Тайная вечеря с Газзаевым. Отчет Франкова
Главред «Футбола» детально пересказывает разговор директора оргкомитета Объединенного чемпионата Валерия Газзаева с шефами украинских СМИ на недавней секретной встрече «без галстуков и микрофонов».
В промежутке между турами Украина играет кубковые матчи, а я отвлекаюсь на то, что теснейшим образом связано с чемпионатом и его будущим – проект Объединенной лиги.
Уроки информатики в школе помните? Ну и потом – бейсики всякие, паскаль 5.5 и зачем-то 6.0...
Если (IF) вы принципиально не желаете обсуждать идею объединенного чемпионата, (THEN end;) – пожалуйте в конец программы, то есть статьи. Ну а коли нет – продолжаем.
Разумные аргументы против проекта ОФЛ (Объединенной футбольной лиги), как она уже вполне официально именуется, существуют. Их достаточно спокойно и доброжелательно обсуждали на встрече представителей украинских СМИ с главой оргкомитета ОФЛ Валерием Газзаевым и его многочисленной командой. Конечно, хотелось бы, возможно, более злого, более горластого противостояния в стиле «Вали откудова пришел», но это, думается, еще предстоит – возможно, в другой, менее расположенной к конструктиву компании.
Сейчас я максимально строго и без комментариев изложу проект в уже достаточно завершенном, обтесанном и оструганном виде. Чтобы вы знали, с чем приходится иметь дело – а то столько всякой пурги и ужастиков доводится читать! После переговорим, естественно.
СМЕРТЬ ДОГОВОРНЯКАМ И ФИНАНСОВЫМ ПРОБЛЕМАМ
Начал Валерий Георгиевич с того, что никакой политики в ОФЛ искать не стоит – это предприятие, которое ставит во главу угла два принципа: спортивный и коммерческий. В числе аргументов в поддержку своей точки зрения он привел такие:
1) ныне в России тратится 25-30 млрд. руб. в год (1 млрд. дол.) из местных бюджетов на содержание и поддержание половины клубов Премьер-лиги и почти всего первого дивизиона; в Украине ситуация, с одной стороны, получше, здесь всё на частных инвесторах, зато за время независимости сгинуло 40 процентов клубов, гостивших в нашей «вышке»; причина только одна – у хозяев «бензин» кончился; возрастание доходов, неизбежное в ОФЛ, позволит снять эти два негативных фактора, как российский, так и украинский;
2) финансовый фэйр-плей со стороны УЕФА неизбежен как торжество капитализма и демократии во всем мире – ни украинские, ни российские клубы даже в самом розовом сне соответствовать его критериям не смогут; с доходами от ОФЛ это как минимум будет легче сделать; среднестатистический западный клуб наполняет свой бюджет на 35% за счет ТВ, 25 – рекламы и спонсорства, 21 – MatchDay, то бишь билеты и всякая сопутствующая торговля в день игры; украинский клуб может покрыть бюджет за счет теледенег на 3 процента, российский – на 13, и вот эта ситуация требует коренного изменения; ОФЛ будет пользоваться куда большим вниманием как со стороны ТВ, так и его рекламодателей;
3) отчисление национальным федерациям в размере 10 процентов всех доходов позволит профинансировать наши долгострои, в частности, детские и ветеранские программы, которые сейчас простаивают или влачат жалкое существование, потому что слов много, а денег гораздо меньше;
4) возрастает зрительский интерес, с чем спорить довольно смешно; кто-то может, понятно, упереться рогом и рассказывать, что условный матч «Шахтер» – «Металлург» Д ему интереснее и милее, чем «Шахтер» – ЦСКА, но мы вправе столь авторитетным мнением пренебречь ввиду его очевидной глупости;
5) обретая стабильное финансирование, клубы не только могут лучше профинансировать свои детско-юношеские академии и школы, но и поставить перед собой реально высокие задачи; «почему со времен Лобановского, – вопросил Газзаев, – никто ни в Украине, ни в России не ставил задачу выиграть Лигу чемпионов? Почему наши еврокубковые удачи приходят лишь краткими озарениями, почему они не постоянны? Почему мы не играем постоянно хотя бы в полуфиналах – ведь именно в Европе проверяется настоящий уровень!»; ну, «Шахтер»-то ее ставит, задачу эту.
Позиция Платини. «Насчет того, что президент УЕФА отрицательно относится к идее объединенной лиги – неправда. Под присмотром ФИФА осуществлен успешный проект Бенилиги в женском футболе – объединенного чемпионата Нидерландов и Бельгии, он признан удачным. Недавно Платини допустил образование балканской лиги исходя именно из экономических соображений. Чехия и Словакия активно обсуждают идею совместного чемпионата и уже договорились о проведении совместного Кубка. Так что либо мы пойдем этим путем. Либо по нему вместо нас пройдут другие.
Понимаете ли, в чем дело. Безусловно, и российский, и украинский чемпионат самодостаточны, они не умрут без ОФЛ. Но посмотрите на нынешнюю их жизнь и скажите, довольны ли вы ей? Можно и дальше каждый день думать о выживании, любуясь лишь четверкой-пятеркой благополучных клубов – пока у их владельцев есть деньги и желание их тратить; а можно создать мощную финансово лигу, где таких клубов будет гораздо больше, где речь зайдет не о выживании, а о покорении европейских высот! Ведь в ОФЛ с ее материальным стимулированием в зависимости от занятого места – а там каждая ступенечка это несколько миллионов евро – напрочь будут изжиты договорняки ввиду их полной бессмысленности как минимум для одной из сторон, и мы получим футбол совершенно иного уровня».
Три кита современной организации клубного футбольного дела: 1) зрелищность; 2) стабильность финансирования; 3) возможность конкурировать на самом высоком уровне. Платини: «Изначально сама идея создания объединенных футбольных лиг возникла в связи с тем, что ряд европейских чемпионатов переживает серьезные финансовые трудности. Этот вопрос поднимался и прорабатывался на исполкоме УЕФА. В любом случае это прежде всего вопрос национальных ассоциаций двух стран. Им нужно начать с того, чтобы договориться между собой. Многое зависит и от политических кругов России и Украины. Для нас на первом плане стоят аргументы экономического порядка».
ДЕВЯТЬ НА ДЕВЯТЬ, и НИКАКИХ ОТКЛОНЕНИЙ
Будьте внимательны. Ни о каком чемпионате СНГ речи не идет – только об объеди-ненном чемпионате Украины и России. Учреждаются два дивизиона – Премьер-лига и первый, при каждом из них – молодежная лига, в которой играют дублирующие составы.
Премьер-лига: по 9 лучших команд из чемпионатов Украины и России сезона-2015/1 6. Ротация производится следующим образом: вылетают худшая российская и худшая украинская команды независимо от реально занятого ими места. Таким обра-зом, паритет 9 на 9 СОХРАНЯЕТСЯ в любом случае. Возможно усиление обмена – по две худших вылетают, это обсуждаемо.
900 миллионов делятся как на равные доли за участие, так и на доли, зависящие от занятого места. Не вижу смысла уточнять калькуляцию, порядок сумм вы прекрасно представляете. Были бы деньги, а уж как их раздер... поделить, придумается.
При сохранении нынешних позиций Украины и России в таблице коэффициентов УЕФА представительно стран в еврокубках определяется таким же «сквозняком», как и вылет. В ЛЧ отправляются по две лучшие украинские и российские команды, соответственно, в Лигу Европы – по три последующих. По одному месту резервируется для победителей национального Кубка.
Первый дивизион: места с 10-го го по 16-е из того же переходного чемпионата и по две лучшие команды из первых лиг Украины и России. По итогам сезона по две худших российских и украинских команды вылетают во вторые лиги, которые вместе с Кубками и прочими футболами остаются в ведении РФС и ФФУ.
Премиальный фонд первого дивизиона – 100 млн. евро, на все перелеты хватит и еще останется на баранки с чаем.
Судьи. Матчи украинских команд судят россияне и наоборот, международные матчи обслуживают приглашенные арбитры. В большинстве своем арбитры принимаются на зарплату в ОФЛ, список их утверждается перед сезоном, как это и водится ныне.
При Лиге будут образованы КДК и апелляционный комитет, разумеется, также на паритетных началах между Украиной и Россией. Будут и два сопредседателя, тут совсем к гадалке не ходить. Ваш покорный слуга предложил поставить офис ОФЛ на хуторе Михайловский, чтобы никому не обидно было. Или вообще сделать его кочующим – день там, день там.
Лимит? Видимо, он будет сохранен, по крайней мере, таково мнение Газзаева. Подробности обсуждаемы, сейчас о них говорить рано – позиция украинских клубов отсутствует как таковая.
СОМНЕНИЯ И ВОЗРАЖЕНИЯ
Какие я вижу недостатки в этой схеме. С ходу, тем более уже столько было писано-говорено.
1. Довольно лирическое, но в то же время спортивное противоречие: теоретически наша команда может по два раза отыметь всех земляков, но не стать среди них лучшей – за счет худшего баланса встреч с россиянами! Однако же ничего более свет-лого в этом плане не придумывается. Без «сквозного» еврокубкового представительства войти в ОФЛ не отважатся ни российские, ни украинские клубы из числа тех, кому есть что терять – например, почти гарантированное место в ЛЧ, как «Шахтеру».
Вообще, явственное нарушение спортивного принципа благодаря наличию национальных квот по вылету и еврокубкам (остается один большой стимул – деньги!) здорово раздражает, однако, по словам Газзаева, именно таков принцип построения всех наднациональных лиг, именно с этим все идут в УЕФА.
Мое личное мнение: «сквозняк» безусловно на руку Украине, потому что на уровне 6-9 команд нам будет сложновато соперничать с россиянами на равных. Как вы понимаете, это не имеет отношения к таблице коэффициентов УЕФА, но связано исключительно с субъективным ощущением среднего уровня чемпионатов.
2. Отсутствие каких бы то ни было финансовых гарантий, кроме слова «Газпрома» – 5 ярдов на пять лет. В дальнейшем, ясно, планируется появление других спонсоров – по типу ВТБ-банка в КХЛ, которая уже давно вышла на прибыльность (хоккейный при-мер россияне используют при агитации непрерывно), но то потом. Однако же такое возражение легко отбивается двумя аргументами: не попробуешь – не узнаешь и кто нам мешает соскочить обратно, как только деньги закончатся?
В конце концов, отобрать «газпромовские» деньги и пустить их на развитие отечественного футбола суть дело чести – это ж они в том числе за счет Украины жируют!
Ну а что «Газпром» решил нас кинуть, предание, конечно, свежо, да верится с трудом – как вы себе это представляете? Не выполнить подписанный контракт?! Может, они и в УЕФА обещанных денег не завезут?..
3. Неясность с позицией УЕФА (вижу это главным). Допустим, Мишель Платини даст «добро» и Украине с Россией сохранят 12 еврокубковых мест – для ОФЛ и по одному для обладателей Кубков. Тогда недостатки проекта вообще тихо сдыхают, оставаясь сугубо политическими на уровне «краще с голою сракою, але ж не кохатися з москалями».
Нет, конечно, можно было бы вести разговор об объединении не с варварской Россией, а с цивилизованной Польшей или, скажем, Чехией – но кому, простите, на фиг нужны их чемпионаты?! На каком они месте в Европе?..
Что будет, если Платини и его команда заартачатся? Что тогда? Допустим, оставят 8 мест на двоих – этого будет достаточно, деньги «Газпрома» компенсируют потери? (К слову, напоминаю о том, сколько народу по всем углам Украины стонет – зачем нам целых шесть команд в Европе, только позоримся, четырех за глаза. Если же вы никогда подобного не произносили, жму вашу честную руку!) А если нет, то разбегаемся?
4. Общий антураж. Часть Украины, повторюсь, готова объединиться с чертями в аду, но не с россиянами, каково бы ни было это начинание – пусть даже совместное предприятие по производству изделия № 2. Вернее, так – они, конечно, войдут в дело, если почуют выгоду, но потихоньку. На людях же по-прежнему будут колотить себя пяткой в грудь и кричать о «клятой кацапне», от которой, как известно, происходит всё зло на земле, в частности, СПИД, лихорадка Эбола и сокращение поголовья крупного рогатого скота. В случае с ОФЛ ничего утаить не получится, здесь всё на поверхности. Хотя я бы посоветовал львовянам спросить почетного президента их любимого и единственного клуба – а что он думает по поводу перспективы заработать на футболе? Видит ли он ее при сохранении футбольных структур в нынешнем виде? Как он намерен развивать «Карпаты» при реализации варианта и в случае варианта 2? Может, диаспора поможет.
5. Непонятно, как Россия намерена бороться с нашими «дочками» и «одноклассниками». Такая процедура вряд ли будет прописана, и, признаться, не очень представляю ее и в дальнейшем.
6. Сильно я сомневаюсь в доброй воле федераций. Допустим, в России нагнут, там никто и не пикнет. А у нас? Они только что волевым решением забрали у лиг КДК и наслаждаются, выписывая штрафы, а теперь что – опять всю власть передать дяде и самим рулить второй лигой да детишков баловать? Скучно, разбойники. И не так уж я уверен, что существуют суммы, способные перешибить вот это административное молчание, столь характерное для нынешней Украины.
7. Каковы истинные намерения россиян, коли в доброе не верим категорически. А какая, простите, разница? Что нам грозит в наихудшем случае и в чем он выражается?
Хотя только-только исполком ФФУ рассматривал программу развития детско-юношеского футбола в стране. Надеюсь, что и источники ее финансирования он тоже рассмотрел – без применения телескопа и других увеличительных приборов.
НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ ЭТА БЕРЕМЕННОСТЬ...
Какова ближайшая судьба ОФЛ? Ну, от чего она точно не зависит – так это состоится ли анонсированная встреча Газзаева с Коньковым (рискнем предположить, что наш президент всё же не избегает этой встречи, хотя смутные сомнения терзают – «ну о чем нам с тобою говорить, Билли?»). В России вопрос решен – ОФЛ быть, 14 клубов из 16-ти проголосовали, РФС скажет «Есть!», политическая воля присутствует. Ну а в Украине для начала (вне всяких процедур, предусмотренных УЕФА и ФИФА) нужно получить одобрение одного человека. Зовут его, как вы догадываетесь, вовсе не Анатолий Дмитриевич и даже не Ринат Леонидович, а вовсе даже Виктор Федорович. Без него никто не рискнет ни на самостоятельные действия подобной резонансности, ни даже на сколько-нибудь внятное определение своей позиции по поводу – я имею в виду тех, от кого в украинской части процесса хоть что-то зависит.
Насколько велики шансы на согласие гаранта? Мне кажется, сейчас момент для его добычи самый что ни есть неудачный, кто бы к нему ни обратился – украинский «близкий» или же Владимир Путин (тем более!). Президенту Украины совершенно не до футбола, тем более объединение чемпионатов выглядит явным парадоксом на фоне стремительно ухудшающихся отношений с Россией и усиленной тяги на Запад. «А как это скажется на моем рейтинге?» – задаст вопрос Янукович и вряд ли получит сколько-нибудь вменяемый ответ – кто ж согласится взять на себя такую ответственность. Тут ведь вот какой еще казус: при осуществлении всего предложенного президентские выборы как раз придутся на переходный чемпионат, когда шуму будет запредельно много, а никаких результатов еще и близко не проявится!
С другой стороны, совершенно непонятно, чем Виктор Янукович рискует. Никакие заигрывания с Западом Украины и оппозицией не принесут действующему президенту ни одного голоса – что бы он ни вытворил! Даже если ВФЯ начнет появляться на публике исключительно в шароварах и вышиванке, а заодно выстрижет себе оселе-дець и отрастит вуса, это не изменит в действующих и предстоящих раскладах ни-че-го – кроме потери своей аудитории, разумеется. Если кто-то пытается убедить президента в обратном, то я бы присмотрелся к этому человеку повнимательнее – не иначе, задумал чего. Вопль возмущения, который, безусловно, пронесется незалежными просторами в случае даже тихого одобрения проекта ОФЛ украинской властью, опять же будет ни о чем и затеряется в сонме вскриков по иным поводам. В конце концов, на фоне прочих наших прелестей футбол, хоть разъединенный, хоть объединенный, это такая мелочь!
Подвожу итоги. В данный момент я действительно не вижу разумных, рожденных хладнокровным расчетом, материальных интересе, причин – почему нам следует презрительно отмахнуться от завалявшихся у соседей 500 миллионов евро в год. Украинский футбол в его самостоятельном виде никогда таких денег не зарабатывал и не заработает ни под каким соусом (разве что в классическом раскладе «жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»). Никакой прочной и перспективной экономической основы под спортом № 1 в Украине нет даже в первом приближении, единственное, на чем он держится – набор олигархов-меценатов, которым интересно это занятие. Что мы теряем в результате появления ОФЛ, подлежит отдельному моделированию – ответ на этот вопрос спорен и неочевиден.
Так и спросил Газзаева: «Где же тут подвох?» Ответ был вполне предсказуем: «Нет подвоха, просто делаем футбольный бизнес, объединяем рынки». Коллега: «Почему же «Газпром» просто не потратит эти сумасшедшие деньги на развитие детского футбола в России?» Ответ: «Потому что он хочет создать коммерчески привлекательный продукти не просто ухнуть куда-то деньги, а еще и заработать немного».
Разумеется, любые телодвижения следует предпринимать с ведома и разрешения УЕФА (который, к слову, еще на стамбульском исполкоме в 2012 году учредил специальный комитет по наднациональным лигам) и ФИФА.
А вот вам не кажется, что в основе огульного отрицалова ОФЛ лежит, помимо лютой ненависти к собственному прошлому и соседям (черт с ней, будем считать, что оснований хватает), а также определенной здоровой доли гордости своим, еще элементарная трусость и боязнь?
Трусость – а вдруг российские клубы в среднем действительно лучше играют в футбол, это ж невыносимо? (Как противовес – а не хочется ли вам доказать, что мы лучше и сильнее, и загнать их куда следует?!)
Боязнь – а вдруг ОФЛ и вправду окажется успешным проектом, куда тогда бежать? (Как противовес – а пусть развалится, и великая теория о том, что эти западные монголы ни на что не способны, кроме как жрать водку и плясать с медведями под балалайку, получит окончательно подтверждение – и оно, подтверждение, елеем прольется на измученные «Моршинской слабогазованой» души украинских поцреотов! На самом деле, вернуться к своему чемпионату – ноль проблем, доказано 1992 годом.)
Буду благодарен вам за указание на пропущенные мной аргументы против, в частности, приглашаю к обсуждению коллег – готов выступать «адвокатом дьявола» с любой стороны, это всегда полезно. «Нарушение суверенитета» не предлагать – футбол к этому не имеет ни малейшего отношения, чай, не ГТС, тем более нацсборные никто даже в самом кровавом угаре трогать не собирается. Зато любые союзные договоры, как Таможенный Союз, так и Евросоюз, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ куски этого самого суверенитета отгрызают, и поистине удивительна позиция националистов, которых сие тревожит лишь в одностороннем порядке. «Этому дала, этому не дала» – вопрос о том, что можно вообще никому не дать, не стоит в принципе. Простите за выход из рамок футбольной темы.
Что ж, кое-какие ходы сделаны, но до конкретики с ОФЛ, как видите, по-прежнему далеко. В минимальном варианте нам следует использовать давление сбоку в целях разумного реформирования своего футбола. В частности, сокращения Премьер-лиги и превращения ее в более удобоваримый продукт, даже при всей хронической бедности нашего рекламного спортивного рынка и отсутствия реального интереса к футболу за пределами первой четверки-пятерки. В своем нынешнем виде профессиональный футбол Украины достаточно убог и чрезвычайно зависим от субъективных факторов (читай, воли хозяина). Что чревато по меньшей мере дальнейшим исчезновением клубов, в том числе в Премьер-лиге. Вы и сами это видите, зачем лишний раз напоминать и печалиться.
Меньше лозунгов и митингов – больше расчетов и деловых переговоров.
Материал в тему: Валерий Газзаев. Оговорочка по Фрейду.
26 вересня 2013 12:40