Игорь СУРКИС: «Луческу объединил всех в клубе»
Президент киевского «Динамо» рассказал, чем его удивил Мирча Луческу, почему он не обижается на «Браво, Федерация!», а также о многом другом!
Президент киевского «Динамо» Игорь Суркис дал максимально откровенное интервью программе ПРОФУТБОЛ Digital.
О работе с Мирчей Луческу
- Я могу себе позволить отдохнуть, но мы всегда на связи с Луческу. В понедельник утром он улетел, а мы с ним разговаривали уже 3-4 раза. Это тренер, который не даст тебе отдохнуть. Сейчас есть вопросы, связанные со сборами. Вопросы о том, до какой стадии на ЕВРО дойдет сборная Украины. Мирча считает, что она однозначно выйдет из группы. Мы надеемся, что Украины пройдет как можно дальше. Это контакт Луческу с Андреем Шевченко. Я знаю, что он после финала Кубка приезжал на базу и разговаривал с Мирчей. То есть он все время в футболе и все мониторит.
А что касается отдыха, то я же не на государственной службе. Мне не надо писать заявление. Если будет возможность и время, я поеду отдохну. Хотя я не знаю, куда сейчас можно ехать отдыхать. Лежать у телевизора я не привык. Все равно буду приезжать на работу. Отдых для меня непонятное понятие. Если открыты границы, я могу улететь в любое время. За два года я был семь дней в ОАЭ. Сейчас такая в мире ситуация. Сегодня лучше быть дома, оберегать своих близких и придерживаться тех мер, которые нам предлагают.
Луческу удалось сделать то, что в свое время удалось только великому Лобановскому. Ему удалось объединить вокруг себя всех. Поваров, тех, кто убирает в комнатах, стирает белье, массажистов. Всех, кто работает на базе. Это порядка двухсот человек обслуживающего персонала. Как Луческу всех объединил? Очень просто. Перед командой поставлены задачи и цели. Мирча считает, что если из этого звена выпадет хоть один человек - повар отработает с плохим настроением, то это скажется на конечном результате. Поэтому он придумал такую формулу, что если есть премиальные, то они идут всем. Даже сотрудникам базы.
Сегодня все люди болеют за результат. Да, в какой-то мере потому, что для них будет материальный стимул. Но в такое непростое время это немаловажно. Я несколько раз был на базе, когда обедала команда. Луческу 10 раз скажет спасибо официанту, поблагодарит девочку, которая поменяет ему тарелку. Это очень приятно и вызывает огромное уважение. Это не так, что ты сидишь как барин, тебе положили салат, и ты делаешь вид, что так положено. Это воспитание и житейская мудрость. Такие вещи не купишь ни за какие деньги. Сегодня Луческу хозяин базы. Он ведет себя там так, как считает нужным.
В прошлом году, пока не началась пандемия, я не пропускал ни одной тренировки на базе. Приезжали вместе с братом и получали огромное удовольствие. Не было так, что вот Луческу пришел, сплотил коллектив и все стало на свои места. Это тяжелый труд. И это не касается тренировочного процесса. Мы говорим о том, как сплотить коллектив. Когда мы первый раз ночью приехали на базу после 9 часов переговоров с Луческу, он сказал: «А зачем это все построено?».
Мы не поняли его вопрос. Мы повезли его на манеж, он его посмотрел, обратил внимание на поля. Даже ночью пытался топтать газон. Потратили полтора часа, чтобы показать Мирче базу. И уже в процессе нашего последнего с ним разговора перед отъездом он уже не задавал свой первый вопрос. Реабилитация футболистов - один из основных моментов их успешного выступления.
У нас работает 8-10 массажистов на постоянной основе. Если будет надо, их будет 12. Восстановление очень важно. После первой игры с «Олимпиком», которую мы выиграли со счетом 4:1, футболисты сели в свои машины и начали разъезжаться. Мирча сказал, что так больше не будет. Все будут садиться в автобус и ехать на базу на восстановление. Мы вместе ужинаем и едем по домам. Раньше было так, что после футбола каждый свободен. Кроме времен Лобановского.
База была создана для того, чтобы футболистам было где восстановиться. Камера борного воздуха, соляная комната, огромный бассейн, разные ванны, медицинские кабинеты. Это все создано не для меня, а для восстановления игроков. Можно же создать два кабинета и тогда футболисты будут стоять в очереди, как в простой больнице. А можно было все сделать так, чтобы вся команда восстанавливалась в течение полуторачаса. Что нами и было сделано.
Если бы у нас не было такой базы, мы тяжело пережили эту пандемию. У нас переболело человек 80-90 из сотрудников базы и футболистов. Но не было ни одного тяжелого случая. Только немного были поражены легкие у Бащана. Врачи вовремя спохватились. За короткий период нам удалось привести команду в нужные кондиции, и мы прошли чемпионат без срывов.
О приглашении Луческу в «Динамо»
- Года два или три назад Игорь Цыганык сказал мне, что Мирча в восторге от нашей молодежи. Луческу обратил на нее внимание, когда наша сборная играла в Харькове с Турцией. Он сказал, что с этой молодежью нужно уметь работать. Мирча не говорил о том, что он хотел бы возглавить «Динамо» или не хотел. Но когда такой тренер, который подготовил очень много молодых игроков в «Шахтере» и Турции, говорит такое, у меня это вызывает оптимизм.
Мы как раз перестроились. Начали уделять внимание ДЮСШ. Селекционная служба начала приглашать молодых футболистов. Например Назар Волошин из Харькова. Уделили этому большое внимание. Наверное, Луческу это увидел, а Цыганык мне об этом сказал. Он сказал: «Из всех, кто лучше всего может поработать с молодежью, я бы порекомендовал вам Луческу». Тогда я пропустил это мимо ушей. Потом у нас состоялся еще один какой-то разговор. Цыганык сказал, что легко может устроить переговоры с Мирчей.
У него был его телефон, а Луческу уже не работал в сборной Турции. Я спросил Цыганыка о том, а как он вообще себе это представляет? Человек 12 лет отработал в «Шахтере». Как это будет воспринято? Цыганык сказал, что нормально - приходит профессиональный тренер, работает. Если он даст результат, то как это должно быть воспринято? В футболе главное результат. Этому меня научил Лобановский. Если игра плохая, смотри на табло. Игра забывается, а результат остается.
Мы тогда с Цыганыком и моим братом сидели в кабинете и посмеялись. Никак на это не отреагировали. Цыганык сказал потом такую фразу: «Если вы примете решение пригласить Луческу, то он позвонит Ахметову». Для меня на этом разговор закончился. Ринат Леонидович же не советуется о том, что делает в своем клубе. И я не должен советоваться, что мне делать в своем клубе.
Но потом наступил момент, когда мы могли не занять второе место в чемпионате. Было принято решение о смене главного тренера. В то время это вызывало огромную сложность. Выехать никуда нельзя, начался ковид. Тогда я вернулся к идее пригласить тренера, который в этой жизни чего-то добивался. Не только в «Шахтере», но и в Европе. Это мудрейший человек, который никогда меня не оскорблял. Хочу это подчеркнуть.
Когда Мирча бросал шапку, крича: «Браво, Федерация!», он таким образом выражал поддержку своей команде. То же самое мы увидели в матче с «Колосом», когда он выбежал на поле. Это манера поведения профессионала. И не имеет значения, где он работает. Луческу никогда не оскорблял наших болельщиков. Единственный раз он статистически неправильно что-то сказал о Лобановском. Но Мирча имел смелость извиниться и сказать, что он думал, что рейтинги считаются как-то иначе. Луческу сказал об этом вслух и тут же извинился. В его возрасте для этого нужно иметь смелость. Поэтому у него есть успехи. Он может допустить ошибку и признать ее. Но в этом сезоне у него не было ни одной ошибки.
Об отношениях с ультрас
- Ультрас «Динамо» обижали Луческу весь сезон. Я так считаю. Но они могут говорить все, что хотят. Для меня главное результат. Я уезжаю со стадиона и я самый счастливый. Когда ультрас приходили ко мне, то мне в глаза они так не говорили. То, что они пишут. Они могут писать, что угодно, но оскорблять не имеют права. Луческу не выдержал, когда они его оскорбили нецензурными словами. На фразу «Луческу, уезжай домой», он им аплодирует.
Давайте разберемся, кто его не воспринимает. Недавно мы ходили с Луческу по Крещатику. Жаль, что не было камер. Люди останавливались, фотографировались с ним и брали автограф. А кто ему аплодировал в Тернополе на финале Кубка? Это не киевляне, а местные болельщики. Это факт. И так было бы в каждом уголке. Я с уважением отношусь к нашим ультрас, которые так себя называют. Но болеют ли они за команду «Динамо» или против? Такой у меня вопрос.
Раньше было так: ультрас сидят на секторе, и футболисты бежали только к ним. И аплодировали только им. И кланялись только им. А все остальные не болельщики? Они их называют диванным или еще как-то. Кузьмичами. Я ценю любого болельщика. Кто приходит с маленьким ребенком, пожилых людей. Для меня они болельщики. Я никогда не был ультрас, но с 1966-го года если пропустил 5% матчей «Динамо», то это много. То же касалось и моего отца. И моего брата. И моей матери, которой было тяжело ходить, но она всегда шла с отцом на стадион.
В этом году ушел мой отец, и было так суждено, что он не дожил до этого момента. Я бы хотел, чтобы золотые медали чемпионата и Кубка висели на его груди. Он это заслужил тем, что помог убедить Луческу возглавить «Динамо». В последнем матче он сломал три ребра, находясь в ложе. Это было с «Колосом». Когда он видел этот, мягко говоря, беспредел на поле в плане судейства...
Я самодостаточный человек, меня не остановить никакими штрафами. Буду называть вещи своими именами. И о том беспределе, который был по отношению к моей команде, мой отец тоже говорил. Но, наверное, были сделаны какие-то выводы, и дальше во второй части чемпионата было нормальное, адекватное судейство. Я за то, чтобы ко всем командам было одинаковое отношение.
Когда мой брат был президентом Федерации, «Шахтер» 5 раз становился чемпионом. А за 12 лет горняки 8 раз были чемпионами. «Шахтер» - сильная команда с возможностями. И говорить, что на сегодняшний день они сдали свои позиции - смешно. Мы стали значительно сильнее, организованней и перестали терять очки там, где раньше теряли.
Мы могли настроиться на «Шахтер». Хацкевич все время его обыгрывал. Я три сезона доверял Саше. Он ушел цивилизованно, мы пожелали друг другу успехов. Переживал за него, когда он работал в «Роторе». Хацкевич и Шацких на тот момент делали все, что могли. Может, после опыта работы с «Ротором» они бы уже были другими. Знаю, что Хацкевич хочет расти и работать со своим штабом. Надеюсь, что он найдет работу, соответствующую его амбициям.
Мы можем купить двух-трех футболистов на перспективу. Может, не за 17-18 миллионов, подешевле, но на перспективу. Однако нужно понимать, что Луческу не успеет их подготовить. В «Шахтере» при нем сразу не играл ни один футболист. Он их готовил по 2-3 года. Мирча, наверное, понимает, что он не будет столько работать в «Динамо», хотя я бы очень этого хотел. И не потому, что Луческу дал результат. Он мог не выиграть чемпионат, Кубок или Суперкубок. Он мог не попасть в Лигу чемпионов.
Я восторгаюсь его отношением. Как он работает и растит этих ребят. Как они ему верят и смотрят в глаза. Вы видели, как ребята заступились за него в Тернополе. Они были готовы идти и выяснять отношения с ультрас. Чего раньше никогда не было. Команда выиграл чемпионат, вышла в финал Кубка. Когда Мистера оскорбляли, у него был резонный вопрос: «Вы кто?».
Можно быть нейтральными, не аплодировать Луческу, но вы поддерживаете тех же ребят. Получается, что если завтра будет новый тренер, то они переобуются и будут поддерживать ребят? Или они считают, что являются «Динамо», при этом оскорбляя тренера и футболистов? В чем они «Динамо»? В том что в этом году были пустые стадионы, и нам не приходили миллионные штрафы от УАФ? А как бы не складывались наши с Федерацией отношения, они действуют согласно регламентных норм и по большому счету правы. Они не могут смотреть на беспредел. Другое дело, что их к этому толкают.
Когда мы встречались с ультрас, они говорили, что готовы к тому, что команда будет занимать 7-е место, но тренер должен быть таким, как они хотят. Ну тогда извините, давайте поменяемся местами. Я им так и сказал. Я же не вышел с ротой солдат и милицией. Я вышел один. Уважаю, что они болеют, что ездят за свои деньги в другие города.
Как они зашли на стадион? Стояли у ворот, я сказал, чтобы все проходили. Там было человек 50-60. Я им все объяснял, но у них аргумент был один: пусть будет 5-е или 7-е место... То, кого Луческу тренировал, как он их гнобил... Он нас не гнобил. Он в честной и спортивной борьбе с большими возможностями у президента «Шахтера» чаще обыгрывал «Динамо». Но мы всегда боролись.
Я люблю наших болельщиков. Говорил, что те абонементы, которые были куплены, но не использованы из-за ковида, должны автоматически перейти на следующий сезон. И мы сделали соответствующее заявление. В основном эти абонементы покупают ультрас. Сделал это для того, чтобы они понимали, что их деньги мне не нужны. Если кто-то сегодня разочарован результатами команды и хочет вернуть те деньги за матчи, которые они не смогли посетить из-за ковида, клуб вернет им эти деньги.
О динамовских талантах
- Многие меня обвиняют в том, что вот мы попали в Лигу чемпионов, заработали деньги. Значит, надо тратить, покупать. Но у меня есть главный тренер, который выиграл все. Я с ним сажусь и говорю с ним об усилении. А он еще когда только начал тренировать "Динамо", то сказал, что если не доверится этим ребятам, у которых горят глаза, то перестанет себя уважать. Он сказал, что если купить опытного игрока, у него не будет перспектив расти дальше. А тут у него были талантливейшие ребята.
Шовковский был на одной игре, когда Забарному было 16 лет, и сразу обратил на него внимание. Понял, что это футболист, который будет играть на высоком уровне. Допустим, что Луческу ошибся, взяв Забарного. Так то, ошибся весь тренерский штаб сборной? Или мы не понимаем футбол? Где я куплю такого футболиста? Мы его вырастили.
Попов, Сирота, Миколенко, Шепелев, Тымчик, Леднев, Шапаренко, Беседин. Все ребята объединены одной целью. Такого, как когда Родригес бил по скамейке запасных, быть не может. Априори не может быть. Сейчас Жерсон выходит заряженным на 10 минут в матче с "Александрией" и в концовке забивает решающий мяч. Вот тогда это была чемпионская победа. Если бы мы подошли с меньшим количеством очков к матчу с "Шахтером", это уже было бы другое противостояние. А так горняки уже сами не верили в то, что в случае победы смогут догнать "Динамо". Разница была в семь очков.
О 1,5 млрд инвестиций в клуб
- Ярославский всегда подчеркивает, что он оторвал средства от своей семьи и вложил в футбол. И хочет, чтобы на стадионе присутствовало 30 тысяч болельщиков, меньше неинтересно. Я бы сказал так: моя семья за те годы, что мы взяли «Динамо», вложила в клуб не меньше 1,5 млрд. В евро или нет не имеет значения. Не в гривнах. Атрибутика не продается, билеты ничего не приносят.
Футбол в Украине не прибыльный. УЕФА пытается сделать его прибыльным, дает таким клубам, как мы развиваться дальше. Невозможно все время вкладывать. Пусть хотя бы делают таким образом, чтобы выходить на самоопкупаемость. А ведь еще присутствует фейр-плэй. Ты не можешь потратить за 3 сезона больше 15 млн евро. То есть больше, чем ты заработал, если не привлекаешь спонсоров или еще кого-то. Видим, как наказывают «МанСити» и ПСЖ. Поэтому я не о деньгах.
О Ярмоленко, Буяльском, Дуэллунне
- Я говорю как президент клуба - сегодня мы готовы усиливать команду футболистами, которые подойдут главному тренеру. Мне очень нравится, что Луческу говорит, что справляется с имеющимися у его футболистами, чтобы мы вкладывали деньги в инфраструктуру и прочее. Меня это вполне устраивают. По Дуэлунну, который не играет, а был куплен как талантливейший футболист, нужно задавать вопросу ему самому. Почему он не может конкурировать. Я уверен, что это талантливейший игрок. Рассказывают, что у него были травмы. А ты доказывай.
Простой пример. Буяльскому говорят, что нужно делать операцию на голеносотопе и пробыть три месяца вне футбола. И Виталий говорит, что будет играть до того момента, пока не поломается. А когда поломается, будет решать - делать операцию или нет. Буяльского бьют по всем голеностопам, по которым можно. Даже в финале Кубка. Но он вставал и продолжал играть. Сегодня его вызвали в сборную. Я за него счастлив.
Я бы никогда не смог бы позвонить Шевченко и сказать, чтобы он вызвал Буяльского, а то вся Украины возмущается. Он отвечает за результат. Это точно так же, как по трансферам. Если бы я хотел купить того или иного футболиста, а за результат кто будет отвечать? Тренер. Так же и здесь. Я считаю, что Буяльский незаменимый футболист для «Динамо». А для сборной - это виднее Шевченко. У Виталия есть проблема. Когда мы выиграли золотые медали, врачи рекомендовали ему лечь на операцию. Почистить голеностоп. Сроки вне футбола - три месяца. Виталий взрослый человек. Отец детей. Он принял решение играть, пока не сломается.
Возвращение Ярмоленко? Никогда не говори никогда. Ярмоленко был одним из сильнейших футболистов последнего десятилетия «Динамо». Мы с ним прошли тяжелый путь. Выиграли два чемпионства. Вышли из группы Лиги чемпионов. После этого он был продан. Мы с ним в прекрасных отношениях. Ярмоленко поздравляет меня со всеми завоеванными трофеями клуба, с днем рождения. Я поздравляю его. Остаюсь с футболистами, даже если они сегодня не работают на «Динамо».
О Евро-2012 и финале Лиги чемпионов в Киеве
- Мой брат Григорий Суркис всю жизнь отдал футболу и, я бы сказал, открыл окно в Европу, привезя Евро-2012. С момента старта этого проекта он спал по 2-3 часа, убеждая УЕФА, что футбол должен развиваться не только в Западной, но и Восточной Европе. И он добился этого, посвятив 10 лет своей жизни. Я знаю это, потому что был рядом, и не могу не обращать на это внимание.
Если бы сегодня наши амбициозные руководители дали ему возможность продолжать работать в высших институциях, а не потеряли должность вице-президента УЕФА, то сегодня стоял бы вопрос, что финал Лиги чемпионов мог быть перенесен не в Португалию, а в Киев, учитывая, что наш город вышел из ограничительной зоны.
Когда-то я уже говорил, что хочу увидеть еще хотя бы один серьезный международный матч за время правления нашей федерации. Просто хочу увидеть, порадоваться. Финал Лиги чемпионов – это не заслуга того, кто сегодня руководит нашим футболом. Это заслуга моего брата, потому что идея была вынесена за 4 года до финала.
21 травня 2021 21:43