15 миллионов. Забить!
По мнению главного тренера киевского «Динамо» Олега Блохина, зимний трансферный «шопинг» можно будет считать окончательно удавшимся, если бело-синюю форму наденет забивной форвард. Его поисками сейчас и озадачены бригады динамовских селекционеров, «накрывающие» футбольные просторы по обе стороны Атлантики.
В связи с отбытием на Кубок Африки главной ударной силы нынешнего «Динамо» Брауна Идейе, а также списанием «на берег» с динамовского корабля Артема Милевского на испанский сбор Блохин взял в пару к единственному номинальному нападающему Марко Рубену другого Артема – Кравца. О герое поединка Кубка УЕФА четырехлетней давности, забившем два выездных гола испанской «Валенсии», киевские болельщики уже изрядно подзабыли. Женитьба Кравца на дочери одного из вице-президентов клуба и скорый развод пары стали для прессы куда бОльшими поводами написать о перспективном некогда голеадоре, нежели его новые футбольные подвиги.
Собственно, подвигов-то как таковых и не наблюдалось. Основная причина – травмы. Голеадор оказался «хрустальным» не только по звонкости таланта, но и по хрупкости. Из-за этого дважды срывался его дебют в национальной команде, а сыграв там, наконец, в блиц-турнире на Кипре, второго шанса Артем так и не получил. А попадание на «подножку» улетавшего в Марбелью чартера и вовсе, по словам Блохина, последняя возможность Кравца доказать, что он реально претендует на место в обойме.
Желая Артему-2 успеха, непроизвольно хочется окинуть взглядом – как развивалась ситуация с «забивными» нападающими киевского «Динамо» после ухода из команды в 1999 году Андрея Шевченко – самого результативного игрока в истории нашего футбола.
По иронии судьбы, заменивший Шеву в атаке бело-синих Максим Шацких (на фото ниже) стал главной грозой для динамовских соперников почти на целую декаду. Не обладая ни выдающейся техникой, ни каким-то голевым сверхчутьем, «М-16», тем не менее, расстреливал чужие ворота с безжалостностью одноименной винтовки. Брал характером, напористостью, трудолюбием, проливая семь потов на тренировках. (читаем и смотрим: ТЕТ-А-ТЕТ. ШАЦКИХ vs МИЛЕВСКИЙ)
Эти бы качества – да напарникам «творческого узбека». После трансфера в «Тоттенхэм» Сергея Реброва ни Георгий Деметрадзе, ни Александр Мелащенко не смогли закрепиться на острие атаки. Деми затем ненадолго расцветет в донецком «Металлурге», и даже выиграет спор снайперов чемпионата Украины. Мелащенко же, очевидно, не смог справиться с соблазнами, ожидавшими его в Киеве. Контраст с Полтавой был настолько разителен, что обладавший сумасшедшим потенциалом форвард весьма быстро «скис» и отправился искать более легкого хлеба, еще в 32 доигравшись аж до любителей.
На этом фоне, а также в сравнении с появившимся позже бразильцем Клебером, даже Марис Верпаковскис выглядел настоящим стрелком по цели. Хотя статистика отводит латвийцу весьма скромное место – всего-то 11 мячей в 49 матчах первенства. У Клебера – 28 мячей в 74 играх, у Мелащенко – 19 в 56, а Деметрадзе за сезон наколотил аж 15 в 26 поединках, но у грузина затянулись трудности адаптации в коллективе, и после его отъезда в «Сосьедад» все вздохнули с облегчением. Кроме, разве что, болельщиков «Динамо», которые за сезон успели полюбить футбольную лезгинку в исполнении Жорика.
Но и Марис, ставший главным фигурантом сенсации европейского калибра – выхода сборной Латвии на Евро-2004, не выдержал конкуренции с Диого Ринконом. 46 мячей в 129 играх чемпионата, «дубль» в ворота московского «Локомотива» и еще несколько запомнившихся еврокубковых мячей. После Шацких Ринкон стал, пожалуй, вторым игроком, которого можно было назвать регулярно забивающим форвардом. Третьим был Исмаэль Бангура (28 мячей в 46 играх). Гвинеец (на фото ниже) забивал даже из сугробов, однако, попав во внутрикомандные жернова, вынужден был покинуть «Динамо».
Милевский? Увы и ах... Нереализованный потенциал. Вечно перспективный. За «Спартак» 2008-го - низкий поклон, искреннее спасибо за артистизм, принесший команде больше штрафных, нежели «горчичников», за внезапное перевоплощение в «подносчика» снарядов с филигранной последней передачей. Но ведь от форварда ждут прежде всего забитых мячей. Можно «хандрить» один-два, ну, несколько туров. Но не весь же календарный год. С такими условиями и с таким, увы, шлейфом «нефутбольных» претензий.
О таких, как Милевский, говорят, что они эксплуатируют свой талант. Мол, пускай тренируются те, кто играть не умеет. Перепады в игре Артема-1 – прямое следствие отношения к делу. Взялся за себя – отправил в нокаут «Спартак», стал лучшим снайпером чемпионата-2009/10. Ослабил хватку – вышел в тираж.
Кстати, Миля – всего второй после Шацких, кто в «послешевченковском» киевском «Динамо» выигрывал гонку украинских бомбардиров. С результатом 17 мячей. У Максима поболее было – в 1999/2000 он провел 20, через три года – 22, повторив рекорд Сергея Реброва (1997/98). В остальные годы верхнюю ступень стрелецкого пьедестала занимали представители других клубов, причем даже показатели в 12-15 голов становились для динамовцев слишком высокой планкой.
В 2007 году Бангура обошелся «Динамо» в 5 млн. евро. Ринкон в 2002 – в 1,3 миллиона долларов. Копаться в архивах, чтобы найти сведения по трансферу Шацких в 1999-м, тоже нет особого смысла: по нынешним расценкам форвард достался киевлянам почто задаром. Основная надежда сегодняшней атаки команды Блохина – Браун Идейе – опустошил клубную кассу на 8 млн. евро. Сейчас президент «Динамо» Игорь Суркис готов выложить за «забивного форварда» почти вдвое больше – 15 миллионов.
Футбол дорожает. Но всегда остается в нем кое-что, что дороже любых денег...
18 січня 2013 09:00