Премьер-лига. Украинский интернационал

Легионеры - всегда изюминка, одновременно украшение и визитная карточка любой лиги. Деды и прадеды сами не понимали, как себя ограничивали, вводя сверхстрогие лимиты и запрещая иностранцам разнообразить футбол своей страны.
Смешение культур и стилей делает Игру разнообразной, позволяет своим игрокам учиться у «варягов» и расти.
О национальном наполнении нынешней УПЛ мы сегодня и поговорим.
Конечно, на фоне трехкратного падения курса гривны и обнищания целого ряда клубов количество легионеров в нашем футболе сильно уменьшилось. Если по ходу сезона-2012/13 в УПЛ играли 194 легионера, то в текущем сезоне - всего 67. Даже лимит на иностранцев перестал всерьез ограничивать наши клубы, кроме «Шахтера».
При этом вывод «нет денег - нет легионеров» неверен. Украинские клубы продолжают подписывать варягов, просто их уровень стал сильно ниже. Адель Гафаити, прежде чем перейти в «Звезду», играл в четвертом дивизионе Франции, а Мамаду Ваг и Давид Фопала до «Черноморца» и «Зари» по четыре месяца сидели без работы.
Желание укомплектовать проблемную позицию при помощи трансфера будет у наших боссов всегда - и далеко не всегда они будут обходиться отечественными футболистами. Без легионеров УПЛ точно не останется.
***
Лидер нашего рейтинга по количеству легионеров не удивляет совершенно. Самая массовая нация из всех футбольных и самая футбольная из всех массовых - бразильцы будут на первом месте и в большинстве топ-лиг, и на откровенной периферии. Их не назовешь предельно уживчивыми, любой болельщик со стажем вспомнит истории с опозданиями из отпуска или лишним весом кудесника мяча - но дело в том, что с ними проще договориться, чем с кем бы то ни было еще.
Бразильцы покидают родину ради денег. У этого тезиса есть исключения, и условный Роналдинью мог мечтать в первую очередь о победе в Лиге чемпионов. Но в целом ни одна топ-сборная не может «похвастаться» тем, что то один, то другой ее стержневой игрок уезжает в Китай/Японию/страну с Ближнего Востока.
Когда же речь идет не о звездах и не об игроках сборной, проблема «слабого уровня» для них просто не стоит. Если великий Ривалдо в сорок лет согласился уехать в Анголу, то чего можно требовать от обычных игроков?
***
Плюс к этому бразильских футболистов просто больше числом, чем любых других, а зачастую - бедная юность дает им возможность спокойнее рассматривать варианты в небогатых странах. Совершенно не удивляет, что в момент задержки зарплаты в звездном «Днепре» контракт разорвал именно Эжидиу, а не кто-то из украинцев - но также не удивляет, что такой классный игрок как Тайсон продлевает контракт, получив достойное предложение.
20 бразильцев в УПЛ рассредоточены по семи клубам. Лидирует, естественно, «Шахтер»: даже с учетом натурализации Марлоса их там сейчас восемь. По три бразильца находится в «Заре» и «Стали», по двое - в «Вересе» с «Черноморцем», по одному - в «Динамо» с «Олимпиком».
Эта статистика, кстати, дает понять, что слухи о переходе Жуниора Мораэса в «Шахтер» могли возникнуть и на пустом месте, без повода с какой-либо из сторон. Просто принципы комплектации каждого из украинских грандов таковы, что Мораэс смотрелся бы логично в донецком клубе, тем более в свете возможного ухода Факундо Феррейры.
***
А вот Франция, делегировавшая в УПЛ сразу семерых легионеров, - это полноценная статистическая аномалия. За первые четверть века существования высшей лиги Украины в ней поиграло меньше французов, чем за последние два года!
Если раньше футболист с французским паспортом был для Украины экзотикой, и Дамьен ле Таллек в «Говерле» встречал огромный интерес публики, то сейчас они стали практически нормой. «Звезда» устроила в своем Кропивницком настоящую французскую революцию: в текущем сезоне уже четыре представителя этой страны успели выйти на поле в футболке команды, а еще один пока не дебютировал.
Также в УПЛ играют уже упомянутые Ваг и Фопала - и если бы Алассане Н'Диайе не покинул «Черноморец» в начале года, позиции Франции в нашей таблице были бы еще прочнее.
На самом деле, ничего хорошего в таком тренде нет - по крайней мере в том виде, который мы наблюдаем последние пару лет. Футболисты, которых подписывают «Звезда» и «Черноморец», балансируют на грани любительского и профессионального футбола. Единственное, о чем дают повод говорить такие трансферы, - проблемы клубов, их подписывающих, с воспитанием собственной молодежи.
Один Бенуа Тремулинас был для отечественного футбола полезнее, чем все нынешние французы.
***
За третье место аргентинцев в рейтинге нужно поблагодарить «Карпаты». Три представителя Серебряной страны из пяти играют за львовский клуб и сейчас, а Густаво Бланко-Лещук, выступающий за «Шахтер», дебютировал в УПЛ в зелено-белой футболке.
Причина такой активности понятна: получивший власть Дарио Друди принял решение комплектоваться испаноязычными игроками, а привезти в УПЛ достойного аргентинца или же колумбийца явно проще, чем испанца.
Если говорить о великих футбольных культурах и их контакте с украинским чемпионатом, то первого английского футболиста в Украине мы ждем до сих пор. Причина также на поверхности: они играют в самой богатой лиге мира, и все сколь-нибудь достойные англичане находят работу если не в первом, то во втором дивизионе.
Из немцев у нас играли только Андреас Зассен («Днепр») и Давид Одонкор («Говерла»), из итальянцев - лишь Кристиан Лукарелли («Шахтер») и Гаэтано Монакелло («Металлург» Д). Уругвайцев было чуть больше, но тоже мало: Себастьян Васкес и Альваро Мельо в 2007-2010 годах вместе играли за «Черноморец», а Себастьян Рибас совсем недавно покинул «Карпаты».
***
Самые экзотические страны, из которых приехали легионеры в нынешнюю УПЛ - пожалуй, Демократическая Республика Конго, Боливия и Парагвай. Вы удивитесь, но Дьемерси Мбокани и Дерлис Гонсалес - не единственные представители своих стран в истории чемпионата Украины.
В обоих случаях постарался донецкий «Металлург», просеивавший экзотических легионеров едва ли не сотнями.
Сезон-2006/07 бок о бок с Вячеславом Чечером отыграл конголезский защитник Эрве Нзело-Лемби, восемью годами позже в обойме команды полгода числился парагвайский вингер Альдо Адорно. Оба футболиста в УПЛ заметного следа не оставили, не проведя на двоих и двадцати матчей в чемпионате.
А вот боливиец в премьер-лиге вспоминается без труда: Марсело Морено, хоть и не смог стать своим в бразильской атаке «Шахтера», несколько ярких матчей все же сыграл. Сложнее вспомнить боливийца в нынешней УПЛ: Родриго Варгас приехал в «Карпаты» месяц назад, но дебютировал за первую команду лишь недавно.
***
Самый массовый традиционный «поставщик» легионеров, представителей которого сейчас в УПЛ нет - Россия. Северные соседи вообще идут на третьем месте по количеству игроков в истории высшей украинской лиги.
Если и менее заметная тенденция: легионеры из Нигерии идут на седьмом месте в истории лиги по общему количеству, но в текущем сезоне до марта их не было ни одного. Оларенваджу Кайоде приехал в Украину, чтобы продолжить славные традиции Джулиуса Агаховы, Брауна Идейе и других своих соотечественников - если, конечно, «Шахтер» выкупит его контракт.
Другая страна, представителей которых когда-то было в УПЛ очень много, а сейчас критично мало - Сербия. Номинально в командах премьер-лиги числится двое, но и Желько Любенович в «Заре», и Александар Пантич в «Динамо» не всегда проходят даже в заявку.
В историческом же рейтинге сербы на втором месте, после бразильцев, но само количество несопоставимо: 63 против 124… Россиян у нас поиграло 54, дальше идут грузины (46), белорусы (44), хорваты (38) и нигерийцы с румынами (по 37).
***
Но есть одна особенность, благодаря которой украинский чемпионат отличается от любого другого - совершенно минимальный трансферный контакт со странами-соседями. Про Россию сказано выше, но в нынешней УПЛ нет и представителей Молдавии, Словакии, Румынии. А если бы не обновленный вектор трансферной политики в «Динамо», то играл бы от всех стран-соседей в нашей высшей лиге один Глеб Рассадкин («Звезда»).
Тамаш Кадар и его почти Томаш Кендзера - единственные представители в УПЛ Венгрии и Польши соответственно, Никита Корзун - один из двух белорусов.
Границы в XXIвеке, конечно, стираются, но такое игнорирование соседей для мирового футбола практически уникально. Португальские футболисты играли, играют и будут играть значимую роль в испанском футболе, ирландские - в английском, австрийские - в немецком… Украинские же клубы предпочитают привозить игроков за десятки тысяч километров, а потом - сталкиваться с базовыми проблемами вроде неприятия ими местного климата.
Конечно, у многих из наших соседей проблемы с поколением: не просто же так отбор на ЧМ-2018 прошли только поляки. Но в составе середняков и аутсайдеров УПЛ звезды чемпионатов Белоруссии, Молдавии или, Румынии могли бы заиграть с гораздо большей вероятностью, чем совсем «зеленые» латиноамериканцы и ищущие хоть какую-то работу франкофоны.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЛЕГИОНЕРОВ В ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ
Страна Количество
Бразилия 20
Франция 7
Аргентина 5
Грузия, Хорватия 4
Колумбия, Армения3
Сербия, Белоруссия 2
Венгрия, Македония, Польша, 1
Словения, Косово, Азербайджан,
Конго, Гвинея, ДР Конго, Марокко,
Алжир, Камерун, Сенегал, Нигерия,
Перу, Парагвай, Боливия
4 травня 2018 10:41