Фоменко: блиц с ножом у горла
Безусловно, своими мартовскими успехами со сборной Украины Михаил Фоменко укрепил позиции Анатолия Конькова на посту главы ФФУ. Ну а тот прекрасно понимает, в сколь сложный бой ввязался его старый товарищ – с аналогичной миссией 18 лет самому Анатолию Дмитриевичу справиться не удалось.
Действительно, ни для кого не секрет, что накануне выборов тренера национальной команды именно Коньков проводил с будущим «кормчим» переговоры с глазу на глаз, и что именно он призвал членов Исполкома ФФУ отдать за этого специалиста свои голоса. Так что важнейшие победы в Варшаве и Одессе добавили очков не только сине-желтым, но и персонально президенту федерации.
Между тем, еще пару месяцев назад, когда Фоменко только делал первые шаги в новой ипостаси, приходилось читать, что его положение – на все сто беспроигрышно. Да, у сборной, мол, – ни игры, ни результата, но дело это завалено предшественниками. А с бросившегося на амбразуру «камикадзе» какой спрос? Его фиаско воспримут как нечто логичное, а триумф – как настоящее чудо.
Однако Фоменко очевидно не из тех, кто полагается на авось. Просчитал ситуацию и решил, что задачка все-таки имеет решению. В противном случае за нее бы просто брался.
Мало того, тренер сам отрезал себе пути к отступлению, заявив, что понимает специфику работы со сборной, и что даже не имея соответствующего опыта, адаптируется к ней быстро и безболезненно. О построении новой команды с прицелом на следующий цикл не говорил, наоборот – подчеркивал, что не считает ее шансы в текущей кампании нулевыми.
До ближайшего отборочного матча оставалось менее трех месяцев, большую часть этого срока потенциальные кандидаты проводили на сборах – в Эмиратах и Испании, в Крыму и Турции. Понятно, что все это усложняло и без того нелегкое задание. Но Фоменко и его помощники отведенное время использовали с максимальной пользой, наблюдали за игроками «живьем», общались с клубными тренерами, делая выводы на основании горячей и проверенной информации. То, как она была обработана, мы все с вами увидели – сначала во время пробы пера в игре с Норвегией, а потом и в боевых условиях, где одна ошибка могла перечеркнуть все затраченные усилия.
В итоге кадровые решения – порой очень смелые и где-то нелогичные – себя полностью оправдали, причем вышедшие на поле футболисты действовали с запредельным настроем, чего в осенней игре с той же Черногорией явно не наблюдалось. Все это с вкупе и обеспечило результат, возродивший в нас поугасшие было надежды.
Ценность успеха Фоменко не только в том, что команду, на которой многие уже успели поставить крест, он заставил играть по-новому. Но и в том, что сделано это было в условиях жесточайшего цейтнота. Как известно, свою работу в сборной Украины с трех выигрышей начинал только Мирон Маркевич, однако тогда, в 2010-м, в программе сине-желтых не было официальных матчей, к которым бы надо было, как сейчас, готовиться с ножом у горла…
Да и вообще, Фоменко по сути стал лишь вторым тренером в истории национальной команды, которому пришлось впрягаться в процесс по ходу отборочного цикла. Первым был… Анатолий Коньков, который попытался втащить команду-дебютанта в финальный турнир Евро-1996. Напомню, что в той квалификации после домашнего поражения от литовцев в первом туре был уволен Олег Базилевич, а сменившего его Йожефо Сабо ангажировали только на две встречи – до назначения нового рулевого.
Нынешняя сборная, которая начинала отбор с Олегом Блохиным, а продолжила под руководством «временщика» Андрея Баля, оказалась в очень похожей ситуации. Даже нового наставника она получила в те же сроки: Фоменко утвердили 26 декабря, Конькова – 5 января. В отличие от своего друга и бывшего партнера по «Динамо» последнему чуда совершить не удалось. В марте 1995-го Хорватия с Шукером и Просинечки, Италия с Дзолой и Мальдини были явно не по зубам нашим соотечественникам. Как итог – 0:4 от «клетчатых», 0:2 от Скуадры Адзурры, про поездку в Англию можно было забыть.
В распоряжении последователей Конькова – того же Сабо, Валерия Лобановского, Леонида Буряка, Олега Блохина, Маркевича с Юрием Калитвинцевым – было по 8-9 месяцев для того чтоб провести рекогносцировку на местности и подготовиться к официальным стартам. Фоменко пришлось играть в «блиц», но к его бешеному темпу он оказался готов.
Впрочем, уверен, сам тренер сможет получить истинное удовлетворение от проделанной работы лишь в конце дистанции. А сейчас его мысли уже в Подгорице.
28 березня 2013 09:55