Сьогодні 19 жовтня 2024 р.

Предновогоднее. Футбольно-киношное…

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, «Футбольный клуб»

Пока наши футболисты отдыхают и набираются новых сил в экзотических уголках планеты, пока наши телевизионщики, показывающие футбол и рассказывающие о нем, также «присели в паузу», именно под Новый Год вспомним, как показывало любимую игру «самое важное из искусств», как выразился один известный персонаж.

Вы сами поняли, речь, конечно, пойдет о кино, или формально правильнее – о кинематографе. И не обо всем, а о том, что народ называет «художественное кино», а профи – «игровое», т.е. с участием актеров.

Мировой кинематограф создал много лент о людях футбола, чаще лент неудачных, т.е. с примитивной сценарной разработкой, лишь оглупляющих и саму игру, и людей, отдавшей ей свою жизнь. Но творились и подлинные шедевры. Каждый может в эту графу вставить, все, что ему запомнилось и понравилось. Я также положусь на собственный вкус, и из зарубежных фильмов упомяну лишь две картины, достойные самой высокой похвалы. Ничего удивительного, что обе они английские, сами понимаете, Альбион имеет «некоторое отношение» к футболу.

Прежде всего, это «Проклятый Юнайтед», 2009 год выпуска («The Damned United») режиссера Тома Хупера – умнейший психологический кинорассказ о знаменитом тренере Брайане Клафе, который поставил своеобразный рекорд – был коучем «Лидс Юнайтед» аж… 44 дня. Как тренер Клаф был толковейший, как человек – монстр, врагов себе наживал на раз. Даже Жозе Моуринью на его фоне – шелковый и пушистый. Вот о психологическом противостоянии двух реально именитых наставников – Клафа и его старшего коллеги и антипода Дона Реви, тренировавшего даже сборную Англии, о неприятии футболистами тогда очень сильного «Лидс Юнайтед» эта драма на футбольную тему.

Другая лента, поставленная режиссером Джеймсом Стронгом в 2011 году, имеет в английском прокате очень схожее название с предыдущей картиной «Юнайтед»
The United») в других странах сменила свой титр, чтобы не путали, и называется «Юнайтед. Мюнхенская трагедия». Из этого варианта названия ясно, что сюжет посвящен трагической гибели многих игроков «Манчестер Юнайтед» 6 февраля 1958 года в Мюнхене, когда «малыши Басби» возвращались домой из Белграда после матча за Кубок европейских чемпионов, и самолет сел в аэропорту столицы Баварии на дозаправку. Фильм и о самой трагедии, и о том, как выжившие 9 футболистов, в т.ч. великий Бобби Чарльтон и сам тренер Мэтт Басби трудно и постепенно находили в себе силы вернуться и к жизни и к футболу.

Но я все-таки хочу рассказать не о зарубежных, а о четырех отечественных художественных фильмах о футболе, которые либо связаны с киевским «Динамо», либо с киевским стадионом «Динамо».

«Строгий юноша»
(киностудия «Украинафильм», 1936 год). Названия этой ленты вряд ли что скажет болельщикам, зато прекрасно знакомо профессионалам кино и киноманам. Его, несмотря на не самый юный возраст, до сих пор показывают в лучших киношколах мира от Высшего кинематографического института IDHEC в Париже, который с 1986 года носит название FEMIS, до таких же легендарных киношкол в Лос-Анджелесе, Риме и Пекине. Показывают как образец режиссерского мастерства. Андрей Тарковский писал, как много раз он пересматривал эту ленту.

«Строгого юношу» снимали выдающиеся кинодеятели. Автор сценария замечательный писатель Юрий Олеша – роман «Зависть», знаменитая детская сказка «Три толстяка», огромное количество тонких и умных рассказов. Между прочим, сам Олеша был хорошим футболистом. Режиссер картины Абрам Роом, который ворвался в новаторский кинематограф в 20-е годы мощной «Третьей Мещанской», а завершал свой творческий путь слезливыми мелодрамами «Гранатовый браслет», «Цветы запоздалые». Почему такое резкое понижение в классе? Все очень просто – «Юноша» – первый советский фильм, «положенный на полку», т.е. запрещенный к показу лично Сталиным. С чего бы это? Картине предъявили обвинение в «излишнем эстетизме». На самом деле все было много страшнее и опаснее для авторов.

Сталин был чудовищем, людоедом, но не идиотом. Он как первый зритель, а вот это было железным правилом, точно за «эстетизмом» уловил утонченное издевательство над коммунистическими лозунгами. Недаром даже с «двойным дном» Юрий Олеша назвал сценарий – «Волшебный комсомолец». Короче, «Строгий юноша» был запрещен к показу на экраны с 1936-го по… 1994 год. Одним из главных «действующих лиц» этой картины «выступил» киевский стадион «Динамо», где снято минимум половина ленты. Вот кадры из «Строгого юноши», Обратите внимание, какие модерные для 30-х годов были подтрибунные помещения «Динамо»:

Фрагмент из к/ф «Строгий юноша»



И братите внимание на девушку в центре группы атлетов. Это юная Валя Половикова, дебютировавшая как раз в том фильме. Уже через два года она станет звездой советского кино первого ряда – Валентиной Серовой, прославившейся в фильмах той поры «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Жди меня». Именно ей посвятил свое самое знаменитое лирическое стихотворение времен Второй Мировой войны ее муж Константин Симонов:

 Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера…

В фильме играли и другие знаменитые актеры: Ольга Жизнева, Максим Штраух. У Ольги Жизневой в этой ленте есть потрясающий эпизод, который заставляет хвататься за сердце наших прекрасных стадионных агрономов – признаюсь, я это не придумал, а ставил эксперимент, не без ехидства показывая им этот фрагмент. Эпизод такой: героиня Жизневой подъезжает к замечательным колонам стадиона «Динамо». А уже в следующем кадре она в красивейшем платье, широкополой шляпе и туфлях с примерно 10-сантиметровыми каблуками-шпильками спокойно и с достоинством пересекает динамовское футбольное поле. Вы себе может представить, что в наши дни, когда уход за газоном стоит очень «взрослых» денег, по полю как по прогулочному бульвару вышагивает дама на таких каблуках?..

Фильм «Вратарь» (киностудия «Ленфильм», 1936 год) – ровесник «Строгого юноши», но имевший и имеющий абсолютно противоположную судьбу. Веселая спортивная комедия идет на экранах ТВ до сих пор. Вы спросите, какое отношение к продукции «Ленфильма» имеет «Динамо Киев»? Самое прямое! Ленинградский кинорежиссер, знаменитый комедиограф Семен Тимошенко (снял еще «Небесный тихоход», «Запасной игрок» и др. комедии) мечтал экранизировать роман Льва Кассиля «Вратарь республики». Но капризная ленинградская погода не позволяла долго снимать на натуре. Начальство велело лететь в солнечный Киев. Тимошенко помимо съемочной группы хотел прихватить с собой футболистов команды, за которую он болел – «Динамо Ленинград» (отдельный привет ее бывшему игроку Резо Чохонелидзе). Но начальство, умевшее считать командировочные деньги, не позволило, а настоятельно порекомендовало найти общий язык с киевскими динамовцами – те могли рассчитывать лишь на актерские ставки, но уже без выплаты командировочных и гостиничных сумм.

Киевские бело-синие с радостью согласились сниматься – цифры были вовсе не маленькие по тому времени, а вратарь «Динамо» великий Антон Леонардович Идзковский отхватил сразу две ставки: и как актер, игравший вратаря соперников сборной СССР – «Черных буйволов», и как личный тренер по киперскому мастерству артиста Григория Плужника, исполнителя главной роли – Антона Кандидова. Правда, для того чтобы сниматься, динамовцам пришлось сачкануть матч 1/32 финала Кубка СССР и не поехать для этого в подмосковный Егорьевск, где их ждало местное «Красное знамя». Они это сделали сознательно, дружно прикинувшись больными, зная, что им «навтыкает» начальство НКВД УССР. Так оно и случилось, но без тяжких последствий для футболистов.

В сценах футбольных матчей в майках обоих соперников – сборной СССР и «Черных буйволов» помимо Идзковского снимались Константин Щегодский, Макар Гончаренко, Виктор Шиловский, Иван Кузьменко, Николай Махиня и другие динамовцы. Так что уверенно считайте, они стали не только профессионалами в футболе, но и в кино. Посмотрите еще раз на знакомые вам кадры, снятые на стадионе «Динамо». Крепыш с крепенькой шеей в черной форме «Буйволов», не забивший пенальти Антону Кандидову – Алексей Клименко, один из расстрелянных динамовцев в годину немецко-фашистской оккупации, а вратарь «Буйволов», который так истерично мечется в своей «рамке» и которому в результате «героического рейда» от ворот до ворот забивает Кандидов – и есть Антон Идзковский. Согласитесь, у обоих динамовцев был талант комедийных актеров. А еще покайфуйте от наивного текста в этом эпизоде, текста и дикторского, и в титрах. Конечно, все это была сталинская профанация и футбола, и кино. Но талант создателей все же придал картине доброту и веселье.

Фрагмент из к/ф «Вратарь»

 

«Дед левого крайнего» (киностудия им. А.П. Довженко, 1973 год). Несколько раз смотрел эту ленту Леонида Осыки, но до сих пор не понял, за что она была запрещена, что в ней уже в 70-х годах перестраховщики из ЦК КПУ увидели неблагонадежного для советской власти. Возможно, в пору роста застоя, они увидели намек на то, что раньше обзывалось почти ругательным словом «мещанство».

Леонид Осыка – наряду с Сергеем Параджановым, Юрием Ильенко – один из корифеев направления в кинематографе, вошедшего в историю искусства как «украинское поэтическое кино». Вспомним его картины «Кто вернется – долюбит», «Захар Беркут», «Каменный крест». Осыка и его не менее известные соавторы по этой ленте: сценарист Иван Драч, композитор Владимир Губа, актеры Николай Яковченко, Константин Степанков, Борислав Брондуков, Антонина Лефтий и другие подняли серьезные моральные проблемы того общества, а еще они с любовью показали Киев того времени, Киев, который мы уже частично потеряли. Признанный комик Николай Федорович Яковченко сыграл, быть может, свою главную драматическую роль, вовсе не комическую. Образ его внука – известного футболиста – воплотил не просто известный, а знаменитый футболист конца 60-х, начала 70-х годов Анатолий Бышовец, или как тогда было принято озвучивать его фамилию – БышевЕц с ударением на последнем слоге. Анатолий Федорович вовсе не выпадал из того звездного актерского ансамбля. Посмотрите на «актера» Анатолия Бышовца, только, как вы сами понимаете, он здесь уже не на стадионе «Динамо», а на Центральном, ныне НСК «Олимпийский».

Фрагмент из к/ф «Дед левого крайнего»



Фильм «Такая она игра» (киностудия им. А.П. Довженко, 1976 год) – реакция кинематографистов на успех «Динамо Киев» под руководством Валерия Лобановского и Олега Базилевича в 1975 году. Роль как бы Лобановского сыграл выдающийся украинский театральный актер-франковец Степан Алексенко, в кино прославившийся ролью Лаэрта в «Гамлете» Г. Козинцева, партнер Иннокентия Смоктуновского и Анастасии Вертинской. Увы, Степана Степановича нет в живых уже с 2006 года. В роли как бы Базилевича выступил замечательный актер МХАТа Вячеслав Жолобов, до сих пор играющий и на сцене и во многих фильмах и сериалах.

Несмотря на некоторые интересные фрагменты, в целом фильм был слаб именно психологической проработкой сценария. В который раз повторялась пережеванная схема: молодые тренеры-новаторы борются против старого, пусть в прошлом заслуженного, но отставшего от жизни их же наставника, к тому же выгнавшего обоих героев из своей команды. Хотя в написании сценария принимал участие один из самых титулованных спортивных журналистов того времени Станислав Токарев. Т.к. история издалека напоминала уход Лобановского и Базилевича из масловского «Динамо», то читался намек: старый ретроград, кстати, хорошо в картине сыгранный Георгием Жженовым, и есть Виктор Александрович Маслов. На самом деле, в жизни все было намного глубже и интереснее.

Фрагмент из к/ф «Такая она игра»

 

Делать игровые фильмы о спорте, в частности, о футболе, – дело нужное. Но нынче супердорогое. Опять же, хотелось бы, чтобы в них было меньше глупостей, примеры последних «шедевров» приводить не стану. Наступают новогодние каникулы. Найдите время, посмотрите эти фильмы. Не пожалеете, хотя у каждого будет собственная оценка.

Вперед, к Интернету!

29 грудня 2014 19:11







Матеріали на тему

Ракурс. А напоследок я скажу…
15 грудня 2014 18:29


Ракурс. Горячий декабрь
8 грудня 2014 21:00




Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 968-го дня повномасштабної війни

 

18 жовтня 2024 19:05

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 967-го дня повномасштабної війни

 

17 жовтня 2024 09:31

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 965-го дня повномасштабної війни

 

15 жовтня 2024 20:04