Сьогодні 25 серпня 2025 р.

УПЛ: куда уходит зритель?

Алексей РЫЖКОВ

Статистика убедительно свидетельствует о том, что матчи нынешнего сезона – наименее посещаемые за всю историю независимости украинского футбола.


Во второй половине сороковых годов прошлого века послевоенные стадионы заполнили фронтовики, не понаслышке знающие, почем фунт лиха. Как можно было футболистам волынить, когда на тебя смотрит столь взыскательный наблюдатель?
 
В 1960-е на трибуны потянулся оттепельный люд. Он уже жег газеты-факелы в честь чемпионства любимой команды, открыто диссидентствовал на стадионных лавках, не расставаясь с кукишем в карманах для партийных бонз. Еще позже, в расцвет застоя, зародилось фанатское движение.
 
Болельщики облачились в яркие двухцветные шарфы, сложили нехитрые речовки, переиначили на футбольный лад слова популярных песен. В перестроечную пору массовыми стали выезды горячих поклонников того или иного клуба на матчи в другие города, а в ранних 1990-х – и страны.
 
Союз распался, и на первых порах украинский футбол лишился массового болельщика. Трибуны заполнялись лишь самыми ярыми фанатами, которые не могли себе представить жизни без любимой игры. А собственно футбол тогда был не в тренде. Насущные заботы обывателя побеждали популярную игру. И в течение семи первых чемпионатов Украины средняя посещаемость матчей внутриукраинского календаря не превышала 6000 зрителей.
 
Однако к концу девяностых футбольная жизнь в Украине стала налаживаться. Третий приход Валерия Лобановского в «Динамо», успехи популярного клуба на евроарене подняли интерес к спорту номер один. На рубеже веков посещаемость стала расти, и в сезоне-2001/02 приблизилась к десятитысячной отметке.
 
Этому поспособствовал и приход в отечественный футбол весомых финансов, и амбиции «Шахтера», не желавшего мириться с тотальной гегемонией «Динамо» и задекларировавшего борьбу за чемпионство. Интрига манила народ на трибуны.
 
А затем случилась трагедия – ушел из жизни Лобановский. И народ снова стал обходить стадионы стороной. Так продолжалось несколько лет, а с середины первого десятилетия нового века начался постепенный рост. Но уверенно перейти 10-тысячную отметку цифра средней посещаемости чемпионата Украины смогла только в начале 2010-х.
 
Тому причинами стали возросший уровень конкуренции на самом верху турнирной таблицы, проведение в Украине Euro-2012, возведение новых комфортабельных арен, реальная борьба за чемпионство с участием четырех (!) клубов, триумф «Шахтера» в Кубке УЕФА, большой приток инвестиций в украинский футбол.
 
…В КАКИЕ ГОРОДА?
 
В Киеве, Донецке, Харькове, тогдашнем Днепропетровске, Львове, Одессе трибуны стали обильно заполняться. И футболисты, игравшие в чемпионате Украины (а в ту пору у нас было немало мастеровитых легионеров, свои звезды не так засматривались на Запад в качестве места приложения футбольных талантов, вернулся в Украину и обладатель «Золотого мяча»-2004 Андрей Шевченко), демонстрировали высококлассный футбол.
 
Но все в мире преходяще. Закончился и «золотой век» интереса к футболу в Украине. Закончился, увы, из-за военных действий на территории нашей страны. Немало команд вынужденно покинули родные города. Матчи гастролеров на нейтральных полях, как правило, не вызывали ажиотажа. Кривая посещаемости рванула вниз.
 
В нынешнем сезоне средняя посещаемость премьер-лиги чемпионата Украины достигла абсолютного минимума за все годы независимости. По состоянию на середину декабря она не дотягивает и до пяти тысяч человек на одной игре!
 
Причины столь печального явления? Конечно, от войны никуда не уйдешь. Она в этом ряду всегда будет стоять на первом месте. Однако есть и другие факторы, влияющие на зрительский интерес. Широко разрекламированное сокращение элитного дивизиона до 12 команд имело своей целью рост интереса к футболу за счет увеличения числа топовых матчей.  Как показывает практика, эта идея пока себя не оправдывает. Можно только представить, насколько уменьшится число зрителей по весне на матчах команд второй шестерки!
 
Наличие же 16 команд позволило бы расширить географию турнира (а с ней и посещаемость, скажем, в неизбалованных большим футболом Черкассах, Чернигове, Ровно, соскучившихся по большому футболу Харькове и Мариуполе). Уверен, что и в игровом плане верхушка современной первой лиги сможет конкурировать на высшем уровне. Нынешний розыгрыш Кубка Украины это наглядно показал.
 
Если никто не вылетит в текущем сезоне из элиты, а пополнят премьер-лигу четыре лучших команды первой лиги, думаю, что зрителей на трибунах ощутимо прибавится. Как вариант, переходные матчи между последней команды вышки и 5-й командой второго по силе дивизиона. 
 
…И ГДЕ НАЙТИ НАМ СРЕДСТВА?
 
Еще один немаловажный фактор – стоимость билетов. Если мал спрос на товар, цена на него, как правило, снижается. А в морозную погоду, чтобы привлечь людей на трибуны, цены можно оптимизировать. Или, как сделало «Динамо» перед матчем с «Шахтером», – угостить преданных фанов бесплатным чаем.
 
Отворачивается зритель и от фальши. Постановочные спектакли с гордым названием «матч команд премьер-лиги», о которых узнают букмекеры, а затем информацию об этом доносят до широкой общественности медиа, увы, изживаются из нашего футбола крайне медленно. Какой зритель  поверит единожды солгавшему? А не единожды?
 
Борьба за зрителя в условиях кризиса интереса к массовым мероприятиям должна по идее обостряться. Да, наши трибуны стали более комфортными, да, на многих стадионах не проблема перехватить бутерброд, подкрепиться чаем. Но почему так мало креатива? Почему, например, в преддверии 8 марта не одарить женщин-болельщиц билетами на футбольные матчи? Почему не сделать льготными билеты (скажем, за полцены) для болельщиков старше 65 или 70 лет?
 
Почему не вернуться к практике проведения лотерей во время футбольных матчей? Пусть розыгрыш машин, как во второй половине 1980-х, выглядит по нынешним временам неуместным, но разыграть клубную атрибутику – вполне можно.
 
Способов привлечь народ на трибуны множество. Но главный фактор – это все-таки сам футбол. Вот именно его, родимого, а не закулисных интрижек и подлых провокаций на футбольном поле хотелось бы видеть как можно больше. При всем креативе пиарщиков, главное, что привлекает народ на трибуны, это Игра!
 


ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЧЕМПИОНАТОВ УКРАИНЫ

 

Сезон  Игры  Зрители

 

всего, тыс.  в среднем

 

1992  182  1038  5 703 

 

1992/93  240  1436  5 985

 

1993/94  306  1802  5 887

 

1994/95  306  1697  5 546

 

1995/96  304  1790  5 887

 

1996/97  239  1391  5 819

 

1997/98  239  1405  5 879

 

1998/99  240  1821  7 588

 

1999/00  240  1941  8 089

 

2000/01  182  1700  9 339

 

2001/02  182  1766  9 702

 

2002/03  240  1779  7 413

 

2003/04  240  1856  7 734

 

2004/05  238  1738  7 302

 

2005/06  241  1908  7 919

 

2006/07  239  2163  9 050

 

2007/08  239  2040  8 536

 

2008/09  240  1817  7 570

 

2009/10  240  2159  8 995

 

2010/11  240  2216  9 235

 

2011/12  240  2715  11 312

 

2012/13  239  3005  12 572

 

2013/14  222  2423  10 913

 

2014/15  181  1112  6 143

 

2015/16  172  861  5 008

 

2016/17*  107  460  4 296

 

Всего  5978 46039 7 701

 

* на 15.декабря 2016 года.

15 грудня 2016 10:28







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

УПЛ-2025/26. Огляд матчів 3-го туру

 

19 серпня 2025 20:30

Яцик: від академії до першого голу за основу «Динамо»

 

19 серпня 2025 20:23

Україна, 3-й тур. Зоря – Кривбас. Огляд матчу

 

18 серпня 2025 21:24