Ордец: «Я предложил – Бензема согласился»

Иван Ордец – один из самых перспективных защитников украинского футбола, прорвавшихся этой весной в основной состав «Шахтера».
РАМОС ОТДАВАЛ КОМАНДЫ… СВИСТОМ
– Иван, в кого вы такой… фактурный? Свою роль сыграли гены?
– Видимо, да. Папа у меня высокий. Я, можно сказать, обогнал его совсем недавно. Теперь выше на сантиметр
– Кажется, у вашего дедушки за плечами славное спортивное прошлое?
– Он играл в футбол и не только – на уровне студентов показывал отличные результаты в беге, увлекался гиревым спортом... Грамот с тех времен у него осталось много, и когда мы бываем у него дома, дедушке есть чем похвастаться.
– В детстве вашим кумиром был Алессандро Неста. В каких компонентах экс-игрок «Скуадры адзурры» являлся для вас эталоном?
– Общая грамотность у него была высочайшая: читал игру как открытую книгу. Кроме того, очень часто использовал подкаты – причем даже там, этого можно было избежать. Но делал это исключительно чисто. Что немаловажно, у Несты не было высокой скорости, но он компенсировал это мастерской игрой на опережение. И хотя сейчас говорят, что техничный защитник – вред обороне, ему это не мешало.
– По поводу «техничных защитников» – это вы сейчас процитировали Мирчу Луческу?
– В какой-то степени. Футбол неумолимо прогрессирует, но и раньше считалось: главное для защитника – сыграть понадежнее. Хотя, например, Мистер любит, когда команда выходит из обороны через пас. Мы тренируем это на занятиях, применяем в играх. Но всегда есть моменты, когда лучше сыграть попроще.
– Помнится, в ответном матче с «Брагой» вы и партнеры по линии обороны неоднократно пытались выходить из-под высокого прессинга гостей через пас – и иногда оказывались на волосок от «пожара»…
– Пару раз было – не спорю. Но ведь и «Брага» – не дворовая банда. Очень организованная команда, которая неслучайно вышла в четвертьфинал Лиги Европы. Да, португальцам не хватало концовки, но контроль мяча они демонстрировали отменный. Слава Богу, нам удавалось убегать в контратаки.
– Из числа современных центрбеков кто-нибудь импонирует так же сильно, как когда-то Неста?
– Очень нравился Рио Фердинанд – фактурный защитник, который здорово играл на подборах. Неманья Видич замечательно дополнял его в «Манчестер Юнайтед». Джон Терри в лучшие времена был игроком высочайшего уровня, который мог где-то ошибиться, но, как настоящий капитан, всегда играл до конца. Ну и, конечно, не могу не отметить Серхио Рамоса – человека, который выиграл все, что только можно, и за сборную, и за клуб.
Вспоминаю, когда мы прошлой осенью играли на выезде с «Реалом», гул на «Сантьяго Бернабеу» стоял страшный, но Рамос всегда находил возможность докричаться до своих партнеров. В некоторых ситуациях руководил обороной свистом, и товарищи слушались его беспрекословно. Вот это показатель авторитета!
– А у вас бывают ситуации, когда вы позволяете себе прикрикнуть на одноклубников?
– Мистер постоянно советует на тренировках не бояться подсказывать, потому что это облегчает работу партнерам. Если я вижу, что за спиной у наших опорников притаился игрок соперника и уже готов сыграть на перехвате, конечно же, крикну: «Спина!» И приятно будет, и тем же Максу Малышеву с Тарасом Степаненко проще. Ничего зазорного в этом нет. Крики и подсказки означают, что ребята в тонусе, все поглощены игрой и никто, так сказать, не втыкает.
ПРОЧИТАТЬ ИГРУ ДУГЛАСА ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО
– В «Ильичевце» вы плодотворно работали с Николаем Павловым. Требования Луческу существенно отличались от тех, что предъявляли к вам в Мариуполе?
– «Ильичевец» – моя первая команда высшей лиги. Я очень благодарен Николаю Петровичу за его доверие. Как, конечно, и всем тренерам «Шахтера» – от клубной академии до дубля – за то, что вкладывали в меня душу и силы. Каждый что-то мне давал. Один – советовал тренировать длинный пас, другой – учил правильно играть головой, третий – делать четкий и своевременный подсказ. Вот так вот все постепенно шло вверх.
А когда я пришел в Мариуполь, то, конечно же, мы играли немного иначе. Не было того выхода из-под прессинга через пас – если нас накрывали на своей половине, защитники действовали проще и надежнее. Все же задачи у «Ильичевца» и «Шахтера» всегда чуть отличались. Сейчас против нас команды ниже первой пятерки делают ставку исключительно на борьбу. И за счет того, что «Шахтер» контролирует мяч больше соперников, нужно быть предельно внимательным, чтобы не пропускать после контратак и «стандартов».
В последнее время это получается далеко не всегда. И Мистер постоянно просит нас не выключаться, быть начеку каждую секунду…
– На тренировочных двухсторонках вы постоянно играли против легионеров из группы атаки «Шахтера». Кто из них «крутит позвонки» крепче остальных?
– Когда я пришел в команду, в основе были Дуглас Коста и Алекс Тейшера. Вот эти, конечно, напрягали! Во-первых, оба очень быстрые. Играя против того же Дугласа, никогда не угадаешь, куда он кинет мяч – влево или вправо, потому что ему все равно, он – двуногий! А если каким-то чудом прочитаешь – тут же поставит корпус.
У Алекса мяч вообще как будто привязан к ноге невидимыми веревочками. К тому же он очень тонко чувствует дистанцию: точно знает, в какой момент ты будешь его «протыкать» и тут же уходит в сторону. Вот поэтому его и продали за такие деньги, поскольку он стоит того, что за него заплатили.
Сейчас, само собой, очень выделяются Марлос и Тайсон. Они видят, что их соотечественники ушли в другие команды за хорошие деньги, и хотят быть лучше, чтобы заменить вчерашних лидеров. Тайсон очень быстр, да еще и обладает высокой техникой. Марлос отлично бежит с мячом, хорошо ставит корпус, а левая нога у него просто сумасшедшая. Почти уверен, что эти ребята будут прогрессировать – и когда-нибудь транзитом через «Шахтер» покорят Европу.
– Играть в паре с Кривцовым, Кучером и Ракицким – три разные игровые специфики или система игры «Шахтера» нивелирует какие-то индивидуальные особенности игроков?
– На тренировках Мистер всегда чередует сочетания игроков. Постоянно тасует наш квартет, чтобы мы лучше чувствовали друг друга. Саня Кучер – самый опытный из нас, он больше остальных разговаривает на поле, чувствует, когда лучше атаковать нападающего, а когда выгоднее дать ему принять мяч. У Ярика замечательная длинная передача с левой ноги – думаю, даже одна из лучших в Европе. Ну а Серега Кривцов хорошо действует вверху и обладает неплохой скоростью. Словом, у каждого есть уникальные плюсы и единичные недостатки, которые нужно компенсировать товарищу по команде.
ПОДСКАЗКУ ЗАГЛУШИЛИ ПОЮЩИЕ БОЛЕЛЬЩИКИ
– Полтора года назад в матче с «Карпатами» вы больше часа играли через страшную боль со сломанным пальцем ноги и около месяца восстанавливались. Правильно ли поступили, что не признались тренеру и врачам по ходу игры?
– Это случилось минуте на 17-й. Я пошел в стык, а было холодно – лил дождь, в общем, палец онемел, и я не понял, что произошло. Был уверен, что дискомфорт связан с температурой воздуха, и только сняв бутсу в перерыве матча, почувствовал острую боль. «Сможешь играть дальше?» – спросил врач команды Артур Глущенко. «Смогу!» – не задумываясь ответил я. Вышел на поле, завелся, боли почти не чувствовал. «Догнало» уже после финального свистка – идти в раздевалку практически не мог.
Потом думал: может, все же стоило попросить замену, тогда не случилось бы этого перелома? Но не жалею: значит, так было нужно. Хотя из-за той травмы и пропустил матчи чемпионата и Лиги чемпионов – против «Атлетико» и «Порту», пусть и хотелось себя проявить…
– После той игры Луческу публично отметил вашу мужественность. А можете вспомнить самый длительный разговор с Мистером?
– Как правило, тренер общается с нами накоротке перед игрой. Мол, будешь играть, выходи спокойно, играй надежно, ничего не бойся, тогда все получится. А задушевных бесед по тридцать-сорок минут ни с кем не ведет. Впрочем, любой разговор с ним приятен. Ты чувствуешь доверие, которое очень хочется оправдать.
– Домашний матч с «Брагой», за который вас включили в символическую сборную тура Лиги Европы, – самый удачный в вашей карьере?
– Мое мнение – да, поскольку в еврокубках я играл не так уж много. Мы и на выезде в целом выглядели хорошо, несмотря на необязательный гол, пропущенный в самой концовке. А дома трибуны «Арены Львов» гнали вперед с такой силой, что мы очень хорошо ловили соперника на контратаках и забили столько голов. Мне также понравилось, что болельщики одобрительно реагировали на любое, пусть и мелкое удачное действие каждого игрока – даже если речь шла об игре на опережение или каком-то рядовом, казалось бы, перехвате...
– Вы упомянули пропущенный от Уилсона в Португалии мяч. Даже повтор не позволил мне однозначно определить, кто был виноват в той ситуации, – вы или Ракицкий…
– У меня за спиной был свой игрок, я его контролировал, а у Ярика – свой. Кто виноват – судить сложно. Шли последние минуты, мы потеряли концентрацию. Мистер после матча сказал, что ошиблись оба. Кричал партнеру, что сзади игрок, но болельщики «Браги» весь матч пели песни, и Ракицкий, видимо, не услышал. Секундное промедление – и мяч в сетке.
Повторюсь, это вина обоих. Гол из центральной зоны – по любому остается на совести центрбеков.
ТРОГАЛ ПАЛЬМУ ИЗ РЕКЛАМЫ «БАУНТИ»
– Вернемся на несколько месяцев назад. Этой зимой вы отдыхали в Доминиканской республике…
– …а через две-три гостиницы от нас с Лизой жили Макс Малышев, Саня Караваев и еще один воспитанник академии «Шахтера» Женя Гальчук. Минутах в двадцати езды машиной – Витя Коваленко с Колей Матвиенко, так что все были рядышком.
– Само место впечатлило?
– Очень красиво, просто рай! Песок, океан – как на картинке. Ездили на экскурсии – трогали ту пальму, около которой снималась реклама шоколадки «Баунти», любовались плавающими морскими звездами... Отмечу замечательное питание и очень добрых людей: никто не грубит, все только улыбаются.
– Куда поедете в следующий раз – уже решили?
– Пока, если честно, даже не думал: все мысли исключительно о футболе.
– К Киеву адаптировались? Любимые места появились?
– Понятное дело, скучаем по Донецку, но время идет, и все мы привыкаем к столице. В свободнее время люблю посещать квест-комнаты – с девушкой, друзьями, даже с мамой. Иногда заходим в какие-то ресторанчики – и, конечно, не обходится без моих любимых десертов. Сладости люблю с детства.
– Врачи не запрещают?
– Нет. У меня с лишним весом никаких проблем нет – в «наполеончике» или медовике могу себе не отказывать. А еще относительно недавно в центре Киева открылся новый молочный бар, где можно отведать очень вкусный десерт – «Три молока». Рекомендую!
– Квест-комнаты посещаете те, где пострашнее?
– Напротив, мне интересны разные детективные сюжеты, чтобы можно было подумать головой. Хотя, конечно, иногда тебя не предупреждают, что в комнате есть актеры, которые заявят о себе в самый неожиданный момент. Нужно быть очень внимательным, потому что эти ребята могут жестко испугать. Я, наверное, уже был почти в тридцати квест-комнатах и за отведенный час не прошел только три. Но старался не сдаваться: просил у оператора еще немного времени или подсказку, чтобы моя команда все же вышла наружу.
В ЧЕМПИОНСКОЙ ГОНКЕ РАССЧИТЫВАЛИ НА… «ВОРСКЛУ»
– И снова о футболе. В этом году связка Кучер – Ракицкий появляется на поле нечасто: этому препятствуют микротравмы, но чаще – дисквалификации. Почувствовали, что у вас появился шанс заявить о себе?
– Наверное, рано или поздно этот шанс должно был появиться. Спасибо Мистеру, что доверился мне и дал почувствовать, что можно зацепиться за место в составе и играть на высшем уровне даже в «Шахтере». А это очень приятно и престижно, все-таки я в этой команде с детства. И такой была моя мечта. Что может быть лучше, чем играть на таком высоком уровне, при полных стадионах!
– Тем не менее в Гельзенкирхене вышел Сергей Кривцов, но затем чаша качнулась на вашу сторону весов…
– Мы с Серегой – друзья, очень хорошо общаемся. Впрочем, это можно сказать обо всех украинцах в «Шахтере». Все ребята адекватные, поддерживаем друг друга в трудную минуту, недоразумений не возникает. Принцип простой: на тренировках работаем на полную, а там уже тренер решает: кто сильнейший, тот и играет.
– Ничья с «Черноморцем» окончательно лишила вас шансов на чемпионство. Но подкосил, как мне кажется, матч со «Сталью». О нем в команде уже забыли?
– Не хотелось бы, что называется, отмазываться, но после игры в Браге многое предрешила вовсе не недооценка соперника по премьер-лиге, а банальная усталость. Как ни крути, но пять часов в воздухе, а потом опять самолет не могли не сказаться на состоянии ребят. «Сталь» же была настроена серьезно, всю игру хозяева бились, создавали моменты, но у нас тоже было много шансов – жаль только, что не реализовали.
Ну а в концовке снова потеряли концентрацию. После игры Мистер разобрал ошибки и попросил команду абстрагироваться от случившегося. Все-таки впереди у нас остается много игр, нужно смотреть вперед, а не зацикливаться на конкретной неудаче. Так и с ума сойти можно…
– Положа руку на сердце, вы верили, что лидирующее «Динамо» еще может потерять очки?
– Кроме матча с «Шахтером», вы имеете в виду? Вопрос сложен. «Динамо» – безусловно, хорошая команда, это не подвергается сомнению. Но уровень в чемпионате выравнивается, нередко на первый план выходит силовая борьба. Более того, с лидерами все играют примерно одинаково – закрываются и стараются бежать в контратаки. У той же «Ворсклы» такая игра получается неплохо. Благо есть быстрые футболисты, которые под нее заточены. Например, Громов или умеющий хорошо побороться с защитниками Шиндер…
Я ПРЕДЛОЖИЛ – БЕНЗЕМА СОГЛАСИЛСЯ
– После домашней игры с «Брагой» интернет обошел полуминутный ролик празднования в раздевалке, благодаря которому вас за боевую стойку топлесс начали сравнивать с Криштиану Роналду…
– Я даже не думал копировать португальца. Это были эмоции. Все выстроились, а я выбежал из-за спины фотографа и занял первую попавшуюся стойку, чтобы банально успеть попасть в кадр.
– Роналду, как я понял по вашим высказываниям, прошлой осенью особо не впечатлил?
– Честно говоря, «Реалу» дома мы проиграли только из-за собственных ошибок. Само собой, после драки кулаками не машут. Во втором тайме играли отлично, но, увы, не догнали... Ладно, будет хороший опыт. 3:4 – счет интересный, игра получилось зрелищной, надеюсь, болельщики не пожалели.
– После матча с мадридцами футболками с кем-то поменялись?
– С Каримом Бензема. Он после игры возле меня проходил. Я спросил, он не возражал.
– Можете назвать три самых крутых майки в вашей личной коллекции?
– А у меня их совсем немного. Вот эта, собственно, а еще – бразильца Давида Луиса…
– Знаю, что вы поклонник английского чемпионата. В каком клубе хотели бы со временем оказаться, будь у вас возможность выбора?
– Да, на мой вкус футбол в АПЛ – самый лучший и интересный. По духу и личностям нравятся «Ливерпуль», «МЮ» и, конечно, «Челси»…
– Вы являетесь обладателем уникального как для защитника достижения: забили мяч в первом же матче за сборную. Но в последнее время вызовов не получаете. Обидно?
– Конечно, но виню в этом только одного человека – самого себя. Тренеров сборной, в общем-то, хорошо понимаю. Принципы простые: если человек не играет, смысла вызывать его, наверное, нет. Нужно играть в клубе и не просто играть, а делать это стабильно. Уверен, что Михаил Фоменко и его помощники все видят. И неважно, в какой команде ты выступаешь – из верхней половины таблицы или из нижней, главное – качество футбола. А выступать за национальную дружину – честь, мечта и престиж.
– На предстоящем ЕВРО-2016 помимо сборной Украины будете болеть за англичан или все же за команду Испании?
– Это две очень разные по стилю сборные, но англичане потрясающе отыграли в последнем спарринге против немцев. У них происходит очень удачная смена поколений, растет молодая перспективная команда. Как поклонник британского футбола, надеюсь, что Англия будет одинаково хорошо обороняться и хорошо атаковать.
ГРЕКОМ БОЛЬШЕ НЕ ЗОВУТ
– Что вы больше всего цените в людях?
– Искренность. Чтобы у человека не было двойного дна. Нравится, когда правду говорят в глаза, а не за спиной. Другое дело, что в наше время открытость и доброта – явления редкие. Сейчас в связи с последними событиями в стране много озлобленных людей, от этого не убежишь. Да, время сложное, но мне кажется, что всегда нужно сохранять взаимное уважение.
– У кого в «Шахтере» самое оригинальное прозвище?
– Никто особо не изгаляется. Марлос – Марлик, Нем – Нейми, Дентинью – Денти…Никто никого не травит. Просто сокращают для удобства фамилии и имена, потому что некоторых пока дозовешься – уже и гол забьют.
– А вас как-нибудь нестандартно называли?
– Жека Гальчук в юности Греком называл. А сейчас – Ваня, Ванек. Без изысков.
– Компьютерные игры, которыми увлекается пол-«Шахтера», вас заводят?
– Раньше резался в Counter Strike и в Warcraft. Но это такая вредная штука, лезет в голову так, что не выбросишь. Сейчас меня такие вещи пугают. Делаю ставку на сериалы и фильмы.
– А как же FIFA?
– Ну, это святое. (Улыбается). Play Station дома есть, понятное дело, как и все футболисты, иногда играю. Но самая большая практика у нас на заездах: мы с Витей Коваленко в одной комнате живем, вот он играет мощно. В среднем из 5 игр я, если одну выигрываю, уже хорошо. Так что в этом плане я – его ученик.
– А езда на автомобиле вам нравится?
– Машины очень люблю с детства! Первая была Mitsubishi Lancer, а сейчас езжу на BMW X5. Что поделаешь, седаны все-таки созданы не для наших дорог.
– Однажды вы сказали, что самый веселый игрок «Шахтера» – Сергей Кривцов. А недавно я узнал, что он еще и неплохо поет.
– Да, у Сереги голос низкий, глубокий, он прекрасно исполняет Лепса, Серова, Шуфутинского. В общем, слегка тяготеет к шансону. Помнится, мы однажды собрались всей командой и исполнили гимн «Шахтера». Серега солирует, а мы с ребятами – на подпевке. Мощь!
29 квітня 2016 10:00