Томас Гримм об этике, судах и доверии к господину Денисову
Почему на матчах Премьер-лиги не становится больше зрителей и что с этим делать, как решить проблему с единым телевизионным пулом, зачем президент Ла Лиги Хавьер Тебас приезжал в Украину, каким должен быть формат Премьер-лиги – рассуждение об этом и о многом другом от президента УПЛ Томаса Гримма.
– В апреле прошлого года Вы говорили, что хочется видеть на трибунах больше зрителей. Что для этого делалось и почему зрителей больше не стало?
– Да, это действительно большая проблема Украины. Но это не проблема последнего сезона – такая тенденции продолжается уже несколько лет. Наш футбол в кризисе, на стадионы ходит очень мало людей, но, само собой, мы трудимся в этом направлении. И просим клубы не сидеть сложа руки. Это невероятно важно. Первый маленький прогресс в этом направлении есть – посещаемость хоть и немного, но улучшилась в этом сезоне.
– Какие пять шагов нужно сделать, чтобы увеличить посещаемость чемпионата Украины?
– Конечно же, нужно развивать инфраструктуру и создавать удобства для людей. Болельщикам должно быть приятно ходить на стадион. Мы, в свою очередь, должны повышать качество футбольного продукта. Только тогда мы убедим зрителя, и люди начнут постоянно ходить на стадионы. Это вызов для нас. Мы должны сделать наш продукт настолько привлекательным, насколько это возможно в принципе. Мы хотим, чтобы люди решали пойти не в кино или куда-то еще, а именно на футбольный матч.
– Одна из самых важных тем на данный момент – это единый телепул. Как сейчас обстоят дела в этом вопросе? Как Вы пытаетесь убедить Динамо, Зарю и Днепр-1, которые неоднократно высказывались против телеканалов Футбол 1 и Футбол 2, и голосовали против?
– Мы говорим о системе, которая работает в большинстве профессиональных лиг. Я убежден, что и в Украине может быть единый телетранслятор. То, что работает заграницей, может работать и здесь, не сомневайтесь. У стран, которые перешли к централизованному телепулу, прекрасные показатели. Конечно же, эти показатели добываются не за год и не за два, но динамика очень и очень хорошая.
Единый пул жизненно необходим Украине для развития футбола. Украине нужно использовать стратегии, которые успешно работают во многих европейских чемпионатах. Это я говорю исходя из своего опыта в этой сфере. В конечном итоге я надеюсь, что нам удастся убедить клубы поддержать идею единого телепула. Тем более, что у нашего проекта есть известные сторонники. В середине июля к нам в гости приедет президент Ла Лиги Хавьер Тебас, который обладает огромным опытом.
– Какая главная цель пребывания Тебаса в Украине?
– У визита господина Тебаса две цели. Во-первых, как Вы можете знать, в европейских турнирах с 2024-го года может быть внедрена новая система, которая будет более благосклонна к большим клубам, а клубы поменьше будут от нее страдать. Доступ к главным турнирам может быть ограничен. Это первый вопрос. А вторая цель – конечно, потому, что у него есть определенный опыт централизации телеправ в Испании – думаю, три года у них уже централизованная система. Надеюсь, он сможет убедить те клубы, которые сейчас колеблются или отказываются понимать, что сейчас это единственный способ развивать футбол в Украине должным образом.
– На пресс-конференции Вы сказали, что хотите создать комиссию по этике, которая будет регулировать отношения клубов и телетрансляторов. Кто в нее будет входить? Какие идеи и принципы работы этого комитета?
– Эти люди должны понимать, как здесь работают СМИ, должны иметь журналистский опыт, но также и быть независимыми – без принадлежности к какому-либо клубу. Они должны понимать, что можно сказать в рамках здоровой критики, а что за эти рамки выходит. Для этого в Украине уже есть ряд существующих инструментов. Например – Независимый Медийный Совет, созданный рядом журналистских общественных организаций как инструмент саморегуляции медиа. Он вполне может выступить в качестве органа, дающего оценку спорным с точки зрения этики ситуациям.
– Возможно, есть еще какие-то компромиссы? Быть может, у каждого клуба могут быть «свои» комментаторы? Может еще какие-то идеи?
– Конечно же, мы будем следовать определенным этическим нормам и стандартам во время обсуждения комментирования матчей. Как сказал господин Денисов, телеканалы Футбол 1/2, будучи официальным транслятором, должны нести определенную ответственность за свой продукт. Официальный транслятор должен равноудаленно и нейтрально освещать каждый клуб, потому что он представляет интерес каждого клуба. Одним из шагов, о которых мы договорились, это согласие телеканалов Футбол-1/2 на то, чтобы матчи клубов, которые в настоящее время критикуют телеканалы, комментировали комментаторы, номинированные этими клубами. Это в определенной мере беспрецедентный пример, когда телеканал позволяет вмешиваться в собственную кадровую политику – это большой шаг навстречу компромиссу.
Для чего ТРК «Футбол» Цыганык
– Будет ли голосование по итоговому контракту? Если да, то когда, учитывая, что старт сезона уже в этом месяце?
– Мы знаем, что у нас сжатые сроки. Окончательное решение будет принято на Общем собрании УПЛ 18 июля.
– Возможен ли вариант, при котором УПЛ начнет судиться с клубами, отказавшимися от конкретного предложения УПЛ о едином телепуле?
– Есть и такой вариант, ведь нужно следовать решениям футбольных органов и организаций. На данный момент УПЛ состоит из 12 клубов и нужно уважать мнение каждого. Но давайте уважать и мнение большинства. Если будут какие-то проблемы, мы будем возвращаться к этической комиссии и обсуждать их. Если клубы посчитают, что нарушены какие-то этические нормы, мы рассмотрим и это.
– Можете вспомнить случаи, когда такие суды происходили и решение принималось в пользу лиги?
– В Швейцарии, Германии, Англии такого не было. В Австрии, если я не ошибаюсь, были клубы, которые не соглашались с централизацией медиа-прав, пришлось прибегать к помощи судов.
– Перейдем к формату чемпионата. Как Вы считаете, к какому формату должна прийти УПЛ в ближайшие годы?
– Думаю, с нынешней медиа-ситуацией, а также политической и экономической обстановкой, на сегодня формат с 12 клубами является оптимальным. Рассчитывая на то, что эти факторы изменятся и будет больше готовых клубов – с новыми стадионами, финансами, достаточно хорошие в спортивном плане, утвержден план перехода к формату в 16 клубов. В этом сезоне все еще будет 12, в следующем – 14, а в сезоне 2021/22 – уже 16.
– Мы можем ожидать внедрение VAR в матчах УПЛ сезона-2019/20?
– Тестирование системы начнется с Суперкубка, и потом будет происходить в двух матчах в каждом туре, но только оффлайн. Будут обучаться и арбитры, и те, кто сидит за телеэкранами. Официально система будет использоваться во второй части сезона – но все еще это будет в экспериментальном режиме.
– После запуска VAR будут получать только два матча или больше? По какому принципу будут выбираться матчи с VAR?
– На первом этапе – да, как правило только по два матча (в зависимости от календаря и расписания в отдельно взятом туре может быть 1 матч или 3 игры). Принцип еще не определен. Это может быть жребий, когда все команды будут в равных условиях, либо же матчи будут выбираться по спортивному уровню. Лично я думаю, что VAR должен быть на всех матчах между Динамо и Шахтером. Возможно, если это будут решающие матчи – вылетит кто-то или нет, или может быть, выйдет в еврокубки – мы обсудим этот вопрос в будущем. У нас есть еще полгода, чтобы это решить. В любом случае, это будет решение УПЛ, которое должно согласовываться с Комитетом арбитров УАФ.
– Сколько будет стоить украинскому футболу использование VAR?
– Это недешевое удовольствие. Само оборудование очень дорогое – больше 100 тыс. евро за один комплект. Плюс затраты на его обслуживание, а также на дополнительную бригаду арбитров. В этом сезоне все затраты на себя взяла УАФ, но начиная со следующего УПЛ и клубы должны будут принять участие в финансировании VAR. Мы же, учитывая опыт этого сезона, подготовим наиболее целесообразную модель использования VAR.
– Расследование национальной полиции показало, что 67% украинских футбольных клубов замешаны в договорных матчах. Как сейчас продвигается расследование, и как лично Вы помогаете этому процессу?
– После обнаружения этой проблемы в апреле прошлого года мы стали тесно сотрудничать как с Национальной полицией, так и с государством. Мы приняли решение, что в случае выявления попыток или признаков матч-фиксинга, мы можем приостановить игру и предупредить ее участников о том, что матч находится под мониторингом. Также мы договорились и приняли решение о прекращении передачи данных о ходе матчей в чемпионатах U-19 и U-21 в режиме «live», так как они могли использоваться нелегальными букмекерскими конторами для незаконных ставок на эти матчи. В принципе, за последний сезон не было никаких ситуаций по поводу матч-фиксинга в украинском футболе. Я надеюсь, что мы сможем искоренить эту проблему полностью.
– Новичок УПЛ Колос в первой части чемпионата планирует играть на стадионе имени Лобановского, но затем перебраться на свой стадион. Его вместимость – 4800 зрителей, а пункт 7.2. регламента УПЛ требует, чтобы на трибунах было минимум 5000 мест. Как будете решать этот вопрос?
– Это правила УАФ, и этот вопрос находится в компетенции органов по аттестации УАФ. Думаю, это было исключение, которое, тем не менее, позволило остаться в рамках регламента. В любом случае, Колос активно занимается строительством домашнего стадиона, и мы надеемся, что уже в этом сезоне клуб будет играть у себя дома.
– Какие достижения Вы назовете своими главными на посту президента украинской Премьер-лиги?
– Хороший вопрос. Думаю, главное достижение – что мы прошли сезон без больших скандалов, у нас были хорошие, качественные матчи на всех уровнях. Главный шаг, я считаю – это предложение клубам о централизованном пуле. Конечно же, цифры не соответствуют ожиданиям, но, тем не менее, я считаю, это большой шаг для того, чтобы дальше развиваться клубам.
– Ваш контракт действует еще около года. Планируете ли Вы задержаться в украинском футболе на более долгий срок?
– Это будет зависеть от клубов. Они меня выбрали. Если они решат, что им снова нужен президент, который постоянно будет находиться здесь, разговаривать на украинском языке – тогда будет другой президент. Но я не заглядываю в будущее больше, чем на полгода вперед.
17 липня 2019 13:48