Фоменко: понять, простить, научить
После матча с «Металлистом», в котором горняки упустили шанс вернуть лидерство в Премьер-лиге, Тарас Степаненко неожиданно порадовался... за сборную.
В просьбе журналиста прокомментировать бурные эмоции Марко Девича, поразившего ворота бывших одноклубников, содержалась провокация. Но Степаненко ее или проигнорировал, или, что вероятнее всего, не заметил. Выразив сожаление в связи с тем, что Девич забил «Шахтеру», Тарас тут же добавил, что нынешняя форма бомбардира – плюс для украинской сборной, у которой, мол, на носу два ответственных поединка.
Степаненко – парень во всех отношениях правильный, без дули в кармане, и я бы не обратил на последнюю фразу внимания, если бы она не была произнесена футболистом, только что отпахавшим на поле полтора часа и не добившимся желаемого результата. Коль уж человек вспоминает о сборной в такой момент, значит, в его голове она действительно занимает достаточно много места.
Положительную ауру, здоровую атмосферу и боевой дух внутри коллектива можно превозносить сколько угодно, лакмусовой же бумажкой все равно останется игра. Или вот такие маленькие эпизоды, как этот. За ним я вижу вдумчивую, целенаправленную работу, проводимую тренером национальной команды и его помощниками.
Пресс-конференции и интервью Михаила Фоменко кому-то могут показаться обыденными. В них мало конкретной информации, еще меньше – сенсаций. Им не свойственны ни резкие заявления, ни критика игроков. Все мухи, из которых можно понаделать слонов, скрыты от глаз посторонних.
Просматривая кандидатов, изучая соперников, наигрывая связки и оттачивая домашние заготовки, Фоменко параллельно создает в команде благоприятную среду, чтобы все, или почти все посаженные им семена дали всходы. Среди скандалов, интриг, зависти, обид и группировок шансы собрать достойный урожай минимальны. А значит, ничего этого в лагере сборной быть не должно.
Помните, какой шум поднялся вокруг неявки Девича на июньские матчи против Камеруна и Черногории? Многие натурализованного серба критиковали, некоторые наоборот – оправдывали. И только Фоменко оставил свое мнение при себе.
О чем тренер говорил с нападающим за закрытыми дверьми, мы никогда не узнаем. Но то, что лучший на данный момент футболист Премьер-лиги нынче готов и даже рвется помогать сборной, – факт. О его заряженности на борьбу и мотивации, на которые не повлиял даже еврокубковый крах «Металлиста», можно было судить по спаррингу с Израилем.
И ошибается тот, кто считает, что Фоменко встал на путь всепрощения, что готов потакать любым прихотям своих подопечных. Свеж пример Ярослава Ракицкого, якобы уклонявшегося от призывов в сборную. Общественность била в набат, но что должен был предпринять тренерский штаб? Закрыть глаза на виражи по-настоящему талантливого защитника или рубануть с плеча другим на устрашение? Фоменко сделал по-своему. Сначала переговорил по душам с захандрившей «звездой», а потом заставил горняка наблюдать за важнейшими играми с Польшей и Молдовой со скамейки запасных.
Тонкий урок вместо показательной порки. Риск? Еще какой!
Но что мы получили на выходе? Шесть завоеванных очков и преобразившегося Ракицкого. Тема его отношений со сборной с тех пор не поднимается. Более того, даже в матчах за клуб Ярослав стал вести себя по-другому. В недавней битве «Шахтер» – «Динамо», когда после столкновения Эдуардо с Максимом Ковалем на поле возникла заварушка, донетчанин, подбежав, не стал наезжать на соперников, как он умеет, а очень даже по-дружески отвел в сторону динамовца Женю Хачериди. Чем, возможно, уберег разгоряченного коллегу от очередной красной карточки.
Такие мелочи дорогого стоят. И когда говорят, что Олег Гусев в сборной словно обретает второе дыхание и летает по полю, как в юные годы (вспомните матч в Варшаве!), то, видимо, этому тоже есть свое объяснение.
Все удивлялись, зачем Фоменко на товарищескую игру с Камеруном вызвал Степаненко, из-за дисквалификации пропускавшего следующий матч отбора. Причем не только вызвал, но и выпустил на поле на целый тайм! И действительно, где логика? Думаю, когда тренер объяснял свое решение желанием не дать Тарасу отвыкнуть от коллектива и командных требований, его аргументы показались неубедительными абсолютному большинству.
Теперь же, после слов, произнесенных хавбеком «Шахтера» под трибунами «Донбасс Арены», стало ясно, ради чего Фоменко снова пошел на риск.
4 вересня 2013 20:15