Первопроходцы. Виктор Терентьев
В конце 50-х и в 60-х годах штабы коучей советских футбольных команд в отличие от нынешних времен имели одного, максимум двух ассистентов наставника. Да и тот титуловался тогда не главным, а скромнее – старшим тренером. Ассистент же – просто тренером. Так, в «Динамо» в таком статусе работали знатные ветераны бело-синих – вратарь Антон Идзковский, форвард Виктор Шиловский.
Вот первую именно пару ассистентов в конце 50-х при Олеге Александровиче Ошенкове и составили Виктор Васильевич Терентьев и Михаил Михайлович Коман. Но до того они оба оставили заметный след в истории команды как футболисты.
Правый полусредний нападающий
Терентьев родился в Москве в 1924 году, футбольную карьеру начинал там же. Но любопытная деталь: подростком юное дарование металось между двумя увлечениями – танцами и футболом. И не просто танцами – а модной в ту давнюю пору чечеткой – степом. У пионера Вити Терентьева классно получалось и там, и там.
Как начинающий танцор он составлял серьезную конкуренцию своим ровесникам – братьям Гусаковым. Тем самым братьям, что позднее стали знаменитыми эстрадниками-чечеточниками благодаря кинокомедии «Карнавальная ночь» и модным тогда телевизионным «Голубым огонькам».
Когда настала пора четкого выбора между футболом и танцами, Терентьев выбрал футбол. Однако увлечение чечеткой принесло ему пользу и здесь. Степ способствовал улучшению координации тела и силе ног. Позднее был еще похожий пример: в футболе Владимиру Мунтяну также помогла акробатика, которой он серьезно занимался в детстве.
В юношеские годы Терентьев играл в разных командах Москвы и Иваново, а затем шесть сезонов – в 1948-53 годах – провел в московском «Спартаке». Хотя Виктор Васильевич в красно-белой форме выходил на поле в 103 матчах, забил там 34 гола, завоевал бронзовые медали в 1949 году и Кубок СССР в 1950-м, и даже играл за вторую сборную СССР, но по-настоящему он не закрепился в основном составе «спартачей».
В середине 50-х годов там была сильнейшая в Союзе атакующая пятерка (по системе дубль-W). На флангах крайние форварды, справа Борис Татушин, слева Анатолий Ильин, в центре Никита Симонян, в оттяжке два инсайда или как их тогда прозывали: полусредние нападающие. Справа Анатолий Исаев, слева Сергей Сальников. Именно с этим нападением (плюс 19-летний талант Эдуард Стрельцов) сборная СССР впервые завоевала золотые медали на Олимпиаде-1956 в Мельбурне. А через два года также впервые выступила на ЧМ-1958 в Швеции. Терентьев не мог соперничать за место в основе с Исаевым, который к тому же был на 8 лет моложе.
Поэтому Виктор Васильевич в 1954 году и принял приглашение киевского «Динамо». И сразу: с корабля – на бал! А «бал» динамовцы сами себе сделали, впервые завоевав в том сезоне Кубок СССР. Мало того, что именно Терентьев был тогда единственным футболистом среди киевлян, который, как мы уже знаем, завоевывал Кубок не впервые, именно он открыл счет в финальном матче против ереванского «Спартака» (на командном фото внизу стоит четвертый слева), замкнув голевую передачу Михаила Комана (пятый слева). Сам Михаил Михайлович тогда забил второй мяч, решивший судьбу Кубка.
Впрочем, не стоит думать, что в столице Украины футболисту Терентьеву было легко. За место в составе он конкурировал с любимцем киевской публики Павлом Виньковатовым, знаменитым «Пашей-голом». За 15 лет (!) в составе «Динамо» Паша (а киевские болельщики по-другому его не называли) наколотил 66 голов в ворота соперников.
Виньковатов входил в когорту «народных футболистов». Что такое «народный футболист» – для меня загадка до сих пор. Ясно лишь одно: пусть не самые убедительные достижения, зато – всеобщий любимец. В каждом футбольном городе есть свой народный футболист. В Одессе болельщики самого старшего поколения могут часами вам рассказывать о Константине Фурсе. Тот же Роман Карцев просто расплывался: «Ну, что вы – это же сам Котя Фурса!». В Донецке вам вспомнят своего избранника на сей титул Олега Жукова, лично мне о нем потрясающие байки рассказывал светлой памяти Марк Юрьевич Левицкий. Ну, а в Киеве, «народный футболист» само собой – Паша-гол. Виктор Терентьев, хоть и не был столь ярким для трибун, но позицию правого инсайда в «Динамо» закрепил за собой до конца игровой карьеры в 1958 году.
Член тренерского штаба
Многие из знаменитых футболистов «Динамо» после завершения карьеры игрока находили себя в разных направлениях футбольной жизни. Лобановский, Базилевич, Блохин и многие другие четко видели себя именно главными тренерами. Они пошли по этому пути, естественно, сознавая, что их ждут как розы, так и шипы.
Другие – Хмельницкий, Рудаков, Соснихин – посвятили свои тренерские годы детям. Третьи – Банников, Решко, Трошкин – стали футбольными руководителями и функционерами. Четвертые – Биба (на верхнем фото совсем еще юный Андрей Андреевич с Терентьевым и Виталием Голубевым), Сучков – селекционерами и скаутами.
Но всегда и во всех командах была и есть группа бывших игроков, которые на тренерской стезе больше всего добились, входя в штаб других главных тренеров. Их сейчас официально принято называть ассистентами главного тренера, себя же они сами в шутку именуют «полевыми тренерами». Главные наставники – без их ежедневной работы, пусть не так заметной извне – как без рук.
Почему они называют себя «полевыми» тренерами? Все очень просто. В тренерском штабе всегда должны быть люди, которые могут не только грамотно и ясно объяснить игроку, как ему действовать в той либо иной ситуации, но и показать: то ли финт, то ли отбор мяча именно на поле. Здесь «чистый теоретик» вряд ли завоюет авторитет у амбициозных и горячих молодых футболистов.
Следующее качество, необходимое толковому ассистенту главного тренера – быть настоящим посредником между наставником и футболистами. Обычно, главные тренеры – достаточно строгие руководители, порой диктаторы. И далеко не всегда по причине как раз таких личных качеств. Чаще всего жизнь заставляет в общении с футболистами уметь пользоваться, как «пряником», так и «кнутом». Но очень немногим наставникам удается легко и естественно переходить самим с одного такого метода общения на другой. А потом – наоборот. Для этого и необходимы главному – толковые ассистенты. Когда обстоятельства потребуют, быть дипломатом, иногда – утешителем. Редко ассистенты играют роль «злого полицейского», чаще – «доброго». Если будет наоборот, то в команде вряд ли утвердится психологический комфорт.
Именно всеми этими качествами обладал Виктор Васильевич Терентьев. В «Динамо» ему довелось работать рядом с такими выдающимися главными тренерами, как Олег Александрович Ошенков, Вячеслав Дмитриевич Соловьев (на фото выше в триумвирате с Терентьевым и Команом), Виктор Александрович Маслов, Александр Александрович Севидов. Да, они тренеры-легенды. Но – совершенно разные между собой по пониманию футбола, по методу общения с футболистами, по принципам построения тренировочного процесса.
А Терентьев устраивал каждого из них. Почему? Кроме того, что он мог на поле умело показывать разные технические приемы и проявлять себя настоящим педагогом, Виктор Васильевич был хороший тактик. Зная индивидуальные особенности, как своих футболистов, так и игроков предстоящего соперника, да и командную манеру этого соперника, он мог всегда предложить главному свою схему построения и взаимодействия на предстоящую игру. И преподнести свой замысел не только грамотно, но спокойно и деликатно, не выпячивая собственное «Я», не «придавливая» тренерские амбиции главного.
Кстати, позднее в «Динамо» появился игрок, а затем и тренер, с моей точки зрения, весьма схожий с Виктором Васильевичем сразу несколькими общими чертами: и характером, и внешностью, и позициями на поле, и даже общим номером на футболке – восьмым. Я говорю, конечно, об Анатолии Кирилловиче Пузаче.
Терентьев-тренер работал в киевском «Динамо» с 1959 по 1971 год. Половину сезона 1963 года ему довелось быть главным коучем «бело-синих», а при Севидове – начальником команды.
Затем Виктор Васильевич покинул Киев, приняв под свое начало сперва харьковский «Металлист», а позднее скромные динамовские команды Брянска и Кинешмы. Окончательно вернувшись в Москву, он работал на административных постах Центрального Совета «Динамо». В конце 70-годов Терентьев входил в тренерский штаб московского «Динамо», а в конце 80-х годов тренировал детские и юношеские команды этого клуба.
Конечно, звездные годы игроцкой и особенно тренерской карьеры Виктора Васильевича связаны именно с «Динамо Киев», но так как его всегда отличала скромность и деликатность, то и имя его не «высвечивается» в первых рядах. Всякий раз после моих частых командировок в Москву Михаил Михайлович Коман выспрашивал: «А как там, в Москве, наш Терентьев?». Увы, Виктор Васильевич не светился в футбольной тусовке, оттого через меня Коману никто не мог внятно ответить, даже лидеры ветеранских структур московского «Динамо» Виктор Царев и Иван Мозер… Ушел из жизни Виктор ВасильевичТерентьев тихо и незаметно в 2004 году.
Первопроходцы. Вячеслав Соловьев
16 січня 2017 10:45