Ретро. Как мадридский «Реал» советских чиновников пугал
Отшумела сентябрьская сессия отборочного турнира ЧМ-2022. Лучшие футболисты вернулись из национальных команд в свои клубы, где уже настраиваются на новую волну: во вторник стартует очередной розыгрыш Лиги чемпионов, за ней отправятся в путь Лига Европы и Лига конференций.
Сегодня стать участником одного из турниров, проводимых УЕФА, – задача-минимум для любого уважающего себя коллектива. Украинские команды в общей сложности провели свыше тысячи еврокубковых поединков – начиная с сезона-1965/66, когда киевское «Динамо» первым из советских клубов прорубило окно в Европу.
Весьма символично, что именно нашим землякам выпала эта честь. Ведь после того, как в 1961 году динамовцы завоевали свой первый титул чемпионов Союза, Киев довольно споро и, как оказалось, уже навсегда отвоевал у Москвы титул футбольной столицы, заодно став примером и для других украинских дружин – «Зари» и «Днепра», также взбиравшихся на золотую вершину, «Шахтера», «Карпат», «Металлиста» и «Черноморца».
Но почему дебют состоялся так поздно, спустя целое десятилетие после того, как ведущие команды Старого Света стали выяснять отношения в рамках официальных соревнований?
Формальным поводом вернуться к этому вопросу послужило как раз премьерное чемпионство киевлян, 60-летие которого мы отметим в октябре. В том же номере еженедельника «Футбол» (впоследствии – «Футбол-Хоккей»), где наших бело-синих чествовали по факту победы в первенстве, был опубликован полемический материал Александра Переля «Давайте разберемся», темой которого стала перспектива участия советских клубов в уже набравших популярность и авторитет международных состязаниях.
Преамбула предлагавшейся дискуссии была такова: «Футболисты Советского Союза до сих пор не принимали участия в розыгрыше Кубка европейских чемпионов, и это, несомненно, снижает интерес к соревнованию. Обычно ссылаются на то, что для советских команд неудобны сроки проведения игр. Действительно ли это так?»
Далее автор «на пальцах» прикидывал шансы представителей СССР в гипотетическом споре с западными соперниками.
«Предварительные игры на Кубок обычно начинаются в конце августа и заканчиваются, как правило, в конце сентября. Могут ли спортсмены СССР в эти сроки играть на поле противника и принимать его у себя? Могут. Кто будет в это время в лучшей спортивной форме? Футболисты стран, только начавшие сезон, или советские футболисты в разгаре борьбы за первенство и Кубок СССР? Конечно, советские футболисты.
Игры 1/8 финала обычно заканчиваются не позднее конца ноября. Устраивают ли эти сроки советских спортсменов? Да, устраивают, так как именно в это время лучшие советские команды выступают за рубежами нашей Родины. Кто в этот период будет находиться в лучшей спортивной форме: футболисты СССР или их противники? Думаю, что шансы команд будут одинаковыми.
Игры 1/4 финала, как это имело место в 1961 году, закончились 5 апреля. Могли ли советские футболисты принимать участие в туре (март – апрель), когда после зимнего перерыва они только-только выходят на футбольные поля? Не будут ли противники в разгар европейского сезона находиться в лучшей спортивной форме?
Да, в эти месяцы западноевропейские футболисты, бесспорно, будут в лучшей спортивной форме, чем чемпионы СССР. Но это, на мой взгляд, не основание для отказа от участия в популярном турнире».
Учитывая заинтересованность УЕФА в повышении престижа Кубка чемпионов за счет привлечения советских клубов, А.Перель указывал на то, что сроки весенних этапов вполне могут быть раздвинуты в угоду чемпиону СССР. В те времена четкие еврокубковые даты еще не прописывались, соперники договаривались между собой и уведомляли организаторов об итогах этих переговоров.
«Полуфинальные игры пришлось бы проводить в конце апреля – в начале мая, – продолжал А.Перель. – Устраивали бы эти сроки советских футболистов? Безусловно, так как матчи состоялись бы после месяца игр на первенство СССР. Малый срок соревнований советских футболистов на первенство страны полностью компенсировался бы утомленностью зарубежных футболистов, занятых в многомесячных национальных чемпионатах и Кубках. Следует учесть, что финальные игры Кубка европейских чемпионов обычно проводятся в конце мая – в начале июня, то есть в то время, когда у нас в стране разгар сезона и футболисты находятся в хорошей спортивной форме».
Материал подталкивал к выводу: хватит опасаться лобовых столкновений с сильными западными оппонентами, надо ввязываться в бой!
«Чем больше наши клубные коллективы будут участвовать в официальных соревнованиях, тем больше пользы это принесет отечественному футболу. И уж совсем будет хорошо, если чемпион СССР к своему высокому званию присоединит еще и титул чемпиона европейских чемпионов, а Кубок получит прописку в одном из городов Советского Союза». Эта бодрая нота от автора не стала завершающим аккордом публикации. Ниже следовала еще приписка.
«ОТ РЕДАКЦИИ. Считая вопрос, поднятый т. Перелем, важным и интересным, Федерация футбола СССР изучает возможность участия советских команд в розыгрыше Кубка европейских чемпионов».
Товарищ Перель не впервые высказывал свои «проевропейские» взгляды на страницах центральной прессы. 27 сентября 1959 года «Комсомольская Правда» разместила его статью «Кубок европейских чемпионов и советские футболисты».
Тогда на доводы внимания не обратили. Два года спустя – уже приняли к сведению. Публикацию в «Футболе» Перель, являвшийся членом президиума Федерации футбола СССР, подкрепил выступлением на заседании учебно-методического совета организации. Указал, в частности, на то, что всего три страны отказываются заявлять своих чемпионов в престижный турнир – Албания, Исландия и Советский Союз.
В резолюционной части протокола того собрания сказано: «Постановили: одобрить предложения т. Перель. Считать целесообразным участие советских футболистов в соревнованиях на Кубок европейских чемпионов и Кубок обладателей Кубка с 1962 года».
То есть киевское «Динамо» на правах чемпиона СССР могло выйти на европейскую арену на целых три года раньше! А с ним, вполне возможно, и донецкий «Шахтер» – обладатель Кубка Союза.
Но...
Одних только «календарных» обоснований для принятия окончательного решения было явно недостаточно. Вердикт ведь выносился отнюдь не в кабинетах спортивных ведомств, а значительно «выше». А большой футбол и в те времена, формально будучи провозглашенным «вне политики», являлся действенным рычагом пропаганды.
Казалось бы, успехи сборной СССР на Олимпиаде-1956 в Мельбурне и в розыгрыше первого Кубка Европы четыре года спустя должны были послужить достаточным основанием для начальственной «отмашки» по клубам. Однако партийные идеологи «добро» все не спускали. Советским командам по-прежнему предписывалось ограничиться товарищескими матчами с зарубежными оппонентами.
Видимо, главным аргументом «против» являлось слишком уж вызывающе-безоговорочное доминирование на европейской арене мадридского «Реала». Шансы встретиться со спортивной гордостью «фашистского режима» Франко – личного врага советского лидера Никиты Хрущева – были обратно пропорциональны шансам выйти из этого противостояния победителями. А проиграть считалось недопустимым. Что и подтвердила кампания сборной СССР во втором Кубке Европы. Мадридское вице-чемпионское «серебро» 1964 года, считавшееся бы несомненным успехом для любой страны, в Союзе расценили как провал, как ущерб для престижа советского спорта. Конечно, до расформирования команды, как в 1952-м, при Сталине, дело не дошло, но «оргвыводов» последовало немало. Среди них – и очередное решение повременить с дебютом клубов в еврокубках.
Тема не то чтобы замалчивалась вовсе. Но затрагивалась очень и очень осторожно – как правило, в разделе «прочее». Скажем, в информации по итогам мартовского заседания президиума Федерации футбола СССР в 1963 году говорилось: «Обсуждался также вопрос об участии чемпиона СССР – московского «Спартака» в Кубке европейских чемпионов и донецкого «Шахтера» – в Кубке кубков».
«Реал» был главным клубом, против которого должны были болеть советские граждане. Неудачи Мадрида для них преподносились в яркой «обертке», с громкими заголовками. Наконец, когда, проиграв два финала Кубка чемпионов – «Бенфике» в 1962-м (3:5) и «Интеру» в 1964-м (1:3), испанцы отгребли от тех же лиссабонских «Орлов» полную авоську в четвертьфинале турнира-1964/65 (1:5 и 2:1), зеленый еврокубковый свет зажегся и для клубов СССР.
Правда, начать все же решили не с Кубка чемпионов, а с более пестрого по составу Кубка кубков, куда и делегировали киевское «Динамо» Виктора Маслова. Именно наставника наделили правом проанонсировать этот прорыв на страницах еженедельника «Футбол» в начале июля 1965 года, незадолго до жеребьевки стартового этапа.
«Наконец-то сделан шаг, которого с таким нетерпением ожидали футбольная общественность, команды и игроки, – цитировало издание тренера киевлян. – Мы вступили в соревнования, которым не хватало только представителей нашей страны, чтобы приобрести всеевропейскую значимость и полноценность.
На долю динамовцев Киева выпала большая честь. Они открывают новую страницу в истории нашего футбола. Мы вступаем в соревнование, условия которого, традиции, закулисная борьба, специфические тактические приемы, стратегические принципы и многое другое известны нам лишь теоретически, понаслышке. Нам придется осваивать все детали этого большого и нового для нас турнирного механизма. Задача нелегкая и, надо думать, не только спортивно-техническая.
Предстоящий дебют нашей команды в розыгрыше Кубка обладателей кубков накладывает большую ответственность на коллектив. Киевским динамовцам первым придется испытать все неудобство сроков розыгрыша – нужно будет найти новые пути сохранения и поддержания спортивной формы в течение всего года. Придется испытать в международном масштабе практику «своих» и «чужих» полей, которая в турнире выглядит, конечно, иначе, чем в обычных товарищеских встречах. Мы столкнемся также с различными по стилю командами, и нам придется проявить достаточную тактическую гибкость.
Такие соревнования, как Кубок обладателей кубков, ставят ряд новых задач, и их придется решать впервые в нашей практике. И все-таки участие в турнире, независимо от степени удачи, создает и для советских клубных, команд перспективу дальнейшего роста и повышения класса».
Более пяти с половиной десятилетий минуло с той поры. Сегодня ни «Реал», ни «Бенфика» уже не внушают нам ужас. Наоборот, очередные встречи донецкого «Шахтера» с испанцами, а киевского «Динамо» с португальцами мы предвкушаем, словно изысканное блюдо.
Изменился мир, изменился футбол – в части тактики и стратегии, методики и организации турниров, в коммерческой составляющей и многом другом. Неизменной остается только притягательность Игры – с трепетом ожидания первых аккордов гимна Лиги чемпионов, с надеждой на яркое зрелище и верой в достойный результат любимой команды.
12 вересня 2021 19:05