Коньков. Портрет из обещаний
«Сегодня, как никогда, уже назрело то время, чтобы заняться футболом по-настоящему», – с таким предвыборным воззванием Анатолий Коньков в сентябре 2012 года водрузился в Доме футбола и, что называется, засучил рукава…
Сразу прошу не судить строго автора за стилистику текста, насыщенного цитатами действующего главы ФФУ – они взяты из выступлений Конькова во время предвыборных встреч с футбольным активом в регионах, а также в телевизионных программах, и представлены на языке оригинала.
Итак, в Доме футбола тишь да благодать – жизнь процветает, хоть и в виртуальной реальности. В кабинетах на верхних этажах все так же комфортно, как в домайданные времена. Летаргическая лепота! Да, между делом, вспыхивают какие-то скандалы, но к ним у штабной команды уже выработался стойкий иммунитет. Как и полная амнезия по части программных обещаний, провозглашенных тогда еще кандидатом в президенты в преддверии Конгресса ФФУ 2012 года.
Жизнь в матрице исключает принятие объективных факторов и вызовов. Как следствие, налицо деградация отечественного футбола и его развал. Ситуация на всех уровнях пирамиды практически неконтролируема. В той или иной форме говорю об этом не впервые. Но сегодня попытаюсь оперировать фактами, особенно необходимыми в преддверии декабрьского Конгресса 2014 года.
Вы заметили? В медиа-пространстве нет никакой информации о его подготовке. В молчанку играют и главный столоначальник и его ближайшие заместители, и чиновничий люд – кошка сдохла… Но вопросов, требующих откровенных ответов, не счесть. Многие из них уже неоднократно поднимались, и если мы в чем-то повторимся, то лишь с одной целью – дабы серьезный и предметный разговор делегатов с президентом и его командой все-таки состоялся.
Многие, возможно, подзабыли, как Анатолий Дмитриевич стал главой ФФУ, под чьим патронатом провернул футбольную аферу века. Этот секрет Полишинеля неоднократно раскрывался самим Коньковым в ходе его предвыборного турне по регионам. «Прежде, чем принять такое решение, чтоб баллотироваться на этот пост… повстречался я с президентом нашей страны, чтобы определиться, потому что сегодня гарант может дать гарантию, может не дать такой гарантии, – вещал кандидат в Севастополе в июле 2012 года. – Все на уровне закона. Не взялся б я за это дело, потому что знаю, что это такое: прошел все ступенечки. И начал я с того, что если б не дал гарант, не дал слово,.. а гарант есть гарант».
Своим нынешним положением Коньков, конечно, обязан не только гаранту-беглецу, но и его верным кунакам. Однако сейчас разговор не об этом. Куда печальнее, что, заполучив высочайший патронат, будущий глава ФФУ принялся раздавать направо и налево заведомо ложные, невыполнимые обещания. Тем самым предавая футбол и тех, кто в нем работает! Как вам такие коньковские эскапады? «Мы гарантируем достойные условия для того, чтобы заниматься футболом и жить… То, что зависит от нас, те проблемы, которые накопились, мы с удовольствием будем решать – открыто, честно и прозрачно». Это было сказано в июне 2012 года в Николаеве.
Или вот такие признания стратега в его инаугурационном выступлении в ТВ-программе «Великий футбол»: «Любая организация прекращает свое существование, а новые люди приходят для того, чтобы что-то изменить – это естественный процесс… Говорил, говорю и говорить буду: прозрачность, открытость! И никаких других вопросов быть не может. Мы должны открыть все застежечки, все двери, которые есть…» В ту пору Коньков, впрочем, отстаивал и другие ценности, признавая прилюдно, что управление невозможно без контроля. «Контроль будет за всем, чем мы занимаемся», – это было заявлено в Севастополе в июле 2012-го.
Казалось бы, правильная и логичная постановка вопроса. Но в исполнении автократа контроль сводится к банальной слежке за сотрудниками. Не зря поговаривают, что в кабинете президента имеется аудио и видеосистема, позволяющая видеть и слушать любой кабинет Дома футбола. В сферу тотального контроля попадают и другие службы федерации, руководители которой боятся инициативы. Инициатива – это плохо. Идеи, предложения и прочие проекты просто сметаются со столов, мол, мы сами с усами, и не такое можем придумать.
В процессе сбора материалов для этой статьи я пытался отыскать статистические показатели двухгодичной деятельности аппарата ФФУ, но так и не нашел каких-либо цифр. Хотя предвыборные посулы звучали оптимистично и с надлежащей критикой (куда уж без неё, родимой) предыдущего руководства и административного аппарата ФФУ. Скажем, в августе 2012-го вот что говорилось в Запорожье: «Для того, чтобы попасть в Дом футбола, надо иметь, наверное, стальные нервы и крепкое здоровье, чтобы много лет подряд пытаться прорваться через те кордоны и запоры, которые поставлены в федерации».
Или вот, чуть ранее, опять же в Севастополе: «Мы ни от кого не закрываемся. Мы не военно-морская база, мы не принадлежим ЦРУ или КГБ. Мы самостоятельная общественная организация, которая создается людьми и состоит из региональных федераций». Да, уж бастионы... Я не один год проработал в ФФУ, но не помню случая, чтобы какой-либо посетитель безуспешно прорывался через кордоны и запоры. Много лет подряд…
Понятно, что любая уважающая себя организация не будет пренебрегать элементарными средствами безопасности. Но, Дмитрич, тут вы слегка слукавили – на пятый этаж Дома футбола, где в ваш и другие начальствующие кабинеты, не так просто попасть и поныне. И не только «пересічному громадянину», но и работнику федерации, да и вообще футбольному люду.
На предвыборных встречах с активом в регионах Коньков заверял присутствующих, что «мы можем и способны управлять в сегодняшнем нашем мире процессом, который называется футбол, руководить этим процессом» (Николаев, июнь 2012-го). Акцентировалось же внимание на формировании профессиональной среды, способной обеспечить светлое будущее Дому футбола. Вот еще зажигательная цитата из телепередачи: «Подобрали мы команду, которая будет решать эти проблемы. Команда профессиональная, люди, которые много лет проработали в футболе, люди, которые много накопили опыта, люди, которые хотят реализовать тот свой опыт и все накопленное. Удалось!»
Но не прошло и полугода, как целый ряд представителей менеджмента ФФУ из «высокообразованных управленцев» превратились в эпатеров, раз от разу поражавших воображение футбольного сообщества. Мы помним демонстративные сценки «единства» команды, перебранки и обвинения в адрес друг друга.
Первый на то время вице-президент ФФУ публично насмехался над решениями высших арбитражных инстанций по делу договорняка «Карпат» и «Металлиста», затем ему вдруг захотелось дисквалифицировать стадион «Арену Львов». Это привело к досрочному «дембелю» Сергея Стороженко.
Иной конфликт возник между Коньковым и его вице-президентами – Анатолием Поповым и Виталием Даниловым (он же глава Премьер-лиги). Босс достаточно емко и красочно охарактеризовал свою ближайшую опору и надежу в интервью «Футболу 1» (17 марта 2014 г.): «Они все время рвались до денег, потому что все началось с того, что они полезли… закрывать … финансовый отдел – господин Попов и господин Данилов... Они всю жизнь рвались к власти. Они все время занимались склоками и сплетнями. Эти люди всю жизнь так жили. Если такая гниль и такие люди будут приходить в управление футболом, тогда я перспективы не вижу».
Не остался в долгу и г-н Попов: «Я не буду комментировать слова и действия неадекватного человека». Более сдержанно шефу ответил Данилов: «Мені нема, що коментувати тому що я вважаю ці всі інсинуації недоречними в мою адресу». (тот же телеканал. 17 марта 2014 г.)
Сложно судить, по каким критериям формировал Коньков свою команду. Очевидно одно: выбор был только за ним, никто никого силой не тянул в эту коалицию. Оставалось только организовать слаженное функционирование аппарата и направить его энергию на созидание. Прогнозировано – не удалось.
На поверку имеем хаос в кабинетах ФФУ. Впрочем, даже хаос можно втиснуть в рамки объяснимого. Теория хаоса подразумевает зависимость сложных систем от исходных условий. Но если исходные условия, полученные от предшественников, были более чем приемлемы, то в чем проблема? Что же не сложилось в разработке единой управленческой стратегии опытных функционеров? Почему менеджеры высшего звена не в состоянии выстроить слаженную систему, работающую как часы? Или хотя бы не разрушать то, что было отстроено до их феерического пришествия?..
Создание системы управления в любой организации подразумевает целесообразное формирование штатной структуры. О том, как это происходит в ФФУ можно написать роман с агитационными обещаниями Конькова, перипетиями в оптимизации, привлечении консалтинговой компании. Кстати, деятельность последней уменьшила казну ФФУ на 150 тысяч долларов США.
«Штатное расписание… Сегодня откуда взять средства? Допустим, вот сэкономим на этом, 220 человек», – обещал будущий президент в августе 2012-го в Запорожье, давая понять, что сокращение сотрудников неизбежно.
А так эта тема звучала месяцем раньше в Севастополе: «Если есть люди, которые работали, честно относились к своему делу, а их довольно много, то, конечно, они будут продолжать дальше работать… Конечно, подбирая людей, будем смотреть, особенно моральную сторону, человеческую».
А так – в июне 2012-го в Николаеве: «Сокращение штата? До 1/3 можно сократить, а может и до 1/2 численность работников потому, что они просто не нужны, а все эти средства, которые выручим, отдадим не куда-нибудь, а в регионы!» Как в прежние, брежневские годы: все лучшее – детям!..
Если правильно понимать заявленное тем жарким летом, то в штате нынешней ФФУ должно быть если не 110, то 143 счастливца. Но за период правления Конькова количество работников возросло до 239! И это при том, что предшествующий штат состоял из 150 человек. Мне так и хочется спросить, а как же регионы?..
Правда, в преддверии ближайшего Конгресса ФФУ стоит задача «ужаться» до 199 трудовых единиц – увольнения коснулись поваров, уборщиц, сторожей и прочих рабочих. Но родные и близкие президента сотоварищи продолжают заседать в федерации, не имея должной профессиональной подготовленности и соответствующих знаний, навыков и опыта работы в футболе. Помните, как у Ильфа и Петрова? «Это сироты… Наследие царского режима».
Нынешнему главе ФФУ, видимо, невдомек, что огромное предприятие требует разумного распределения человеческих ресурсов. Отсюда и отсутствие естественных интересов и стремление персонала разрабатывать и реализовывать новые технологии управления футбольным хозяйством.
Самое время напомнить Анатолию Дмитриевичу о наследстве, оставленном его предшественниками за годы их работы.
Кстати, «при них», по оценке будущего венценосца, в ФФУ был «один бедлам». (Николаев, июнь 2012-го). У меня вопрос на засыпку – так «при них» или все-таки при вас?..
Словом, продолжение следует…
12 листопада 2014 09:45