Ищенко: «В ветераны меня записывать рано»

В нынешнем «Ильичевце» Николай Ищенко уже настоящий дядька, хотя еще не так давно подавал надежды в «Шахтере». Ему есть что вспомнить, но он никого не винит. Говорит, что сам виноват, что когда-то не выдержал конкуренции. Впрочем, для специалистов Николай всегда был и остается одним из самых стабильных защитников в новейшей истории футбольной Украины...
– Николай, ты один из тех игроков, которые родились в Киеве, а настоящую славу нашли в Донецке. Как ты относишься к подобным вещам?
– Спокойно. Можно сказать, профессионально. В Европе полно историй, когда один футболист выступает за два клуба, которые являются непримиримыми соперниками. К тому же я за «Динамо» никогда не играл, хотя с детства болел только за эту команду. Не пропускал ни одного домашнего поединка!
– Свой дебют на трибунах Республиканского стадиона запомнил?
– Конечно. В 1989 году мы с папой ходили на прощальный матч Олега Блохина. Стадион был забит – 100 000 народу пришло! Символично, что при этом наставнике я и провел свой единственный пока поединок за сборную Украины...
Уже когда стал постарше, то с нетерпением ждал в Киеве Лигу чемпионов. Нам в школе билеты давали, так я, в основном, с братом ходил.
– Сам-то в «Динамо» пробовался?
– Не попал, хотя одно время была возможность выступать за этот коллектив. В детстве я играл за СДЮШОР-15, а в 14 лет нескольких ребят из нашей команды приглашали на тренировки «Динамо». Но я на Теремках жил, а в то время до Нивок нужно было почти два часа добираться – маршрутка, метро, потом опять маршрутка.
Впрочем, в одном коллективе с динамовцами мне повезло сыграть. Однажды попал в сборную Киева, и мы поехали в Ужгород на финал чемпионата страны, где уступили в решающем матче хозяевам. Тогда, кстати, впервые в своей жизни столкнулся с предвзятым судейством. Страшно в это поверить, но, оказывается, арбитры могли «убивать» даже детей!
– Какие успехи запомнились больше всего?
– Да их было не так уж и много. В чемпионате города мы всегда в серединке держались, на первенство страны практически не попадали.
– Желания бросить все это и переключиться на учебу не было?
– Нет. Я футбол очень люблю, мне нравилось играть даже на тренировках. Неважно с кем. После школы приходил, все бросал – и на занятия. Можно было ехать около получаса на троллейбусе с двумя пересадками, но я, как правило, бегал через дворы. Пара километров кросса – и разминаться уже не было необходимости (улыбается).
– Не так давно на футбол пошел твой сын. Что бы ты ему такого особенного посоветовал, учитывая твой опыт?
– В детстве ты делаешь то, что делаешь – какого-то анализа нет. Сейчас, понятно, смотришь на все совсем по-другому и ребенку стараешься давать какие-то советы. Впрочем, я Даню особо не нагружаю, не заставляю, он сам решил пойти на футбол.
– Где он сейчас занимается?
– В последнее время тренировался с» Карпатами», а первые шаги делал в «Шахтере». В Донецке сын, кстати, выступал за одну команду с сыном Дмитрия Есина – моего нынешнего тренера в «Ильичевце»...
Сейчас тяжело что-то загадывать, мы пока не решили, где будет находиться моя семья – во Львове или в Киеве. Так что может случиться такое, что мой Даня уже в восемь лет успеет сделать то, что папа успел к 25-ти годам (улыбается). Поиграть в Киеве, во Львове и в Донецке.
– Все эти города для тебя не чужие. А какой самый родной?
– Разумеется, Киев. Я там родился, прожил до 17-ти лет, но свою судьбу, супругу Наталью, встретил во Львове. Там и Данька родился. Думаю, что для жизни это самый подходящий вариант. Мне этот город по душе, тут очень комфортно. Впрочем, в настоящее время, сам понимаешь, трудно что-то загадывать.
– Как ты попал в «Карпаты»?
– Сразу после окончания школы я оказался в Запорожье, но спустя пару дней мне сказали: «Езжай во Львов». Полгода играл за молодежную команду, потом приехал в отпуск в Киев, и у меня возник вариант с» Оболонью», которая тогда выступала во второй лиге, но уже на всех парах мчалась к элите. Впрочем, смотрины в этом клубе были неудачными – я не понравился Владимиру Мунтяну и вернулся во Львов.
В «Карпатах» прошел все этапы клубной структуры. Мне повезло, что когда попадал на тренировки первой команды, работал с футболистами, которых раньше видел только по телевизору. Тогда там было столько опытных исполнителей—Сергей Мизин, Владимир Шаран, Евгений Назаров, Игорь Лучкевич, Василий Леськив, Любомир Вовчук, Василий Швед!
– Что еще во Львове запомнилось?
– Да много чего... Были и успехи, и неудачи. Было много тренеров, каждый из которых оставил след в моей карьере. В общем, если Киев – мой родной город, то «Карпаты» – родная команда. Я за нее до сих пор переживаю.
– Там еще был и есть президент – Петр Дыминский, о котором уже давно слагают легенды. Говорят, не самый простой человек. Подпишешься?
– Я бы сказал, что Петр Петрович – человек настроения. Когда он был в хорошем расположении духа, то все было шикарно, а когда нет, то получить могли все.
Ничего плохо о президенте «Карпат» я сказать не могу. Лично передо мной у львовского клуба не было никаких задолженностей. Не знаю, может, были какие-то другие истории, но меня Дыминский всегда уважал и без всяких проблем отпустил в «Шахтер», когда оттуда поступило предложение.
– При тебе не было такого, что обещанная сумма премиальных после победного матча из долларов трансформировалась в гривны?
– Нет (улыбается). Да не верь этому! Правильно ты сказал —это все легенды.
– Ты уже говорил, что в «Карпатах» часто менялись тренеры. Не считал, сколько их при тебе было?
– Однажды попытался, но ничего из этого не получилось. Много было наставников, очень много, но никого из них я не буду ни обижать, ни выделять.
– Даже Валерия Яремченко? Говорят, это он настоял на том, чтобы тебя купил «Шахтер».
– Да, действительно, он поспособствовал моему переходу, и я, конечно же, ему благодарен.
– Какими были твои первые впечатления после «Карпат»?
– Два разных уровня. Во всем!
—В Донецке сразили своими условиями?
– Я бы сказал – отношением. Представляешь, какой была моя реакция, когда я собираюсь в отпуск, а за мной присылают самолет! И говорят: «Нужно срочно прилететь, пройти медосмотр». Потом меня на этом чартере еще и на море отвезли. Я тогда и думать не мог, что бывают такие специальные рейсы.
– В «Шахтере» ты играл не так часто, как, наверное, планировал. Что помешало?
– В первую очередь причины нужно искать в себе. Пожалуй, я что-то не так делал, не так тренировался. Может, тренер до меня не достучался. Не знаю. Конкуренция была очень высокая, при этом Мирча Лу-ческу все время пытался нас сортировать. Ошибся – играет следующий. И так далее. Тогда у украинцев вообще не было права на ошибку, это уже сейчас, когда кто-то отыграл в коллективе пять лет, могут на что-то закрыть глаза, а в то время такого не было.
– В еврокубках ты провел за «Шахтер» 10 матчей и, по сути, каждый третий из них—против «Барселоны». Твоя команда?
– Да уж, везло мне тогда (улыбается). Как говорится, есть что вспомнить, но нечего детям рассказать. Мой сын спрашивает: «Папа, а ты что, действительно против «Барсы» играл?» «Да», – отвечаю, а сам вспоминаю – 0:5, 0:1, 1:2.
– Космическая команда?
– Не то слово! Во всех этих поединках приходилось действовать против Лионеля Месси, который мог простоять 15 минут, а потом взорваться, сделать результат и дальше ходить пешком. Это уже сейчас против него придумали двойную, тройную страховку, а тогда мы плохо понимали, как его удержать. В футболе Месси – феномен.
– Против какого нападающего еще было неудобно играть?
– Такого одного неприятного форварда в моей карьере не было. Сейчас против каждого атакующего исполнителя тяжело действовать, поскольку все нападающие мощные, быстрые. Однако если еще кого-то выделять, то я бы отметил француза Тьерри Анри. Может, потому, что в детстве я очень болел за лондонский «Арсенал».
– Удалось сыграть против Анри?
– Да. Мы принимали «Барселону», которая вышла на матч с двумя нападающими—Анри и Это’О. Плюс Месси.
Нам с Димой Чигринским приходилось противостоять паре форвардов, как говорится, один в один. Так я и познакомился с этим быстрым французом.
– За сборную ты провел один поединок – против Франции. Там с Анри не пересекался?
– Нет. Он тогда уже не играл, но и без него нападающих хватало (улыбается).
– Попал под замес?
– Да уж. Хотя до85-й минуты все было нормально. На табло «Донбасс Арены» горели вполне приемлемые для нас цифры – 1:1. Но в самом конце встречи французы забили трижды. Больше меня в национальную команду не вызывали.
– Вскоре ты оказался в «Ильичевце». Тяжело было согласиться на этот переход?
– Психологически было непросто. Когда ты не играешь, когда тебя угнетают, а потом еще и говорят, что на тебя не рассчитывают.
Посоветовался с Александром Спиридоном, и мы решили, что мне нужно играть в футбол, а не просто сидеть в комфортных условиях. Да, я был все время дома, рядом с семьей, но жена мне тоже сказала: «Иди, играй.» Я ведь с тренировок приходил, будто туча какая-то. Все время без настроения.
– В команде Николая Павлова не чувствуешь себя ветераном?
– Да подожди, мне только 31 (улыбается)! Конечно, на фоне этих молодых ребят я уже какой-то футбольный старожил, но в ветераны меня пока записывать рано. Поиграем еще.
– Будет толк из мариупольской молодежи?
– Думаю, да. В «Ильичевце» есть очень даже неплохие ребята. При системной работе, которой всегда славился тренерский штаб Павлова, они непременно выйдут на другой уровень. А дальше все будет зависеть только от них.
Самое главное, что этим игрокам доверяют. Возьми Ваньку Ордеца—за год он так вырос! Вернулся в «Шахтер», где не просто сидит, а неплохо играет. Дебютировал в сборной, за которую уже даже забил. Молодец.
– Молодежи сейчас легче, чем было вам в начале 2000-х?
– Не то слово! У нас тогда права на ошибку практически не было. Отобрал, отдал – и все молча. Не дай Бог не так на кого-то посмотреть—тебя сразу поставят на место. И тренеры, и партнеры. Тогда воспитание было совсем другое, а сейчас у молодежи такой карт-бланш, о котором мы могли только мечтать.
Раньше в команде было два или три молодых исполнителя, а все остальные – опытные. У нас в «Ильичевце» наоборот.
– Получается, вас молодежь гоняет?
—Ну, ты не перегибай (улыбается). Мы их на место всегда поставим —т акую школу прошли. Впрочем, ребята у нас воспитанные, коллектив хороший. Пускай учатся, растут, и «Шахтер» от них никуда не денется.
Евгений ГРЕСЬ, «Команда»
11 серпня 2014 10:04