Тет-а-тет. Коломойский vs Ахметов
Нынешнее противостояние владельцев «Шахтера» и «Днепра» – это битва на нескольких фронтах – металлургия, энергетика, финансы, медиарынок…
Однако в воскресенье два могучих бизнесмена, занимающих в списке самых богатых людей Украины соответственно первое и третье места, будут пребывать в роли зрителей и наблюдать с высоты ВИП-ложи «Днепр-Арены», как их детища сталкиваются лоб в лоб, сражаясь за драгоценные очки.
Футбол за последние десятилетия изменился. Кто-то скажет, что деньги испортили Игру, кто-то – что вознесли ее популярность до небес. Как бы там ни было, футбол теперь не тот, что был в 1980-х и уж тем более – в еще более ранние годы. Все чаще победу одного клуба над другим расценивают не только как торжество отдельной группы исполнителей или тренерской мысли, но и как успех хозяина, формирующего клубную политику и обеспечивающего команду надежным финансовым тылом.
Без Ахметова и Коломойского не было бы нынешних «Шахтера» и «Днепра» с их современными комфортабельными аренами, заезжими мастеровитыми звездами, заслуженными авторитетными тренерами. Факт, от которого не уйти.
ЧАЯНИЯ И ОБЕЩАНИЯ
Донецкий и днепропетровский олигархи по сути являются футбольными ровесниками. Ахметов возглавил горняков в 1996-м, после гибели Ахатя Брагина, и примерно в тот же период днепровский клуб, брошенный компанией «Интергаз», попал под крыло группы «Приват». Возможно, с руки Павла Лазаренко, возможно, самого Леонида Кучмы. Одним из соучредителей «Приватбанка» был Коломойский, которого нынче и называют иронично-уважительно «папой» днепропетровского футбольного семейства.
В отличие от Игоря Валерьевича, долгое время державшегося в стороне от футбольной авансцены, его донецкий коллега фактически с первых же дней пребывания на президентском посту вел себя очень активно, не стеснялся показываться на публике в новой ипостаси и озвучивать амбициозные планы «оранжево-черных». Поначалу не все у него складывалось гладко, но тем не менее первые пять лет, в течение которых «Шахтер» не мог даже навязать конкуренцию столичному «Динамо», интерес к Игре №1 в бизнесмене не убили.
Настойчивость и последовательность, желание добиться поставленной цели и готовность подкрепить это желание внушительными суммами делали свое дело. В декабре 1999-го донетчане обзавелись чудо-базой в Кирша, которая со всей ее начинкой по сей день кружит голову гостям и потенциальным новичкам. В 2000 году «Шахтер» впервые пробился в Лигу чемпионов, а в 2002-м под руководством итальянца Невио Скалы выиграл дебютное национальное «золото».
Успехи окрылили Ахметова и на какое-то время даже лишили его осторожности. Не сумев выйти в основную сетку топ-еврокубка в 2003-м, он безапелляционно заявил, что его команда все равно не испортит сезон и однозначно поборется за Кубок УЕФА. «Наградой» стали 1:5 от «Аустрии». Тот урок был усвоен хорошо – теперь Ринат Леонидович избегает твердых посулов и заглядывается на звезды осторожнее. По крайней мере – на людях.
Ахметов утвердился в мысли, что достойные кадровые усиления и финансовые вливания не способны гарантировать успех без грамотного, авторитетного и опытного тренерства. После внезапного расставания со Скалой и еще более скоропалительного разрыва с немцем Берндом Шустером он наконец привез в Донецк специалиста, за которым охотился давно. Чутье президента не подвело – именно при Мирче Луческу горняцкий клуб превратился в лидера футбола Украины, сделал себе имя в Европе и воплотил в жизнь одну из древних грез Донбасса – доставил сюда еврокубок.
Между тем, взлета-2009 могло и не быть, пойди Ахметов на поводу у прессы. Сезон «Шахтер» начал отвратительно, в десяти первых турах чемпионата одержал – страшно представить – только две победы и занимал после трети дистанции лишь десятое место. Все вокруг только и говорили, что об отставке Луческу, но президент отражал удары, говоря, что приоритетной для клуба остается Лига чемпионов. На вопрос, что будет, если горняки не выйдут из группы, он ответил просто: «Это самый простой и понятный критерий, по-моему, не требующий никаких комментариев... Единственное, что я хочу сказать: мы расстанемся достойно, по-мужски и навсегда останемся друзьями».
«Шахтер» из группы не вышел, но Луческу никто не выпроводил. Спустя еще полгода тот завоевал Кубок УЕФА, а потом выиграл четыре национальных первенства кряду. Что помешало Ахметову осуществить угрозу, точно неизвестно. Может, пресловутый нюх, а может, срыв переговоров с другими тренерами. Ведь тревожной осенью 2008-го оранжево-черный штурвал вполне мог быть доверен… Хуанде Рамосу.
НЕБО И ЗЕМЛЯ
Один из нынешних ассистентов испанского специалиста, Маркос Альварес, недавно признался, что соответствующее предложение из Донецка поступало и было довольно конкретным. Но Рамос, только получивший от ворот поворот в «Тоттенхэме», морально тогда не был готов срываться в Украину. Через два года, уже прочувствовав на себе все прелести восточно-европейского менталитета в Москве, он таки решился на рискованный шаг, польстившись на миллионы Коломойского.
Не в пример Ахметову, хозяин «Днепра» стал по-настоящему позиционировать себя как предприниматель от футбола лишь в середине 2000-х. Непотопляемый гендиректор клуба Андрей Стеценко тогда утверждал, что несколько отстраненное отношение к команде у ее кормильца резко изменилось в лучшую сторону: «По сравнению с тем, что было лет десять назад, – небо и земля!»
Позже Коломойский даже обрел статус вице-президента национальной федерации, и хотя спорт №1 в стране не стал его личным приоритетом, победы и поражения «Днепра» его владелец стал принимать куда ближе к сердцу. В 2008-м, рассказывают, он устроил настоящий разнос Олегу Протасову, уступившему на своем поле динамовцам – 0:4, в 2009-м едва ли не с кулаками ворвался в судейскую к Виталию Годуляну, «убившему», по его мнению, «Днепр» в матче с тем же Киевом…
Если Ахметов не чурается отдающих пафосом тирад об игре для болельщиков, вере в футболистов и тренера, то днепропетровец в этом отношении ведет себя куда проще. Тот же Рамос, даром что двукратный обладатель Кубка УЕФА, для него не более чем подчиненный, которому вверен ответственный участок работы. «Я решил перейти на другой количественно-качественный уровень и принял для себя решение: если и с этим «красавцем» ничего не получится, то нужно завязывать с этим делом и заниматься другим видом спорта. В буру буду играть, или заниматься боксом», – эту фразу Коломойский бросил всего-то через пару месяцев после приезда Рамоса. Красавец – и красавец, к чему церемонии?..
Ахметов, чей капитал ныне оценивается экспертами Forbes в 15,4 миллиарда долларов, с деньгами расстается легко, а «Шахтер» продолжает бить трансферные рекорды Украины. Босс «Днепра», располагающий по тем же оценкам 2,4 миллиардами, к расходной ведомости относится куда осторожнее. Ту же «Днепр Арену» возвел, потратив «лишь» 45 миллионов – это почти в десять раз меньше суммы, в которую влетела своему хозяину иная «Арена», построенная на Донбассе (400 млн).
В последние годы в Днепропетровск потянулись действительно классные игроки, с опытом, в том числе и выступлений за свои сборные. Но все равно тамошние затраты на кадровое усиление не идут ни в какое сравнение с донецкими. Это – и отражение характера Коломойского, и объективное следствие всевозможных нюансов, которые так или иначе сказываются на его бизнесе. И все же большинство пожеланий Рамоса, насколько известно, удовлетворяются, просто разрывать эфир сенсационными покупками, как это делает Ахметов, – не свойственно его оппоненту.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ОДНОКЛАССНИКИ
Интересы двух футбольных олигархов пересекаются повсеместно, что абсолютно не мешает им относиться друг другу с должным почтением. «Я очень уважительно отношусь к Ахметову, особенно к его проворству. Он очень проворный человек», – улыбается днепропетровский босс.
«С Коломойским мы договариваемся очень быстро. Или, наоборот, вообще не договариваемся», – в двух словах описал переговоры, которые порой ведут между собой бизнесмены, его коллега из Донбасса. К слову, переходами футболистов из «Шахтера» в «Днепр» и обратно нынче никого не удивишь. Примеров более чем достаточно – Вячеслав Шевчук, Андрей Воробей, Александр Гладкий, Ян Лаштувка, Евгений Селезнев, Антон Каниболоцкий...
Отдельная тема – «одноклассники». Поделившие надвое телевизионный пул президенты не только обстреливают друг друга с помощью подконтрольных им рейтинговых телепрограмм, но и пытаются взять свое, помогая иным представителям Премьер-лиги.
С Ахметовым давно связывают земляков-металлургов, «Ильичевец», «Зарю», недавно к этой кампании присоединился и «Севастополь». В лояльных СМИ факты футбольного братства всячески отрицают, доказательства у обвинителей – только косвенные, а значит, процесс будет протекать, как и протекал. Перечисленные клубы забирают очки у лидера столь редко, что сии факты преподносятся уже как несчастные случаи… Их-то горняки и стараются избегать.
Есть свои подшефные и у Коломойского. Точнее, были. Поговаривают, что ввиду оптимизации расходов бизнесмен урезал помощь «Волыни», «Карпатам», «Арсеналу», «Кривбассу». Чем это закончилось для последнего – мы знаем. Отличие этих «одноклассников» от предыдущих в их неуступчивости и непокладистости. Уж бьют они «Днепр», не жалеют. И очки драгоценные отбирают у старшего брата – хоть за голову хватайся. Но Коломойский по сему поводу, похоже, совсем не парится. Его интерес и арифметика – это повышение стоимости всего его пула, влекущее за собой рост рейтинга трансляций и сопутствующего им телепроекта.
Ахметов для Донбасса – это вождь с целями, понятными и близкими любому болельщику. К Коломойскому в Днепропетровске относятся с уважением и опаской – как к щедрому, но непредсказуемому хозяину. Сами же вершители судеб предстают теми, кем и хотят выглядеть в глазах сочувствующего населения. Вот только желания заработать футбольные висты и обставить на поле серьезного конкурента никто не отменял. А значит, на «Днепр Арене» оба президента будут по разные стороны баррикады, хотя и одними из самых заинтересованных зрителей.
25 серпня 2013 17:15