«Черноморец»: авария на взлете
Автор убежден в том, что в лице «Черноморца» социоэкономические и геополитические реалии лишили украинский футбол команды, которая всерьез боролась бы за медали Премьер-лиги уже этой весной.
ЛУЧШИЙ «ЧЕРНОМОРЕЦ» НОВОЙ ЭПОХИ
Есть в театральной среде такой термин – «пафосометр». Когда кто-то из актеров явно перебарщивает с богатством интонационных красок, откровенно «переплюсовывает» с надрывом и резко съезжает из жесткого реализма в комедию «дель арте», режиссер спектакля хлопает в ладоши и говорит: «Стоп, стоп!.. У меня от вас уже пафосометр зашкаливает!».
…27 февраля в большом шатре, заменяющем на стадионе «Жерлан» в Лионе пресс-центр, конференц-зал и смешанную зону, украинские журналисты внимательно вглядывались в лицо появившегося перед прессой Романа Григорчука. Десять минут назад при совершенно равной игре вкатанный в сезон ведущий клуб Франции с колоссальным трудом сломил сопротивление проводящего второй официальный матч в году «Черноморца» только после того, как македонский арбитр Ставрев на ровном месте сочинил вторую желтую карточку наступившему на ногу Фофане в центре поля Зубейко. Одесситы едва не забили мяч вдесятером, но в итоге пропустили от игрока сборной Франции Лаказета, использовавшего прореху именно в зоне удаленного правого защитника «моряков».
Таким образом, закончилась еврокубковая сказка команды, которая с первой попытки миновала все квалификационные раунды Лиги Европы, выбила из «сетки» «Црвену Звезду», а затем просочилась в плей-офф из группового турнира, оставив за бортом матчей на вылет не только загребское «Динамо», но и именитый «Эйндховен». И поэтому мы так пристально смотрели на главного тренера одесситов, пытаясь догадаться: выдаст ли он наружу обуревающее его разочарование от результата, который на 90 процентов предопределил один судейский свисток, прозвучавший только потому, что одна команда свой международный авторитет уже давно заработала, а вторая – только начинает работать на имидж.
И в этот момент Григорчук, чуть наклонившись к микрофону, твердо и торжественно произнес: «Прежде всего, сегодня я очень горжусь своей командой…». Прозвучало патетически, но стрелки наших «пафосометров» остались в зоне комфорта. Эта нота не могла быть фальшивой, поскольку каждый из нас ощущал то же самое…
…За час до этого, сидя в самом жерле «Жерлана», я пораженно смотрел на зеленый прямоугольник, и не мог понять, каким образом команда, в которой нет ни одного сборника, а стартовый состав стоит любого крепкого игрока основы «Лиона», не просто удерживает нули на табло, но и пытается диктовать Гренье, Мальбранку и компании свои условия? Откуда у этой команды взялась такая коллективная техника? Как они лишают соперника контроля мяча, обмениваясь удобными передачами в одно касание? Когда появились эти элементы тотального прессинга? Где были наработаны столь четкие диагональная и прочие формы подстраховки?
Нет, разумеется, вооруженный взгляд мог найти и «минусы»: например, недостаточно быстрый переход из обороны при контратаках или ограниченное количество футболистов, способных решить эпизод в одиночку за счет дриблинга. Сказывалось отсутствие самого креативного из игроков «Черноморца» – Рьеры, схлопотавшего 5-матчевый дисквал, сорвавшись в концовке матча с ПСВ. Но все эти мелкие недостатки были ловко закомуфлированы общей стройностью игры, четкой стратегией и точностью используемых средств для достижения результата.
Набросками, проектами, эскизами все это просматривалось уже осенью, но, пожалуй, впервые, помножилось на уверенность в себе и выбранном пути, и игра одесситов смотрелась на редкость цельно и страстно. Может быть, у самого главного тренера есть на этот счет другое мнение, но за себя скажу твердо: это был лучший «Черноморец» Григорчука, который я видел и, пожалуй, лучший «Черноморец» со времен тренерского тандема Виктор Прокопенко – Семен Альтман. Я просто предвкушал увлекательные матчи «моряков» с «Динамо», «Днепром» и «Металлистом» в весенней части сезона. И суперинтригу в борьбе за медали премьер-лиги.
Увы, ни я, ни Григорчук, ни фотографировавшиеся за минуту до стартового свистка в Лионе парни в светлой выездной форме, ни по славной традиции встречавшие их в аэропорту фанаты не догадывались, что эта команда дает свою прощальную гастроль. И таким, как в тот вечер, «Черноморец» уже не будет. Никогда. Ніколи. Never…
ПРОЩАНИЕ С ПЕРВОЙ ПЯТЕРКОЙ
Накануне поединка во Франции местные журналисты клещами и пассатижами вытягивали из Григорчука и генерального директора клуба Сергея Керницкого мнения относительно накалившейся ситуации в их стране. Руководители деликатно молчали. Тогда местная пресса взялась за нас – украинских коллег. Девушка-переводчица, уроженка Западной Украины, назвавшая на предматчевой пресс-конференции «Черноморец» командой из Черн…игова, оттащила меня к микрофону радиожурналиста, долго выпытавшего: как относятся к политической ситуации сами футболисты одесского клуба. Что я мог ответить? Да, в паузе между матчами общался с Евгением Пастом и среди прочего спросил о том, приходится ли местным игрокам давать какие-то объяснения легионерам. На что получил ответ: «Они сами все видят, все понимают и лишних вопросов не задают».
Хотя вопросы у иностранцев были. Но задавались они не партнерам по команде, а руководству. И главный из них звучал не «Что будет с этой страной?», а «Когда возобновится чемпионат?». Но ответа не было. Да, и что мог ответить Керницкий, если турнир прервали, сроки переносов оставались неопределенными, а в УПЛ и ФФУ ничего конкретного на этот счет не говорили? Никаких гарантий легионерам в «Черноморце» дать не могли. Каждый из них решал за себя, и решение пятерых оказалось идентичным. Ничего удивительного: за последние два года они успели сдружиться. В Украине общались их жены, здесь зачинались и рождались их дети. И они хотели, чтобы их семьям ничего не угрожало. Так одесские болельщики потеряли пятерых из своих любимцев.
Профессор Фонтанельо. Человек, который снимал весь воздух в обеих штрафных площадках, обладал великолепным дальним пасом, умел забивать решающие голы и, словно рукой, забрасывать мячи в ворота со штрафных ударов.
Монументальный Бергер. Вытесанный, словно из камня, австриец с полуслова понимал своего аргентинского коллегу. Он был малозаметен, но чрезвычайно полезен и по-спортивному храбр. Если мяч летел на угловой в той ситуации, когда соперник видел его в воротах, не нужно было пересматривать замедленный повтор, чтобы понять: это нога Бергера вклинилась между форвардом и сеткой в самое последнее мгновение.
Неукротимый Сантана. Вверенная ему левая бровка пылала вечным огнем с первой до последней минуты. Даже с мячом он объезжал защитников, будто на мотороллере. К его ударной ноге можно было привязывать гирю. Сантана всегда улыбался, но тех, кто делал его злым, на поле больше не видели.
Гуттаперчевый Джа Джедже. Белозубый француз с африканскими корнями напоминал «нинзя-черепашку». Невысокий, но плотный он взмывал в воздух и в лучших традициях Майкла Джордана застывал там, как космонавт в невесомости. А потом наносил убойные удары головой и даже ногами, совершая акробатические кульбиты.
Романтик Рьера. Когда он брал мяч, время останавливалось, а мысль зачастую опережала действие. Так его учили играть в «Барселоне», где Сито рос вместе с Месси, Пике и Фабрегасом. Иногда его идей не понимали даже партнеры, но если испанец и другие находились на одной волне, случалось чудо…
У каждого из этих пятерых были предложения, но зарабатывать на них в Одессе не стали, поступив честно и благородно: отпустили с миром, поблагодарив за работу. А благодарить было за что. Эти пять человек определяли игру команды в обороне и в атаке. Заменить их сейчас крайне сложно/почти невозможно (нужное подчеркнуть). Да, в команде остались изрядно обрусевший (не ищите в корне этого слова политических мотивов) бразилец Лео Матос и почти забытый, измученный травмами но по-прежнему дико талантливый албанец Элис Бакай.
Теперь, когда трансферное окно уже закрыто, свое слово должна сказать молодежь. Скорее всего, в первом весеннем матче в составе «моряков» мы увидим весьма неожиданные фамилии. Можно понять чувства Григорчука и Керницкого, строивших коллектив своими руками и головой не один месяц. Теперь от него остались воспоминания и заложенные традиции, на которых будет держаться новая команда. Которой, чтобы сохранить свои позиции, придется биться, сцепив зубы.
В Одессе любят говорить: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи». В «Черноморце» последних лет эту поговорку изящно сократили: «Мы не так богаты, чтобы покупать…». Сегодня руководители «Черноморца» грустно улыбаются, когда читают в электронных СМИ, что бюджет их клуба составлял 30-40 млн евро. «За эти деньги, – говорит Керницкий, – мы бы играли в Лиге чемпионов, не опускаясь ниже второго места в чемпионате страны». На спекуляции злых языков, сулящих «морякам» сокращение бюджета, банкротство и исчезновение, в Одессе отвечают точно так же, как герой местного фольклора в одном из самых популярных анекдотов:
– Рабинович, как вы себя чувствуете?
– Не дождетесь!
12 березня 2014 09:35