Таран: «Есть обязанности, но нет прав»
Главный тренер «Кривбасса» Олег Таран поделился мнением о проблеме клубных воспитанников, рассказал о своих взаимоотношениях с руководством клуба и перспективах команды весной.
– Олег Анатольевич, во время нынешнего зимнего антракта «Кривбасс» подписал троих новичков: Боровика, Гитченко и Максимова. Есть ли возможность у клуба еще приглашать футболистов, ведь многие забывают интереснейший факт – в заявке «А» «Кривбасса» нет ни одного собственного воспитанника, следовательно, количество игроков уменьшается до 21?
– Правда, многие о нем не знают. Или не хотят знать. Но дело ведь в том, что если вы изучите заявки других клубов – пускай даже грандов, то и там не найдете нужного количества воспитанников. Вот сколько, например, таких у «Металлиста»? (Он там такой один – Александр Горяинов, а Денис Барвинко заявлен по списку «Б» – прим. Football.ua). Что уже говорить о группе таких же клубов, как «Кривбасс», которых большинство? Как тренерам в условиях, когда искусственные ограничения жмут со всех сторон, выполнять какие-то задания? Я вот, например, в последней игре осенней части чемпионата против «Шахтера» насобирал всего 14 игроков со своей скромной заявки, ведь когда пошли травмы и дисквалификации, количественное ограничение игроков до 21 человека (в нашем случае) не дало возможности поставить на игру с грандом конкурентоспособный состав. И, поверьте, это не проблема «Кривбасса». Это – проблема масштабная, которую, правда, не все еще воспринимают всерьез. Кстати, вопрос об этой угрозе всему украинскому футболу я задал руководителям ФФУ на собрании тренеров клубов Премьер-лиги перед игрой со сборной Черногории…
– Коллеги поддержали?
– Не тут-то было – коллеги как раз отреагировали очень холодно, умолчали этот вопрос.
– А какова была реакция футбольных чиновников?
– Я спросил Конькова: «Это нововведение в регламент – приказ или рекомендация УЕФА? Как нам всем быть в ситуации, когда украинский футбол не готов к этому шагу? Откуда вообще эта идея?» В ответ руководители пообещали встретиться с Платини, поговорить на эту тему. Жду.
– После приглашения троих новых футболистов вам придется кого-то отсеивать из состава, чтобы иметь возможность заявить потенциальных новичков? Правильно я понимаю?
– О, здесь все куда более интересно. Смотрите: в заявку «А» я могу включить 21 футболиста, возможно, кто-то 22 или 23, не суть – проблем же с этим вопросом не имеет разве «Динамо» и Запорожье, может, кого-то упустил. Так вот, потом появляется игрок, которого я хочу пригласить в команду, как, скажем, получилось с тем же Максимовым, но вы правильно подметили – нужно кого-то отсеивать. Но у игрока, намного слабее потенциального новичка, которого, кстати, приглашал в команду не я (это все условно), есть контракт на два года и никакого спроса на него со стороны других клубов. Следовательно, я – уже не условно, а в жизни – должен отказываться от сильного игрока, потому что у клуба нет возможности платить деньги еще и тем футболистам, которые попросту не играют. Вот и все.
– Возможно, есть смысл искать игроков до 21 года, чтобы иметь возможность их включить в список «Б»?
– Послушайте, будем откровенны – 20-летний футболист в наших реалиях – это не более чем мальчик. Есть исключения, но сможете ли вы мне с ходу набрать пятерку футболистов до 20-ти, играющих в Премьер-лиге? Уверен, нет. Увы, лично я очень ограничен в вопросе комплектации состава, хотя усиление необходимо. Ну, вот что мне делать, если сейчас после травм только восстанавливаются Лепа, Максимов, Федорчук? Минус вратари, дисквалифицированные игроки... Получается человек 14 полевых игроков, которые есть в моем распоряжении на официальные матчи. И еще о молодежи. Мне здесь президент клуба сказал прямо: «Готовить своих игроков – условий у нас нет». Вот и все. Скажите, если своих молодых воспитанников почти нет в «Шахтере», откуда же им взяться в «Кривбассе»?!
– Проблему делает грандиозной тот факт, что воспитанников «Кривбасса» высокого уровня нынче просто не существует в природе. Всего один такой футболист играет на уровне Премьер-лиги. Знаете ли вы его фамилию?
– Конечно! Юра Штурко из запорожского «Металлурга»! Я его знаю хорошо по «Кривбассу» трехлетней давности – отличный, к слову, парень. Но, ради справедливости, среди всех воспитанников «Кривбасса» я могу выделить только одного – Валентина Платонова, с которым работал здесь же, в Кривом Роге. Сейчас никто из воспитанников не может усилить команду. В общем, для количества я-то могу набрать игроков под регламент, но смысл ведь в качестве, не правда ли? Поэтому придется дальше закрывать глаза на необходимость конкуренции на каждой позиции. Ее сейчас нет, как и нет по два футболиста на одну позицию или нормальной обоймы в 20 исполнителей.
– В «Александрии» еще играет Василий Грицук, а в «Шахтере-3» – молодой Дмитрий Иванисеня…
– С последним я не знаком. А вот Грицук был у меня 5 лет назад на сборах. Но зачем он нам, если его уровень – первая лига? Не зря же его никто из Премьер-лиги не приглашает.
– Со следующего сезона в заявке «А» должно быть уже 6 собственных воспитанников. Итак, 25 минус 6, минус три вратаря… остается 16 человек. Вы знаете выход из ситуации?
– Нет, не знаю. Мне, как и любому нормальному тренеру, этого не достаточно на весь сезон. Его нереально пройти с таким количеством игроков. Конечно, я понимаю и плюсы этого всего. Например, речь может идти об обращении внимания на молодых украинских игроков. Якобы эта цель преследуется? Но если их нет и нет даже предпосылок, что они в «Кривбассе» и половине других клубов страны появились, что делать?
Получается, нам в ту же заявку «Б» нужно искать игроков до 21 года за границей. Как «Шахтер» прямо – искать и покупать суперталанты. Нужно ли говорить вам о возможностях клуба в этой связи? Знаете, что мы получим уже со следующего сезона? Не Премьер-лигу, а еще один чемпионат молодежных составов – в большинстве клубов будут же играть действительно сильные игроки – но в недостаточном количестве, плюс молодежь, абсолютно не готовая к этому уровню. Вот и весь итог. Дальше – хуже. Ведь постепенно число воспитанников должно только возрастать. А их нет ни у кого. Поэтому и еврокубковые наши бойцы тоже непременно пострадают.
– В каком состоянии находится детская школа клуба?
– Я вам приведу прекрасную цитату Александра Лившица, президента «Кривбасса»: «Мы даже за стадион городу платим, он не наш». Хотя если бы стадион принадлежал людям, инвестирующим деньги в футбол, возможно, и наша домашняя арена выглядела бы совсем иначе. Что говорить, если договориться со многими людьми на благо футбола практически невозможно. А клубная школа.… У нас дети тренируются на «резинке», больше негде. А рядом построили прекрасную хоккейную площадку, арену. Наверное, скоро в Кривом Роге появится сильнейший клуб высшей хоккейной лиги… Нонсенс!
– В то же время в составе другого криворожского клуба, «Горняке», играет порядка 20 воспитанников вашего клуба (до последнего времени их было 19, но специфика второй лиги с практически полугодовым перерывом в чемпионате не позволяет говорить конкретно о числе этих игроков). Есть ли среди них достойные кандидаты в «Кривбасс»?
– Там ребятам, в основном, по 19-20 лет. Мы за ними следим, но, повторюсь, брать для количества не вижу смысла. Кстати, в нашем молодежном составе тоже нет воспитанников «Кривбасса», только в команде U-19. Вот и ищи их теперь.… Но кто мне скажет, где?
– Несмотря на все трудности, стоит ли ожидать появления еще новичков в вашей команде этой зимой?
– Думаю, для меня трансферный рынок уже закрыт. Этим занимается сугубо генеральный директор. У меня здесь есть только обязанности, прав нет никаких.
– А есть позиции, которые вам хотелось бы усилить? Генеральный директор Александр Затулко как раз анонсировал приезд на просмотр нападающего и левого защитника, так ли это?
– Не знаю, кто там должен приехать. Не владею информацией, этим я не занимаюсь вообще.
– Но свои пожелания по поводу усиления вы все же высказываете руководству?
– Мои возможности здесь крайне ограничены. Повторюсь: у меня есть обязанности, но нет прав. Мы не находим общего языка в этих вопросах.
– Но ваше окружение в клубе в лице генерального директора и президента – друзья и соратники в работе или нет?
– Как вам сказать.… Как люди, мы ладим неплохо. Но в другом, в работе… Они вроде хотят, что-что делают.… Но я ожидал от них большего. Время-то идет. А мне, правда, так хочется создать что-то серьезное. Но, наверное, такая моя участь, судьба не позволяет воплотить задуманное в жизнь. Но ничего – игроки есть: кто-то вылечится, кто-то наберет форму, будет прогрессировать. Ребята ведь работают здорово – никаких претензий! Грех не постараться с ними весной дать бой всем и каждому. Переживем.
– На сегодняшний день, на сколько процентов вы видите стартовый состав команды в первом после зимы официальном поединке против «Динамо»? Иначе говоря, с костяком состава вы, наверняка, определились?
– Ну, многое измениться не может, ведь клуб не ведет никакой трансферной деятельности. Следовательно, костяк будет прежним, за исключением 2-3 игроков. Антонов пропускает два матча из-за дисквалификации, нет в команде Петрова, зато есть игроки с травмами. Вот эти изменения и будут.
– Кстати, о Петрове…
– Я скажу вам коротко: это не потеря для нас.
– Зимой «Кривбасс» постарался и по поводу арендованных футболистов, коих осталось меньше – всего четверо: Бартулович, Антонов, Федорчук и Лобжанидзе. Кто был инициатором этого шага и насколько важным он кажется вам в развитии клуба?
– Тут все очень просто – с кем была возможность подписать контракты, с теми и подписали. С кем нет – взяли в аренду. Игроки-то ведь прекрасные, профессионалы, я на них очень рассчитываю. Так что чего от них отказываться, если аренда – единственная возможность сотрудничать? Купить же мы никого не можем.
– Полноценные контракты с клубом, скажем, Пашаева и Лепы – это действительно не формальность? «Днепр» не сможет вернуть этих, как, впрочем, и любых других игроков, когда-либо защищавших цвета команда, одним щелчком пальцев?
– А вот тут нам стоит вернуться к первой части разговора – о регламенте. Если в следующем сезоне, в том числе «Днепру», нужно будет иметь в составе сразу 6 воспитанников, где он их возьмет? Совершенно верно – посмотрит в сторону Кривого Рога, где играют его воспитанники – такие себе Лепа и Пашаев. Поэтому вариант с их возвратом в конце сезона мне кажется очень даже реальным. Или, как вы говорите, в любой момент.
– Кстати, продлевая арендные соглашения упомянутой четверки из «Днепра», «Кривбассу» пришлось уговаривать днепропетровский клуб или сделка была, скажем так, взаимовыгодной?
– А речь о взаимовыгоде вообще не идет. Просто «Днепр» ставит одну задачу – попадание в Лигу чемпионов, что я очень, кстати, приветствую, ведь это впервые за много лет. А эти игроки, по мнению Хуанде Рамоса, в этом помочь команде не в состоянии. У нас же другая задача, под которую эти футболисты вполне вписываются.
– «Кривбасс» с Алексеем Антоновым и без него – это разные команды (напомним, Антонов, начав играть лишь с четвертого тура, забил шесть мячей, занял восьмое место в чемпионате по системе «гол+пас» (шесть мячей плюс три передачи), стал лучшим дриблером команды и занял пятое место среди всех футболистов чемпионата по количеству заработанных на себе фолов)? Насколько команда зависит от этого футболиста?
– То, что он очень талантлив – факт. Думаю, мне просто удалось найти с ним общий язык, мы отлично понимаем друг друга. Глядя на его игру и показатели, я скрывать не стану – боюсь, чтобы его не забрали у нас обратно, потому что найти равноценную замену Антонову нам будет крайне сложно.
– Вы согласны с утверждением, что арендованные футболисты – футболисты с неопределенной мотивацией и, находясь в аренде, они вряд ли могут показать свой настоящий уровень игры?
– Ни в коем случае. Я ведь многое прошел и повидал. Поэтому знаю точно: главное – взаимопонимание тренера с игроками. Я на их статус не смотрю. Для меня все они – члены единой команды и моего коллектива.
– Олег Анатольевич, риторический вопрос: одни клубы стремятся в еврокубки, друге хотят выжить, третьи – воспитать игроков для сборной, и так далее. А чего хочет «Кривбасс», кроме, собственно, существования?
– (После паузы) Вы знаете, я очень хорошо помню, как, начиная с сезона-1998/99, мы дважды выигрывали бронзовые медали чемпионата. Тогда ведь такой вопрос никто бы и не задал, ведь трибуны заполнялись не так, как сейчас. А то, что я вижу теперь на стадионе, очень огорчает, но время не стоит на месте, все меняется. А для чего существует «Кривбасс»? Это очень глубокий вопрос, на который я не собираюсь отвечать одним-двумя предложениями. Да и отвечать один тоже не хочу. Я же вместе с игроками свою работу делаю, не так ли?
– При тех взлетных параметрах, что есть в «Кривбассе», есть ли у вас возможность давать результаты лучшие, чем сейчас?
– Я стремлюсь к этому, как и все. Но есть два показателя работы – результат и уровень игры. Так вот, для меня важнее второе. Меня интересует в первую очередь процесс улучшения качества. Я твердо уверен, что хорошие результаты могут быть следствием только этого.
– 13 июля 2012-го, принимая Кривбас третий раз, вы сказали: «Есть такое слово – надо. Это же не то, что бы я сам сюда рвался, просился. У меня была своя работа в Днепропетровске. Хорошая работа». Свою нынешнюю работу вы можете назвать хорошей?
– Хорошей ее назвать не сможет ни один тренер.
– Как-то вас спросили о тренерской мечте. Вы сказали, что мечтаете хотя бы год просто тренировать, «а не искать деньги на поездки в другой город». В «Кривбассе» на сегодняшний день или в будущем возможно осуществление мечты?
– Боже мой, это было так давно мной сказано... Тогда, когда деньги на самом деле приходилось искать перед выездами. Сейчас другое время и другие проблемы. Давайте об этом не будем. Давайте не о моих мечтах.
8 лютого 2013 22:09