Павлов: «За прогресс – премия»
Главный тренер «Ильичевца» подвел итоги турецкого сбора, рассказал, за что штрафовал своих подопечных и объяснил, в чем специфика работы с молодым коллективом.
– Все ли задуманное удалось выполнить на последнем этапе подготовки к весенней части чемпионата? – интересуюсь у опытного наставника азовцев.
– Я первый раз провожу с этими ребятами зимние сборы и заметил одно очень интересное качество, которого в прежних коллективах не наблюдал. Возможно, все потому, что средний возраст бывших команд 25 лет и старше, а здесь – все молодые ребята. Так вот: во время предсезонной работы я всегда говорю своим подопечным, что если что-то дается уж очень тяжело, то можно пропустить занятие.
Небольшая пауза еще никому не вредила. А мои нынешние игроки терпят до последнего. Может им просто неудобно признаться, что они устали? От этого вероятно такое большое количество травм, с которыми нам пришлось столкнуться на этих сборах. Молодежь еще не научилась прислушиваться к своему организму. А ведь нужно уметь вовремя останавливаться.
– Приведите примеры подобного альтруизма?
– Пожалуйста. Летом, когда я только познакомился с командой, мы проводили сборы в Австрии. В аренде «Ильичевца» тогда находился Коля Ищенко. Он тренировался в общей группе, а когда дело дошло до сдачи теста, сказал, что у него где-то что-то тянет. Разумеется, невольно закралась мысль, что парень надумал «сачкануть», чтобы пропустить норматив. Однако через два дня, когда игрок уже вернулся в общую группу, он подошел ко мне и попросил отдельно сдать тот самый тест.
О чем это говорит? И тот факт, что Ищенко и Гречишкин оказались в числе игроков, которые получили шанс от «Шахтера», многое подтверждает. У первого был определенный игровой опыт, а у второго огромное желание проявить себя. Оба в полной мере воспользовались предоставленным им шансом. Ищенко своим старанием добился возвращения в донецкий клуб, а Гречишкин подписал с чемпионами многолетний контракт.
– Что вас на данный момент больше всего волнует перед возобновлением сезона?
– Наверное, переживаю, что кое-кто не сумеет восстановиться до игры с запорожским «Металлургом». Конечно, не сомневаюсь, что все рвутся в бой, так как у всех сейчас огромное желание играть и завоевывать место в основе. Однако некоторым игрокам было бы полезно взять паузу, чтобы не усугубить травмы.
Первый и, пожалуй, самый сложный период подготовки, который мы провели в Ялте, команда, стиснув зубы, успешно прошла. А когда начались тренировки с мячом, и настало время контрольных поединков, игроки стали ломаться. Как я уже говорил, молодежь еще не готова правильно оценить свое физическое состояние. Здесь не помогут ни я, ни врачи. К этой проблеме нужно подходить индивидуально. Хотя желание и умение работать «через не могу» надо признать хорошим качеством…
– Погодные условия на берегах Турции не препятствовали работе?
– Наоборот. Погода только помогала. Мы не пропустили ни одного занятия. Многие задают мне вопрос, почему я не везу свою команду в Белек, где очень хорошие отели и лучшие поля. Помощники мне рассказывали, что этим интересовались даже сами игроки. Я по этому поводу провел даже специальную беседу. Объяснил команде, что плохая погода воспитывает характер и выдержку, а на недостаточно качественных полях есть больше возможности контролировать свое функциональное состояние.
В целях профилактики игроки чаще бинтуются, ходят к врачам, прислушиваются к своему организму… Был случай, когда киевское «Динамо» прилетело в Турцию и была плохая погода. Так они сразу сели в самолет и улетели обратно. Мы такой возможности себе позволить не можем.
– Вы часто упоминаете какой-то особенный пляж на территории отеля Kamelia World в Сиде. В чем его уникальность?
– Я не изменяю этому гостиничному комплексу уже много лет. Когда погодные условия не позволяют работать на полях, мы проводим занятие на пляже. Это нелегко, но у нас разработан определенный комплекс упражнений на песке. Если погода подводит, мы в отличие от тех команд, которые сидят в отеле – тренируемся. Этот пляж по сравнению с другими самый большой, ровный и чистый. Здесь идеальные условия для работы.
– Расскажите подробнее о вашей уже успевшей стать знаменитой системе штрафов на сборах?
– По этому поводу уже много было написано в прессе и, к сожалению не все смогли правильно истолковать суть дела. У наших руководителей, наверное, поднялась паника. (Улыбается). В бытность игрока, еще при Союзе, плановые нормативы, как правило, сдавали «для галочки». Для контроля приезжали представили из Москвы. Их, как правило, всегда хорошо угощали… (Улыбается). Если бежала группа из 15 человек, а проверяющий сидел где-то наверху за столом, то можно было вместо заданных восьми кругов, пробежать намного меньше, передохнуть где-то за деревом…
Но я испытал на себе, что добросовестные тесты могут послужить не только проверкой функционального состояния, но и хорошей тренировкой. Будучи тренером, я понял, что сдача нормативов – это очень важная часть предсезонного сбора. Раньше, когда возможности у команды были достаточно скромны, в качестве поощрения игроку можно было подарить, к примеру, майку. Сейчас клубы могут себе позволить больше. У нас помимо системы штрафов, которая проходит через структуру клуба, существуют еще внутрикомандные санкции и поощрения, состоящие из нескольких пунктов. Мы получаем неплохие зарплаты и можем себе это позволить…
Условно говоря, первая пятерка лучших получает по 200 долларов, а пять аутсайдеров выкладывают из кармана по сотне. Этот вопрос у нас под контролем тренера Сергея Дирявки и капитана команды Виталия Виценца. Когда набирается приличный фонд, мы вместе обговариваем, на что будем тратить нажитую сумму. Иногда деньги идут на поощрения работников полей, у которых скромные зарплаты.
– Костя Кравченко рассказывал, что «выйти на ноль» ему не удалось – плюс двести и минус триста…
– (Улыбается). Он в этом плане не одинок. Окриашвили и Таргамадзе тоже должны команде. В Ялте они два раза задержались на тренировку, а опоздание оценивается у нас в 100 долларов. (Улыбается). И грузины уже стали пунктуальными. А премию получают те, кто прогрессирует…
27 лютого 2013 09:06