Синдром Ракицкого
Кто-то выступлениям в составе сборной Украины предпочел российскую перспективу. Кто-то – ночные прогулки по... городу. Кто-то просто переоценил свою значимость для футбольной истории. Увы, среди «отказников» не обошлось без трагедии. Но куда больше было фарса...
Тонкокожему до болезненности Ярославу Ракицкому впору задуматься над тем, чтобы в дополнение к позолоченной ванне приобрести себе кварцевую лампу. Тогда уязвимый горняцкий парень наверняка убережет себя хотя бы от вирусов и бактерий. Неплохо бы обзавестись доходяге собственным диетологом и физиотерапевтом, да и помощь психолога при столь повышенной восприимчивости не помешала бы. И уж если при этом недуги не отстанут – что ж, поможет разве что священник...
Ракицкий – не первый, кто испытывает острую аллергию на матчи в составе сборной Украины. По-разному сложилась футбольная доля его предшественников, по сути, своими руками сжегших за собой мосты в национальную команду нашей страны.
Собственно, и биография самой сборной Украины начиналась под аккомпанемент массовых отказов. Тогда, правда, мотивы у «диссидентов» были иные. Только что распался Советский Союз, в юношеских, молодежной и национальной сборной которого украинцы выступали рядом с россиянами, кавказцами, представителями Прибалтики и Средней Азии. ФИФА и УЕФА разрубили гордиев узел футбольно-геополитических проблем одной шестой части суши просто – назначили правопреемницей СССР Россию, с предоставлением ей места в крупнейших соревнованиях.
Возможностью сыграть на чемпионате мира-1994 и оправдывали свой выбор украинские звезды Сергей Юран (фото ниже, слева), Виктор Онопко (ниже справа), Андрей Канчельскис, Владислав Тернавский, Владимир Татарчук, Юрий Никифоров, Илья Цымбаларь и Сергей Щербаков. Последние трое сыграли в составе сборной Украины: одесситы – по три матча, дончанин – два. Сине-желтую форму надевали также Саленко и Цвейба, но предъявлять им претензии даже как-то неудобно – коренной ленинградец Олег вернулся на родину, а на абхаза Ахрика претендовать пуще нашего могли грузины.
Щербаков так и не дебютировал в российской сборной, чудом оставшись в живых после автокатастрофы. Канчельскис не попал на мировое первенство, оказавшись в числе тех, кто попытался снять главного тренера россиян Павла Садырина и в итоге сам оказался за бортом. Юран – автор первого гола команды России в ее новой истории – в Америку поехал, но, проведя неудачно стартовый матч против Бразилии, больше востребован на турнире не был и в итоге покинул расположение команды со скандалом.
Остальные «перебежчики», по большому счету, не должны жалеть об отказе от украинского футбольного подданства – их международная карьера сложилась неплохо, став немым укором первой руководящей команде Федерации футбола Украины, не проявившей должных твердости, настойчивости и инициативности на этапе, когда побороться за «своих» надо было бы. Впрочем, у ФФУ тогда хватало проблем «роста». Хаосу, в котором создавалась и мужала национальная сборная, поражались и повидавшие виды легионеры, и кандидаты в главные тренеры. По сути, главная команда некоторое время функционировала без руля и ветрил.
Казалось, ситуация изменится с приходом к штурвалу многоопытного Олега Базилевича, однако тот провалил старт в первом официальном турнире, проявив совершенно излишнюю принципиальность по отношению к киевским динамовцам, готовившимся по клубной программе. Возможно, именно факт отсутствия в болгарском тренировочном лагере сборной игроков «Динамо» расхолаживающее повлиял на кое-кого из остальных членов национальной команды. Самыми незаменимыми почувствовали себя одесситы Олег Суслов (ниже справа) и Андрей Телесненко (по центру), вкупе с днепропетровцем Сергеем Беженаром (слева) попавшие на глаза представителям официальной делегации в состоянии «не первой трезвости».
Естественно, вся троица была отправлена с позором домой, что, впрочем, лишь приостановило их карьеру в сборной. Суслова и Беженара вернет Йожеф Сабо, Телесненко будет реабилитирован Анатолием Коньковым, правда задержится в стане сине-желтых лишь на два провальных матча с Хорватией и Италией.
На следующий случай соображения на троих пришлось реагировать оргвыводами Олегу Блохину десять лет спустя, когда сборная уверенно начала отборочный цикл ЧМ-2006 и готовилась к одному из ключевых поединков – в Стамбуле против Турции. На одну из тренировок не явились игроки донецкого «Металлурга» Александр Зотов (ниже слева) и Вячеслав Чечер (справа), а также представитель «Ильичевца» Сергей Закарлюка (по центру). На базе их обнаружили только в два часа ночи. «Пренебрегая всеми нормами морали, этики и отношения к своим товарищам, Чечер, Зотов и Закарлюка не появились ни на восстановительных процедурах в 17.00, ни вечером, – сообщил на следующий день президент ФФУ Григорий Суркис. – Сегодня эти игроки покинули расположение команды. Надеюсь, главный тренер, при всех кадровых проблемах, больше не станет привлекать их». Так и случилось. Для всех троих вердикт Блохина оказался «волчьим билетом».
«Нас отчислили за то, что мы явились на базу после отбоя, – рассказывал потом Чечер в одном из интервью. – Мы были в городе, где смотрели какую-то позднюю футбольную трансляцию. Нас решили наказать, возможно, для острастки, хотя в тот вечер позже нас пришло еще человек десять. Значит, не судьба, хотя если бы призвали в сборную, постарался бы закрепиться. Но осадок от несправедливости остался».
По иронии судьбы, вместо провинившихся в сборную был вызван хавбек «Днепра» Александр Рыкун. В том матче, принесшем сборной Украины убедительную и красивую победу со счетом 3:0, он отыграл здорово, однако в дальнейшем – именно из-за проблем с режимом – самолично выписал себе бессрочное «освобождение» от сборной, не воспользовавшись шансом выступить на мировом первенстве в Германии.
За плечами у Ярослава Ракицкого – не только ЕВРО-2012, но и шлейф «странных» отказов перед товарищескими матчами сборной. Нужна ли ему национальная команда вообще? Хочется надеяться, очередной недуг не помешает самому защитнику ответить на этот вопрос. Нужен ли такой Ракицкий национальной команде? Это уже вопрос к Михаилу Фоменко...
7 лютого 2013 08:00