Иван Петряк: «Самое сложное для меня – пройти все «станции»
Обозреватель «Футбольного клуба» пообщался с одним из самых талантливых молодых футболистов Украины, узнав о нем и его команде много чего интересного.
Пожалуй, не ошибусь, если назову 21-летнего полузащитника «Зари» Ивана Петряка главным открытием первой трети сезона в Украине. Взрывной, техничный, постоянно стремящийся обострить игру, способный и убежать на скорости, и обыграть оппонента один в один… Он органично вписывается в игровые построения Юрия Вернидуба. И выглядит настолько убедительно, что поклонники команды уже перестали переживать по поводу ухода Дмитрия Хомченовского, который еще недавно хозяйничал на левом фланге атаки у «Зари».
Вот и в недавнем феерическом для луганчан матче с «Днепром» Петряк сыграл одну из ключевых ролей: второй гол в ворота Дениса Бойко – это во многом его заслуга. В общем, пришло время познакомиться с футболистом поближе…
ВАЖНОЕ РЕШЕНИЕ И ПЕРВЫЙ ГОНОРАР
– Иван, вы родились в Смеле, но уже в десять лет оказались в Киеве. Я так понимаю, в интернате?
– Нет, это была обычная детская футбольная команда при ДЮСШ-15. Никаких общежитий, спецклассов. А жил я в семьях партнеров по команде: год в одной, следующий год – в другой…
– Ничего себе, это в десять лет фактически начали самостоятельную жизнь?!
– Конечно, было сложно. Первое время страшно скучал по дому, по родным. Но я очень сильно хотел стать футболистом, вот и пришлось карабкаться. Другого варианта не было.
Дело в том, что останься я в Смеле – ничего бы не вышло. Очень скоро уперся бы в потолок. В Черкассах в то время тоже с футболом было плохо. И папа, посоветовавшись с моим первым тренером Виктором Ивановичем Нагорным, повез меня на просмотр в Киев. Это было очень важное решение, возможно - ключевое в моей жизни. Ну а в столице я попал в руки еще одного очень хорошего детского тренера – Дмитрия Юрьевича Макухи. Это, кстати, была его идея – чтобы меня приютили в семье кого-то из партнеров.
– С ребятами, у которых жили, и их родителями сейчас общаетесь?
– Конечно же! Созваниваемся регулярно. Я им очень благодарен и за приют, и за поддержку. Эти люди сыграли очень важную роль в моей жизни. И в школу собирали, и с уроками помогали, и на тренировки возили. Понятно, что родители привозили продукты и оказывали финансовую поддержку. Но какой-то материальной выгоды там не было, нам просто помогали. Чисто по-человечески. Такие вещи не забываются.
– Поделитесь самым ярким воспоминанием из футбольного детства.
– Это еще в Смеле было. Мы играли на первенство области, причем встречались команды 1988 или 1989 года рождения – то есть я был на четыре-пять лет младше большинства участников матча. Еще дома мои волновались – мол, затопчут тебя эти лбы здоровые. Но ничего, не затоптали. Я тогда вышел на замену, и даже гол забил с пенальти, внеся свой вклад в победу. И вот после игры Виктор Иванович объявляет, что за выигрыш нам решено выдать премиальные. Кому-то досталось 20 гривен, кому-то – 10, а мне, последнему в ряду, наставник выдал… две – как он сказал, на мороженое. А я же гол забил, тоже ждал «двадцатку» (смеется).
– Обиделись, наверное?
– В принципе, нет. Я понятливый был. Там же играли ребята гораздо старше, что для них две гривны?.. А мне как раз на мороженое вполне хватило. Так что никаких обид.
– А почему тренер ставил вас против значительно более старших ребят? Не хватало игроков или вы таким талантливым считались?
– Насчет таланта судить не берусь, но со старшими играл регулярно и тренировался с ними же. Кстати, считаю, что это было только мне на руку. Соперничество с физически более сильными ребятами стало отличной закалкой. Думаю, Виктор Иванович тоже этот момент учитывал.
ДЕБЮТ НА «ДОНБАСС-АРЕНЕ» И ПАМЯТНЫЙ ГОЛ «КАРПАТАМ»
– В 15 лет вы попали в Республиканское высшее училище физической культуры, по окончании которого и оказались в «Заре». А в столичных клубах вариантов не было?
– Получается, что нет. Конечно, интересно было попробовать свои силы в «Динамо», куда, кстати, на просмотр отправились шесть ребят из нашего выпуска. Но, вообще, я отдавал себе отчет, что будет проще проявить себя в команде менее именитой. Лучше, как говориться, синица в руках…
Наш тренер из РВУФК Олег Михайлович Деревинский порекомендовал меня в «Зарю». Две недели был на просмотре, после чего тренер дубля Владимир Богданович Микитин сказал, что меня берут в команду. Вот так в 17 лет и началась моя профессиональная карьера.
– А из той шестерки, что отправилась на просмотр в «Динамо», у кого-то сложилось в самом титулованном клубе страны?
– Нет, и это меня, если честно, удивило. Ведь ребята все хорошие были. Я думал, как минимум двоим-троим повезет.
– Интересно тогда, а сколько ваших партнеров по детским и юношеским командам доросли в итоге до УПЛ?
– В Запорожье играет Игорь Жураховский, мы с ним вместе с ДЮСШ-15 занимались. Еще Владислав Войцеховский – он в «Днепре» за молодежный состав бегал, а потом в «Нефтяник» перешел, но это уже первая лига. Вроде бы все.
– Знаете, кто еще из нынешних игроков «Зари» имеет киевские футбольные корни?
– Конечно! Будковский, он за «Отрадный» играл. Мы с ним на эту тему пару раз говорили, вспоминая детство. Правда, Филипп попал в «Зарю» другим путем – через Академию «Шахтера».
– Считаете себя воспитанником киевского футбола?
– Если следовать нормам регламента, то я являюсь воспитанником «Зари». И это, пожалуй, правильно. Я же в «Заре» с 17-ти лет, можно сказать, здесь окончательно сформировался, как футболист. Хотя, конечно, в Киеве меня многому научили, да и в Смеле фундамент был заложен определенный.
У нас не было хороших полей и мячей, но Виктор Иванович Нагорный очень многому научил. Преподал, как говорится, азы. Да и сейчас, бывает, что-то советует. Вот буквально за несколько часов до вашего звонка мы разговаривали. Обсуждали матч с «Днепром». Виктор Иванович отметил пару эпизодов, когда мне, возможно, следовало сыграть по-другому, но, конечно, в целом, похвалил и порадовался за нас. Сказал, что вся команда – большие молодцы.
– Свой первый матч в УПЛ вы провели в 17 лет, когда «Зарю» еще тренировал Анатолий Чанцев. Против кого играли тогда?
– Вышел на замену в поединке против «Шахтера» на «Донбасс Арене». На левый фланг.
– Ничего себе: дебютный матч – и сразу попасть под Дарио Срну!
– В тот день правого защитника у горняков играл Василий Кобин. Впрочем, от этого мне было не проще. Он же тоже классный футболист, а я еще совсем мальчишкой был. Волновался страшно, переживал, что там скрывать. Первый раз – и сразу против такой команды, на таком стадионе… На трибунах тогда 33 тысячи болельщиков собралось, я это число почему–то точно запомнил.
Как сыграл? Да, толком не помню! Бегал, старался… Вроде бы что-то получалось. Чанцев, по крайней мере, не ругал. Но ощущения остались двоякие: с одной стороны – вроде бы дебют, которого так ждал, а с другой – неудачный результат. Матч же мы проиграли. Я выходил уже при 1:3, а закончили – 1:4.
– Посмотрел на вашу статистику и немного удивился. Оказывается, вы уже провели более 40 матчей в высшем дивизионе. Можете выделить какой-то, кроме дебютного?
– Возможно, игру в Луганске с «Карпатами» весной 2014 года, когда я забил свой первый гол в УПЛ. Мы тогда проигрывали 0:2, играть оставалось минут 10. Мне удалось отквитать один мяч, а потом, кажется, Данило сравнял счет. Чуть ли ни в следующей атаке. В общем, спасли игру. Еще и победу могли вырвать, у меня, в частности, еще один неплохой момент был.
ЛЮБИМЫЙ ФЛАНГ И СКОРОСТЬ
– Несколько лет назад в одном из текстов о юных талантах, прочитал такие строки, касающиеся вас: «может сыграть на любом фланге, но тяготеет к правому»…
– Это не так! Да, приходилось играть и на правом фланге, но слева я чувствую себя гораздо комфортней. Даже не могу объяснить почему.
– Подождите, у вас же правая нога – рабочая?
– Скажем так – более рабочая.
– Ну и, значит, ваше место – левый фланг: смещайся к центру и бей по воротам, закручивая мяч в дальний угол. Фирменная фишка вингеров в современном футболе…
– Ну я не стал бы исходить только из этого. Вот Саня Караваев – тоже правша, а прекрасно чувствует себя на правом фланге. И забивает, и отдает. А мне с того края как-то неуютно.
– Складывается ощущение, что вы в «Заре» сейчас – самый быстрый игрок. Это так?
– Крайний полузащитник должен быстро бежать.
– Хорошо, скажите тогда, у кого скорость лучше – у вас или Караваева.
– Не знаю, мы не соревновались. А, вообще, скорость, безусловно, важна, только знаете, что… Ты же все равно не сможешь бежать быстрее, чем летит мяч. Тренер учит нас, прежде всего, быстро принимать правильные решения. Если тебе дают классный пас, как говорится, в ногу и на ход, то, даже не обладая выдающейся скоростью, ты можешь убежать от более быстрого оппонента.
– Это правда, что несколько лет назад у вас была возможность перейти в казанский «Рубин»?
– Интерес со стороны «Рубина» был. Когда в составе юношеской сборной Украины я играл на Кубке Гранаткина, ко мне подходил селекционер этого клуба. Но, если честно, я по этому поводу не заморачивался. На следующий день после беседы выбросил эту тему из головы. У меня не было желания и мыслей уходить из «Зари», в Луганске все хорошо складывалось.
РАДОСТЬ ПОСЛЕ НЕЗАБИТОГО ГОЛА
– Возвращаясь к недавнему матчу с «Днепром»: второй гол должен был быть вашим, и делали вы все правильно, только удар получился слабоватым…
– Я видел, что вратарь «ложится», и подсек мяч над ним, но не рассчитал, что там на сумасшедшей скорости летел защитник. Мне показалось, что футболист «Днепра» еще далеко, а он успел выбить мяч практически с линии ворот. Но, к счастью, выбил прямо на Караваева, который довел атаку до гола. В общем, было бы приятно забить самому, но я особо не расстроился. Главное – командный результат. А голы ко мне еще придут.
– Наверное, этот вопрос игрокам «Зари» задают чаще всего: как объяснить регулярные и убедительные победы вашей команды над «Днепром»?
– Загадка… «Днепр» – сильная команда, мы ее уважаем. Но таков футбол. Вот в воскресенье мы свои моменты реализовали, да еще два быстрых гола забили, а у них – не получилось.
– После 3:0 на «Днепр–Арене» вашей команде грех не побороться за третье место? Есть такая задача? Леонид Буряк еще прошлой осенью говорил, что «Заря» по своему потенциалу способна выиграть бронзу…
– Было бы здорово, но пока загадывать рано. Наша главная задача – в каждом матче выкладываться на сто процентов и демонстрировать все то, что мы отрабатываем на тренировках. Будет игра – будут и очки, а там – весна покажет.
– Еще один показательный эпизод по матчу с «Днепром»: третий гол был забит в самой концовке, при этом группа игроков атаки «Зари» разогналась так, словно матч только начался. Рывок Караваева метров на 40, летящий на всех парах Липартия… Откуда такой запас физических сил?
– Когда игра идет, то и бежится легче. А, вообще, это все тренировки. Я не вникаю в подробности, но у нашего тренерского штаба четко просчитано – когда дать нагрузку, когда сбросить. Ну и предсезонку провели плодотворно.
– Предсезонные сборы – это отдельная история в украинском футболе. Все знают, что такое тропа Николая Павлова, ходят легенды о бронежилетах Виталия Кварцяного… Скажите, а есть ли какие-то свои фишки у Юрия Вернидуба? Что в тренировочном процессе дается вам тяжелее всего?
– Есть такое упражнение – «Станции». На максимальной скорости ты преодолеваешь несколько отрезков. Скажем, прыжки, барьеры, фишки и рывок, а в завершение – удар по воротам. И так – пять раз по кругу, да на время. На пятом заходе сил для удара уже не остается. Получается примерно так, как в «пьяных пенальти» (смеется).
– Юрий Николаевич – строгий тренер?
– Строгий, но справедливый. У него все – по делу. Работать очень интересно. Тренер очень доходчиво все объясняет. А если кто-то из нас заслужил критику: где-то остановился или не доработал – обязательно поставит игрока на место. Может, когда требует ситуация, и голос повысить. Без этого, наверное, тоже нельзя.
ОПУСТОШЕНИЕ ПОСЛЕ «ЛЕГИИ» И ВСТРЯСКА ПОСЛЕ «ДИНАМО»
– «Легия» стала большим разочарованием, или уже, как говориться, «проехали»?
– Конечно, мы очень переживали, что не смогли пройти поляков, тем более, что шансы были. Нам всем очень хотелось сыграть в групповом турнире Лиги Европы, и второй раз подряд не хватило самую малость, чтобы туда попасть.
– А когда было обидней: этим летом после «Легии», или год назад после «Фейеноорда», когда «Заря» отыгралась с 0:3, но в концовке пропустила четвертый мяч, который все решил в пользу голландцев.
– Сложно сказать. Тогда с «Фейеноордом» матч получился более эмоциональным. Но, в принципе, проигрывать всегда обидно.
– И такие поражения могут подкосить команду в плане психологии…
– Безусловно. В нынешнем случае очень кстати пришелся матч с «Динамо». Мы играли с киевлянами через несколько дней после «Легии», и очень хотели реабилитироваться. В итоге получилось: выглядели неплохо, добились позитивного результата, сыграв вничью. Думаю, эта игра нас встряхнула – в положительном смысле. Команда снова почувствовали уверенность в своих силах.
– Вы ощутили, в чем главная разница между поединками Лиги Европы и чемпионата Украины?
– Если брать «Легию», то очень впечатлили трибуны стадиона в Варшаве. Поляки устроили своей команде невероятную поддержку. Мне еще не приходилось играть в таких условиях.
– А в Роттердам год назад вы не ездили? Там тоже трибуны неистовствовали.
– Я тогда выбыл из строя. Были проблемы со здоровьем. Пришлось делать две операции, потом еще, если помните, полгода в шлеме играл. Впрочем, не хочу об этом вспоминать.
КАК ГРИЦАЙ СТАЛ АНАТОЛЬИЧЕМ
– Все говорят, что «Заря» – очень дружная команда. А над чем или над кем вы все вместе в последний раз смеялись от души?
– Да это регулярно происходит. Ни одна тренировка не обходится без шуток и приколов. И футболисты «притравить» могут, и кто-то из наставников. Тот же Вернидуб, или Александр Грицай.
– Грицай в прошлом году еще сам выходил на поле, а теперь он – один из наставников команды. Как к нему обращаетесь?
– По отчеству – Анатольич. Мы, кто помоложе, к нему обращались так и раньше, когда он еще выходил на поле. Бывало, кто-то назовет его по имени: «Саня», а Грицай в ответ с улыбкой : «Не понял... Какой я тебе Саня? Александр Анатольевич!»
Так что перестраиваться и не пришлось. Грицая все уважают, у него есть, чему поучиться. Хотя было сложно привыкнуть, что он вот так сразу стал одним из тренеров. Тем более, что Грицай по-прежнему активно принимает участие в тренировочном процессе. Кстати, он в отличной форме. Если что, может и матч сыграть. У него же опыт какой колоссальный.
– Недавно один из коллег сказал то ли в шутку, то ли всерьез: мол, в этом сезоне Петряк так лихо заиграл в «Заре», что Хомченовскому пришлось менять клуб…
– Да нет, ну что вы! Дима – классный футболист. Он получил интересное предложение, и, наверное, правильно сделал, что принял его. В «Понферрадине» у него будет достаточно возможностей проявить себя так, чтобы попасть в поле зрения клуба из Примеры.
ПРАВИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
– Вы знаете, в какую сумму сейчас вас оценивает сайт transfermarkt.de?
– Нет. Да мне это и неинтересно.
– 400 тысяч евро.
– Ну и что? У меня нет никаких мыслей по этому поводу.
– То есть вас все устраивает в «Заре»?
– Жаловаться не на что. У нас прекрасный коллектив, классный тренер, мы даем результат, я стал регулярно выходить на поле… В моем возрасте главное – играть.
– Я вот к чему. Ни для кого не секрет, что у «Зари», как и у всех команд УПЛ есть определенные финансовые сложности, которые выражаются в задержке зарплат…
– Такая ситуация в стране, что поделаешь. Стараемся на этом не зацикливаться. У нас в команде позиция по этому поводу однозначная: если мы выходим на поле – значит, выкладываемся, как положено. А там – время покажет. Верим и надеемся, что все наладится.
23 вересня 2015 18:54