Сьогодні 30 жовтня 2024 р.

Ковалец: «Деньги игроков не портят»

Глеб КОРНИЕНКО

Главный тренер молодежной сборной Украины Сергей Ковалец побеседовал о молодежи, сборной и обо всем сопутствующем.

«Хотелось бы так, как в Италии»

– Около года назад вы стали у руля молодежной сборной Украины. На первой пресс-конференции вы сказали, что первоочередная задача – слепить костяк. Как считаете, вам это удалось?
– Этот год был интенсивным, интересным и продуктивным. За 54 дня было просмотрено 52 футболиста. Представьте: мы виделись всего лишь 54 рабочих дня за год.
 
– И все же, удалось создать костяк?
– Очень важно было это сделать, несмотря на все проблемы: игроки часто выпадают из основных составов, некоторые никак не могут перешагнуть из юношеского футбола во взрослый. Могу сказать, что костяк однозначно есть, но ротация состава идет. Вспомните матч со Швейцарией – на поле вышло 11 футболистов-представителей 11 разных клубов.

– Через сборную прошло 52 кандидата. Сколько сейчас в поле зрения футболистов? Наверняка ведь кто-то отсеялся.
– Да, около того. Я не согласен с тем, что у нас нет талантливой молодежи – она есть, важно уметь правильно работать. Посмотрите, как, например, Сергей Болбат взлетел: недавно за Шахтер-3 выступал во второй лиге, а сейчас уже о нем говорят, как о восходящей звезде. В первой, второй лигах есть еще немало таких футболистов. Но мы ведь собираемся всего лишь шесть раз в году.

– Как собираться чаще?
– В Италии, например, принято проводить 12 сборов. Дополнительные сборы – так называемые, селекционные. Они проходят на территории страны, тренеры просматривают игроков.

– Почему бы не сделать так, как в Италии?
– Федерация сейчас занимается решением этого вопроса.

– Очень много игроков, с которыми вы начинали работу, в частности на прошлогоднем Кубке Содружества, сейчас в сборную не вызываются. Они вас разочаровали?
– Нет, никто не разочаровал.

– Совсем никто?
– Совершенно. Мне очень понравился настрой каждого из них. 

– В течение года двое молодых игроков, кандидатов в сборную – Виталий Иванко и Юрий Яковенко – уехали за границу. После этого они не вызываются в сборную. Почему? Проблема игровой практики?
– Хочу сказать, что это хорошо, когда футболисты уезжают заграницу. Добавил бы Калитвинцева, чешский чемпионат – очень хороший, интересный. Сам это прочувствовал, когда работал в Словакии. Насчет ребят, то у них идет период адаптации в новой стране. Мы с ними часто общаемся, они являются такими же кандидатами, как и все остальные.

– Многие удивляются, что вы вызываете в молодежку своего сына, который не всегда выходит в стартовом составе Шахтера-3...
– Кирилл является одним из 52-х футболистов-кандидатов в молодежную сборную Украины. У него есть такой же шанс, как и у всех остальных.

«Словацкий выучил за две недели»

– Тренеры особо не скрывают, что в клубе, по-простому говоря, интересней работать, чем в сборной. Понимаете, о чем хочу спросить?
– Понимаю. Не могу сказать, что мне в сборной менее интересно. Тут своя специфика и свои плюсы. Скажем, международные матчи. В клубе нужно пройти огромный путь, чтобы пробиться в ту же Лигу Европу, а тут ты изначально представляешь свою страну.

– Вас пригласили в сборную во многом благодаря тому, что имеете репутацию человека, умеющего работать с молодежью и украинцами?
– Да, можно сказать, что у меня такая репутация. Впрочем, в Словакии я ведь работал с иностранцами, а результат пришел: за короткий срок команда превратились из аутсайдера в крепкого середняка.

– Вы, кстати, один из немногих тренеров из Украины, которым удалось поработать в Европе. Принято считать, что на Запад отечественных специалистов не зовут по причине незнания языка. Вы владеете иностранными языками?
– Да, английским, чешским, словацким – они, правда, похожи. Английским не на самом высоком уровне: на среднем.

– Словацкий быстро выучили?
– За две недели. Первую пресс-конференцию уже давал на словацком.
 
– Вас после «Татрана» никуда на повышение в Европу не звали?
– Нет, но хотели там оставить. Правда, в клубе были проблемы, и, к сожалению, договориться нам не удалось.

«Восемь матчей за выходные»

– К бытовым вопросам: работа со сборной предполагает наличие большего свободного времени?
– Навскидку – больше времени не стало. Просто загруженность другая: больше ездишь по стране, больше футбола смотришь. Я бы даже с интересом посчитал, сколько матчей мы с тренерским штабом в сумме просмотрели. Свободное время, кстати, посвящаю более глубокому изучению английского языка.

– Ваш рекорд отсмотренных матчей за выходные?
– Мы смотрим матчи Премьер-лиги, дубля, U-19, первой и второй лиг. Четверг играет дубль – выезжаю, если не в Киеве, потом пятница, дальше выходные. За неделю – восемь матчей где-то. И это – только вживую.

– Чтобы вы отправились на матч второй лиги, там должен быть какой-то способный по отзывам юноша?
– У каждого тренера второй лиги, надеюсь, есть мой номер телефона. Если появляется какой-то одаренный парень – мы едем смотреть.

 

– Кстати, как можете объяснить то, что вы вызываете больше игроков из дублей команд Премьер-лиги, чем ребят из первой? Не секрет ведь, что турнир дублеров послабее будет.
– Тут нет тенденции. У нас немного тех, кто играет исключительно за дубль. Тот же Руслан Бабенко – да, он не проходит в основу Днепра, но у него имеется колоссальный опыт международных матчей. За сборные разных возрастов он выходил на поле 75 раз!

– И все же, что вы советуете футболистам: играть за дубль или соглашаться на первую лигу?
– Конечно, первая лига лучше. Такие игроки, как Бабенко, Нойок, уже переросли уровень дублей: надо уходить либо в первую, либо в команды, которые ведут борьбу за выживание в Премьер-лиге; конечно, только в том случае, если в основу своих команд они не попадают.

«Молодежи не хватает дворового футбола»

– В клубе все команды – начиная от детских и заканчивая главной – должны работать по одной схеме, по одному стилю игры. Для сборной такое обязательно?
– А вы как думаете?

– Мое личное мнение: необязательно. Если в клубе, который ориентируется на собственных воспитанников или частично их привлекает, без этого никуда. В сборных, мне представляется, все должен решать тренер.
– А как же Испания? 

– Да, у испанцев есть свой стиль во всех возрастах, но...
– А Италия? Тоже есть единая система. В Италии за все сборные юношеские отвечает Арриго Сакки. У них есть шесть базовых упражнений, которые, начиная от U-15 и заканчивая национальной сборной, выполняются и отшлифовываются в обязательном порядке. Что касается испанцев, ведь титулы на всех уровнях выигрывают, а переход их игроков в сборные получается не таким болезненным.

– Что это за упражнения?
– Переход из обороны в атаку, из атаки в оборону, перестроение в линию мяча. Это все необходимо, чтобы футболисты легко переходили и вливались в новые команды.

– Если вы считаете, что это необходимо, то в чем проблема ввести подобную системность?
– Хочу поблагодарить Михаила Ивановича Фоменко: мы с ним на эту тему немало общались, и он поддерживает эту идею.

– Часто с главным тренером сборной общаетесь?
– Да, он может посоветовать по моей команде, высказать свое виденье. Также говорим о тех, кто может пойти на повышение.

– Тренер сборной U-18 Александр Головко жаловался, что сборников часто приходится учить элементарным вещам. Ваши подопечные к 20 годам уже успели усвоить все азы?
– Всякое бывает. Хотя, конечно же, в 20 лет футболисты уже должны знать все необходимое: в конце концов, многие из них обучались в клубных академиях, прошли немало ступенек... Вообще, как мне кажется, этим ребятам не хватает дворового футбола, дворовой закалки. Плеяда выдающихся советских футболистов шлифовала дриблинг, технику именно на дворовых площадках. Сейчас этого нет. Еще, считаю, молодым игрокам не хватает общения с тренерами, совета, поддержки. Почитаешь интервью: вопрос – «С вами тренер общался?», и ответ – «Нет, сразу в дубль отправил».

– Вам за три дня удается побеседовать с 23 футболистами?
– Да. С каждым говорю тет-а-тет. Не только о ближайшей игре: о мечтах, об амбициях.

– Сильно ли отличаются воспитанники Динамо от воспитанников Шахтера по стилю игру?
– Не очень. Вообще, заметно, что там, где работают иностранные специалисты, футболисты прививается стиль игры, основанный на контроле мяча. Это же я хочу видеть и в сборной: надо шагать в ногу с современным футболом. К тому же есть такое отличие: игроки, которые представляют клубы-аутсайдеры, естественно, привыкли больше играть от защиты. В Металлисте, Шахтере иная философия: ребята привыкли держать игру под контролем.

«Деньги игроков не портят»

– Футболисты нередко называют вас тренером-демократом. Вы – демократ?
– Начну издалека: в свое время днепропетровский Днепр возглавил немец Бернд Штанге. Он тут же у нас спросил: ребята, а где ваши жены, дети, родители? Мы: «У нас так не принято». Он сказал, что они должны хоть иногда видеть, как мы зарабатываем деньги. Он нам доверял, он пытался объединить нас в одну семью. Впрочем, это никак не мешает правилам, о которых мы договариваемся изначально.

– Зачем футболисту на базе присутствие семьи? Если ты работаешь бухгалтером, то жена не приходит и не смотрит, как идет работа.
– Обычный бытовой пример. Тренировка закончилась, игроку необязательно впопыхах собираться, ехать домой – все рядом. Ребенка накормили, можно погулять по свежему воздуху. Здорово! Так формируется доверие и создается атмосфера в команде. В Днепре мы знали, что тренер нам доверяет. Например, был такой случай: где-то собрались, скажем так, режим чуть-чуть нарушить, но в итоге все же передумали.

– Почему?
– Не хотели подвести человека, который нам доверяет. Или что, надо матом орать, обзывать? Я с Лобановским два года проработал: ни разу не слышал, чтобы он на кого-то орал. Когда Валерий Васильевич говорил шепотом, этого было достаточно, чтобы мы поняли – он недоволен.

– Практика сборов семейного типа в сборной нереальна? Все же все с разных концов страны.
– Почему же? Вполне реально. Приезжают и из других городов. Мы сразу сказали футболистам об этом. Если есть время, приезжают родители, друзья – мы общаемся.

– Какое место в вашей демократии занимает дисциплина?
– Всегда удивляюсь, когда говорят, мол, вот этот тренер по-доброму относится к своим игрокам – значит, дисциплины у него нет. Это все не так. Дисциплина и равноправие всех игроков между собой – основополагающие вещи.

– У вас бывали случаи, когда игроки подводили вас, не оправдывали ваше доверие?
– Сколько я работаю – таких моментов не было.

– Ни разу?
– Нюансы были. Могу вспомнить интересный случай в Словакии. Там есть традиции перед стартом сезона отмечать приход новых игроков. Так вот, традиция была соблюдена и, знаю, режим соблюдали не все. Я не стал ничего говорить, потому что участвовали все. Как и Лобановский – ему говорили: «Ваши ребята в ресторане». Он в ответ: «Все? А, ну, если все, то все нормально». Важно, чтобы была команда. Надо знать время, когда отдыхать, а когда работать. Отдыхать надо уметь.

– Не всегда бывает дружный коллектив: все никогда не смогут общаться со всеми.
– Архиважна идея, которая объединяет всех. Понятно, что дружить со всеми невозможно.

– Нынешняя молодежь сильно отличается от вашего поколения?
– Другие реалии были. Сейчас нет такой гордости за страну, которая была у нас. Что бы там ни говорили, а это нужно, хотя понимаю, что молодой стране необходимо время для становления.

– Вы согласны, что многие молодые игроки теряются из-за завышенных зарплат: притупляется мотивация?
– Нет, не согласен. В СССР тоже немалый процент не переходил из юношеского футбола во взрослый. Точно также теряются и в других странах. В Италии, Испании процент несостоявшихся игроков не меньше. Нет, тут дело не только в деньгах.

«Ходили в театры, церкви, на экскурсии»

– Недавно читал любопытное интервью Владислава Радимова, который сейчас тренирует дублеров питерского Зенита. Тезис №1: его расстраивает интеллект молодых игроков. Он в шоке, когда его подопечные пишут слово «самолет» как «сомалет».
– Чем выше интеллект футболиста – тем выше его уровень на поле. Впрочем, я не считаю, что надо так критиковать ребят: почему бы не взять билеты в театр и пойти с ними? Посмотреть хороший фильм вместе? Может быть, это тяжелее, чем просто рассказывать, какие все глупые и только о деньгах думающие...

– Какие фильмы вы посоветуете юным футболистам?
– «Цена победы», например. Хорошее кино о спорте, об отношениях между игроками и тренером. Недавно вышел фильм «Легенда 17» – тоже очень полезный, воспитывает патриотизм. Смотрели коллективно.

– Каким образом вы брались за развитие своих подопечных?
– Ходили в театр, в кинотеатры, в церкви. У нас бывает выходной день: ездили в обзорную экскурсию по Киеву, по Санкт-Петербургу. Точно так же в Чехии и в Италии, где мы бывали.

– Вас раздражает то, что футболисты постоянно играют на приставках? Радимова очень напрягает.
– Мне кажется, что не надо это запрещать. У них ведь есть свое свободное время. Посоветовать что-то другое – обязательно.  А тут уже вопрос интеллекта: кто уже как поймет...

– Последний тезис о дворовом футболе. Радимов, как и вы, сожалеет о том, что игроки живут футболом только на время тренировки. Из ваших подопечных кто-то играет во дворе?
– Вот как раз, когда шел на интервью, позвонил Женя Неплях, поздравлял с праздниками. Говорит, что он с Бабенко и другими футболистами на базе Днепра собрались, играют в футбол.

– Вы в 22 года играли во дворе?
– Конечно. И сейчас играю. Правда, я уже сам любитель (улыбается).

«Поздравляю всех болельщиков и любителей футбола с прошедшими новогодними праздниками!» – напоследок добавил Ковалец. 

13 січня 2014 13:00







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

ЧЄ-2025 (U21). Сербія – Україна. Повний матч

 

15 жовтня 2024 20:00

LIVE! ЧЄ-2025 (U21). Англія – Україна

 

11 жовтня 2024 09:00

Українська молодіжка: вісім перемог із восьми. Коментарі після гри з Північною Ірландією

 

12 вересня 2024 22:16