«Заря» намерена подняться еще выше!»
Под началом Виктора Скрипника луганская «Заря» продолжает прогрессировать. Несмотря на кадровые потери, в минувшем чемпионате луганчане вновь стали третьими и, кроме того, пробились в финал кубка страны. О процессах, происходящих внутри команды, мы откровенно пообщались с одним из ее лидеров – Владиславом Кабаевым.
– «Заря» финишировала с небольшим, 4-очковым отставанием от «Шахтера» – вот когда аукнулись поражения в первых турах. Могли стартовать удачнее?
– Могли, да, похоже, помешали проблемы с самооценкой. У меня, по крайней мере, проскакивала мысль, что после «бронзы»-2020 дальнейшие победы никуда не денутся, что как минимум повторить этот результат труда не составит…
На самом же деле стало сложнее. Соперники приноровились к игре «Зари», настраивались на нее если не как на «Динамо» с «Шахтером», то близко к тому. В наказание за расхлябанность получили мы по шапке от «Десны», потом от «Мариуполя»… К счастью, этого хватило, чтобы прийти в чувство.
– Тренер принял меры?
– Конечно, он говорил с нами. Спокойно, без чрезмерных эмоций. Просто подчеркнул, что мы умеем играть в футбол, надо только навести порядок в головах. Навели – и дела сразу пошли на поправку.
– Два года назад, еще не успев познакомиться с Виктором Скрипником, вы выказывали надежду, что он как специалист, сформировавшийся на Западе, привнесет в команду свежую струю. Ожидания оправдались?
– На все сто. Скрипник дал «Заре» очень много – вам любой это скажет.
Он с головой окунулся в процесс, готов делиться с нами всем, что знает сам. Как мяч принять вполоборота, как головой покрутить и оценить обстановку... Азы, казалось бы. Но эти советы работают!
Психологический подход тренера – отдельная тема. Никакой накачки, никаких криков. Если ты, конечно, раз за разом не совершаешь на поле одни и те же глупости… Обычно Виктор Анатольевич просто поясняет, как исключить промахи в дальнейшем. Я сам, говорит, играл, ошибался и знаю, что критика часто бывает излишней – футболист и без того переживает.
В итоге мы и сами не заметили, как стали действовать раскованнее. Ушла боязнь обрезаться, подвести команду. Все это сказывается и на игре, и на результате.
– Что отличает Скрипника от тех наставников, с которыми вы работали ранее, – Романа Григорчука, Александра Петракова, Александра Бабича, Юрия Вернидуба?
– У каждого из них есть свой конек. Например, у Григорчука многое завязано на тактике, Петраков и Вернидуб – отличные мотиваторы. Бабич, с которым я еще успел поиграть в «Черноморце», показал, как можно сплотить молодой коллектив…
Скрипник же попросту перезагрузил нашу команду. Что было до него? Перед «Зарей» всегда стояли серьезные задачи, и, чувствуя постоянное давление, мы стали какими-то зажатыми, скованными. Сейчас, как я сказал, все это ушло. Тренер помог нам раскрепоститься, поверить в свои силы, познакомил с принципиально новой тактической схемой. Увлек по-настоящему!
Мне – 25, любимым делом занимаюсь давно, но я и подумать не мог, что буду получать от футбола такое удовольствие! Говорил с ребятами – они испытывают те же чувства. И даже отдельные неудачи не в состоянии затмить этот праздник.
– При общении с командой Скрипник приводит примеры из своей немецкой практики?
– Да, особенно часто он это делал поначалу, чтобы перевести нас в другой рабочий режим. Рассказывал об умении футболистов в Германии разграничивать досуг и профессиональные обязанности. Сегодня ты побеждаешь, празднуешь, но завтра уже пашешь с удвоенной энергией. Вспоминал такие истории – просто космос! Подтверждал, что в Бундеслиге никто не носится с футболистами – каждый сам заинтересован показать свой наивысший уровень.
Скрипник постоянно подстегивает нас и держит в тонусе. Ваша дальнейшая карьера, говорит, – в ваших руках и в ваших же головах. Призывает не довольствоваться малым. Дескать, если есть желание уехать играть за границу, то нужно думать не об одном-двух сезонах в новом чемпионате, а о том, чтобы с вами потом захотели продлить контракт.
– Мирча Луческу, реанимировав «Динамо», акцентировал внимание на психологии победителей, которую он привил молодым игрокам. Скрипник проделал с футболистами «Зари» то же самое?
– Мы и при Юрии Вернидубе всегда настраивались только на максимум. Ничья приветствовалась разве что в матчах против «Динамо» и «Шахтера». Тут скорее речь об уверенности, которой раньше не хватало футболистам, и которая появилась благодаря новому тренеру. В этом плане наша и киевская ситуации действительно похожи.
– Как команде дался переход к «ромбу» – схеме, ставшей настоящим откровением для УПЛ?
– Конечно, сложности возникали, так как многим пришлось перестраиваться и привыкать к новым позициям. Я и Артем Громов перестали быть чистыми крайними нападающими, Владу Кочергину пришлось опуститься ниже… Но главное, что в итоге «ромб» себя оправдал. Знаете, какое это удовольствие, когда твоя команда контролирует мяч, а у соперников ничего не получается! Не раз слышал, особенно в предыдущем сезоне, как они жаловались своим тренерам. Их в центре больше, кричат, мы не знаем, как играть с ними, как перекрывать. Помню, после одного из матчей подходили динамовцы, признавались, что с «Зарей» им пришлось очень туго, и что раньше такого напряга не было. Приятно.
Даже сейчас, когда «Зарю» хорошо изучили, наша тактика остается эффективной – турнирная таблица подтверждает это.
– Прошлым летом «Зарю» покинула группа футболистов, игравших в луганском «ромбе» ключевые роли. Много времени понадобилось, чтобы компенсировать эти потери?
– Немало. Саня Тымчик с Бодей Михайличенко, например, на краях проделывали просто колоссальную работу – бывало, хочешь им помочь в обороне, а они отсылают вперед, говорят, что справляются сами. Очень не хватало Жени Чеберко, который начинал большинство атак, Боди Леднева, который и забивал, и отдавал…
Но на место ушедших пришли новые ребята – немного другие качества и другие характеристики, зато такое же желание работать на команду. Перестраиваться пришлось не только им – некоторые матчи, например, «Заря» теперь проводила в три нападающих, а я осваивал функции «десятки». Было сложно, но ничего – справились.
– Не смена ли позиции частично повлияла на вашу результативность? В 21 игре завершившегося чемпионата – ни одного забитого мяча…
– Не хочу искать оправданий. Да, мне необходимо было адаптироваться к новым тактическим задачам, но в любом случае моменты для взятия ворот у меня имелись, и я должен был их реализовывать. Тренер указывал на это, но в достаточно мягкой форме. Однажды в шутку пообещал мне давать за гол по сто долларов. Несколько раз я даже заключал пари с его помощником – напроигрывал гору шоколадок…
Совру, если скажу, что эта ситуация не давила, хотя я и чувствовал, что в целом провожу неплохой сезон. У меня набралось шесть или семь голевых передач – пристойный показатель, но все равно хотелось большего. Я остаюсь игроком атаки, и голы – часть моих прямых обязанностей. Потому надеюсь, что в следующем чемпионате картина будет другой.
– В то же время вам удалось забить на выезде АЕКу, который «Заря» в итоге опередила на групповом этапе Лиги Европы. Третье место в компании с «Лестером» и «Брагой» – закономерный результат?
– Сложно сказать. Итоговый расклад предопределили поражения в домашних матчах – португальцам и тому же АЕКу. И ведь выглядели достойно – ни по владению не уступали, ни по моментам. Но в обоих случаях слишком быстро пропускали, сами создавая себе проблемы... Во втором круге вроде бы вернулись в игру, привезли три очка из Афин, даже «Лестер» одолели в Запорожье. Но было уже поздно.
Если в августе опять пробьемся в группу, очень важно не доводить дело до таких качелей, а сразу включиться на полную катушку. Надеюсь, к тому моменту уже будем играть со зрителями. Без них даже в Англии с ее стадионами и полями кажется, что участвуешь в спарринге…
– Лига Европы дала возможность по-настоящему блеснуть иранскому новичку «Зари» – Аллахьяру, в итоге ставшему одним из открытий сезона. Насколько легко он вжился в ваш коллектив?
– Если ты – профессионал, если нормально относишься к своим партнерам и своим обязанностям, то люди сами к тебе потянутся. Так было с Жоэлем Абу-Ханной, который пришел в «Зарю» в 2019-м, так произошло и с Аллахьяром. У нас нет ни дедовщины, ни группировок, потому адаптация не заняла много времени. Очень скоро парень уже понимал наши шутки, юморил сам. Со стороны видно, что ему тут интересно, что ему нравится отношение со стороны команды и тренера, и что никуда он сейчас уходить не хочет.
– С какими напутствиями Скрипник провожал в отпуск?
– Поблагодарил за сезон, попросил набраться сил и новых эмоций перед тяжелой работой на сборах. Мы разъезжались после проигранного кубкового финала, и настроение было – так себе. Мечтали об одних медалях, а получили другие. Хотя Киев был объективно сильнее, до трофея не хватило самой малости.
– Вы согласились бы на аналогичный результат «Зари» по итогам следующего сезона – на «бронзу», групповой раунд Лиги Европы и выход в финал Кубка Украины?
– Нет. Я верю, что мы движемся в правильном направлении, и знаю, что мы должны ставить перед собой новые задачи. «Заря» уже доказывала, что может обыгрывать и «Динамо», и «Шахтер». Доказывала, что может быть конкурентоспособной в Европе. Кто-то нацеливается на чемпионство, а мы попробуем взять «серебро» – то есть подняться на одну ступень выше. Пока – на одну.
***
Владислав КАБАЕВ
Атакующий полузащитник/нападающий луганской «Зари».
Родился 1 сентября 1995 года.
Рост – 176 см, вес – 55 кг.
Карьера: «Черноморец» Одесса (2014-17), «Заря» Луганск (с 2017-го).
В Премьер-лиге Украины провел 137 матчей, забил 10 мячей.
В Кубке Украины – 10 матчей.
В еврокубках – 17 матчей, 1 мяч.
Бронзовый призер чемпионата Украины (2020, 21).
За юношескую сборную Украины (U17) – 3 матча.
За молодежную сборную Украины (U20/U21) – 15 матчей.
Участник ЧМ-2015 (U20) – 4 игры.
17 червня 2021 08:20