Рауль Рианчо: «Мышление игроков «Динамо» меняется»

1февраля 2014 года «Динамо» (Киев) заключило контракт с Раулем Руизом Гонсалесом Рианчо, или просто Раулем. На днях 54-летний испанец, который до перехода в киевский клуб пять лет отвечал за физподготовку футболистов в казанском «Рубине», пообщался с официальным динамовским сайтом. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные, на наш взгляд, фрагменты разговора.
– Рауль, в «Динамо» вы являетесь одновременно и тренером по физической подготовке, и тренером по тактике?
– По образованию я– тренер по физической подготовке. Также я получил лицензию Pro от УЕФА. Во всех командах, где я работал, я был тренером по физподготовке или же ассистентом главного тренера.
– С чего начиналась ваша профессиональная карьера?
– Это было уже очень много лет тому назад. Я начинал карьеру в клубе «Химнастика» (Торрелавега), который играл во втором дивизионе чемпионата Испании. Там я работал тренером по физической подготовке, а также помощником главного тренера, ныне покойного Мануэля Маноло Пресиадо. Это очень известный специалист, с которым я проработал 12 лет. Затем я перешел в команду «Расинг» из Сантандера, потом– в «Леванте», после чего снова вернулся в «Расинг». Потом опять работал в «Леванте» и уже оттуда перебрался в казанский «Рубин».
– Как возник вариант со столь далеким от Пиренейского полуострова «Рубином»?
– Меня пригласили в этот клуб, чтобы я провел мастер– класс, который должен был продлиться пять недель. Он был посвящен организации футбольных школ. В «Рубине» как раз готовился масштабный проект. Руководство казанцев решило пойти по пути испанских клубов, которые достигли успеха на мировой арене, и использовать этот опыт при создании у себя футбольной школы.
Курбан Бердыев очень интересовался, из каких элементов состоит и на чем основывается успешность испанских клубов, и собирался применить эти элементы в» Рубине». В Казани всех впечатлил мой пятинедельный мастер-класс, и они пожелали продлить сотрудничество на более долгий срок. Теперь уже оно касалось в основном тренировочного процесса, физической подготовки, работы с мячом в Испании. Этот мастер– класс также очень понравился тренерскому штабу и руководству, и мне предложили подписать полноценный контракт, после чего я проработал в «Рубине» пять лет.
– Кого из тренеров по физической подготовке вы считаете лучшим в мире и с кого берете пример?
– Подготовительный процесс очень сильно изменился за последние годы. Раньше к физической подготовке футболистов применяли такой же подход, как и к подготовке легкоатлетов. В Испании так работали еще 15 лет назад. Но мы поняли, что не можем сравниться физически ни с россиянами, ни с украинцами, ни, скажем, с немцами.
Генетически так устроено, что представители этих народов, как правило, сильнее испанцев в физическом плане. Поэтому мы решили изменить подход и стали делать упор не на физическую силу, а на то, чтобы исполнители на футбольном поле выигрывали за счет лучшего, более быстрого мышления. Это дало миру таких прекрасных игроков, как Хави, Иньеста, Мата, Силва... Этот ряд можно продолжить. Тот же Иньеста не идет в борьбу, в столкновение, но он всегда находится на шаг впереди своего соперника, он уходит с мячом, играет быстро. Этим я хочу сказать, что физическая подготовка футболиста не имеет ничего общего с подготовкой атлета. В Испании упор делается на физподготовку с мячом. Там не понимают, зачем заставлять команду заниматься бегом по лесу, по горам.
Четыре-пять лет назад испанцы сделали еще один шаг вперед благодаря Хосепу Гвардиоле. Был сделан акцент на тактику, которая является главным нервом подготовки футболиста. Тактическая подготовка является приоритетной, а уже от нее отталкиваются в остальных элементах подготовки команды. То есть в тактической подготовке заложены и компоненты физической. Работая над тактикой, игрок думает больше. Когда я даю игроку задачу пробежать определенную дистанцию на скорость, он бежит и при этом не думает, его мозг может отдыхать. Однако при занятиях, основанных на тактике, игрок должен думать и при этом бежать – все как во время матча, поэтому он готов так же быстро действовать и во время игры. Это дает большой качественный шаг в подготовке футболиста.
– За те несколько месяцев, которые вы работаете в «Динамо», вы, должно быть, успели оценить уровень исполнителей команды. Достаточен ли он для решения тех задач, которые стоят перед коллективом?
– К сожалению, я не был на предсезонной подготовке «Динамо», когда закладывался фундамент физической выносливости. Сейчас я оперирую теми статистическими данными, которые вижу на выкладках после матчей, и уже основываясь на этом, вношу какие-то минимальные коррективы в течение недели, преимущественно направленные на скорость. У нас произошли изменения в тактике, и мы пытаемся сейчас адаптировать под эти изменения игроков, чтобы каждый довел свои действия на футбольном поле до автоматизма.
«Барселона» достигла таких больших успехов, потому что там работают в этом направлении уже на протяжении 20 лет. 10 лет у каталонцев не было особых достижений, но затем они стали лучшей командой мира. В «Баварии» Гвардиоле понадобилось всего три-четыре месяца, чтобы поставить ту игру, которой все сейчас восхищаются. Но ведь «Бавария» уже была действующим победителем Лиги чемпионов, то есть команда уже была готова, у тренера был подбор исполнителей высочайшего уровня. Но посмотрите, как они играют сейчас благодаря тем моделям, которые Гвардиола привнес в эту команду.
– Возможно ли выстроить подобную модель игры, основанную на контроле мяча, в киевском «Динамо»?
– Да, тренерский штаб воспринял такую идею очень хорошо. И Олег Блохин, при котором я пришел, и Сергей Ребров, который, собственно, меня и пригласил в Киев. Конечно, игрокам тяжело перестроиться, но они стараются. Просто они не привыкли к коллективному тактическому мышлению. В Украине, как и в России, много очень хороших футболистов, но командное мышление ввиду разных причин еще не привито. К примеру, они могут хорошо действовать при владении мячом, но без мяча им тяжело. Над улучшением этих компонентов мы работаем ежедневно, но это работа не на один день.
– До вас в «Динамо» длительное время трудился другой иностранный специалист – Винченцо Пинколини. Как вы оцените его работу?
– Я не знаю Пинколини лично. Встретился с ним лишь один раз, когда «Динамо» играло против «Рубина». Не знаю, каким было его влияние, вклад в команду, как тренеры оценивали его работу. Но я очень высоко ценю итальянскую школу физической подготовки, особенно что касается силовой работы. Итальянцы – пионеры в этом деле.
– В «Барселоне» команды всех возрастов, начиная с самых юных групп академии «Ла Масия», готовятся по той же модели, что и первая команда. Как вы считаете, в «Динамо» также нужно ввести в академии одну систему подготовки?
– Важна не столько система, сколько модель игры. Важно знать характеристики исполни-телей. Все модели хороши, если в коллективе есть игроки под эти модели.
Что касается подготовки юношеских и молодежных команд– в «Барселоне», к примеру, детей с восьми лет уже учат играть по модели первой команды. Не знаю, будет ли это применено в «Динамо», мой круг обязанностей включает в себя работу только с первой командой.
– И вы уже видите плоды своей работы за эти несколько месяцев?
– Это лучше спросить у футболистов. Но уже сейчас я вижу, как меняется их мышление на поле. Например, в атаке, когда у игрока нашей команды забирают мяч, он сразу же думает, как его вернуть, вступает в активный прессинг.
– Кого из исполнителей «Динамо» вы знали до своего прихода в команду?
– Я мог выделить Ярмоленко, потому что он уже известен в ЕВРОпе и во всем мире. Знал, что Олег Гусев – очень классный игрок. Также в коллективе много легионеров очень высокого уровня– Мигел Велозу, Аруна, Мбокани. Не зря же в «Динамо» столько исполнителей получают вызовы в национальные сборные своих стран.
«Команда»
7 травня 2014 11:37