Конспект Григорчука. «Соскучился по украинскому футболу»

После семи лет работы за рубежом (Азербайджан, Казахстан, Беларусь) Роман Григорчук вернулся в Украину и возглавил одесский «Черноморец», которому он служил верой и правдой в 2010-2014 годах. Одиннадцать лет назад задачей тренера был выход клуба в Премьер-лигу, теперь же Григорчук попытается сохранить «Черноморцу» прописку в элитном дивизионе.
Роман Иосифович всегда охотно общается с журналистами и высказывается всегда подробно и интересно. И эта черта характера со временем не меняется.
СТАНОВЛЕНИЕ «ЧЕРНОМОРЦА», КЛУБА И КОМАНДЫ
«Любой серьезный шаг я предпочитаю обдумывать очень тщательно. А приглашение возглавить такую известную команду – чрезвычайно серьезное. Для меня «Черноморец» – это бренд. Даже одно название клуба с такими традициями должно будоражить воображение любого футбольного человека» (ноябрь 2010).
«Никогда ни один тренер не скажет, что его все устраивает в составе команды. Амбициозным людям свойственно стремиться улучшать даже хорошее, постоянно прогрессировать. Очевидно, что необходимо осуществлять селекционные шаги, вносить изменения в учебно-тренировочную работу. Все действия должны быть направлены не на поддержание или удержание, а исключительно на развитие клуба. Футболистам необходимо прогрессировать не каждый месяц или год, а каждую минуту, в каждом эпизоде на поле стараться становиться сильнее и сильнее» (ноябрь 2010).
«За что можно полюбить Одессу? За неповторимую ауру, веселых интересных людей, особый стиль жизни, юмор, красоту города, климат, море, ну и, конечно же, за футбольные традиции» (январь 2011).
«Черноморец» – это серьезный бренд и то, что он играл в первой лиге, было неудачным стечением обстоятельств или даже недоразумением, если хотите. «Черноморец» имеет имя и должен играть на высоком уровне... Я понимал, что мы быстро выйдем в Премьер-лигу и будем там достойно выступать. Мы строили свою работу шаг за шагом, зная свои цели и что для этого нужно сделать. И пришли к тому, что планировали себе в самом идеальном случае. То есть, вышли в высшую лигу, закрепились в ней, причем, хорошо закрепились, заняв в первый сезон 9-е место, на следующий сезон поставили задачу попасть в еврокубки – не имело значения с 5-го или 6-го места в чемпионате или через Кубок. Скромничать здесь не надо, следует называть вещи своими именами – это огромнейшее достижение всего клуба» (июнь 2013).
ОТНОШЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ПРОЦЕССУ
«Для меня главное, чтобы футболист выходил на поле с жаждой играть, и каждым своим жестом, каждым своим движением он должен подчеркивать, что принципиален, хочет выигрывать и делает для этого все возможное. И тут же добиваться результата. Без этого нет смысла играть в хорошей команде» (ноябрь 2010).
«В какой-то мере было что-то сродни чувству злости, когда приезжавшие на просмотр футболисты начинали свое пребывание в «Черноморце» с того, что озвучивали сумасшедшие материальные требования. И это при том, что их функциональное состояние очень далеко от оптимального. Имели место лишний вес, отсутствие игрового тонуса и желания. А ведь это футболисты, выступавшие в отнюдь не слабых клубах высшего дивизиона чемпионатов Бельгии и Голландии. Не понимаю, как можно ехать на смотрины в новый клуб совсем неподготовленным? Это меня одновременно удивляло и злило, тем самым заставляя с большим уважением относиться к нашим игрокам, особенно молодым» (июль 2011).
«У руководителей не может быть такого отпуска, чтобы отключить все телефоны и ни с кем не общаться. Это просто невозможно, никогда такого не было и, наверное, никогда в нашей жизни не будет. Нужно работать и параллельно отдыхать» (июнь 2013).
«Я порой просто возмущен именно футбольным образованием и воспитанием. В воспитание я включаю понимание человека, что для тебя футбол и чем нужно пожертвовать, от чего отказаться, чтобы он был для тебя всем. Тут я понимаю, что ситуация сейчас трудная и дальше будет еще тяжелее. В футбол заодно с чем-то играть нельзя. Это будет футбол на первенство города» (июнь 2013).
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛЬ ИГРЫ
«Если говорить о схожести с коллегой по профессии, то по уровню профессионализма, авторитету и поступкам хотел бы походить на Алекса Фергюсона. Он делает такие вещи, которые никто в мире не может повторить» (январь 2011).
«Наша сила в серьезной организации игры. Игровая дисциплина – это мало сказано. Здесь очень важно понимание игроков, как мы должны играть, как каждый должен действовать на своей позиции в той или иной фазе игры, и это все как раз обучение, и тут я отдаю должное ребятам за то, что старательно и ответственно подходили к этому процессу. Если брать составляющие футбола, такие как психология, движение, техника, тактика, то в последнем пункте мы выглядели очень хорошо. Технически – понятно, что сразу не станешь супермастером и нужно какое-то время. Но, наверное, самым слабым нашим компонентом была психология. Здесь можно говорить очень долго, нам еще нужно много над этим работать, и мы все время чувствовали, что в этом компоненте есть проблемы» (июнь 2013).
«Люди видят, как играют гранды. «Бавария» – это, наверное, футбол близкий к идеальному. Если взять по отдельности каждого игрока «Баварии» и поставить в другую команду, то не скажешь, что он будет играть там на таком же уровне. Не факт. Даже думаю, что скорее нет, чем да. В целом, это не суперзвезды. Когда смотришь их игру, кажется, что каждый футболист – какая-то невероятная звезда. Но это не так. Если анализировать их игру глубоко, то понимаешь, что это именно команда. Сколько там люди делают так называемой грязной работы... В плане отбора мяча, переключения из обороны в атаку – это просто идеальная команда. Вижу в современной «Баварии» то, о чем много лет думал и хотел бы добиться в своих командах. Люди и проконтролируют мяч, но в то же время контроль этот будет не просто для того, чтобы набрать лишних 10-20 передач, а только для того, чтобы команда имела отдых и дальше люди могли работать взрывнее. Сам контроль мяча не интересен, интересны голы. Для этого нужны атаки» (июль 2013).
«Мы будем играть на победу, в атакующий футбол, потому что это наша философия, и логика тоже этого требует, ведь отстаивать этот счет – это такое дело, которое чаще всего бывает неблагодарным, то есть, не дает результат. Не может команда менять свой стиль игры и общее направление ради одной встречи. Мы, конечно, внесем какие-то коррективы в игру, но не должны думать о счете, который уже есть. Завтра будет игра, и мы начинаем все с чистого листа» (август 2013).
«Я давно понял, что охватить и анализировать весь пласт того, что происходит в мировом или даже в европейском футболе невозможно чисто физически. Но как-то стихийно получается, что некоторые команды становятся тебе ближе и симпатичнее остальных. И в моем случае, прежде всего, это связано с работой конкретного тренера. То, что делал Клопп во времена, когда команда вышла в финал Лиги чемпионов, безусловно, выглядело самобытно и интересно. Скажу честно, я до сих пор слежу за его работой и, просматривая матчи с участием «Ливерпуля», прихожу к выводу, что у немецкого специалиста по-прежнему есть, чему поучиться» (июнь 2016).
ХАРАКТЕР
«Всех футболистов, с которыми работал и работаю, очень люблю. Всех помню, все они мне дороги. А если кому-то достается жесткое словцо... Порой некоторым игрокам даже требуется подобный стресс, чтобы добиться чего-нибудь. Иногда я создаю его специально, чтобы футболист сумел проявить лучшие качества. Мне ведь очень хочется, чтобы у игрока все получилось» (март 2009).
«Нельзя постоянно держать в себе эмоции. Нельзя позволять эмоциям мешать учиться. Прятать их во время игр бессмысленно. Но важно избавиться от некоторых чересчур бурных выражений. Тренер – профессия публичная, и, люди, пришедшие на стадион, не должны думать, что подобное поведение правильно. Пример нужно подавать хороший!» (март 2009).
«Я всю жизнь чувствую себя счастливым человеком. Свое настроение, мысли и эмоции всегда стараюсь направлять только в позитивное русло. Чтобы радоваться жизни и благодарить Бога за каждый день, который позволяет быть счастливым» (октябрь 2009).
РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
«В начале 1998 года мне поступило предложение от Виктора Нестеренко, который возглавлял латвийский «Динабург». С Виктором Павловичем мы были знакомы давно – еще со времен его работы во главе «Прикарпатья» в сезоне-1992/93. Он предложил поиграть в Даугавпилсе, параллельно выполняя тренерские функции в его штабе. Разумеется, подобная перспектива меня не могла не заинтересовать. Долго не раздумывал – сразу же согласился. Для меня главной была возможность попробовать себя на новом поприще – тренерском. Оглядываясь назад и анализируя события, лишний раз убеждаюсь, что выбрал для себя правильный путь» (октябрь 2009).
«Период работы в «Вентспилсе» – прекрасное время. Клуб имел все необходимое для достижения результата. У нас была цель, стремление, к которому подкреплялось взаимопонимание с руководством клуба. Мы одинаково смотрели на вещи, правильно выстраивали систему работы и делали ее сообща. Так было из года в год. Неудивительно, что столь мощная клубная работа стала приносить результат. Что касается команды, то о ней я готов говорить самые добрые слова. Ведь в ней осталась частица моего сердца. Ко всем ребятам, с кем мне приходилось работать, отношусь с уважением. Они – настоящие профессионалы, и каждому из них за добросовестный труд я весьма благодарен» (октябрь 2009).
«О работе в Латвии у меня только хорошие впечатления и добрые воспоминания, у нас была отлично отлажена работа, и не было ничего, что могло бы ее усложнить. Мы имели определенные финансовые условия, не могу сказать, что сильно баловались, но нужный минимум имели и использовали его полностью. Была создана своя система, очень хорошо развит детский футбол. Ведь мы начали с того, что подобрали тренеров для школы. Для меня, в первую очередь, было важно собрать не футболистов, а тех, кто их может учить» (май 2011).
«Большинство игр «Габала» проводила с большим преимуществом, но достаточно редко использовали свои голевые возможности, и именно по этой причине потеряли немало очков. Скажу откровенно: у нас были матчи, когда мы умудрялись не реализовывать по 10 моментов» (июнь 2016)
«Я оцениваю выступление «Габалы» в еврокубках как вполне достойное. Вы же прекрасно понимаете, что с той же дортмундской «Боруссией» мы объективно на разных полюсах. И, тем не менее, отрезок первой половины домашнего матча, когда мы имели возможности огорчить эту мощнейшую машину три-четыре раза, запомнился мне на всю жизнь. Понятное дело, что на фоне итогового результата (1:3) все это выглядит слабым утешением, но качество игры фрагментами нам удавалось показывать высокое» (июнь 2016).
«О работе в «Астане» могу сказать много хорошего. Нам удалось решить поставленные задачи. Выиграли чемпионат, Суперкубок, попали в групповой этап Лиги Европы, провели исторический матч с «Манчестер Юнайтед». О негативных моментах не хочу вспоминать, так как позитив полностью все перекрывает» (май 2020).
«Когда я разговаривал с руководством солигорского «Шахтера», меня убедили в хороших перспективах клуба. Я был уверен, что мы сможем создать топ-команду и привезти большой футбол в Солигорск. Это было главным стимулом для меня при переезде в Беларусь. Проблемы начались зимой, когда появились регламентные ограничения, были проблемы с выездом на сборы, с приглашениями футболистов. В Беларусь игроки ехали в последнюю очередь. Укомплектовать команду было очень непросто» (июль 2021).
«Еще до переезда в Беларусь, я хотел вернуться в украинский футбол. Еще тогда я чувствовал, что пришло время работать дома. За свою карьеру я больше работал за границей, чем в Украине. Потому, конечно хотелось бы поработать в Украине» (июль 2021).
ВОЗВРАЩЕНИЕ В «ЧЕРНОМОРЕЦ»
«Сейчас главная задача – остаться в Премьер-лиге. В дальнейшем однозначно будут ставиться задачи попадания в еврокубки. Но мы должны учитывать возможности, то, что происходит на футбольном рынке Украины. Он ведь сейчас быстро развивается, а когда добавятся и «Металлист», и «Кривбасс», эта задача будет очень сложна, необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение. Но, опять же, первый шаг – сохранение прописки в УПЛ, без этой задачи ни о чем другом говорить не приходится. О месте, которое нас интересует, мы думать сейчас не должны» (январь 2022).
«За украинским футболом однозначно соскучился, всегда лучше быть и жить дома, чем за границей. Почему именно «Черноморец»? Из тех предложений, что были, не могло быть никаких сомнений. «Черноморец» слишком дорог мне, чтобы сравнивать с предложениями, которые у меня были. Сейчас я хочу помочь клубу, вывести его на новый уровень» (январь 2022).
Роман Иосифович ГРИГОРЧУК
Главный тренер «Черноморца»
Родился 22 марта 1965 года в Корниче Коломыйского района Ивано-Франковской области.
Выступал на позиции нападающего.
Игровая карьера: «Прикарпатье» (1988-94), «Санкт-Пельтен» (1994), «Петрохемия» (1995), «Кривбасс» (1995-96), «Сатурн» (1996-97), «Динабург» (1996-97).
Серебряный призер чемпионата УССР (1991), лучший бомбардир Первой лиги Украины (1993), победитель Первой лиги Украины (1994).
Тренерская карьера: «Динабург» (2000-04), «Вентспилс» (2005-09), «Металлург» Запорожье (2009-10), «Черноморец» (2010-14, с 2021 года), «Габала» (2015-18), «Астана» (2018-19), «Шахтер» Солигорск (2020-21).
Чемпион Латвии (2006, 2007, 2008), обладатель Кубка Латвии (2005, 2007), финалист Кубка Украины (2013), чемпион Казахстана (2019), обладатель Суперкубка Казахстана (2019),
чемпион Беларуси (2020), обладатель Суперкубка Беларуси (2021).
14 січня 2022 20:45