Ткаченко. Луганская легенда
В преддверии матча «Заря» – «Динамо», в котором хозяевам придется постараться, чтобы уберечь свои ворота в неприкосновенности, вспоминаем одного из лучших голкиперов в истории луганского клуба Александра Ткаченко.
Существует мнение, что сильный вратарь не тот, кто берет свои мячи или может в одиночку вытянуть матч. Главное для голкипера – организовать работу обороны таким образом, чтобы и защита работала исправно, и самому стражу ворот не приходилось совершать подвиг за подвигом. Такой вратарь может быть не слишком ярким, не слишком заметным. Зато очень заметной и болезненной становится его потеря. Например, ворошиловоградская, а потом уже луганская «Заря» с огромным трудом переживала уход своего голкипера Александра Ткаченко. Александр Николаевич трижды уходил и трижды возвращался в ворота «Зари». Свой последний матч он сыграл, перешагнув сорокалетний рубеж.
Не слишком высокий – метр восемьдесят, но очень прыгучий и подвижный, хорошо читающий игру Ткаченко на момент прихода в «Зенит» был известной личностью в советском футболе. Выигрывал чемпионат Союза в составе «Зари», играл в сборной СССР (не важно, что в турне по Южной Америке отправилась переодетая в красные футболки «Заря» – на тот момент чемпион страны) и вообще один из самых авторитетных голкиперов союзного первенства. В 1978 году Александр Николаевич вдруг оказался не нужен клубу, ставшему родным. Вообще-то Ткаченко родом из Купянска, но как вратарь состоялся именно в Ворошиловграде, где и играл вплоть до конца сезона-78. «Заря» в том голу заняла девятое место, но тренер Юрий Захаров остался недоволен игрой 31-летнего ветерана, пропустившего 34 мяча в 23 встречах. Вот и «ушли» Ткаченко.
Все это было более чем странно и несправедливо. Ибо с Александром Ткаченко были связаны самые славные страницы в истории «Зари», прежде всего чемпионство 1972 года. Впервые команда из областного центра стала победителем союзного первенства. Спортсмен, преданный клубу, человек, едва не отдавший жизнь за «Зарю» в прямом смысле этого слова и вдруг не нужен.
«Дату своей клинической смерти я запомнил. Мне было 24 года. 13 августа 1971 года «Заря» играла с... «Зенитом». Тот матч действительно мог оказаться для меня последним. Был обычный игровой эпизод. Сейчас вратари прыгают ногами вперед, а 40 лет назад при прыжке впереди обычно были руки и голова. На сближение со мной мчался Поляков. Я первым успел к мячу, забрал его под себя, а Поляков не успел затормозить и по инерции ударил меня бутсой в висок. Пришел в себя только ночью в больнице. Не то что встать - двигаться не мог. Без движения пролежал 60 дней. Затем учился заново ходить. Затем прыгать. Но это уже было позже. А в больнице не мог встать - голова сразу начинала сильно кружиться. Врачи сработали профессионально. После удара в висок у меня случилась клиническая смерть. Но доктора не растерялись - прямо за воротами сделали электрошок и прямой массаж сердца, укололи в сердечную мышцу, на «скорой помощи» отвезли в больницу. Оперировавшая меня врач Казанцева, когда я очнулся, сказала: «Все, Сашенька, на поле ты больше никак не попадешь». Но я этому не поверил. Хотел вновь вернуться в футбол. Начал тренироваться - через боль, через не могу. И ровно через год вновь вышел на зеленый газон в футболке «Зари».
То чемпионство вызвало не только восторг – скромная команда смогла оставить позади грандов, но и зависть, и раздражение. Победу «Зари» стали принижать, тренера Германа Зонина упрекали во всем, а курировавший клуб первый секретарь обкома Владимир Шевченко и вовсе лишился своей должности. Но «Заря» вписала свое короткое имя в историю, а ее голкипер занял место в числе лучших вратарей страны.
Летом 1972 года сборная СССР отправилась в турне по Южной Америке. Почти вся команда была составлена из игроков «Зари». Александр Ткаченко провел все три матча – два полностью, в одном был заменен одноклубником Михаилом Форкашем. Матч против сборной Уругвая, - обидчиком нашей команды на чемпионате мира 1970 года, Александр Николаевич считает лучшим в своей карьере.
«Заря» оказалась калифом на час. Но Ткаченко не сдал своих позиций. По-прежнему был надежен и уверен в себе. Тем обиднее выглядела опала еще не старого вратаря. О расставание с Ткаченко вскоре пожалели. Ставка на Николая Князева себя не оправдала. «Заря» пропустила больше всех в чемпионата-79 и вылетела из высшей лиги.
Всего два сезона – сущую малость по футбольным меркам, провел Александр Ткаченко в «Зените», зато какую память оставил. Первая бронза ленинградцев была завоевана при непосредственном участии. Опытнейший Ткаченко стал одним из героев бронзового сезона-80. Спокойный, рассудительный, знающий, когда прыгнуть, а когда просто сделать шаг и протянуть руку Александр Николаевич обезопасил тылы зенитовцев и позволил им смелее играть в атаке. Легко атаковать и забивать, если знаешь, что за спиной у тебя бывалый мастер, уже побеждавший в чемпионате страны.
В восьмидесятом году Ткаченко отыграл на Кубок в групповом турнире, после чего получил травму. «Зенит» начал чемпионат с Михаилом Квернадзе. Ткаченко вернулся в седьмом туре, в матче с «Кубанью». Отыграл на ноль (2:0). В следующей встрече – в Тбилиси – в воротах «Зенита» побывало пять мячей. Давид Кипиани устроил бенефис. Ткаченко в той игре не подвел, но и не выручил.
Но эта встреча стала по сути единственной неудачной для Александра Николаевича в бронзовом сезоне. Вратарь ленинградцев своей блестящей игрой вытянул несколько матчей, предотвратив наметившийся было спад. Летом «Зенит» набрал хороший ход, позволивший ему осуществить давнюю мечту ленинградских болельщиков – медали союзного чемпионата. Даже в таком веселом матче, как с «Араратом» (5:3) именно игра голкипера «Зенита» не позволила встрече стать еще более результативной.
Александр использовал и свой огромный опыт, и столь же громадный авторитет, а иной раз прибегал к хитростям. Например, в московском матче со «Спартаком» мяч после удара Юрия Гаврилова пересек линию ворот. Судья Мирослав Ступар уже показал на центр, но арбитра явно ввела в заблуждение реакция зенитовского вратаря. Ткаченко совершенно спокойно выбил мяч в поле и сделал вид, что ничего не произошло. Просто удар в штангу и все. Никаких протестов, никакого волнения со стороны Александра. Само хладнокровие. И Ступар изменил свое решение. Гол засчитан не был, а та игра завершилась вничью 1:1.
«Зенит» – бронзовый призер. В Ленинграде – праздник. Но сам Александр Николаевич, которому в январе 1981 года исполнилось 34 года, решил закончить карьеру и вернуться в Ворошиловград. Причин тому было несколько. И главная состояла в том, что ворошиловградцы решили всеми правдами и неправдами вернуть ветерана. Семья Александра Николаевича осталась на Украине, жена с ребенком не смогли привыкнуть к своеобразному ленинградскому климату.
«Дошло до смешного - в ход пошли грязные приемы. Грозили выгнать жену с работы - супруга осталась трудиться в Ворошиловграде. Попутно забрать квартиру обещали - в Ленинграде я жил в служебной (по советским законам мог получить квартиру в Ленинграде только в том случае, если бы сдал квартиру в Ворошиловграде). Я разводил руками - в 32 года был списан со счетов, а к 34 годам внезапно резко помолодел и стал нужен своей родной команде. Пришлось возвращаться домой».
Вероятно, можно было удержать Александра Николаевича, но Морозов посчитал, что Михаил Бирюков и Владимир Николаев смогут заменить ветерана. И просчитался. Бронзовый призер стремительно покатился вниз. Вроде бы и защитники те же самые, а оборона дырявая. «Зенит» закончил чемпионат на 15-м месте. Николаев так и не заиграл, а Бирюкову, прежде чем стать бесспорным первым номером ленинградцев пришлось набить немало шишек.
«Мишка - хороший парень. Я ему помогал в «Зените» - советом и так далее. Рад, что после моего ухода из команды у него все получилось, - застолбил место в воротах «Зенита» на целое десятилетие».
В «Заре» Александр Николаевич стал тренером вратарей, а вскоре возобновил карьеру. Так и играл в «Заре» до сорока лет (с перерывом). Уходил и возвращался, когда луганчанам становилось невмоготу без своей легенды. И не только пропускал и не пропускал (147 сухих матчей в зачет клуба имени Льва Яшина), но и нередко огорчал коллег-вратарей ударами с 11-метровой отметки – на счету Ткаченко 12 голов.. Несмотря на старания своего легендарного голкипера, «Заря» балансировала между первой и второй лигами и даже не помышляла о высшей. Завершив карьеру, Александр Николаевич стал тренером вратарей. Работал у себя в «Заре», а так же в «Торпедо-Металлурге» и калининградской «Балтике». Сейчас живет в ставшем родным Луганске, интересуется судьбой родной «Зари», которая так и не поднялась до уровня команды Александра Ткаченко.
3 листопада 2013 07:10