контрольные матчи с «Люцерном», менхенгладбахской «Боруссией», а потом отправились на Апеннины, где выбрали в спарринг-партнеры «Рому», «Эмполи» и «Торино».
Во всех этих встречах балканская команда отрабатывала защитную модель – ту самую, что позже использовала и в поединке против чемпиона СССР. Динамовцы, девять человек из которых в составе сборной 18 февраля в Суонси расписали нулевую ничью с валлийцами, собрались в полном составе в Москве и 21-го числа отправились к месту проведения матча за Суперкубок.
Самолет приземлился в международном аэропорту Ниццы. Лазурный берег был залит солнцем, столбик термометра перевалил за отметку 15 градусов, у всех членов делегации, к которой впервые присоединилась солидная группа отечественных журналистов, было прекрасное настроение. Обосновавшуюся в пятизвездочном отеле «Мирабо» нашу команду большинство иностранных изданий считало фаворитом. Даже несмотря на оптимизм 36-летнего наставника «Стяуа» Ангела Йорданеску, заявлявшего, что он знает, как одолеть «Динамо».
Что до румынских репортеров, они были очень осторожны в прогнозах. Не скрывая своей веры в талант лидеров команды – Мариуса Лэкэтуша, Виктора Пицуркэ и Георге Хаджи, они очень переживали по поводу отсутствия в воротах звездного голкипера Хельмута Дукадама.
В составе киевлян было две потери. Помимо Ивана Яремчука, все еще восстанавливавшегося после перелома, полученного летом в игре с «Реалом», выпал из обоймы Владимир Бессонов, которого донимали старые травмы. В итоге первого заменил в «основе» Вадим Евтушенко, второго – Андрей Баль.
РИКОШЕТ ЦЕНОЮ В ТИТУЛ
Как вспоминал потом Лобановский, сидя на скамейке запасных стадиона «Луи II», он неоднократно мысленно возвращался к декабрьскому фиаско «Стяуа» в Межконтинентальном кубке – настолько были похожи сюжеты обеих встреч. Только на сей раз в роли ведущих игру и проигравших ее оказались его подопечные...
Все очевидцы сошлись в одном: «Динамо» на два тайма не хватило. Еще и неважное качество газона, испорченного выяснявшими здесь накануне отношения «Монако» и «Дуклой», дало о себе знать. На протяжении всего матча киевляне действовали первым номером, однако взломать оборонные редуты хорошо организованного соперника не смогли.
Если до перерыва нашим удалась отличная 20-минутка, то во второй половине плодотворных отрезков у них было намного меньше. Имели, но не использовали хорошие шансы Игорь Беланов, Вадим Евтушенко и Олег Блохин (34-летний ветеран был очень активен, однако именно его после игры чаще других упрекали в расточительстве при завершении атак). Вообще, процент брака в действиях «бело-синих» был непривычно высок. Частые сбои давал даже «мозговой центр» – связка центральных полузащитников Александр Заваров – Павел Яковенко.
«Стяуа» провела за весь матч считанное количество тщательно подготовленных атак, сделав ставку на ошибки соперника и молниеносные контрвыпады. Кульминация пришлась на 44-ю минуту, когда на подступах к собственной штрафной Блохин сбил Тудорела Стойку. Обычно приносящий удачу нам итальянский арбитр Луиджи Аньолин, который в 1986 году обслуживал победные для сборной СССР игры с венграми и французами, без колебаний назначил штрафной. Мяч после удара Хаджи, чиркнув о предплечье Василия Раца (между ним и Белановым в «стенке» образовалась брешь), юркнул в сетку, провожаемый беспомощным взглядом полностью дезориентированного Виктора Чанова. Рикошет – один из главных врагов вратарей, однако экс-голкипер сборной СССР Анзор Кавазашвили все-таки считает, что киевский страж ворот мог предотвратить этот гол: «Чанов должен был либо плотно прикрыть «стенкой» один угол, а сам переместиться в другой, либо, коль уж игроки стоят неплотно, реагировать не на удар, а на мяч».
Принимая во внимание аргументы ветерана, можно сделать вывод, что в игре Виктора, феноменально проведшего 1986 год, в начале года следующего действительно наметился спад. Позднее косвенным свидетельством того станут две его ошибки в ответном полуфинальном матче Кубка чемпионов против «Порту», предопределившие поражение динамовцев – 1:2, а также ляпы осенние – в частности, в дуэли с «Рейнджерс»...
Для «Стяуа» завоевание Суперкубка УЕФА по сей день остается исторической вершиной, а Йорданеску уверяет, что помнит перипетии битвы при Монако до мельчайших подробностей.
В неоновом свете столицы игорного бизнеса сновали туда-сюда ликующие румынские фанаты. Где-то в ресторане обмывали свой триумф победители, каждому из которых за выигрыш трофея был обещан «Мерседес-190». В то же самое время Валерий Лобановский, собрав своих ассистентов и словно забыв о недавних событиях, уже обсуждал дальнейшие планы «Динамо», настраивая соратников на серьезнейшую работу. Подопечным Васильича, завоюй они Суперкубок, должны были презентовать по 600 с лишним долларов на брата. Поражение обернулось банальной выплатой суточных в размере шести баксов – $42 за неделю...
Уже на следующее утро чемпионы СССР отбыли в Швейцарию, где начиналась их адресная подготовка к четвертьфиналу Кубка чемпионов.
СУПЕРКУБОК УЕФА-1986
«СТЯУА» (Бухарест, Румыния) – «ДИНАМО» (Киев, СССР) 1:0 (1:0).
Гол: Хаджи (44).
«Стяуа»: Стынгачу, Йован, Белодедич, Барбулеску, Бумбеску, Стойка, Балан, Белени, Хаджи (Балинт, 84), Пицуркэ, Лэкэтуш (Маджару, 89).
«Динамо»: Чанов, Баль, Балтача, Кузнецов, Демьяненко, Евтушенко, Яковенко, Заваров (Морозов, 77), Рац, Беланов (Михайличенко, 50),
Блохин.
24 февраля 1987 года. Монако. Стадион «Луи II». 8456 зрителей.
Читайте также:
Почему президент УЕФА не хотел вручать Суперкубок киевскому «Динамо»
24 лютого 2018 17:00