Ретро. Киевская прописка «Вратаря»
80 лет назад в столице Украины с участием местных динамовцев создавался самый знаменитый советский фильм о футболе.
Вратарь Антон Идзковский – один из тех, кто навсегда вписал свое имя в славную историю киевского «Динамо». В биографии знаменитого голкипера немало выдающихся матчей с головокружительными «сэйвами», его послужной список насчитывает с дюжину пенальти, отраженных в официальных матчах. Но был в карьере первого вратаря республики случай, когда ему нужно было мастерски… пропустить мяч.
Идзковский исполнял роль чужеземного голкипера в легендарной кинокартине «Вратарь», съемки которой проходили в Киеве ровно восемь десятилетий назад. А также – не просто числился официальным консультантом первого советского комедийного фильма на спортивную тематику, но и упорно ковал экранный кандидовский характер. Уверен, «Вратаря» смотрели любители футбола минимум четырех поколений. Благо, фильм в 1970 году после реставрации и четырехминутных купюр был повторно выпущен на экраны.
Легенду о могучем астраханском грузчике Антоне Кандидове, благодаря феноменальной реакции ставшем непробиваемым вратарем сборной СССР, придумал Лев Абрамович Кассиль. Писатель одолжил для своего героя факты биографии легендарного летчика Владимира Коккинаки, который в молодости подавал большие вратарские надежды. Фамилию взял у старого университетского товарища. Ну а имя (до весны-36 варианты менялись) заимствовал у официального консультанта фильма – киевского голкипера Антона Идзковского.
В игре – Антон Идзковский
Фактурного и физически сильного актера Григория Плужника (фото вверху, возле вреза) режиссер Семен Тимошенко нашел на театральной сцене. Григорий после перевода из Харькова в 1933 году служил в киевском театре Ивана Франко, что находился в трехстах метрах от будущей арены кинобаталий – стадиона «Динамо». В футбол он никогда не играл. И это было главной проблемой создателей фильма. Ибо если инженер Анатолий Карасик в исполнении своего тезки – мхатовца Горюнова – должен был демонстрировать свою игровую несостоятельность, то с Кандидовым-Плужником все обстояло с точностью до наоборот. На помощь подоспел Идзковский. Кроме функций консультанта, он взвалил на себя и роль личного тренера новоиспеченного вратаря...
Сценарий комедийной картины, написанный Кассилем в соавторстве с Лазарем Юдиным, был готов к началу 1936 года. Параллельно писатель работал над романом «Вратарь Республики», выдержанном в более серьезном духе.
Тимошенко был влюблен в новый динамовский стадион столицы Украины и ни за какие коврижки не хотел переносить натуру в другой город. Площадкой для съемок Киев был избран еще и благодаря стабильной летней погоде, а также днепровским красотам, на фоне которых разворачивались «нефутбольные» события.
Картина снималась на «Ленфильме», и для массовых футбольных сцен предполагалось использовать игроков ленинградского «Динамо». Именно по просьбе Кассиля, вхожего к вождю комсомольцев Косареву, календарь весеннего футбольного чемпионата СССР-36 был составлен так, чтобы эту команду освободили раньше многих других участников, причем последний матч ленинградцев проходил как раз в столице Украины.
Когда съемочная группа прибыла в Киев, Тимошенко быстро раззнакомился с местными динамовцами. Молодой киевский режиссер-помощник, футбольный болельщик Григорий Липшиц подсказал Семену Алексеевичу, что значительно выгоднее и удобнее занять в массовках хозяев стадиона.
Режиссера подкупила колоритная внешность Идзковского, Шегоцкого, Кузьменко и других киевских лидеров, их способность схватывать все на лету. Таким образом в картине на века запечатлена игра двух участников так называемого матча смерти – расстрелянного фашистами Ивана Кузьменко и чудом спасшегося Макара Гончаренко.
Труднее всего оказалось уговорить старшего тренера динамовцев Михаила Товаровского дать разрешение на съемку. Наставник понимал, что длительная работа в кино, пусть и напрямую связанная с футболом, обязательно скажется на качестве игры в осеннем чемпионате 1936 года. Но уж очень просили ребята во главе с его любимцем Идзковским. В те годы популярность киноартистов была чрезвычайной. Лишь летчики могли похвастаться большей. Сняться в крохотном эпизоде считалось великой честью, все равно как полететь в космос в шестидесятые. Товаровский уступил.
Мрачные предчувствия не подвели мудрого Михаила Давидовича. Неурядицы начались сразу. В 1/32 финала первого розыгрыша Кубка СССР, который проводился в перерыве между двумя чемпионатами страны 1936 года, киевлянам досталась в соперники команда «Красное знамя» из Егорьевска. Занятым в съемках футболистам далекий выезд был совсем некстати. Однако просьба о переносе встречи на более удобный срок понимания у футбольного начальства не нашла – фавориту засчитали поражение за неявку, обязав при этом... сыграть в Егорьевске показательный матч. Трудовую повинность будущие кинозвезды отбыли 31 августа, разгромив несчастного соперника со счётом 12:0!
Но неудачи на этом не закончились. После окончания съемок – на старте осеннего турнира «Динамо» потерпело три поражения при одной ничьей. Причем дважды киевляне умудрились проиграть на своем поле заведомо слабейшим соперникам. Даже ничья в Москве с будущим чемпионом «Спартаком» (3:3) и победа под занавес над ЦДКА (3:1) не спасли положения. Шестое место при восьми участниках испортило все впечатление от удачно начатого спортивного года.
Если бы не грандиозная домашняя победа 30 сентября над сборной Турции со счетом 9:1 (кстати, первая в истории международных встреч «Динамо»), осенний срыв мог стоить тренеру должности. Зато для потомков навсегда запечатлены игроки знаменитого состава киевского «Динамо» 1936 года, исполнявшие роли футболистов сборной СССР и зарубежных мастеров из команды «Черных Буйволов». Особенно впечатляли «буйволы». Мрачные, в какой-то фантастической форме, они предстали грубыми до беспощадности.
«Черные Буйволы» во всей красе
В крупном плане «буйвола», бьющего пенальти, легко узнаваем полузащитник Иван Кузьменко. Роль его самого свирепого партнера досталась добрейшему помощнику администратора киевского «Динамо» Рафаилу Фельдштейну. Вратаря чужеземцев изображал Антон Идзковский. А Шегоцкий, Шиловский и Гончаренко составляли нападение сборной СССР. Легко импровизируя в игровых футбольных эпизодах, они очень помогали режиссеру и оператору Владимиру Данашевскому добиться хоть какой-то правдоподобности происходящего. Например, Шегоцкий, исполнявший роль капитана сборной страны, при съемках каждого дубля по-новому и так естественно нарушал правила в своей штрафной площадке, что Тимошенко терялся, не зная, какой вариант выбрать для окончательного монтажа.
25 декабря 1936 года комедия «Вратарь» ворвалась в кинотеатры, мгновенно покорив зрительские сердца. Помимо незатертых сюжетных коллизий, искрометного юмора и вдохновленной игры артистов, украшением ленты, ее изюминкой стала прекрасная музыка Исаака Дунаевского и песня на слова Лебедева-Кумача:
Эй, вратарь, готовься к бою:
Часовым ты поставлен у ворот.
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет!
Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жаpы и ни холода,
Закаляйся, как сталь!
На съемках тяжелее всех, конечно, приходилось главным героям – Антону Кандидову и инженеру Анатолию Карасику.
Молодой, атлетически сложенный Плужник в футбол играл аж в раннем детстве и весьма робко чувствовал себя в воротах даже после трех месяцев специальных занятий. Дело пошло на лад, когда освободившийся от игр чемпионата Антон Идзковский смог ежедневно заниматься с актером по нескольку часов. Ассистировал Идзковскому старательный и очень пунктуальный Иван Кузьменко, бивший по заказу то в правый нижний, то в левый верхний угол. Часто Кузьменко увлекался и начинал стрелять, словно из пушки. После одного из таких «выстрелов» Плужник упал, как подкошенный. В гостиницу «Континенталь» (на ее месте сейчас консерватория), где жили актеры, его пришлось доставлять на носилках. Два дня вынужденного простоя члены съемочной группы с радостью провели на пляже.
Несколько другие проблемы мучили маститого актера МХАТа Анатолия Горюнова – исполнителя роли Карасика. Из-за избыточного веса он быстро уставал и восстанавливал силы... пивом. После каждой съемки эпизода, где инженер обводит одного за другим нескольких соперников, актер, как только раздавалась команда режиссера «Стоп!», не останавливаясь, мчался к бочке с пивом, располагавшейся возле входа в борцовский зал «Динамо», и вся группа терпеливо ждала, пока Анатолий Иосифович осилит пять кружек. Впрочем, на чувстве юмора доза никоим образом не сказывалась, а при случае Горюнов преподавал начинающим «кинозвездам» уроки хорошего тона.
Шегоцкий вспоминал, как, увидев в раздевалке Макара Гончаренко, артист подлетел к нему: «Я, конечно, рад приветствовать столь знаменитого футболиста. Но почему вы, Макар Михайлович, снова с бородой, точно дедушка Мазай? Ведь мы приглашали вас на съемки без бороды. Она просто не влезет в кадр!»
Пристыженный Гончаренко тут же исчезал, чтобы успеть побриться до начала съемок.
Доставалось от знаменитого артиста и самому Шегоцкому. «Капитан, – кричал Горюнов с наигранным гневом. – Как ты выводишь на поле команду? Это же тебе не шпана какая-нибудь! За тобой – сборная страны! Стройнее, стройнее, капитан! Грудь колесом и шагом м-а-а-рш вперед! Эх, попадись вы мне на съемках какого-нибудь военного фильма... Я бы вас научил маршировать...»
Многие игроки из этого предвоенного состава киевского «Динамо» снялись в комедии «Вратарь»
Вратарское мастерство Григория Плужника произвело такое впечатление на зрителей, что после выхода фильма на экраны актер получил несколько предложений от тренеров, поверивших в его «непробиваемость». Это ли не высшая оценка мастерства Идзковского-тренера и Тимошенко-монтажера?
Любопытно, что Идзковский напоследок крепко пострадал от своего ученика Плужника. В эпизоде, когда Кандидов забивал решающий гол, голкипер «Буйволов» настолько самоотверженно пытался защищать свои ворота, что получил травму в столкновении с неопытным «коллегой». Три дня, проведенных в больнице, главный консультант фильма запомнил надолго. Вместе с медперсоналом его лечил весь творческий и технический состав «Вратаря» во главе с неугомонным Горюновым.
После съемок футболисты и кинематографисты расставались большими друзьями...
8 червня 2016 15:30