Сьогодні 22 листопада 2024 р.

Фоменко: «Минули времена, когда за наших платили миллионы»

Игорь ЛИННИК, «Команда»

Январь 1996 года. Интервью Михаила Фоменко, возглавлявшего тогда киевский «ЦСКА-Борисфен», газете «Команда».

«Строгость и аккуратность в игре Михаила Фоменко была вызвана жизненной необходимостью – он занимал позицию заднего центрального защитника… Когда сомневался, удастся ли действовать без ошибок, он не предпринимал никаких шагов, сознавая пагубность опрометчивых действий для команды… Ему часто не давала покоя больная спина, играл на уколах, но знали об этом только в пашей команде, ну, может быть, и приятели из других: все футболисты все про всех знают, беспроволочный телефон между командами работает с постоянным напряжением. Зрители не знали, да и не догадывались, что в центре обороны трудится парень, который с такой спиной брал бы на «гражданке» бюллетень за бюллетенем...

В тренерском деле прошлые заслуги не в счет. Начало – с нуля. Опыт игрока полезен, но в минимальной дозе… Профессия тренера требует недюжинного здоровья, крепких нервов, умения сражаться, отстаивать свою точку зрения, не сдаваться и маневрировать. Я порадовался, увидев Фоменко на тренерской скамейке, спокойного и уравновешенного». 
Валерий Лобановский («Бесконечный матч»)

– Михаил Иванович, вам понадобилось много времени, чтобы ощутить в себе готовность к самостоятельной тренерской работе?
– Понадобились знания. В 1977 году несколько недель зимой и летом на стажировке в киевском «Динамо» пребывали слушатели Высшей школы тренеров СССР. Мне тогда было уже 29 лет – возраст для футболиста, нет, не настораживающий, однако располагающий к размышлениям о будущем. Не скрою, чем дальше, тем больше меня интересовали разные аспекты тренерской деятельности. Готовился к новой работе давно. Однако в ходе общения с «практикантами» понял, что собственного опыта, накопленного в качестве игрока, совершенно недостаточно для конструктивной самостоятельной работы с командой, как тогда называли, мастеров.

Можно сказать, что именно летом того года и решил по окончании карьеры игрока обязательно поступать в ВШТ. Тем более что со здоровьем было не все в порядке. Много травм получал из-за поврежденной спины, виной тому – радикулит, «заработанный» уже к 18 годам.

А тренировочные нагрузки были огромны. Имею в виду даже не «Динамо». В период, когда я перешел из юношеского футбола в команду класса Б сумской «Спартак», тогдашние тренеры как раз переживали пик увлечения силовыми упражнениями и, в частности, штангой. Причем процесс этот протекал абсолютно бессистемно. Сплошной вал. Довольно скоро на ногах вздулись вены, жилы наружу «рвались».

Позже воспоминания о тех «тренировках» стали дополнительным стимулом в выборе профессии. Как-никак, собственным здоровьем прочувствовал, что такое работа по наитию.

– В своей книге «Бесконечный матч» Валерий Лобановский рассказывал, что, еще будучи футболистом, Фоменко вел конспекты тренерских занятий.
– Естественно, конспектировал ту работу, которую сам же с партнерами и проделывал. Фиксировал и реакцию организма на те или иные нагрузки. В меру своего тогдашнего понимания анализировал эти данные. В чем-то это мне помогало. Однако лишь окончив ВШТ, получив необходимые для дальнейшей работы теоретические знания, я, наверное, и начал складываться как тренер. Пусть начинающий, но – со своими представлениями о футболе.

– Вы поработали в союзном чемпионате, в украинском. Тренировали и грузинский клуб, позже еще и в Африку съездили. Сталкивались с представителями различных менталитетов. С кем работать легче?
– Категорически не отвечу. Лучше всего работать с теми, кто хочет достичь успехов в футболе. Неважно, белые это или негры, живут они в Украине ли, в Грузии, в Ираке или в Гвинее.

– Почему же выходцам из бывшего СССР так нелегко найти себя в зарубежных клубах?
– Мешает «советская» психология. Приезжая туда, наши почему-то ожидают, что тамошние тренеры и партнеры будут в первую очередь считаться с их интересами, подстраиваться под них. А ведь на Западе тренера, по большому счету, не интересует ни мировоззрение игрока, ни то, как он понимает футбол.

Тренер требует от футболиста лишь неукоснительного выполнения задания. Будет ли, скажем, у режиссера играть актер, выходящий на сцену или съемочную площадку с идеями, не совместимыми с режиссерскими? Так и в футболе – осуществляется постановка игры, каждому отведена определенная роль на поле.

Если игрок будет выпадать из общею рисунка, демонстрируя «свою» игру, что получится? Все предельно просто. Команда выходит на конкретный матч, четко выполняет тренерскую установку и если добивается результата, то игроки приносят домой деньги. Это – профессионализм. Естественно, никто не запрещает футболистам подходить к обязанностям творчески, просто любое творчество должно умещаться в рамки командного построения игры.

– Общемировые тенденции развития футбола... Какие из них уже сейчас необходимо перенимать нам?
– Впитывать в себя необходимо все лучшее. Как, допустим, можно игнорировать такой факт: футбол нынче агрессивен – что в нападении, что в защите. После потери мяча созидавшая сторона мгновенно превращается в разрушительную. Если мы не будем задумываться на сей счет, скажите, о каких успехах на международной арене тогда говорить? Однако нельзя только поглощать плоды чужой работы, что-то просто необходимо предвидеть. 

К сожалению, нынешние финансовые возможности украинских клубов вынуждают адаптировать достижения футбола под местные условия. У наших тренеров нет возможности сотрудничать если не со звездами, то хотя бы с футболистами, не нуждающимися в разъяснительной или воспитательной работе.

– В современном футболе все реже используются жесткие схемы. Сейчас невозможно придерживаться только, скажем, расстановки 3 – 5 – 2 или какой-либо другой. Происходит микширование, причем по ходу игры построение командных рядов изменяется многократно...
– Кто не понимает этого, ставит себя в заведомо проигрышное положение. Игра создает на поле различные схемы. Классная команда за матч использует 5 – 6 тактических рисунков. Значит, футболисты и тренеры должны быть к этому готовы. Безусловно, существует начальная расстановка игроков, но затем ситуация меняется очень быстро. Если в какой-то момент против вашей команды будут играть 5 нападающих, сколько у вас будет защитников?

– Наверняка, не меньше.
– А вы играете строго в три защитника... Всегда... Остальные игроки смогут защищаться? Наверное, хуже.

– В лучших командах появляется все больше универсалов, атлетов, таких, как Десайи, Клюйверт...
– Такова нынешняя модель футболиста. Прошли времена, когда каждый чемпионат мира удивлял всех и вся какой-то схемой-новинкой. Сейчас добавляются лишь крупицы. Открытое ранее шлифуется, совершенствуется. Футболисты становятся чуть сильнее, быстрее, жестче, прибавляют в скорости мышления. А если учесть, что сейчас разница в функциональной подготовке команд нивелируется, антропологический фактор принимает решающее значение. За счет одной только анатомии кому-то из соперников будет обеспечено преимущество. Правда, им еще нужно уметь воспользоваться.

– Возрастает также удельный вес африканцев в европейских клубах...– Потому что они генетически здоровее белых. Под здоровьем я не имею в виду только физическую выносливость, но и координированность, пластичность. Во-вторых, у них есть огромное желание заработать, а значит, добиться успеха. Основная масса чернокожих футболистов приезжает в Европу из бедных семей. Они из кожи вон лезут, чтобы вырваться из объятий нищеты. А добившись чего-то, не останавливаются. Там каждый знает: только в максимальной отдаче залог успеха. Остановишься, на твоем месте уже другой.

– За время работы в украинском футболе вы заметили подобные сдвиги в сознании своих подопечных? Стремятся ли наши зарабатывать как можно больше?
– Ну а как же. Благо, возможности для этого есть. Каждая команда получает премиальные за позитивный результат. Правда, многие продолжают мыслить старыми категориями. Нередки случаи, когда наши игроки, попав в солидный западный клуб и получив, допустим, 100 тысяч долларов, останавливаются на этом Для них открыта возможность зарабатывать в двадцать раз больше, но, имея ограниченный уровень притязаний, люди успокаиваются.

– Вам и это приходится разъяснять игрокам?
– Естественно. На этих прописных истинах базируется все остальное. Если у спортсмена нет стремления к росту, тренеру, что бы он ни делал, не удастся его растормошить.

– Интересно, насколько велика разница между идеальной командой тренера Михаила Фоменко и сегодняшним «ЦСКА-Борисфеном»? Если хотите, отмерьте в цифрах.
– Большая. Во-первых, должен быть подобран состав, который хоть более или менее устраивал бы тренера. Причем игрокам надлежит быть примерно одного класса. Пусть даже не самого высокого. Далее с этой командой необходимо проработать годика три. Представляете, сколько это труда и нервов? Только потом можно попытаться получить удовольствие от ее игры. Вот тогда, пожалуй, будет реально ответить на вторую часть вопроса.

– В данный момент вы можете сделать себе комплимент, хотя бы промежуточный?
– А как же. Потому что, если бы не было сдвигов, в команде играли бы совсем другие люди. Если футболисты не воспринимают то, что я им вначале объясняю, а потом требую, какой смысл с ними работать? Ну помучаемся вместе с полгода без результата, а дальше что? Смена тренера.

– Осенью вы неоднократно подчеркивали, что команда нуждается в некоторой доукомплектации. Имелись в виду опытные люди. Уже известен список новобранцев «Борисфена», однако, простите, в нем нет пока известных имен.
– К сожалению, то, что мы планировали, не получилось. Мягко говоря, не мы одни занимаемся селекцией. Объем-то работ проделали очень большой. А из того, что наметили, взяли процентов сорок.

– Вы – сторонник острой конкуренции за место в «основе»?
– Безусловно. Учитывайте менталитет наших футболистов. Их необходимо все время подталкивать. Да и не мы первые внедряем эту систему. Так было давным-давно, еще в мое время. С травмами играли. С одной стороны, приятно было чувствовать себя мужиками, а с другой, очутившись в лазарете, можно было проститься с местом в стартовом составе.

– Случались ли у вас сбои в подготовке команды?
– В прошлом году, когда мы сыграли в первой лиге два или три тура, сразу десять человек выбыли из строя – эпидемия гриппа. Разумеется, предыдущая подготовка оказалась скомкана, команда закувыркалась.

– В зимний период предпочитаете готовиться в залах, уделяя внимание технике, или на свежем воздухе, делая упор на физику?
– Не может превалировать какая-либо одна метода. Все должно сочетаться в разумных пределах. Работаем, отталкиваясь от задач того или иного этапа подготовки. Где-то больше внимания уделяем игровым упражнениям, где-то – специальным.

– В этом сезоне перед вами стоит задача вывести команду в еврокубки?
– Такая задача стоит не только перед нами. 10 – 12 команд, содержащиеся коммерческими структурами, стремятся туда же.

– Как бы вы отнеслись к предложению сыграть в Кубке «УЕФА-Интертото»?
– Положительно, Хотя, с одной стороны, сроки его проведения не идеальны для тренеров, думающих о планомерной подготовке к следующему сезону. Зато это международный опыт. За макетом его не наберешься.

– Как вы полагаете, принятое недавно исполкомом ФФУ решение об обязательном лицензировании тренерских кадров верно?
– Конечно.

– Даже для выпускников ВШТ?
– Считаю, что совершенствованию нет предела. Поэтому, если кто-то из специалистов захочет повысить квалификацию, а значит, и категорию, то он должен научно обосновать свои притязания. В конце концов, такая система просто дисциплинирует самих тренеров.

– А правда, что руководители Федерации футбола Украины долгое время уговаривали вас принять молодежную сборную страны?
– Да. На меня выходили и Банников, и Биденко. Однако потом почему-то на чрезвычайной комиссии посчитали, что мои методы воспитания и общения с футболистами ни в коей мере нельзя внедрять в молодежке.

– Какие же у вас стимулы для работы в Украине?
– Все-таки приношу какую-то пользу.

– В чем видите резерв нашего футбола?
– Прежде всего, в укреплении материальной базы. Футболисты должны зарабатывать так, чтобы с них можно было соответственно спрашивать и требовать. Учитывайте, не все к этому привыкли. Необходимо усвоить: без материальной мотивации моральной добиться невозможно. 

То же касается и тренеров. Обязательно следует навести порядок во внутреннем чемпионате, что бы все команды играли как дома, так и на выезде в одинаковых условиях. Результат матча должен определяться на поле, а не вне его. Без этого поднимать уровень нашего футбола очень сложно.

– А футболисты, необходимые для решения высоких задач, есть?
– Приглашают же наших ребят за рубеж.

– В приличное дальнее зарубежье не больно уж и приглашают.
– Зовут. Другое дело, что условия при этом предлагают не такие, какие бы устраивали самих игроков. Ведь, к примеру, тот, кто получает тысячу долларов в месяц здесь, не согласится уехать туда на две тысячи. А о тех временах, когда за наших футболистов платили по пять миллионов, можно только вспоминать.

(копия текста)

30 вересня 2012 11:24







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 1002-го дня повномасштабної війни

 

21 листопада 2024 14:01

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 999-го дня повномасштабної війни

 

18 листопада 2024 19:55

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 998-го дня повномасштабної війни.

 

17 листопада 2024 22:51