Сьогодні 8 листопада 2024 р.

Ташуев: «Не понимаю, почему Блохина так критикуют»

Сергей Ташуев априори не мог рассчитывать на радушный прием. Под его пристальным взором донецкий «Металлург» позорно вылетел от албанского «Кукеса», а вся Украина недоумевала, почему руководство клуба сняло Юрия Максимова и назначило на его место неизвестного за пределами России тренера.

В тот момент парировать обвинения Ташуеву, по сути, было нечем. Человек он, безусловно, опытный и повидавший, но народу подавай не абстрактный опыт, а какие-то более реалистичные вещи: трофеи, например, или медаль хоть какие-нибудь. И ведь не скажешь, что такое народное мнение ошибочное: скорее очень даже наоборот.

Подтвердил или развеял скептические мнения Сергей Альбертович? Наверное, отвечать рановато. Пока что случались и очень симпатичные игры у Металлурга, и провальные.

Во время интервью Ташуев был осторожен в целях и обещаниях, но при этом неожиданно искренен в ответах на не самые приятные вопросы.

Танец Хака

– Сергей Альбертович, вспомните следующий день после Кукеси. Вы только пришли в команду, а сезон уже был безнадежно испорчен.
– В тот день я приехал на базу, надо было начинать работу: никто не смеялся, никто ни с кем не общался. Подавленное настроение было.

– Каким образом выводили игроков из этого состояния?
– Беседовали, на теории что-то придумывали. Показывал ребятам танец Хака – знаете, тот, который новозеландская регбийная сборная перед матчами исполняет. То поражение было серьезным ударом.

– Вы часто выдумываете что-то эдакое, чтобы приподнять командный дух?
– Конечно, надо что-то выдумывать, когда коллектив опустошен. Старался пробудить в них какую-то спортивную злость, агрессию. Тренер ведь не только должен в футболе разбираться: надо ощущать, когда надо подбодрить, когда еще что.

– Игроки тогда в один голос говорили, что это все нефарт, но в Украине уже никто не удивляется постоянным вылетам Металлурга из Лиги Европы.
– Наверное, о причине надо спрашивать у бывших руководителей команды. Я для себя где-то понял, в чем дело, но мне все равно тяжело судить. Я ведь приехал только на ответный матч, и не могу знать, что ему предшествовало. Хотя была отчетливо видно, что агрессии, движения команде категорически не хватало.

6 килограмм жировых отложений

– В предыдущих командах вы работали практически без легионеров. Вам тяжело руководить интернациональным коллективом Металлурга?
– Тут вы ошибаетесь: я входил в тренерский штаб Сатурна, когда в команде было 16 легионеров. Мне приходилось постоянно общаться с игроками: бразильцами, аргентинцами, чилийцами, балканцы, при том все ребята довольно высокого уровня. Так что это не проблема.

– Недавно вы дали достаточно откровенное интервью официальному сайту Металлурга, где раскритиковали физическое состояние своих подопечных: мол, до меня они вообще не тренировались. Можете конкретизировать?
– Тут я обвиняю скорее не футболистов, а бывший тренерский состав, потому что доводить игроков до такого состояния нельзя. У нас сейчас приехал специалист из Москвы, который помогал с физической формой олимпийским чемпионам. Пришлось все в экстренном порядке менять: куда годиться, если у одного нашего игрока шесть килограммов жировых отложений?

– Если говорить исключительно об игре: вы, как я заметил, решили серьезно видоизменить стиль игры Металлурга?
– В целом, да. Я являюсь сторонником комбинационного футбола, с хорошим контролем мяча, прессингом. Хочу, чтобы команда смотрелась, показывала разумную игру. Отрадно, что руководство приняло эту мою философию.

– Юрию Максимову летом руководство денег на новичков не дало. У вас такие гарантии имеются?
– Мы общались с руководителями клуба, в том числе с господином Мкртчаном. Договорились об определенных вещах. Трансферы зимой, конечно, будут, уже сейчас практически оформили первого новичка. Касательно денег, то не вижу смысла говорить о каких-то заоблачных суммах: лучше искать не дорогостоящего игрока, а того, который будет подходить команде по стилю. Три года назад дортмундская Боруссия выиграла Бундеслигу, потратив летом полмиллиона на новых игроков.

– Материал под рукой вас устраивает?
– Любой тренер хочет усилить свою команду. Это нормально. Сейчас у нас такой возможности нет, мы пытаемся найти какие-то внутренние резервы. Игроков перестраивать под новую манеру игры нелегко, приходиться переучивать где-то, но – ничего, это наша работа.

– Олег Блохин постоянно рассказывает, что команду за год не построишь. Вы планируете серьезно перестраивать команду. Сколько на это отводите времени?
– Если брать солидно и профессионально: нужно два сезона. В Советском Союзе, где игроки не переходили туда-сюда постоянно, все знали, Бесков в том числе, что два года – это необходимый минимум. Сейчас правила другие, в футбол пришел бизнес. Сейчас некоторые руководители могут убрать тренера через два-три месяца – это глупость, конечно же. Для себя я решил, что, с учетом прохождения полноценных сборов, сезона должно быть достаточно. Я уже в своей жизни делал сильные команды за один год.

– Какие?
– В Белгороде, в Краснодаре. Продолжая тему: я считаю, что Блохин прав. Ему нужно время, чтобы скроить команду, чтобы футболисты стали друг друга чувствовать. Не понимаю, почему Блохина так критикуют. Мне нравится, как играет «Динамо»: мяч хорошо контролируют, стиль вырисовывается, в зоны врываются. Может быть, где-то в обороне не хватает баланса, но со временем это можно исправить. Я как-то читал интервью Жозе Моуриньо, он рассказывал, что в Порту у него поначалу ничего не получалось, команда рассыпалась просто. Он каждый день думал, что президент Порту его уволит. Тот не уволил, и в итоге Моуриньо взлетел с Порту на самую вершину.

– У тренеров постоянно спрашивают о таком абстрактном явлении, как кредит доверия. Насколько весомый он у вас?
– Кредиты бывают в банке. Мне дали возможность строить команду. Если руководство видит, что есть движение в этом направлении, что есть прогресс – доверие увеличивается. Если же нет прогресса, то – сами понимаете. Как говорится, тренер вместе с заявлением о приеме на работу в первый же день должен написать пример заявления об увольнении (смеется).

– К слову, год назад вы говорили, что вас зовет украинский клуб. Это был Металлург?
– Да, мне позвонили из Металлурга, но тогда я не хотел оставлять свое тогдашнее место работы.

– Расскажите, какие турнирные задачи стоят перед вами?
– Набирать как можно больше очков, выигрывать в каждом матче.

– Более конкретных нет?
– Как бы такого разговора не было, пока что, по крайней мере. Вообще, мне представляется, что после зимнего перерыва должны идти в первых рядах: например, в семерке.

Кубань

– Сергей Альбертович, на словах видно, что вы всерьез собираетесь создать сильную команду. Но как его создавать при условии, что лучшие игроки могут без лишних церемоний отправляться к «старшему брату» в Краснодар?
– Я знал заранее об этой ситуации, знал, что это возможно, но правила игры принял. Я сознательно пришел сюда, для меня подобные нюансы – не сюрприз. Будем воспитывать игроков, может, Кубань еще кого-то нам даст. Если у меня такая ниша, то я ее должен качественно исполнять.

– Не ожидал от вас такого ответа.
– Ну, эти правила были приняты до того, как я сюда пришел.

– Но ведь никакому тренеру не хотелось бы пребывать в зависимости от другого клуба.
– Согласен, но это все лирика. Надо работать.

– Кстати, вы знаете, что в Украине от вашего назначения были не в восторге, мягко говоря? Виктор Леоненко возмущался громче всех: зачем, мол, брать непонятного россиянина, когда своих безработных полно.
– А что, украинские тренеры в России не работают, нет? Вообще для меня это так – пшик, я на это внимания не обращаю. Я многого добился, поднял на новый уровень немало команд, мои воспитанники играют в Премьер-лиге, в сборной России. А всяким аналитикам и экспертам советую больше разбирать, анализировать игру, а не советовать президентам клубов, кого им брать на должность тренера.

– В свое время еще один российский специалист Андрей Гордеев быстро и безуспешно работал в Металлурге. Вы с ним не созванивались?
– Нет, даже времени как-то не было. Только поступило предложение, так сразу сел в машину и поехал работать.

– В Краснодаре вы столкнулись со схожей бедой, которая преследует Металлург: в городе есть большой клуб, который все любят. Что поможет заполнить хотя бы небольшой домашний стадион?
– После пары туров в Краснодаре на нас начали ходить по пять-шесть тысяч – приличная аудитория. Большая часть из них были болельщиками Кубани. Они говорили, мол, мы ходим на Кубань болеть, а на Краснодар – любоваться. Наша задача, чтобы команда играла ярко, красиво, зрелищно: тогда на нее станут ходить даже шахтеровские болельщики.

– Уже не первый раз замечаю, что вы из той категории тренеров, который принято называть романтиками.
– Да, так и есть. Главное, чтобы футболисты и зрители получили удовольствие от игры. Это самое главное. Важно иметь красивый стиль игры, придерживаться его. Тогда будет результат.

– Против Динамо из-за травм не могли играть девять игроков. Можете вкратце пройтись по каждому?
– Не хочу сейчас перед игрой конкретизировать. Существуют проблемы в обороне, в опорной зоне. Однозначно придется опять подключать молодежь.

– Что случилось с Дарреном О’Ди в матче с Динамо на Кубок? Он допустил немыслимую ошибку.
– Он сказал, что судья поднял флажок и поэтому он остановился. Мы посмотрели запись – никто ничего не поднимал. Грубая ошибка. Почему так? Физическая форма, видимо.

– Есть ли сейчас у команды основной вратарь?
– Наверное, нет. У нас два равноценных голкипера. И это очень хорошо.

Два брата

– Селекционная работа некоторых украинских клубов сводится к тому, что тренеры набирают тех, кого им дают знакомые агенты. Отдельные коучи по 50 игроков могут за месяц просмотреть. Какая манера работы у вас?
– У нас есть группа людей, которая ищет игроков, подходящий под наш стиль игры. Брать кого попало мы, конечно же, не будем. По правде говоря, я с агентами мало сотрудничаю, да и сторонником просмотров не являюсь.

– Сильного исполнителя просматривать не надо?
– Да. Футболиста надо вести. Вот сейчас ведем одного опорного полузащитника, 23 года, в Лиге Европы играет.

– Понятно, что вам лучше всего знаком российский рынок. На него будете ориентироваться в первую очередь?
– Главное, чтобы игрок был хороший. Откуда он – неважно.

– Планируете ли вы и дальше активно вводить в состав молодежь? Или это была исключительно вынужденная мера не от хорошей жизни?
– Да, не от хорошей жизни приходилось использовать молодежь, это был большой аванс для них. Хотя для ребят это был хорошей опыт игры во взрослый футбол.

– В целом, вы из тех тренеров, которые не боятся доверять молодым?
– Воспитания, подготовка молодежи – ниша, в которой, считаю, разбираюсь  на хорошем уровне.

– В интервью официальному сайту вы раскритиковали юношу, которого пришлось обратно менять в игре против Динамо. Николай Павлов как-то сказал, что такие вещи могут убить неокрепшего игрока психологически.
– Я ж фамилию не называл...

– Ну, там и так понятно.
– Тут просто следует разбираться, у кого какой характер. Иногда я делаю подобные вещи специально, чтобы как-то воздействовать на игрока. На кого-то подобные методы действуют, на кого-то – нет. Мы же не давим – подсказываем, учим. В том матче наш мальчик сам в шоке был: я видел его, когда он около бровки был, – глаза растерянные просто. Я ему после игры сказал, конечно, несколько жестких слов, чтобы понимал, что это уже взрослый футбол, это не просто «вышел мячик погонять».

– Как вам украинский футбол в целом? Можете выделить какие-то особенности?
– Такое ощущение, что украинский и российский чемпионаты – два брата. Есть группа сильных команд, остальные борются, сражаются, воспитывают игроков. Очень похожая ситуация. Тактически тоже разницы особой нет. Понятно, что я только осваиваюсь, но первое впечатление такое.

– Читал, что вы постоянно жаловались на судейство в России. Претензий к арбитражу в Украине у вас пока что нет?
– Было дело, я просто человек такой эмоциональный очень, но быстро отхожу. Кровь кавказская есть, тут ничего не поделаешь (смеется). Пресс-конференции это вообще такая штука: ты туда идешь, еще не остыл, еще на эмоциях, расскажешь там что-то, а потом думаешь – нафиг ты это сказал?

– Я пока что не видел, чтобы вы в Украине устраивали вечер откровений на пресс-конференциях.
– Ничего, я просто еще не освоился (улыбается).

– После 1:9 вы устроили на эмоциях разнос в раздевалке?
– Нет. Наоборот – проехали и забыли. Я просто понимал сразу, почему так произошло. Все сложилось против нас: так должно было произойти. И травмы, и удаления, и пацан неудачно вышел, пришлось играть в три защитника, потому что некому было сзади выйти. Пан или пропал – получилось, пропал. Забыли.

20 жовтня 2013 11:27







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Україна, 12-й тур. Зоря – ЛНЗ 1:2. Огляд матчу

 

04 листопада 2024 20:46

Україна, 12-й тур. Кривбас – Рух. Огляд матчу

 

04 листопада 2024 18:04

Україна, 12-й тур. Оболонь – Верес. Огляд матчу

 

04 листопада 2024 15:27