Денисов: «Пришлось отказаться от многих идей»

Директор телеканалов «Футбол 1» / «Футбол 2» Александр Денисов рассказал, почему отказались от Бундеслиги, как война повлияла на рейтинги и зачем нужен единый пул.
– Вы довольны наполнением каналов?
– Как говорят тренеры, мы прекрасно укомплектованы. Для нашего зрителя мы собрали все, что он хочет, и даже больше. Например, британский Sky Sports не имеет такого объема футбольных лицензий, как мы.
Раньше о таком можно было только мечтать. Хотя теперь наши зрители уже привыкли, что на каналах «Футбол 1» / «Футбол 2» можно посмотреть все. А ведь еще шесть лет назад футбольного телевидения в Украине не было как такового.
– Почему отказались от немецкой Бундеслиги?
– Если взять дневную сетку выходного дня, то первым номером показа идет украинская Премьер-лига. Затем чемпионат Англии, который является топовым во всем мире. К сожалению, таймслоты этих лиг накладывались на время показа матчей Бундеслиги.
То есть мы обладаем правами на достаточно большой пакет матчей, а показать можем только пятничный вечерний матч, в котором играет, например, «Фрайбург». Зрителей же интересует «Бавария», дортмундская «Боруссия», «Шальке», «Вердер». Получается, что деньги мы платим, а показать ничего не можем. Поэтому приняли решение отказаться от турнира.
Посмотрим, что будет в следующем сезоне. Знаю, что в показе Бундеслиги заинтересован канал Eurosport, который обладает панъевропейскими правами. Он частично представлен в кабельных сетях.
Что касается «Вердера» и Виктора Скрипника, то стараемся черпать информацию из информагентств. Связываемся с ним по телефону в рамках программы «Футбол NEWS». Он позитивный человек и легко идет на контакт. Мы внимательно следим за его успехами.
От чемпионата Франции отказались по тем же причинам, что и от Бундеслиги. Лига 1 не смогла конкурировать в вечерних таймслотах с чемпионатами Испании и Италии. Болельщики, мягко говоря, нас не поймут, если мы предложим им поединок французских команд вместо «Барселоны».
– Какой чемпионат смотрят лучше всего?
– Украинская Премьер-лига вне конкурса. Во всем мире национальные лиги смотрят больше всего. На втором месте английская Премьер-лига. Показатели чемпионата Англии где-то даже идентичны украинскому чемпионату. На третьей позиции – испанская Ла Лига. Там есть такие бренды, как «Барселона», «Реал» и «Атлетико». Далее можно было бы назвать Бундеслигу.
Пятое место за итальянской Серией А, которая очень сильно упала в рейтингах. Мы были заинтересованы в том, чтобы Евгений Коноплянка перешел в «Рому». Это бы повысило рейтинги каналов. Украинец, который играет в Италии, драйвил бы процесс просмотра.
– «Футбол 1» / «Футбол 2» стали эксклюзивными трансляторами Лиги чемпионов и Лиги Европы на 2015-2018 гг. Планируете делиться сублицензией с другими каналами?
Мы приобретали эксклюзивный пакет прав не для того, чтобы в последствии делиться сублицензией. «Як не з'їм, то понадкушую» – не про нас. Мы, являясь эксклюзивным вещателем данных турниров в Украине, готовы технически осуществить и произвести трансляции максимального колличества матчей как в Лиге чемпионов, так и в Лиге Европы. Этот контент является движущей силой для нашей платной дистрибуции. У нас единственная в Украине модель платных каналов, которые монетизируются не за счет прямой рекламы, а за счет платной дистрибуции. Мы понимаем, что это правильный путь. Так работает спортивное телевидение во всем мире.
Прямая реклама – это статья дохода эфирных и национальных каналов. Мы, работая только в кабельной сети, не можем собрать необходимый объем прямой рекламы, которая позволит покрыть наши расходы. Наши телеканалы распространяются через кабель, спутник и динамично развивающееся направление IPTV, так мы накапливаем доходы, которые в будущем позволят нам выйти на самоокупаемость..
– Вы оставили стоимость подписки на телеканалы на уровне 2014 года. Почему?
– Для кабельных операторов установлена цена 25 центов в гривневом эквиваленте за два канала в месяц. При этом, с учетом базы абонентов провайдера, применяется система скидок и цена может быть уменьшена еще на 40%. В итоге, получается совсем небольшая сумма и, применительно к любимому напитку футбольных фанатов, стоимость каналов в месяц составляет меньше стоимости бутылки пива.
С точки зрения экономических факторов часть кабельных операторов просит оставить им цену в гривне прошлого года. Но мы выставляем цену в валюте по одной простой причине: все наши контракты с УЕФА и другими национальными чемпионатами – в евро. Мы подписывали их, когда курс был еще 10-12 гривен.
Сейчас мы в гривневом эквиваленте эту сумму должны аккумулировать и переводить в валюту, чтобы заплатить нашим иностранным контрагентам.
Если мы будем делать по-другому, то наш зритель потеряет контент, который он так любит и смотрит. А нас ждет судьба спортивных каналов, которые завершили свое существование на телевизионном рынке Украины.
– Сколько надо платить зрителю, чтобы канал «вышел в ноль» или стал прибыльным?
– Если бы не военные действия в нашей стране, мы планировали к 2017 году выйти на самоокупаемость. Сейчас же вообще трудно что-то планировать. Даже с точки зрения стоимости оплаты.
Ранее мы говорили о долларе за два канала, но тогда он стоил 8 гривен. Человек, который любит футбол, мог себе это позволить. Сейчас доллар стоит больше 20 гривен.
Ситуация очень сложная, но наши приоритеты на 2015 год – сохранить контент, рабочие места и строго выполнять наши финансовые обязательства перед иностранными партнерами.
– Как экономический кризис повлиял на бюджет каналов?
Нам пришлось отказаться от многих идей: реализации выездных студий, новых программ, маркетинговых активностей. Приоритет – это лицензии и наши финансовые обязательства по международным контрактам, которые мы должны выполнять, что бы в стране не происходило.
Что касается других расходов, то у нас принцип такой, как и у любого другого канала или издания в нынешнее время: все, без чего структура может прожить, срезается. В нашем случае, многие статьи расходов были снижены на 30-40 %.
– Собственного производства станет меньше?
– Вопрос не в том, что нам утвердили бюджет и его надо освоить. Нам нужно провести этот год так, чтобы потратить еще меньше, чем заложено в бюджете. Собственно, в этом и проявляется эффективность менеджмента. Любой кризис полезен с точки зрения эффективности команды, которая работает над тем, чтобы оптимизировать затраты и при этом не снижать качество продукта, который получает зритель.
– Война снизила интерес к футболу?
– Да. Индикатором для нас был Кубок мира в Бразилии. Этот турнир проходил за пределами Европы и без сборной Украины, как и африканский мундиаль. Если посмотреть на показатели каналов в 2010 году и 2014-м, то получается, что мы в два раза потеряли футбольные рейтинги.
Еще один показатель – матчи сборной Украины в отборе на Евро-2016. Национальную команду также стали смотреть меньше. Но не потому, что сборная стала не интересной. Люди сейчас больше следят за политическими новостями, а тем, кто находится в зоне боевых действий, теперь не до футбола вообще.
– В Украине уже давно перестали говорить о едином телевизионном пуле. Он нужен?
– Если говорить о зрителе, то для него большой разницы нет. Главное, что все матчи идут в прямом эфире.
Для нас, футбольного телевиденья, важно, чтобы был единый пул. Сейчас это полупродукт с разной графикой, отсутствием утвержденных стандартов показа и другими вещами, что не позволяет украинскую Премьер-лигу сформировать в единый продукт и предложить его не только украинским, но и иностранным зрителям. А продажа чемпионата Украины за рубеж может в будущем стать весомой статьей дохода для украинских клубов.
В том числе это популяризация нашего футбола за рубежом. Чем больше иностранных футболистов, тренеров, функционеров будут видеть нашу Премьер-лигу в международных обзорах, тем лучше. Но на сегодняшний день так политически сложилось, что у нас есть два пула. Сколько так будет продолжаться, сейчас вообще трудно говорить. Мы понимаем, что подобные решения ФФУ должна принимать консолидировано с владельцами клубов, для которых футбол сегодня отошел на задний план.
Если будет единый пул, тогда можно сделать полноценный обзор тура. Сейчас он выглядит следующим образом: мы обмениваемся трансляциями с нашими коллегами (канал 2+2) и в рамках воскресных программ «Футбол LIVE» и «Великий Футбол» показываем все фрагменты матчей.
– Возможно появление канала «Футбол 3»?
– Мы даже планировали запустить спортивный канал. Но путем рыночных исследований мы пришли к выводу, что это будет не больше, чем дополнение, которое самостоятельно существовать не может. Все равно он будет продаваться в связке с футбольными каналами. То есть, это дополнительные расходы, которые не несут в себе большого коммерческого смысла.
Планируете транслировать нефутбольные соревнования, которые могут иметь высокие рейтинги?
Когда запускали каналы, то четко понимали, что идем в один вид спорта. С другой стороны, Украина по своей спортивной ментальности похожа на Испанию. Ни один вид спорта не сравнится по востребованности и рейтингам с футболом. Для украинцев футбол – это спорт №1. Можно еще говорить о боксе, но те поединки с участием украинских спортсменов, которые пользуются повышенным спросом, являются эпизодическими событиями.
Без чего украинец не может жить – это без футбола.
– Кроме футбола, интересуетесь еще каким-то видом спорта?
– Для меня за пределами футбола в событиях в других видах спорта полный вакуум. Мне бы здесь успеть ухватить какую-то информацию в перерывах между принятием бюджета и закупкой контента. Для журналистики остается минимум времени.
Сейчас объединяю две профессии – журналиста и менеджера. На бильярд, сауну и гольф не хватает времени. Но мне грех жаловаться. У меня есть любимая работа. Мы сделали футбольное телевидение высокого уровня. Это отмечают не только в Украине, но и в Европе.
– В интервью пятилетней давности вы говорили о мечте купить права на показ английской Премьер-лиги. О чем мечтаете сейчас?
– Чтобы в Украине как можно быстрее наступил мир и перестали гибнуть люди. Сейчас об этом я мечтаю больше всего. Некоторое время назад я бы назвал другую мечту.
15 лютого 2015 17:40