Пятенко: «Рассчитываю вернуться к любимому делу»
В беседе с обозревателем «СЭ» теперь уже экс-наставник донецкого «Металлурга» Владимир Пятенко подвел итоги, возможно, самого тяжелого сезона в своей тренерской карьере.
ОСТРО НЕ ХВАТАЛО ЕЩЕ ОДНОГО НАПАДАЮЩЕГО
– Говорят, что отсутствие цели – худшая из судеб. Стояла ли перед «Металлургом» четкая задача попадания в Лигу Европы, или уже тогда руководством угадывались проблемы, способные помешать развитию клуба?
– Четкой задачи сверху у нас не было. Но тренерский штаб и футболисты нашего клуба априори преследуют цель участия в еврокубках. Такой была наша коллективная задача и в минувшем сезоне.
При этом не менее важно было сохранить костяк, вокруг которого можно было строить команду в ближайшем будущем.
– Вопрос, который нам, к сожалению, приходится задавать многим тренерам: то, что вы, по сути, лишились домашнего поля, серьезно сказалось на очковых показателях команды?
– Мой ответ обречен на то, чтобы относиться к сослагательному наклонению. Конечно, нам было тяжело, но жаловаться на судьбу сейчас не имеет никакого смысла.
– Условия, созданные для вас, в Ирпене можно назвать приемлемыми или даже близкими к тем, в которых вы работали в Донецке?
– Близкими их назвать нельзя – в конце концов, база «Металлурга» по праву считалась одной из лучших в стране. Тем не менее, наше руководство постаралось создать для футболистов вполне достойные условия, и, как правило, мы тренироваться на хороших полях. Исключением становились дни плохой погоды, но над стихией не властен никто из нас, так что мы относились к этому философски.
– Многие кадровые пертурбации и эксперименты, которые вы проводили в этом сезоне, делались не от хорошей жизни: по своим же словам, вы «латали дыры по ходу плавания». Вам не хватало общей глубины состава, или же испытывали сложности на каких-то конкретных позициях?
– Скорее, второе. Нам объективно не хватало еще одного квалифицированного нападающего. Сами знаете, наш лучший бомбардир Жуниор Мораэс из-за травмы пропустил всю первую часть сезона, а во второй – мыслями был уже не с нами. Если не считать этой недоработки, мы были относительно неплохо укомплектованы.
– Говоря «относительно неплохо», вы имеете в виду общую экономико-политическую ситуацию в стране?
– Разумеется. Летом прошлого года в «Металлурге» произошло вынужденное сокращение зарплат: многие футболисты покинули Донецк по этой и другим причинам. Мы столкнулись с необходимостью не столько усилить, сколько хотя бы поддержать уровень команды, и не слишком заботились о скрупулезном поиске игроков по конкретным амплуа.
– Думать о дальнейшем прогрессе в такой ситуации было неактуально?
– Задача была прозаическая: мы брали бесплатных футболистов, которые могли работать на тех условиях, которые предлагали наши руководители. Мы постоянно пребывали в состоянии кадровой чехарды: предсезонные сборы проходила одна группа игроков, играть начинала другая, а заканчивала чемпионат – третья. О каких-либо творческих изысках говорить не приходилось, хотя некоторые моменты в нашу копилку все же легли. Прежде всего, мы оценили резервы наших футболистов и поняли, что некоторые тактические пробелы можно решать за счет других исполнителей. В общем, это был положительный и полезный опыт.
НЕ ОТСТУПАЛИ ОТ ВЫБРАННОГО ПУТИ
– Еще после матча первого круга вы уверенно назвали «Динамо» лучшей командой чемпионата…
– Дальнейшие события полностью доказали правомерность этого утверждения. Мы ведь просматривали киевлян перед очной игрой, а затем укрепились в своем мнении, наблюдая за игрой команды в Лиге Европы.
– Календарь сезона преподнес вам настоящую «черную метку» – необходимость играть подряд с «Динамо» и «Шахтером». При этом горняков вы умудрились обыграть! По качеству игры этот матч можно считаться лучшим для «Металлурга» в сезоне?
– Можно сказать и так. Хотя мы и во второй половине сезона очень неплохо выглядели против команды Мирчи Луческу, и даже оставшись в меньшинстве, пытались идти вперед, а не играть на отбой.
– Я заметил, что в матчах с самыми играющими командами чемпионата – «Динамо», «Шахтером» и «Днепром» – вы не боялись использовать высокий прессинг, вели активную контригру. Хотя многие ваши коллеги такой рисунок игры посчитали бы суицидом…
– Мы действительно старались навязывать соперникам свой футбол, а не просто отбиваться. Я бы не назвал его на все сто процентов открытым, нет, это был именно наш футбол. Само собой, ничто не мешало нам полностью закрыться, простоять 90 минут в обороне и, может быть, завоевать важное очко. Но мы пытались прививать игрокам другую философию.
– Какие качества ваших футболистов позволяли вам рассчитывать на то, что эта тактика может принести успех?
– Прежде всего, в защитной линии у нас были собраны люди, которые умеют хорошо обороняться. Кроме того, мы еще в межсезонье очень целенаправленно нарабатывали именно такую схему игры. В каждом зимнем спарринге старались высоко прессинговать и быстро переключаться от обороны к атаке. Благо, в середине поля команда располагала футболистами, которые способны делать это быстро и качественно – Лазич, Макридис, Нельсон, Прийма, тот же Морозюк… Эти опытные мастера хорошо знают, чего от них хотят на поле и умеют все это выполнять. В общем, на сборах мы провели 11-12 игр в таком ключе, и они показали, что эта тактика имеет актуальность в календарных играх. Само собой, иногда у нас получалось лучше, иногда – хуже, но мы пытались не отступать от выбранного пути.
– В какой-то период сложилось впечатление, что вы неудачно проводите первые таймы, и только внесенные в раздевалке коррективы позволяют выровнять игру. Это была тенденция или случайность?
– Так было далеко не всегда. Хотя во второй части сезона возникали некоторые моменты, которые били по нервам игроков. Однако ребята – молодцы, все выдерживали: и финансовые неурядицы, и постоянное пребывание вне дома… Футболисты не ломались и справились с огромной психологической нагрузкой. С чем, в общем-то, я их и поздравляю.
МОРАЭС НАХОДИЛСЯ В СОСТОЯНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
– Объясните такой феномен: «Олимпик» пропустил один мяч в трех матчах с «Динамо», но был буквально уничтожен «Шахтером». Тогда как вы на равных бились с горняками, однако были дважды разгромлены киевлянами. По крайней мере, по счету. Настолько неудобный соперник?
– Понятия «удобный» и «неудобный соперник» больше относятся к индивидуальным видам спорта. В командных – совсем другие обстоятельства, хотя иногда подобные моменты возникают. Тем не менее, я думаю, проблема – не в этой плоскости. Мы ведь «Динамо» год назад тоже обыгрывали. Главный фактор, влияющий на исход матча, – состояние команд в данный конкретный момент.
– Со стороны показалось, что к концу сезона у вас внутри накипело. Главным образом, в том, что касается работы арбитров…
– Это началось еще в первых турах: в частности, в матче в Полтаве. Я не слишком пристально слежу за другими клубами, но для «Металлурга» этот чемпионат в плане судейских ошибок прошел тяжеловато. Я не хочу давать резких оценок, но, скажем так, тренерское и судейское понимание игры прилично рознятся. Не занимался подсчетом результативных решений арбитров в пользу соперников – считаю это фантазиями неконструктивного порядка. Но даже специалисты из судейского корпуса признавали ошибки своих коллег в отношении нашей команды.
– Как вы полагаете, потенциальные сборники у вас в команде были?
– И даже реальные! Например, Коля Морозюк, который продолжит карьеру в «Динамо». Или Вася Прийма, немало поигравший за молодежку. А еще наши вратари – вызывавшийся в главную команду Бандура и составлявший ему полноценную конкуренцию Панькив. Да и Путивцев, когда был в форме после сборов, показывал очень неплохую игру. Думаю, что при определенной работе он вполне способен со временем достойно заменить основных игроков сборной. Богдан Мышенко, которого мы переквалифицировали в центрфорварда, вызывается и уже забивает за молодежную сборную. Не должны потеряться в большом футболе арендованные нами Нойок и Эдик Соболь, который очень достойно выступил на чемпионате мира среди 20-летних.
Ну и, наверное, стоит выделить совсем молодых ребят: пока неизвестного широкой общественности Дмитрия Копытова 1998 года рождения и Марьяна Мысака, у которого очень серьезные перспективы. Смотрите, я уже почти целую команду назвал. Главное, чтобы ребята не останавливались на достигнутом. Чтобы они все время хотели достичь большего: сначала попасть в «Шахтер» или «Динамо», затем – в «Милан» или «Челси», а потом – и в «Барселону» с «Баварией». Это всего лишь вопрос амбиций и здорового честолюбия. К сожалению, в нашем футболе многие молодые игроки уже сегодня довольны своим положением. Подписали контракт, получили первую серьезную зарплату, купили красивую машину, и всё – футбол на этом закончился. Хотя у тех, кого я назвал, будущее, как мне кажется, светлое.
– О Жуниоре Мораэсе вы однажды сказали так: «Он хочет объять необъятное». Что именно вы имели в виду?
– Мораэс – игрок очень серьезный и честолюбивый, но на зимних сборах и после них он одновременно рассматривал слишком много предложений и все никак не мог определиться. Знаю по многолетнему опыту: самое страшное для психологии футболиста, когда он не понимает, что ему нужно в дальнейшем: карьера, деньги, что-то другое… А в конце сезона Жуниор снова получил травму, и мы заканчивали чемпионат без него. При этом, по отношению к футболу в целом и к нашему клубу в частности никаких претензий к нему быть не может, но вот эта возникшая в нем неопределенность серьезно повлияла на его игру.
РАССЧИТЫВАЮ ВЕРНУТЬСЯ К ЛЮБИМОМУ ДЕЛУ
– Зато невероятный бомбардирский талант вдруг открыл в себе Джордже Лазич…
– Меня это совершенно не удивило. С первого дня пребывания серба в команде, когда я еще работал помощником главного тренера, он сразу продемонстрировал широкий спектр навыков и умений. Более того, регулярно показывал их не только на тренировках, но и в официальных матчах. Другое дело, что раньше Лазич занимался тем, что отбирал мячи и помогал нам контролировать игру в центре поля, тогда как в минувшем сезоне мы, опять-таки не от хорошей жизни, немного освободили его от черновой работы и передвинули немного вперед. И он замечательно раскрылся как игрок более атакующего плана.
– Был ли в этом сезоне матч или, может быть, матчи, за которые вам было реально стыдно?
– Если вы имеете в виду номинально домашний поединок с «Динамо», в котором мы проиграли 0:6, то стыдно – это, наверное, не совсем подходящее слово. Итоговый счет – в большей степени вина тренеров, а не футболистов. Мы выбрали достаточно рискованную тактику, которая вкупе с судейскими ошибками привела к не самому приглядному итогу. Мы снова решили использовать высокий прессинг и нам почти сразу забили быстрый гол с явным нарушением правил. Это прилично надломило команду: отыграться было уже очень тяжело.
– Какова на данный момент ситуация по задолженностям перед игроками и тренерами со стороны руководства?
– Скажем так, она есть. Размеры уточнять не буду, это будет неэтично, тем более, что с этого воскресенья долги начали погашать. В ближайшее время руководители «Металлурга» обещают полностью со всеми рассчитаться.
– Как решалась по окончанию этого сезона лично ваша судьба, когда будущее команды оказалось под серьезной угрозой?
– Слухи о слиянии со «Сталью» ходили и раньше. Что же касается утверждения тренерского штаба, то таким было решение наших руководителей. Это их право, я это решение принял. В данный момент немного отдыхаю от напряженного со всех точек зрения года, после чего рассчитываю снова вернуться к любимому делу.
– Вам довелось работать со многими квалифицированными специалистами. Кто из них может дать ценный совет и сейчас?
– Ох, многие! С тренерами мне повезло. В том же Крыму первые шаги делал под руководством Сергей Шаферова, Анатолия Заяева, Виталия Шалычева, который впоследствии помогал в «Металлисте» Михаилу Фоменко. А еще довелось сотрудничать с Владимиром Сальковым, Владимиром Бессоновым, Валерием Рудаковым, Валерием Яремченко, Семеном Альтманом, Олегом Смоляниновым... О каждом из них могу сказать только самые добрые слова. Благодарен судьбе за то, что соединила наши пути.
2 липня 2015 09:41