Шиндер: ««Мюллера помню, Нойеру не забивал»

Антон Шиндер. Когда год назад главный тренер полтавской «Ворсклы» Василий Сачко говорил, что ему всегда нравилась игра сборной Германии, он еще не знал – скоро в команде появится настоящий продукт немецкого футбола. Та самая маШиНА... Причем многим на поле Антон Шиндер напомнит самого Василия Викторовича.
Нападающий Антон Шиндер с ходу оправдал ожидания болельщиков и специалистов, сумев преодолеть не самую удачную полосу в своей карьере. За год выступлений за бело-зеленых фактурный форвард забил 11 голов. Для начала и для Полтавы – очень даже неплохо.
– Антон, твое спортивное воспитание, которое ты получил в Германии, совпало с целым комплексом реформ детско-юношеского футбола страны. Немцы так сильно расстроились из-за провала на Евро-2004, когда не вышли из группы, что решили в корне поменять образовательный и менеджерский процесс! Ты это сумел на себе прочувствовать?
– Признаться, нет. Там и до этого все было на таком высочайшем уровне, что я и думать не мог, что бывает лучше (улыбается)...
В Германию мы с родителями переехали в 2002 году, как раз после чемпионата мира в Японии и Корее. На этом турнире немцы играли в финале – не думаю, что болельщиков сильно расстроил такой результат. Хотя руководители, видимо, смотрели на шаг вперед и оперативно среагировали на первую же неудачу.
– Что тебя сразу поразило в Германии после Сум?
– Организация, порядок, дисциплина, условия. В Украине все это присутствует в «Динамо», в «Шахтере», может, где-то еще, а там подобным может похвастать любая команда из любой деревни. Мне кажется, что даже в любительской немецкой лиге за полями ухаживают на порядок лучше, чем в наших профессиональных клубах!
Перед чемпионатом мира 2006 года в этой стране вообще был настоящий футбольный бум. Кстати, ты прав. Меня тогда больше всего поразило, что внимание общественности и руководителей было приковано не только к первой сборной, от которой ждали хорошего результата на домашнем форуме, но и к детско-юношеским школам.
– Главное отличие в тренировочном процессе назовешь? Тесты вы наверняка там не бегали...
– В общем, да. Помню, у нас приезжаешь играть против «Динамо», а там все по 180 сантиметров – и это в 14 лет. В Германии такого нет. Физическая готовность, антропометрия там далеко не на первом месте. Главный упор делается на технику. В 10 лет там никто на все поле не играет – маленькие площадки, маленькие ворота.
– В Германии ты, кажется, попал в рядовую команду какой-то очень низкой лиги.
– Так и было. «Ян» из города Регенсбурга звезд с неба не хватал, выступал в третьем дивизионе, хотя юношеские коллективы периодически добивались успеха. Мне повезло с командой и-19 сыграть в настоящей бундеслиге – против «Баварии» и других грандов.
– Кто тебе тогда запомнился в Мюнхене?
– Томас Мюллер, Хольгер Бадштубер.
– А Мануэлю Нойеру забивал?
– Нет (улыбается). Дело в том, что юношеская лига в Германии разделена на две части, а Нойер тогда выступал за «Шальке», который играл в другой группе.
– Ты застал в Регенсбурге легендарного Марио Баслера?
– Да, он принял первую команду «Яна», но проработал недолго. Что-то у него не получилось.
– Помнишь его сумасшедший гол в ворота Александра Шовковского в 1999году?
– Конечно! Я тогда не пропускал ни одной трансляции матчей Лиги чемпионов с участием «Динамо». Для нас с отцом это всегда было событием.
– Болел за киевлян?
– Думаю, за ту команду в 1999 году болела вся Украина.
«Немцы были в шоке, когда я проспал»
– В Германию ты переехал на ПМЖ с родителями, а как ты попал в футбольную школу?
– Пришел и записался в секцию. Меня больше всего поразило первое знакомство с тренером. Мы с отцом просто решили все разузнать (когда просмотр или тренировка), а он посмотрел, что я в спортивном костюме и каких-то кроссовках, бросил мяч и говорит: «Давай, покажи, что умеешь!» Вот так и прошло мое первое занятие (улыбается).
– Язык быстро выучил?
– За год. Деваться было некуда. На поле все понимал, а в быту поначалу было непросто. Бывало, на игры не приезжал.
– Это почему?
– Тренер говорил, когда сбор, а я что-то не так понимал. Потом сплю дома – звонок. «Ты где?» – спрашивают.
– Немцы, наверное, были в шоке!
– Да, там с дисциплиной строго. Меня даже отчислить хотели – за прогулы (улыбается). Предупредили, сказали, чтобы это было в последний раз, а потом начали вешать на стену расписание. С тех пор я уже ничего не путал. Немецкая школа мне многое дала. Такая закалка!
– С какого возраста там пьют пиво после игры?
– С пеленок (улыбается). Официально этот напиток разрешен с 18-ти лет, но мы его употребляли и в 17. Тренер советовал. Говорил, что это помогает восстанавливать силы. Правда, при условии, что ты выпьешь не больше двух бутылочек по 0,33.
В холодильнике в раздевалке всегда стоял ящик пива. После каждой тренировки можно было его спокойно выпить, пообщаться. Там это в порядке вещей. Пивная страна!
– В Украине после Германии хмельной напиток, наверное, не идет.
– Почему? Сейчас и у нас научились варить нормальное пиво. Хотя там лучше (улыбается).
«Бундестим нынче не тот, что был в 2014-м»
– Немецкая тема проходит через наш разговор красной нитью, к тому же первый матч на Евро-2016 сборная Украины проведет против бундестима. Как ты считаешь, это хорошо или плохо?
– Думаю, хорошо. Появится возможность сразу почувствовать тот уровень, к которому нужно стремиться на подобных турнирах.
– Немцы – фавориты чемпионата Европы?
– Полагаю, что они сейчас находятся не в той форме, в которой были два года назад, когда победили на ЧМ в Бразилии. Рискну предположить, что выиграть Евро им будет очень тяжело.
– Признайся, тебе еще не снилось, как ты выходишь на поле в поединке за сборную Украины против Германии?
– Нет, таких снов не было (улыбается). Хотя подобные мысли, чего скрывать, посещают. Как и каждый футболист, я очень хочу выступать за главную команду страны, а сыграть именно против немцев – это, наверное, мечта. Что ж, впереди четыре месяца, и все будет зависеть только от меня.
– Осенью 2011 года такая возможность была совсем рядом.
– Рядом – не считается (улыбается). В сентябре меня вызывали на матчи с Уругваем и Чехией, и я был счастлив, что дебютировал за сборную. Но на поединок с немцами, открывавший НСК «Олимпийский» после реконструкции, меня не вызвали.
– В заявку национальной команды на ЧЕ-2016наверня-ка попадут четыре нападающих. Кому ты в данный момент отдаешь предпочтение? При условии оптимальных физических кондиций.
– Думаю, Роману Зозуле, Марко Девичу, Евгению Селезневу. Одно место пускай остается вакантным (улыбается).
«К бразильцам у Луческу трепетное отношение»
– Антон, когда-то говорили, что в большие клубы по два раза не приглашают, но «Шахтер» является исключением из правил. Ты ведь приезжал в Донецк дважды!
– У меня немножко другой случай, ведь первый раз я попал в эту команду еще в юном возрасте. Да и то толком там не побыл.
– Что помешало тогда закрепиться?
– Меня пригласил на просмотр Николай Федоренко, мы поехали «дублем» на Кубок Содружества, и после этого турнира покойный Виктор Прокопенко сказал, что меня берут. Хорошая тогда была команда – Евгений Селезнев, Артем Федецкий, Денис Кожанов, Руслан Фомин.
Впрочем, перейти в «Шахтер» сразу я не мог. Хотел закончить немецкий колледж, получить образование, и руководители горняков, спасибо им, пошли мне навстречу. Но когда я приехал в Донецк летом, там многое изменилось. Во-первых, не стало Прокопенко, во-вторых, юношеским сектором начали заведовать специалисты из Голландии. У них, по-моему, возникли определенные разногласия с Федоренко. В общем, недолго я там поиграл и вернулся в Германию...
– Второй раз тебя в «Шахтере» приняли намного солиднее. Не так ли?
– Конечно. Но тут я попал в первую команду, так что сравнивать не имеет смысла.
– За «основу» «оранжевочерных» ты провел один матч – в Кубке Украины. Спрашивать, что помешало закрепиться в составе горняков, в такой ситуации не совсем резонно...
– Таково было видение Мирчи Луческу, а тренер, как известно, всегда прав. Я на него не обижаюсь – не видел он меня в составе, что тут поделаешь.
– Какое впечатление произвел на тебя румынский наставник, так сказать, вблизи?
– Самое благоприятное. Это прекрасный тактик, знающий об игре любого соперника каждую мелочь. Очень сильный специалист.
– Ходила такая шутка, мол, Луческу всегда просил привезти такого нападающего, который бы не был сильнее Луиса Адриано. Ты ее слышал?
– Нет (улыбается). Но заметил, что к бразильским игрокам у него было особое отношение. В этом, к слову, нет ничего плохого – просто он делает на них ставку в атаке, вот и доверяет им безгранично. Трепетно к ним относится.
«В еврокубках впервые сыграл против «Байера»
– В «Шахтер» ты пришел из «Таврии». А как ты согласился переехать из Германии в Крым?
– Решался, если честно, долго. Все-таки нужно было многое менять в своей жизни, а у меня как раз ребенок родился. Впрочем, дальнейшие события показали, что я не прогадал.
Я был в отпуске, мы собирались с женой на море, в Турцию, и тут позвонил агент, сказал, что есть такой вариант. Меня приглашали на просмотр, «Таврия» как раз выиграла Кубок Украины и готовилась к Лиге Европы. Перспективы выступления в этом турнире меня, в общем-то, и подкупили, хотя для начала нужно было убедить тренеров в своей состоятельности.
– Убедил – и дебютировал в еврокубках. Символично, что произошло это в матче против немецкого клуба!
– Да, поединки с «Байером» мне запомнились. Хорошие были игры! Причем мы выглядели совсем неплохо, несмотря на 1:6 по сумме двух матчей. Просто в Леверкузене тогда строилась перспективная команда. С Ларсом Бендером, Артуро Видалем, Штефаном Кисслингом.
– Первый сезон в Симферополе у тебя ушел на притирку, а во втором ты чуть было не стал лучшим бомбардиром чемпионата Украины!
– Не преувеличивай (улыбается). Я тогда забил 11 мячей, а этого недостаточно. По ходу первенства, правда, шел в лидерах, но потом немного отстал.
– Ты не считал, сколько поменялось тренеров за три года твоего пребывания в «Таврии»?
– Давай вместе посчитаем – Сергей Пучков, Валерий Петров, Семен Альтман, Олег Лужный, Янис Христопулос. Получается, пять.
– В Германии такое возможно?
– Да такое везде возможно, все зависит от результата. Хотя вопрос правильный– все-таки немцы более терпеливые, дают тренеру время, чтобы создать команду.
«В «Ворскле» мне очень комфортно»
– Черное море показалось тебе настолько родным, что потом ты к нему вернулся. Только на этот раз в Одессу. Почему у тебя не пошло в «Черноморце»?
– Наверное, не вписался в тренерскую модель Романа Григорчука. Мне там все нравилось – город, стадион, болельщики, но наставник, как по мне, был специфический. Возможно, я в чем-то был не прав, но не нашли мы с ним общий язык– вот и все.
– Может, ты плохо конспекты писал на теоретических занятиях?
– Когда я попал в команду, их уже практически никто не писал. Редко.
– Неужелидействительно футболисты сидели за партами с тетрадками?
– Да, все конспектировали. При этом наставник мог поднять и сказать: «Объясни-ка мне комбинацию Коул – Йорк». Помнишь, играли такие ребята в «МЮ»?
– Конечно, помню.
– Один пропускал между ног, второй принимал– была у них такая фишка.
– У Григорчука хватало подобных заготовок?
– Их было достаточно. К слову, это неплохо работало. Заучивали на теории все комбинации, тренер давал им кодовое название, а потом на поле не нужно было ничего объяснять. Сказал: «Коул– Йорк», – и всем все понятно.
– Стиль игры «Ворсклы» тебе подходит больше. Согласен?
– Со стороны виднее. В Полтаве я действительно провел неплохой год, но хочу, чтобы следующий был еще лучше.
– Говорят, что Василий Сачко видит в тебе себя самого на поле. Правда?
– Не знаю. Тяжело сравнивать, хотя я, конечно, помню, как он играл.
– Сборы в «Ворскле» тяжелые?
– На всех сборах сложно, но терпимо. Мы знаем, ради чего все это делается. Мне в этой команде комфортно. Тут одна большая семья – руководители, тренеры, футболисты.
«Недавно заплатил штраф – 10 евро»
– Чем ты занимаешься в свободное время?
– У нас сейчас проходит турнир по Play Station, так что литературу читать некогда.
– Наверное, за «Баварию» играешь?
– Догадаться было несложно (улыбается).
– Книги, говоришь, не читаешь. А раньше читал? Например, Чехова – ты же Антон Павлович!
– В детстве «Каштанку», конечно, прочел. Потом что-то еще попадалось – «Дядя Ваня», «Дама с собачкой». В последнее время больше кино люблю. Понимаю, что читать нужно, но уж больно увлекают меня исторические фильмы.
– На немецком тоже смотришь?
– Да, ходим с женой, когда я прилетаю в Германию. Сейчас семья у меня там, так что как только выпадает хотя бы три выходных, я сразу сажусь в самолет.
– Ты с супругой где познакомился?
– В Нюрнберге. В Германию она переехала с родителями из Латвии.
– Я так понял, что в твоей жизни часто меняются декорации. Прилетаешь в Украину – попадаешь в другой мир?
– Почему же, Киев – это Европа. Правда, когда выезжаешь на трассу и едешь в Полтаву, сразу вспоминаешь немецкие дороги (улыбается).
– Ты в Германии часто нарушаешь правила?
– Пару случаев было. Недавно вот не там, где нужно, припарковался. Пришел штраф – 10 евро.
– В Украине ездишь по немецким правилам или с мыслями: «Пройдет, можно договориться»?
– Коль уж у нас такой откровенный разговор получается, тогда отвечу честно – с мыслями (улыбается). Но обещаю исправиться!
Евгений ГРЕСЬ, «Команда»
3 лютого 2016 11:54