ЧМ-2014 в Бразилии. По ту сторону экрана
Прошлую неделю проходящий в Бразилии Кубок конфедераций чаще всего вспоминали в контексте протестов, которые захлестнули страну. Самая футбольная страна планеты бастовала против… футбола.
Митингующие, собравшиеся во всех крупных городах (Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Форталеза, Салвадор…) скандировали: «Нашей стране нужны больницы и школы, а не чемпионат мира!» Чувство горечи усиливала картина с полупустым стадионом на матче Бразилия – Япония. Почему же так получилось?
Когда страна выиграла право проводить чемпионат мира-2014, это событие было воспринято с огромным энтузиазмом как в ней самой, так и за ее пределами. Для настоящего болельщика поездка на сей турнир – это то же самое, что православному верующему в день Пасхи посетить храм Гроба Господня в Иерусалиме, или любителю эллинской культуры попасть на экскурсию в Парфенон. Сами бразильцы возлагали большие надежды на мундиаль, подготовка к которому должна была решить множество социальных проблем, таких как безработица, низкий уровень образования и здравоохранения, преступность…
По большому счету, нынешний Кубок конфедераций должен был представить миру картину предстоящего в 2014 году чемпионата мира. Пока что она размытая и безрадостная… Объекты сданы не все. Например, стадион в Сан-Паулу может быть завершен не раньше февраля 2014 года. Президент страны Дилма Руссефф лично приезжала на строительные работы и заверяла, что делается все возможное для сдачи построек в срок.
Недавно мерии некоторых городов подняли плату за проезд в общественном транспорте. Цены на автобус поднялись всего лишь на 20 центов, но резонанс от этого был сродни цунами. Ибо в целом транспортная отрасль в Бразилии нестабильна – многие автобусные парки устарели.
Учебные учреждения и больницы находятся в удручающем состоянии. Учителям платят копейки, а Бразилия теперь занимает предпоследнее место в образовательной шкале Пирсона. Усугубляет ситуацию тот факт, что один из четырех учеников покидает школу в старших классах. В государственных больницах профессиональные доктора в дефиците. Многим даже не оказывают базовой помощи. При этом затраты на организацию чемпионата мира и Олимпиаду, согласно открытым источникам, оцениваются в 87 миллиардов реалов (около 30 миллиардов евро).
С одной стороны, этой вполне подъемная сумма с учетом того, что экономика Бразилии входит в десятку самых мощных в мире. Но если посмотреть на эти миллиарды сквозь призму социальных контрастов страны, возникают вопросы.
Чтобы не быть голословным, предлагаю сделать воображаемую экскурсию по некоторым местам города Форталеса, который входит в пятерку самых контрастных городов мира, согласно данным ООН. В районе Бом Жардим, одной из самых опасных фавел города, социальные работники разносят по некоторым семья пакеты с провизией, при этом настойчиво просят их не продавать еду ради наркотиков.
Просьбы такого рода уже превратились в рутину для соцработников, которые наведываются в некоторые из 400 фавел, что окружают пятый по величине город Бразилии. Но какие бы не звучали слова предосторожности, вопиющие случаи все равно случаются. Так, в прошлом месяце одна мать тут продала своего ребенка за 50 реалов (£15). Дитя все же вызволили из рук торговца людьми, теперь оно топает в одном подгузнике возле дома.
Внутри в одной слегка меблированной комнатушке ютятся семь человек. Фелиция, бабушка ребенка, заверяет, что она уже завязала с крэком и планирует найти себе дом. Эта семья едва сводит концы с концами, но ее теперешняя ситуация – это уже большой прогресс по сравнении с временами, когда ей приходилось выживать на улицах.
Идем дальше в семью 14-летнего паренька Эмерсона. Его родные также когда-то жили на улице. Брат Эмерсона погиб от шальной пули в прошлом году, когда поехал в старую фавелу на концерт. Из дворика, принадлежащей семье 13-летнего Сандро, доносится плач младенца, оставленного наедине в подвесной люльке.
В последние годы в штате Сеара (столица Форталеса) свыше 350 000 человек вышли из крайней нищеты (под эту категорию подпадают те, кто живет в месяц на 70 реалов или меньше). Но общая ситуация все равно остается проблемной. Согласно статистики сеарского Института исследований и экономических стратегий, свыше 133 000 человек жили в крайней нищете в Форталесе в 2011 году. Треть жителей не имеют водопровода и канализации, нормальные дома там в большом дефиците. В Баррозу, микрорайоне, располагающемся на свалке, жители вообще питаются объедками…
Многие спросят: к чему это «лирическое» отступление? Я ни в коем случае не пытаюсь поставить под сомнение решение отдать ЧМ-2014 Бразилии. Недовольства при проведении крупных спортивных ивентов были, есть и будут. Здесь нужно понимать, что мундиаль – не добрый волшебник, который придет и сразу всем будет хорошо. Для того, чтобы бразильские реформы возымели эффект, нужны десятилетия. Первенство планеты – штука затратная, но при правильном подходе оно должно было стать катализатором для реализации тех реформ. Безграничную любовь Бразилии к футболу уже не раз критиковали за то, что она отвлекает население от проблем насущных. Стало быть оно остыло к игре миллионов? Нет, это невозможно. Это все равно, что птица разлюбит летать.
В любом случае чемпионат мира в Бразилии состоится. Он просто может быть организован лучше или хуже.
Использовались материалы The Guardian
26 червня 2013 08:19