Политыло: «Главное – найти переключатель»
Итоги первого выездного сбора под руководством нового главного тренера подвел вице-капитан «Олимпика», отметивший недавно свое 30-летие.
АЭРОФОБИЕЙ НЕ СТРАДАЮ
– Для футболистов и тренеров вашего клуба дорога из Турции в Украину оказалась более длительной и тернистой, чем ожидалось…
– Вылетели из Анкары, попетляли в воздухе, а посадку осуществить не смогли. Пришлось возвращаться в турецкую столицу.
Мы с Алексеем Гаем планировали использовать несколько дней отпуска, чтобы провести его с семьями в Одессе: все, включая билеты из Киева, было продумано и куплено, а в итоге «сгорело».
Пришлось менять логистику и маршрут: вылетели из Анкары в Стамбул, а оттуда уже прямым рейсом добрались до Одессы…
– …которая, как и для многих экс-игроков «Черноморца», уже стала для вас вторым домом?
– Для меня нет города лучше, чем этот. Да и на район, в котором мы живем – 5-я станция Большого Фонтана – грех жаловаться. Все удобно и близко – в том числе море.
– Воздушные приключения подобного рода переживаете не впервые?
– Нет, памятна история, когда «Днепр» летел в ту же Одессу на матч Кубка Украины. Посадку по погодным причинам не дали, и моей команде было присуждено техническое поражение. Аэрофобией, конечно, не страдаю, но подобные ситуации ни для кого не являются приятными.
– С Гаем в «Черноморце» пересекались?
– Нет, он появился в команде именно в тот момент, когда я принял предложение от «Днепра». Правда, в Турции так получилось, что на поле мы почти не совпадали. Алексей получил повреждение, которое на несколько дней выбило его из общей группы, а в тех матчах, когда он играл, тренеры, как правило, использовали нас в разных сочетаниях. Я выходил на один тайм, он – на другой. Но не думаю, что это связано с какой-то нашей несовместимостью.
– 9 января вы отметили 30-летний юбилей. У представителей вашей профессии этот праздник зачастую вызывает грустные мысли…
– Я из-за этого не переживаю. На состояние здоровья грех жаловаться. Чувствую себя куда моложе своих лет. Да и разве тридцать – это возраст? Столько всего впереди, в том числе и в футболе… Что интересно, даже функциональные нагрузки на сборах – и физические, и психологические – сегодня я переношу куда легче, чем в юности.
ТУРКИ ЛЮБЯТ ПОФИЛОНИТЬ
– Какие впечатления остались у вас от январского сбора «Олимпика» этой зимой?
– Он был первым для нас под руководством Вячеслава Шевчука и первым для самого Анатольича в качестве главного тренера клуба УПЛ. Мне кажется, все прошло плодотворно, разве что погода в некоторые дни внесла свои коррективы.
– Дождь не позволил использовать поле?
– Нужно знать турок. Они по своей натуре любят пофилонить – я, как человек, который полгода жил в этой стране (в прошлом году Сергей выступал за клуб первой лиги «Адана Демирспор». – Прим. М.С.), местный менталитет выучил хорошо. Стратегия простая: их нужно «душить», чтобы работали.
С тем же Кварцяным, думаю, туркам пришлось бы сложно: у него они бы поле готовили с вечера. Но и наши наставники в случае форс-мажора не терялись: пару раз заменяли тренировки на траве работой в тренажерном зале. Ну а сам процесс в целом после втягивающего функционального сбора в Киеве состоял из работы с мячами, чему мы, футболисты, конечно, были очень рады.
– Новички вам понравились – например, сенегальский нападающий Матар Дийе?
– Скоростной, с дриблингом, данные отличные. Но, знаете, когда меня как опытного игрока спрашивают, что я думаю о том или ином футболисте, всегда отвечаю: «Игра покажет».
– Что представляет собой тест «йо-йо», который сейчас является одним из самых популярных в клубах УПЛ?
– В разных командах, как я понял, он выполняется по-своему. По крайней мере, судя по тому, что я видел в записи, ребята из «Шахтера» занимаются челночным бегом несколько иначе, чем мы. Главная особенность этого норматива в том, что он не имеет конечного результата, как, например, «тест Купера» (там задача пробежать как можно большее расстояние за 12 минут. – Прим. М.С.).
В «йо-йо» ты должен уложиться в определенный отрезок времени, пробегая между двумя фишками. Причем, интервалы постепенно сокращаются, о чем свидетельствуют специальные сигналы. Начинаешь почти пешком, трусишь себе спокойно туда и обратно. Но затем постепенно начинается жара. Если ты не уложился в какой-то интервал, тест для тебя, по сути, заканчивается.
Наверстать упущенное почти невозможно: следующий отрезок пути нужно будет пробежать еще быстрее, а силы закончились. Так что это своего рода игра на вылет.
К КВАРЦЯНОМУ ПОЕХАЛ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ
– Отсутствие ушедшего в молодежку Руслана Ротаня на сборе ощущалось?
– Не критически. Главной функцией Петровича было его умение вовремя дать ценный совет. Все-таки опыт и практические знания у него, как и у Анатольича (Шевчука. – Прим. М.С.), колоссальные. Уж я-то знаю: как-никак играл с Ротанем в «Днепре».
– Зато на берегах Босфора вы встретились с одним из своих любимых наставников – Виталием Кварцяным…
– На самом деле, в Турции зимой можно встретить много знакомых лиц. Скажем, мы жили в одном отеле с нашим последним спарринг-партнером – албанской «Приштиной», где до сих пор играет Арменд Даллку. А Владимировича, который пришел на наш контрольный матч, я увидел и поприветствовал еще на разминке. И когда был заменен после перерыва, второй тайм смотрел уже в его компании.
– Вы – один из немногих футболистов, кто в свое время специально отправился в «Волынь», чтобы поработать под руководством Кварцяного.
– Все правильно. В «Днепре» при Рамосе я играл нечасто, вот и решил поехать к Владимировичу, чтобы получить необходимую игровую практику и своеобразную встряску. Все так и вышло: команда у нас была боеспособная, тренер мне доверял, и в «Днепр» я вернулся сильнее, чем был. Искренне считаю, что Кварцяный – очень самобытный тренер и отличный человек, просто уж очень эмоциональный…
– Однажды вы сказали: «В Украине много не заработаешь. О временах «Днепра» стараюсь забыть». Что вы имели в виду?
– На самом деле, к днепровскому клубу у меня никаких претензий нет. Да, я был в команде, когда зарплата не выплачивалась, но в итоге со мной рассчитались. Не только поэтому, но о времени, проведенном в «Днепре» всегда вспоминаю с теплотой и благодарностью.
– Если оценивать роль, которую отводил вам на поле Роман Санжар, и те обязанности, что выполняете при Вячеславе Шевчуке – разница ощутима?
– Не сказал бы. У каждого тренера свое видение футбола. Кто-то предпочитает контратакующую модель, а кто-то стремится к контролю мяча в позиционном нападении. Скажем, Шевчуку нравится играть вперед – остро и агрессивно, используя высокий прессинг и коллективный отбор на чужой половине поля. Но лично мои функции и роль на поле значительно не меняются.
Меня сложно назвать чистым опорником или атакующим полузащитником, играющим под нападающим. Наверное, занимаю некую усредненную позицию – играю «восьмерку». То, что за рубежом называют «бокс-ту-бокс».
АНГЛИЙСКИЙ ИЗУЧАЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО
– Как я понял по высказываниям игроков и тренеров «Олимпика», результат и качество игры в ваших спаррингах рядом ходили не всегда?
– Можно сказать и так. С «Кайсаром», учитывая, что это была наша первая игра после длительной паузы, выглядели неплохо. Казахстанский клуб приступил к межсезонной работе раньше нас, но на деле мы играли содержательнее и заслуженно победили 3:1.
«Гонвед», претендующий на медали чемпионата Венгрии и возобновляющий сезон именно в эти дни (в субботу «Гонвед» проиграл «Ференцварошу» Сергея Реброва 0:1. – Прим. М.С.), изначально представлялся нам соперником более высокого уровня, но мы фрагментами смотрелись здорово и проиграли с минимальным счетом, как я считаю, не по делу.
Матч с македонскими «Работничками» запомнился перепадом погоды: сначала шел дождь, потом внезапно выглянуло солнце, и обе команды как будто разморило. Игра проходила не в самом высоком темпе, и хотя мы победили 3:1, быть удовлетворенным качеством игры было сложно.
Ну а в заключительном поединке с «Приштиной» у нас, наверное, было чемоданное настроение, и это подсознательно сказывалось на эффективности командных действий.
– Как коротали время в Турции между тренировками?
– Лично я пытался каждый день выучить хотя бы несколько новых слов на английском. Когда играл в Адане, занимался «инглишем» по скайпу, потом забросил, а теперь скачал на телефон специальное приложение и пытаюсь наверстать упущенное.
– На бритье, судя по фотографиям, время не тратите?
– Бритвой я орудовать, если честно, не люблю. Когда отрастает сверх меры, беру машинку – и укорачиваю. А так обычно хожу с небольшой щетиной.
– Супруге нравится?
– Если бы борода по колено была, как у Льва Толстого, наверное, не одобрила бы. А так – вроде ничего, не жалуется. (Улыбается).
БАЛАШОВА МЫ ЕЩЕ ИЗ РОДДОМА ЗАБИРАЛИ
– В конце августа 2017-го после увольнения из «Черноморца» Александра Бабича исполняющий обязанности главного тренера «моряков» Александр Грановский сообщил вам, Алексею Антонову и Ивану Бобко, что на вас не рассчитывает…
– Помню, идем мы в кабинет к «и.о.», и я в шутку говорю ребятам: «А представляете, сейчас скажут, что мы не нужны?» Доля правды в той шутке оказалась почти стопроцентной. Я спросил: «Чье это решение?» В ответ услышал: «Не обсуждается».
– Знаете, почему все так получилось?
– Есть одна мысль. Но оставлю ее при себе. Я ведь в «Черноморец» возвращался, чтобы помогать, а не топить команду. Но когда из тебя клоуна делают – это никому не приятно.
– Вскоре команду возглавил Дулуб, и вы снова вернулись в первый состав, продолжая сотрудничать с Грановским.
– А куда я мог деться, если у меня контракт на руках был? Не было бы соглашения, в тот же день вещи собрал бы и поехал искать новое прибежище. Не то чтобы у меня прямо звезда во лбу горела, но кое-что имею и цену себе знаю. В конце концов, ни в одной своей команде банку не грел.
– Разве что кроме «Днепра» – на первых порах…
– Там при Рамосе такая атмосфера была и такой тренировочный процесс, что обделенным себя никто не чувствовал.
– На что, по-вашему, способен сегодняшний «Олимпик»?
– Коллектив у нас супер, все друг другу помогают. Как обычно говорят, сплав молодости и опыта. И что особенно приятно все прогрессируют, несмотря на возраст.
– Даже старожилы?
– Конечно. А что вы думаете, это нереально? Я помню, когда в «Черноморец» Роман Григорчук пришел, ребята за тридцать просто на глазах добавлять стали!
– Осенью в «Олимпике» больше всех добавил Виталий Балашов. Вы ведь еще юношей помните?
– Мы его еще из роддома забирали! (Смеется). Лично мне Виталик всегда импонировал. Настоящий одессит – всегда на позитиве, с юмором. Да и футболист классный: бежит хорошо, да еще и с мячом в придачу. Обыграть может, «стандарт» исполнить, поле видит неплохо…
Просто в молодости не было человека, который бы ему верное направление дал. А сейчас посмотрите, что творит. С «Шахтером» второй тайм выдал бомбический: и со штрафного гол-красавец положил, и рывочков пару классных сделал. Думаю, своего последнего слова в футболе Балашов еще не сказал. Возраст у него отличный (15 января Виталию исполнилось 28. – Прим. М.С.), время еще есть.
Мне Руслан Петрович (Ротань. – Прим. М.С.) как-то одну мудрую вещь сказал. От хорошего игрока до топ-футболиста – рукой подать. Просто нужно этот переключатель в себе найти и на кнопочку нажать. Но справедливости ради – можно и в другую сторону скатиться. Футбол – дело тонкое…
Михаил СПИВАКОВСКИЙ
7 лютого 2019 15:29