Мухи с котлетами по-русски
Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Этот афоризм Козьмы Пруткова вспомнился мне при изучении свежих опусов российского «Спорт-Экспресса».
Материал об очередном голе Александра Кержакова сопровождается таким врезом: «Во вторник в товарищеском матче с Венгрией форвард «Зенита» и сборной России, забив победный гол, догнал в списке лучших бомбардиров в истории национальной команды Олега Протасова».
Вопиющая глупость в данном случае, очевидно, преподносится как тонкая двусмысленность, прозрачный намек на то, что история сборных СССР и современной России – это нечто неразрывно связанное. Не впервой сталкиваться с подобными неуклюжими – медвежьими – попытками смешивать мух с котлетами и убеждать читателя в пригодности и аппетитности получившегося «деликатеса». Для кремлевских идеологов история всегда была не наукой, а инструментом пропаганды и переписывалась в угоду «генеральной линии». Футбол, увы, не стал исключением.
В толковом словаре Ожегова понятие «национальный» трактуется как «характерный для данной нации, свойственный именно ей». В свою очередь, нация – это «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика». Другое значение слова «национальный» – это «государственный».
Исходя из этих определений, сборная СССР, в которой украинец Олег Протасов забил 29 мячей, лишь с большой натяжкой может считаться национальной. Как, по большому счету, и сборная России, но это для адептов «русского мира» – уже крамольные нюансы. Не задевая этих изначально расстроенных струн, все же нельзя не воззвать к логике и здравому смыслу. Впрочем, следование им сегодня тоже не отнесешь к характеристикам аудитории и обслуживающего персонала зомбо-СМИ. Разве что в этом свете вопрос журналиста к Кержакову – «На вечные рекорды Блохина (319 забитых мячей, 42 – за сборную) есть мысль замахнуться?» – не должен вызывать саркастической ухмылки. Рекордсмен советского футбола имеет к сборной России такое же отношение, как и Протасов, кстати, сыгравший и за НАЦИОНАЛЬНУЮ команду Украины. Как и тот же Алексей Михайличенко, внесший решающий вклад в оба успеха сборных Советского Союза в 1988-м, затем выступавший под эгидой команды СНГ, а завершивший международную карьеру в украинской сборной.
Был СССР – да сплыл. И пора бы уже смириться с тем, что вместе с отжившей свое империей ушли в прошлое титулы, награды и рекорды, завоеванные и установленные представителями российского футбола совместно (и отнюдь не во главе) с полпредами других тогда республик, а ныне – независимых государств. Их посланцы сегодня соревнуются в других форматах, с другими соперниками. Увы, не все это понимают. Как и то, что границы суверенных держав – священны и неприкосновенны.
Не учитывая реалий, можно дойти до окончательного маразма. Скажем, приплюсовать к достижениям россиян два Кубка кубков и Суперкубок Европы киевского «Динамо» и один европейский трофей «Динамо» тбилисского. Ну и так далее.
Кстати, можно двинуться и в обратном направлении. Например, с тем же успехом утверждать, что титул чемпиона Европы 1960 года, «серебро» Евро-1988, два олимпийских «золота» – 1956 и 1988 гг. – в равной степени принадлежат Эстонии, Азербайджану и Туркменистану. Пусть на победных для Советского Союза турнирах игроки из этих краев не выступали, но на то ведь он и был «единым и неделимым». Соответственно, хоккейная сборная Грузии может называться многократным чемпионом мира и Олимпийских Игр с не меньшим основанием, чем Россия, Украина и, скажем, Латвия. А узбекские баскетболисты – заявлять о международных триумфах ничуть не менее громко, нежели Россия, Украина и Литва.
Наполеон как-то сказал, что история – это ложь, с которой все согласны. Население соседней страны, в которой уже и первое лицо не краснея лжет на самом высоком уровне, похоже, солидарно с Бонапартом. А мы?..
20 листопада 2014 17:15