Ракурс. «Ария московского гостя»
Появление Валерия Газзаева в центровой футбольной телепередаче – штука более чем характерная. Похоже, «Шахтер» уже достался нашими реалиями...
То, что вы прочитали выше – цитата из статьи коллеги Артема Франкова. Я думаю так же. Почти так же. Разница лишь в том, что Артем в конце предложения поставил многоточие, я же пока ставлю большой вопросительный знак.
И вот почему. Тема объединенного чемпионата или любого из прикольных названий, коими он был награжден и журналистами и фанатами, далеко не «первой свежести». Еще почти год назад многими коллегами и мной самим были поставлены прямые вопросы, притом в большом количестве. Эти вопросы касались и принципиальных проблем развития отечественного футбола, начиная от детского, и завершая глубинкой – не ускорит ли сей УКРОП (украинско-российское объединенное первенство) забивание последнего гвоздя в гроб тех клубов, которые еле выживают в нижних лигах, более того, они напрямую касались серьезной темы собственного национально-государственного достоинства.
Но они же касались и актуальной конкретики:
– кто будет судить? Если сейчас любая ошибка арбитра воспринимается в штыки в каждой из стран, но ограничивается лишь разборками между фанами клубов: «другая сторона все купила!», спокойно вставляете фамилию владельца клуба-«врага», то при новых раскладах появляется очень большая вероятность роста межнациональной и межгосударственной розни, минимум на бытовом уровне. Опять приглашать новых Хауге и Брыхов? Так кто же из фанатов остановится, чтобы не вскрикнуть, мол, и иностранцев купили?
– как выезжать на выездные матчи «пересічним» фанатам, ведь президент России В.В. Путин объявил о введении для граждан бывшего СССР, в т.ч. Украины, с 2015 года въезда в РФ по загранпаспортам (сейчас граждане Украины ездят в Россию, аналогично россияне – в Украину по внутренним паспортам). Загранпаспорт, во-первых, стоит денег, далеко не для всех болел влегкую подъемных. Во-вторых, загранпаспорт в нашей стране оформляется людям, достигшим 18-ти лет. Стало быть, младших этого возраста вычеркиваем по определению. Я уверен, что руководство Украины ответит «зеркально».
Что такое – играть без своих болельщиков, вам лучше всех ответят московские «Спартак» и «Локомотив», а также питерский «Зенит» – последние два тура «Спартак» с указанными соперниками играл при пустых трибунах по решению КДК РФС. Тут вроде иная ситуация, но инициатива лидера РФ никак не добавит массового выездного болельщика. Скажу проще – о болельщике никто не собирается думать при раскрутке этой модели.
– нынешнее отношение ФИФА и УЕФА к этим инициативам известно – NO! Если углубить тему, и допустить, на минутку, что оргкомитет УКРОПа (проще – шеф «Газпрома») соблазнит (напряжет) ФИФА и УЕФА, то актуальной становится тема квот в еврокубках. Уверения Валерия Георгиевича, что каждая из предлагаемых стран участниц: России (7-е место в последнем рейтинге УЕФА) и Украины (9-е место) выберут свои нынешние 12 мест в евротурнирах (по 6 каждая)… И что, на это доброжелательно посмотрят страны, занимающие позиции выше – Испания, Англия, Италия и т.д.? Кто в это поверит?..
Подобных вопросов к идеологам УКРОПа – вагон и маленькая тележка, но они были практически и год тому назад.
Добавились нынче лишь «пустячки»:
– в России. Из-за различных как политических, так и личных факторов, расписывать которые здесь нет смысла, «главный инвестор» махачкалинского «Анжи» (формально владелец клуба – правительство Дагестана) Сулейман Керимов резко охладел к футболу. Почти «шейховский» (вроде «Манчестер Сити» или «ПСЖ») дагестанский футбольный проект «сдулся». Вопрос: где гарантия, что завтра в силу разных обстоятельств не остынет к проекту УКРОПа Алексей Миллер – глава «Газпрома»?
– в Украине. История последних месяцев «Кривбасса» и киевского «Арсенала» резко поколебала и саму нашу ныне действующую модель вливания частного капитала в отечественные клубы, и веру в эту самую модель.
Может быть, поэтому слова коллеги Франкова я вынес в начало своей статьи. Может поэтому именно сейчас, а не почти год тому назад, когда тема УКРОПа впервые засветилась, не полгода тому назад, а как раз нынче программа «Великий футбол» дает трибуну Валерию Георгиевичу Газзаеву. И трибуну нехилую – 18 минут эфира из 90-ти, т.е. 20% хронометража при плотнейшей верстке передачи – и репортажи со студийным обсуждением четырех матчей еврокубков, и тот же самый контент по 16-му туру Премьер-лиги. Валерий Георгиевич красиво и пространно нарисовал светлые горизонты УКРОПА, по сути не ответив ни на один вопрос, ни на одно сомнение Александра Денисова и Юрия Розанова.
Скажем честно, в украинском футболе реальное решение проблемы зависит не от руководства ФФУ и ПЛ, а тем более мнения болельщиков. Оно зависит от позиции президентов самих клубов, это им платить за все удовольствие, с ясным пониманием невозврата потраченных денег. Скажу еще жестче: решение зависит даже не от всех президентов клубов, а лишь от четырех, фамилии которых всем прекрасно известны. Недаром так оживились некоторые Интернет-ресурсы, когда Валерий Георгиевич признался, что с одним из ключевых «игроков» на этом поле он пока не встречался.
Вот такая данность от этого телевечера. Неужели у нас такая обреченность на УКРОП? Думаю, нет. Еще до ЕВРО-2012 украинскими серьезными маркетологами были оглашены цифры, получаемые профессиональным футболом соседних стран от продажи своих телевизионных прав трансляторам: в Польше – более 300 млн. евро/год, в Румынии – более 250 млн. Там, что, внутренние чемпионаты сильнее нашего? Только не надо петь песни, что Евросоюз им оплачивает их футбол через ТВ.
Значит, выход есть. Не простой, не быстрый, но реальный. Впрочем, вот это – тема отдельного разговора.
11 листопада 2013 20:00