Ретро. Как Михаил Фоменко тайну творчества не выдал
Ровно два десятилетия назад нынешний наставник сборной Украины Михаил Фоменко уже примерял на себя роль спасателя. Киевское «Динамо», проигравшее премьерный чемпионат Украины и через пень-колоду доковылявшее до зимнего межсезонья во втором, призвало своего бывшего сверхнадежного защитника к родным для него пенатам.
С возложенной на него миссией тренер справился с честью: через каких-то семь месяцев динамовцы завоевали Кубок Украины, положив в него и золотые медали национального первенства. Нынешняя задача наставника – ничуть не легче. В эти дни он готовится к очередному «финальному» матчу – с Черногорией. А тогда, в июне 1993-го, в интервью «Спортивній газеті» анализировал причины триумфа своего клуба. Думается, выдержки из той беседы будут интересны и сегодня. И нашим читателям, и, возможно, самому Михаилу Ивановичу.
– В ноябре вы возглавили киевское «Динамо», находившееся на дне кризисной ямы. С чего началось спасение флагмана украинского футбола?
– Мы провели тестирование, выяснили уровень готовности каждого на тот момент и, учитывая задачи, стоявшие перед коллективом, постепенно довели этот уровень до того, который нас устраивал. Практически все игроки с пониманием отнеслись к этому процессу, поэтому не пришлось прибегать к методам силового давления.
– То есть вы внутренне были готовы и к возможному применению силы?
– Конечно.
– У каждого тренера – свое видение футбола, своя концепция построения игры команды. Каковы секреты вашей творческой лаборатории?
– Вы же сами сказали – секреты. Мне хотелось бы, чтобы они и оставались секретами. По крайней мере, пока. Вообще, считаю профессию тренера – творческой. А тайны творчества не обязательно подлежат разглашению.
– Какую тактику вы прививаете своей команде? Почему, скажем, играете только с одним чистым форвардом?
– Я бы вопрос так не ставил. Разве количество нападающих свидетельствует о том, какой у команды атакующий потенциал? В современном футболе специализация игроков зачастую условна. Конечно, навыки забивать мячи у форварда должны быть развиты лучше. Но есть разные виды атаки. Одно дело, когда игрок на скорости уходит от опеки. Другое – позиционное наступление. Здесь свое слово должны сказать игроки средней линии и даже защитники. То же самое – при обороне ворот. А главное – это контроль над мячом. Если команда превосходит соперника в этом компоненте, у нее гораздо больше возможностей реализовать свой потенциал.
Главным конкурентом киевлян в борьбе за «золото» был возглавляемый Николаем Павловым «Днепр», ставший «зимним чемпионом», однако по весне растерявший свое очковое преимущество. Очный поединок претендентов на титул в Днепропетровске хозяева 7 июня выиграли, но сумели лишь настичь «Динамо», у которого была лучшая разница мячей. Этот дополнительный показатель, согласно регламенту, и стал решающим на «фотофинише» чемпионата Украины-1992/93.
– А в чем разница между «Динамо» и, например, тем же «Днепром»?
– Разница в принципах, которыми руководствуются Павлов и Фоменко.
– А вы знаете принципы, которыми руководствуется Павлов?
– И он знает мои.
– Многие называли именно поединком принципов очное свидание ваших команд в Днепропетровске...
– Мы изначально пребывали в невыгодных условиях, можно сказать, были обречены. Нет, мы не вышли на поле, сложа руки, пытались что-то сделать. Но за девять дней это был третий матч «Динамо», соперник же имел десять суток на подготовку.
– На тот момент «Динамо» было впереди на два очка. Но начинали днепропетровцы второй круг с аналогичным гандикапом, а затем оторвались даже на три пункта. За счет чего удалось «догнать и перегнать»?
– Наверное, за счет большего труда, желания. За счет лучшего умения воплотить те самые принципы...
– Желание – желанием, но нужно, чтобы оно подкреплялось и какими-то стимулами. У «Днепра» они были. Солидные выплаты после первых побед во втором круге, наконец, десять миллионов, брошенных на кон в упомянутой встрече 7 июня. Как с этим было у вас?
– Это вопрос скорее к руководству клуба. По-разному было. Думаю, что у «Днепра» материальные стимулы были не намного выше. Решающим все же стало другое.
Михаил Фоменко без особого сожаления расстался с некоторыми из динамовских звезд. Места Саленко, Цвейбы, Заеца, Виктора Мороза заняли новички – Топчиев, Пономаренко, Завьялов, Хруслов. Яркими красками расцвели Мизин, Ребров и Шкапенко, в качестве новых лидеров коллектива попробовали свои силы Ковалец и Шматоваленко, вернул утраченные было кондиции примы атаки любимец киевских болельщиков Леоненко...
– Вы шли в «Динамо» со своим видением игры. Но команда такого класса – это коллектив личностей, каждая из которых также имеет свои взгляды на футбол. Были шероховатости в этом плане? В частности, многие считали, что вынужденный отдых Леоненко в нескольких матчах объясняется именно различием во взглядах на игру тренера и игрока.
– Любой творческий процесс не обходится без споров. Каждый из игроков видит в игре, прежде всего, себя, я же должен следить за общей картиной – за игрой команды. И если бы конфликты были нужны, я, не задумываясь, шел бы на них. И шел. Потому что интересы дела превыше всего.
– Но вы же не станете отрицать, что игру довольно часто делают именно личности, звезды. Возьмем, к примеру, того же Марадону. Иногда тренер должен разумно соотнести свои требования с видением игры футболиста, не поступаясь, конечно, принципами. Как было с этим?
– Пожалуй, результат говорит лучше всего. Сколько тот же Леоненко забил во втором круге? А в первом? Не я же мешал ему забивать...
– Почему ушел из команды Саленко?
– У него не было мотивации играть в этой команде. А без мотивации – сами понимаете...
– До вашего прихода в воротах «Динамо» чаще стоял Мартинкенас... Вы поверили в Кутепова. Поверили в Хруслова, которого пригласили в команду. Не было ли в этом риска?
– Почему риск? Я приглашаю человека, которого хорошо знаю, видел в деле.
– То есть, можно было бы и пятерых возрастных футболистов пригласить?
– Не знаю, как пятерых, но если бы не отказался Ватаманюк, и он играл бы. И Захаряк, которого упустили в Украине, и теперь он где-то на Кубани играет.
– Может, потому, что уровень российского футбола все же выше?
– Не думаю. Там есть одна-две команды более высокого класса, но в целом мы находимся на одной ступени.
– На ступени посредственности, если можно взять возрастного игрока и запросто трансплантировать в команду, которая считается одной из лучших, если не лучшей в стране.
– Уровень футбола определяется уровнем развития общества. Не думаю, что при всех наших сегодняшних бедах футбол мог пребывать в каком-то особом статусе. Но сделать его лучше мы и обязаны...
Под началом Валерия Лобановского Фоменко познал вкус больших побед европейского калибра. Тренером он принял «Динамо», которое на международной арене, мягко говоря, не блистало. Однако успех на внутренних фронтах, подкрепленный качественной игрой, просто-таки вынуждал журналистов расспрашивать наставника о перспективах клуба в Старом Свете. Сейчас, спустя 20 лет, в ответах Фоменко можно «прочесть» и намек на домашнюю сенсационную победу над «Барселоной» осенью того же 1993-го, и на резонансный выигрыш у «Спартака» в Лиге чемпионов годом позже...
– В Украине сейчас нет игроков, которые могли бы удивить мир?
– У нас нет незаменимых футболистов. Как и незаменимых тренеров.
– А в московском «Спартаке» есть звезды?
– Есть. Многие из них – из Украины.
– Если так сопоставлять, значит, киевское «Динамо» сейчас слабее «Спартака»?
– Это если выстроить игроков друг против друга и считать: да, этот визуально сильнее. 1:0 в пользу «Спартака». Этот – тоже. 2:0... Но футбол – это игра. Это соревнование техники, тактики, подготовки, готовности к конкретной игре...
– Какие отношения у «Динамо» с федерацией?
– Нормальные, рабочие, профессиональные. Такие, как и должны быть.
– Это к тому, что, вот, Кулибаба жалуется, будто федерация помогала Киеву.
– На Востоке говорят: собака лает, а караван идет. Вероятно, ему подсказывали, что надо написать. Нам же почему-то не перенесли игру с «Торпедо», поставив команду в невыгодное положение. Но ребята вышли на поле и боролись. Многое в Днепропетровске решил быстро пропущенный гол. После него трудно перестроиться, прессинговать до последней минуты. И все же упрекнуть игроков мне не в чем.
– Как вам судейство?
– Не имею права...
– Но тот же Павлов жалуется, что прихватывали.
– Это его дело.
– Михаил Иванович, от нескольких людей приходилось слышать, что вы иногда остаетесь в одиночестве в своем кабинете и просматриваете по несколько раз видеозаписи последних матчей своей команды, игру будущего соперника...
– Да. Ищу сильные и слабые стороны игры оппонента, прикидываю тактику на матч. Эту практику я использовал во всех командах, где работал и имел соответствующие условия. Таковы мои методы.
Использованы фото Николая БОЧКА и Александра ЗАДИРАКИ
8 червня 2013 08:15