Конспект Де Дзерби. Гвардиола и Бьелса в одном лице
Этим летом Роберто Де Дзерби стал 34-м главным тренером в истории донецкого «Шахтера». Он прошел сложный путь от очень талантливого тинейджера до одного из самых интересных тренеров Италии.
Будучи футболистом, Де Дзерби играл за скромные итальянские клубы. После трех сезонов в молодежной команде «Милана», где он был главной звездой и получил прозвище «Маленький гений», Роберто защищал цвета клубов низших лиг, провел в Серии А всего три матча за «Наполи» и уже под занавес игровой карьеры почувствовал вкус Лиги чемпионов. Тогда он защищал цвета «Клужа», с которым завоевал первые и единственные трофеи в футбольной карьере – титул чемпиона Румынии и обладателя кубка страны.
В 2013 году Де Дзерби повесил бутсы на гвоздь и тут же принялся реализовывать тренерские амбиции. Первым клубом 34-летнего итальянца стал «Дарфо Боарио» из четвертого национального дивизиона. Спустя три года Роберто уже принял команду Серии А «Палермо», но через три месяца был уволен после поражения в Кубке Италии от «Специи» (в чемпионате провел 12 туров). Затем получил назначение в «Беневенто», который не спас от вылета из элиты, но это не помешало ему заработать приглашение от «Сассуоло».
Новая команда под руководством Роберто начала удивлять с первых же матчей, а смелая, результативная игра стала фирменным стилем «Сассуоло». В премьерном чемпионате молодой наставник привел скромный по местным меркам клуб к одиннадцатому месту, а затем «черно-зеленые» дважды финишировали на восьмом месте. Свои принципы в одном из интервью Де Дзерби кратко описал так: «Тот футбол, в который мы играем, важнее чем результат. Зачем играть и выигрывать, если игра не приносит тебе удовольствия?». Сразу видно, что на него сильно повлияла философия Марсело Бьелсы.
Еще одно сходство с Бьелсой – радикальность. Де Дзерби не только позиционировал «Сассуоло», как топ-клуб, но и старался показывать такой футбол в каждом матче. Его подопечные никогда не закрывались, все время прессинговали и играли в короткий пас. И здесь можно провести аналогию с «Манчестер Сити» Хосепа Гвардиолы.
В отличие от более менее серьезных клубов Серии А, в летнее межсезонье поверить в молодого тренера с собственными идеями и идеалами построения команды рискнул донецкий «Шахтер». Для 42-летнего Роберто украинский вояж станет первым опытом работы за рубежом.
Так в чем же феномен итальянца? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в высказываниях Роберто – о себе, собственном опыте и своих взглядах.
О РОЛИ ФУТБОЛА В ЖИЗНИ
«Когда я хочу повеселиться, я думаю о футболе. Когда я хочу расслабиться, я думаю о футболе. Когда я хочу напрячься, я думаю о футболе. Когда я хочу уделить время своей страсти, я думаю о футболе. Когда хочу почувствовать благодарность, я работаю. Не знаю, одержимость ли это, но это то, что меня радует и развлекает. Это позволяет мне жить счастливой жизнью по сравнению с другими. Футбол доставляет мне большое удовлетворение, он дал мне деньги, заставил меня путешествовать, познакомил меня с людьми из самых разных стран, заставил выучить иностранные языки... Почему я должен думать о чем-то другом, кроме футбола?»
«Вчера в свободное время мы гуляли с женой. В какой-то момент она остановилась и спросила: «Роберто, ты думаешь, кого поставить в полузащиту и атаку в воскресенье?». Никто не знает меня лучше Елены. При этом, я завидую тренерам, которые находят время играть в гольф и ходить на выставки».
О ТРЕНИРОВКАХ С ОСНОВОЙ «МИЛАНА»
«Три года в Миланелло – как жизнь в парке развлечений. Видеть вблизи Роберто Баджо, Деяна Савичевича, Джорджа Веа… Наблюдать за дуэлями Веа и Паоло Мальдини – это было что-то колоссальное. Ну и профессионализм клуба – нечто. Днем я тренировался, но утром шел в школу, за моими результатами следили. «Милан» воспитывал не просто игроков, а людей. Арриго Сакки и Фабио Капелло очень верили в меня. Но переход из молодежного футбола во взрослый часто становится роковым. Как в моем случае».
«Из той молодежной команды Де Дзерби был самым талантливым, – рассказывал тренер Примаверы, а ныне ассистент Андрея Шевченко в сборной Украины Мауро Тассотти. – Левой он делал все, что хотел. Ему давали мяч, а Роберто обязательно что-то придумывал».
О ТРЕХ МАТЧАХ В СЕРИИ А
«Я не собираюсь плакать о том, что заслуживал большего. Да, я мог рассчитывать на большее, но заслужил именно три матча. Я был десяткой во времена, когда все играли 4-4-2. На поле мне хотелось развлекаться, менять позицию я не желал. Если меня что-то не устраивало, я с трудом адаптировался. Всегда спорил с тренерами, говорил что думаю. В Примавере Мауро Тассотти поставил меня на левый фланг полузащиты в 4-4-2. Я хотел играть в атаке или справа. Так ему и сказал. Тассотти прислушался, и я отыграл великолепный сезон в нападении. А еще перенес девять операций. Мне не повезло, но проблемы закалили мой характер. Я стал сильнее».
О ДОСТИЖЕНИЯХ ФУТБОЛИСТА ДЕ ДЗЕРБИ
«Высшая точка моей игровой карьеры? Матч с «Баварией» в Лиге чемпионов. Я считаю его наградой за жертвы, на которые шел, чтобы восстановиться после нескольких тяжелых травм. Но самые приятные моменты – другие: повышение в классе с «Катаньей» и «Наполи». В этих командах я играл важную роль».
В Румынии Де Дзерби хоть и выиграл два титула чемпиона страны и национальный кубок, но не стал игроком основы «Клужа»
О ВНУТРЕННЕМ СУМАСШЕДШЕМ БУНТАРЕ
«Футбол показывает, кто я есть на самом деле. Все черты моего характера: и плохие, и хорошие. По гороскопу я близнец, и мама говорит, что к сорока годам я так и не научился управлять своей второй половиной. Этим странным сумасшедшим бунтарем».
О ХОСЕПЕ ГВАРДИОЛЕ И МАРСЕЛО БЬЕЛСЕ
«Гвардиола – это образец для многих молодых и талантливых тренеров. Уже 15 лет как Пеп своего рода бог всех тренеров. Это человек с неизмеримой страстью к своему делу. Поэтому это нормально, когда можно что-то взять из его идей. Я был у него на стажировке в «Баварии». Он рассказывал, что как-то попытался посчитать, сколько времени в день не думает о футболе. 40 минут! После окончания занятий мы разбирали все моменты в его офисе, и это затягивалось на часы, до ночи. Но Пеп был так увлечен, что мы не решались сказать ему, что уже пора идти спать.
Кумиры Де Дзерби – Хосеп Гвардиола и Марсело Бьелса. Он ездил на стажировку к обоим
Марсело Бьелса лично пригласил меня посетить клубную базу «Лилля». Я даже не знал тогда его лично. Это был невероятный опыт. Марсело – великий. И как человек, и как тренер. Его образ жизни, мышление и тот факт, что он никогда не позволял своей карьере зависеть от его личности, дорогого стоят. Он никогда не ставил карьеру выше своих ценностей и образа жизни. Бьелсу называют сумасшедшим, но мне кажется, сумасшедшие те, кто не понимает, насколько важно то, что он делает.
Знаете, что общего у Бьелсы и Гвардиолы? Они умеют пояснить причины своих решений. Невозможно просто копировать какие-то их идеи и ждать, что игра и результаты наладятся. Самое главное – понимать, что делаешь и объяснять это команде».
О ЛИЧНОМ ТРЕНЕРСКОМ ОПЫТЕ
«В целом я доволен своей тренерской карьерой. Считаю, получил достаточную компенсацию за свои труды. Я пять лет был наставником команд Серии А. Начал работать главным тренером в чемпионате Италии в возрасте 37 лет. В последнем сезоне мы с «Сассуоло» заняли восьмое место, и я считаю, что это максимум, который был нам под силу, предел наших возможностей. По факту у меня нет никакого трофея, но я ощущаю себя так, будто что-то выиграл».
«За фигурой тренера стоит мужчина. Так что я пытаюсь привнести свою личность в тренерскую работу. Если я всю жизнь занимаюсь футболом, я хочу делать это по-своему. Я здесь не для того, чтобы скоротать время. Если я посвящаю столько времени своей жизни футболу, я хочу получать удовольствие, быть главным героем и привносить свои человеческие ценности. Я хочу быть доволен тем, что делаю. И это проходит через то, что я сам определяю, что должно произойти. Это не говорит о том, что мы выиграем, но, по крайней мере, я сделал выбор».
«Результат – конец пути. Это конечная точка. И все мы хотим получить результат. Но прежде чем мы туда доберемся, нам предстоит пройти долгий путь. Перед результатом вы должны провести игру. И я как тренер могу повлиять на этот путь. Вернее, я могу создать основу, которая приведет к конечному результату. Мы всегда начинаем с самого начала. Мы не можем начать с результата и вернуться назад».
«Я делаю работу, которую люблю, и делаю ее как хочу. Я одержим работой, и это круто. Я всегда противопоставлял футбол всему остальному – деньгам, карьере. Это – в первую очередь страсть».
«Многие тренеры работают ради результата. Но все не может сводиться только к одному – окажется ли мяч в воротах. Я работаю над отношениями в команде, над психологией, над стилем игры. Нет ничего хуже, чем неорганизованная и немотивированная команда».
«За свою карьеру я очень хорошо понял, что результаты достигаются за счет качества игры, но чтобы добиться этого, нужно работать над качеством игроков. Поэтому, если я заставляю футболистов прогрессировать, я также улучшаю коллективную игру команды. И если я улучшу коллективную игру, то у меня больше шансов достичь результата».
«Во время игроцкой карьеры, когда у меня не было мяча, я нервничал и не получал удовольствия от игры. Поэтому, когда я стал тренером, то всегда помню те свои ощущения на поле, и стараюсь, чтобы мои футболисты не задумывались над чем-то подобным».
«Самый приятный момент для тренера – когда видишь, что твоя идея становится действием на поле».
«Я из кожи вон лезу, чтобы предоставить игрокам идеальные условия, найти для каждого позицию, которая ему подходит. Но есть и обратная сторона: я очень стараюсь всем угодить, поэтому я в три раза требовательнее тех тренеров, кто этого не делает».
О ТАКТИКЕ И СТРАТЕГИИ
«Я тренирую уже много лет, но до сих пор нет схемы, которой я отдаю предпочтение. Мне нравится атаковать. Но если мы выигрываем, а до конца матча остается много времени, то не считаю стыдным выбить мяч на трибуну или защищаться впятером».
«Я следую многим принципам позиционной игры. Но есть три главных момента: индивидуальная техника (без нее сложно контролировать мяч на своей половине поля), понимание игры (сюда входит правильное положение корпуса, умение отдать пас под сильную ногу партнера) и смелость признать ошибку».
«Мне нравится атаковать, я посвящаю 80% работы в неделю фазе атаки. Но при этом пытаюсь соблюдать баланс. Иначе, не обращая внимания на оборону, мы бы всегда проигрывали».
«Те, кто думает, что моя ставка на пас низом – это мода, мало что понимают в футболе и не уважают меня. Тут все просто – даже если у тебя впереди гении, то они должны получать мяч в удобной позиции. Иначе они не создадут ничего. Поэтому необходимо разыграть мяч низом и доставить его вперед – действовать смело, начинать от своих ворот. Но если у нас нет численного преимущества сзади, мы действуем иначе. Важно понимать ситуацию».
«Я люблю работать и верю в ценность работы. Делать длинные забросы вперед – все равно, что сказать: «Я не знаю, кто получит мяч, противник или я, давайте посмотрим». А если я концентрирую свою работу на мяче, когда я ошибаюсь, это означает, что мне нужно работать больше, а если добиваюсь успеха, это означает, что работа окупается».
«Зрелище нравится зрителям, но не мне. Я предпочитаю не обмениваться ударами, а наносить один-два и заканчивать бой».
О РАССТАВАНИИ С «САССУОЛО»
«Я уехал из Италии, так как неохотно был вынужден считать свое путешествие в «Сассуоло» завершенным. Если бы это было не так, я бы никогда не покинул этот клуб. Мне там нравилось. Как только я понял, что достиг определенного потолка, «Шахтер» сразу попал в мое поле зрение. Стал клубом, который был ближе всех остальных к моим идеалам. При этом, возможность попробовать себя в Лиге чемпионов была важным и приятным бонусом».
О ВЫБОРЕ В ПОЛЬЗУ «ШАХТЕРА»
«Поскольку я люблю свою свободу, то ищу места, где могу свободно работать, оставаясь собой. Я не ищу команду, которая заставит меня выиграть какой-то трофей, которая будет заставлять меня приносить миллионы евро или которая просто имеет престижное имя, чтобы потом я с удовольствием мог сказать, что был там. Я хочу работать со своими идеями и со своей личностью. Если я приехал в «Шахтер», который для меня является топ-клубом, то только потому, что были созданы условия, чтобы я был тут. Я не обязательно ищу то, что сияет».
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАБОТЫ В «ШАХТЕРЕ»
«Считаю, что возможность работать с «Шахтером» – очень важный этап в моей карьере и очень большой шанс. Думаю, что смогу здесь вырасти, стать лучше. И со своей стороны помогу «Шахтеру» вырасти и стать лучше».
«Все получится не сразу, а шаг за шагом. Через месяц «Шахтер» не сможет быть таким продуктом, каким был «Сассуоло» после трех лет моей работы. Ребенок не начинает ходить через месяц».
«Надеюсь, что у меня не будет никаких проблем в общении и понимании с бразильцами в «Шахтере». Помимо итальянского я владею испанским языком. Когда говорю на поле, бразильцы, как правило, меня хорошо понимают. Также владею английским. Надеюсь, с помощью моих ассистентов, переводчиков со временем я также смогу общаться и с украинскими игроками на русском языке».
«Я очень верю в способности Мудрика и Судакова – считаю, у них отличные шансы закрепиться в первой команде. Если мы хотим быть на самых высоких рубежах, на вершине, должны верить в молодых футболистов, и прежде всего – в молодых украинских футболистов».
«У меня есть еще одна цель помимо чисто футбольных, кроме выигрыша трофея и участия в Лиге чемпионов, помимо того, что я хочу привить «Шахтеру» красивый стиль игры. Я хочу добиться еще и того, чтобы президент «Шахтера» вернулся на трибуны в качестве зрителя. Это будет одной из моих задач на время работы здесь».
О ЛУЧЕСКУ И ЕГО «ДИНАМО»
«Когда Мирча Луческу работал в «Брешии», я каждые выходные, каждый матч проводил на фанатском секторе. Это было самое жаркое место на трибунах (Роберто родился в Брешии и начал играть в футбол в трех сотнях метров от стадиона одноименного клуба. Каждый домашний матч команды он смотрел с «Курвы Норд», то есть «Северной трибуны», рядом с отцом – одним из лидеров группировки ультрас, конфликтовавшей с руководством клуба. По слухам, именно из-за этого юного Де Дзерби не взяли в детскую школу команды – президент «Брешии» лично запретил принимать подростка. Пришлось ехать в Милан…). Луческу – это великий тренер, маэстро с большим опытом и мастерством. Для меня это будет дополнительный стимул – противостояние с таким сильным тренером, стимул проявить себя с лучшей стороны.
Постараюсь подготовить «Шахтер» наилучшим образом к матчам с «Динамо». Я знаю, насколько они важны. Не хочу брать на себя ответственность, чтобы смело говорить о том, что «Шахтер» сразу же прервет гегемонию «Динамо» на внутренней арене. Любой человек, который понимает футбол, не будет говорить об этом».
ОБ АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЕ
«Чего хочу лично я? Тренировать где мне хочется, как мне хочется и когда мне хочется. Хочу свободы. Мечтаю о свободе Бьелсы, который делает только то, что нравится ему. Я ему завидую».
25 липня 2021 12:00